В своей работе автор рассматривает этническую толерантность как один из аспектов толерантности. Этническая толерантность - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Известно, что установки, закрепившиеся в юности, с большим трудом меняются в зрелом возрасте, сформировавшиеся в ходе социализации подростка этнические предпочтения, ориентации будут влиять на его сознание, поведение на протяжении всей его жизни и на то, как он, в свою очередь, будет воспитывать своих детей. Иными словами, этнические ориентации нынешних подростков – это ориентации взрослых людей в ХХI веке и последующих за ними поколений.
Вложение | Размер |
---|---|
etnicheskaya_tolerantnost._laptander_a.rar | 1.57 МБ |
XI районная (очно-заочная) научно-исследовательская конференция учащихся общеобразовательных учреждений Ямальского района
«Мы выбираем жизнь!»
Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,
Ямальский район, с. Панаевск
ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ЧЕРТА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
Автор: Лаптандер Анна Олеговна
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа интернат «Панаевская школа-
интернат среднего (полного) общего образования»,
9б класс
Научный руководитель:
Лукоянова Наталья Георгиевна,
педагог-психолог МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
с. Панаевск, 2014 г
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы формирования
этнической толерантности у современных подростков.
1.1. Этническая толерантность: понятие, содержание………...............................5
1.2. Поликультурное пространство школы
как условие развития этнической толерантности подростков…………………….6
Глава II. Эмпирическое исследование
по изучению этнической толерантности подростков.
2.1. Характеристика базы исследования……………………………………………..7
2.2. Результаты исследования и их интерпретация…………………………………8
Список литературы……………………………………………………………………...11
Иллюстрации
Этническая толерантность как черта личности современного подростка
Лаптандер Анна Олеговна
Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
с. Панаевск
Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат
«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
9б класс
Введение
В последнее десятилетие во многих городах России произошли существенные изменения этносоциальной ситуации: повысилось число иностранных граждан, приезжающих на работу или учебу, увеличился приток трудовых мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, отмечается повышенная чувствительность к лицам других национальностей, этническая нетерпимость и ксенофобия. В данной обстановке становится очевидной проблема построения позитивных отношений с представителями других национальностей, взаимодействия на основе толерантности, понимания, уважения их взглядов, мнений, традиций.
В начале 2012 года Президент России В.В. Путин опубликовал статью «Россия: национальный вопрос», в которой отмечает, что «для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Реальность сегодняшнего дня - рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Одним из главных условий развития нашей страны является гражданское и межнациональное согласие».
Одна из самых острых тем, которую в своём ежегодном Докладе поднимал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, - межнациональные отношения. Из обращения Д.Кобылкина: «У коренных северян есть пословица: «Дружба народов – сильнее бури, ярче солнца». Думаю, это вековая мудрость относится ко всем народам, проживающим на Ямале. Успех будет зависеть от того, сможем ли мы объединиться». В этой связи губернатор объявил 2014 год на Ямале Годом гражданского единства.[1]
Осмысление круга вопросов, связанных с формированием толерантности у подростков как жизненной стратегии очень важно, так как именно подростковый возраст является наиболее сензитивным к усвоению социально значимых ценностей. Подросток активно включается во взрослую жизнь, ищет в ней свое место, и направленность его личности зависит от того, как он будет относиться к себе и другим в этом мире.
Актуальность исследования обусловлена ещё и тем, что толерантность – это базовая гражданская ценность. Только толерантный человек сумеет решить проблемы нетерпимости в окружающем мире, при этом, не нарушая прав других людей и оставаясь полноценной личностью.
Объект исследования: этническая толерантность обучающихся 9-х классов МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Предмет исследования: особенности формирования этнической толерантности обучающихся 9-х классов МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Цель исследования: выявление условий формирования личности обучающихся 9-х классов МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» в сфере этнической толерантности.
Задачи:
Гипотеза исследования: предполагается, что этническая толерантность является чертой личности современных подростков.
Методы исследования: анализ источников информации по данной проблеме, опрос обучающихся 9-х классов Панаевской школы-интерната.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами при организации воспитательного процесса в школе-интернате.
Глава I. Теоретические основы формирования
этнической толерантности у современных подростков
1.1. Этническая толерантность: понятие, содержание.
В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровнях. При этом в мире нередки случаи конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. Подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жестокостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.[2]
Почему? Наверное, следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой и часто противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По- прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении.
Так что же такое толерантность? В краткой энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам[3]. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций. Я считаю, что толерантность необходима для позитивного общения с людьми.
Сама идея толерантности имеет давнюю историю и восходит к истории философской мысли. Она возникла в глубокой античности как одно из средств решения проблем, связанных с отношением к религиозным меньшинствам. Древнегреческие философы Гераклит, Эпикур, Геродот считали, что войны и их последствия вынудят, в конечном счете, людей жить в мире. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущество мира, согласия и братства между людьми.[3]
Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:
Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденная ЮНЕСКО. 16 ноября - Международный день толерантности.
Этническая толерантность является одним из аспектов толерантности.
Этническая толерантность - способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям идеям, верованиям и т. д.
Внешне этническая толерантность отражается в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные (неприятные) воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей.
Вывод: Этническая толерантность проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, сопровождается психологической напряженностью, т. к. вхождение личности в новую этническую среду и взаимодействие с представителями других народов часто представляет для нее определенные трудности.
1.2. Поликультурное пространство школы
как условие развития этнической толерантности подростков.
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религии. Так, например, в Ямало-Ненецком округе по данным переписи населения 2010 года проживают представители различных национальностей (Иллюстрация I).
Этническая толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа. [5]
Практически любая школа города или села поликультурна, в детских коллективах обучаются дети разных национальностей. Так, например, в нашей школе обучается 433 школьника, из них: ненцы-375 человек, ханты-21, русские-18, татары – 8, марийцы – 5, украинцы -3, киргизы -2, карачаевцы -1, башкиры – 1.
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Воспитание культуры толерантности, на мой взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". В нашей школе проводятся различные воспитательные мероприятия по развитию толерантности у школьников.
Известно, что установки, закрепившиеся в юности, с большим трудом меняются в зрелом возрасте, сформировавшиеся в ходе социализации подростка этнические предпочтения, ориентации будут влиять на его сознание, поведение на протяжении всей его жизни и на то, как он, в свою очередь, будет воспитывать своих детей. Иными словами, этнические ориентации нынешних подростков – это ориентации взрослых людей в ХХI веке и последующих за ними поколений.[6]
Школа играет немаловажную роль в формировании этнической толерантности обучающихся.
Вывод: Воспитание толерантности – сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России. Вся система учебно-воспитательной работы в школе, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Поликультурное пространство школы решает следующие задачи:
Глава II. Эмпирическое исследование
по изучению этнической толерантности подростков
2.1. Характеристика базы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» в феврале 2014 года среди обучающихся 9 классов. В исследовании приняло участие 29 человек. Исследование проведено по методике Г.У. Солдатовой, О.А. Кравцовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой «Индекс толерантности» (Иллюстрация II).
Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности – интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.[7]
2.2. Результаты исследования и их интерпретация
Результаты эмпирического исследования представлены в таблицах и диаграммах (Иллюстрация III).
Нами были получены следующие количественные и качественные результаты:
Нами выявлены следующие особенности толерантности обучающихся:
На основании вышеизложенного мы делаем вывод о том, что толерантность обучающихся ситуативна. Подростки чаще всего используют собственные установки и определения в построении взаимоотношений с представителями других национальностей, но при этом они сохраняют ориентацию на мнение родителей и, в большей степени, сверстников. В подростковом возрасте в оценке как своей, так и чужой этнических групп присутствует уже ориентация не только на мнение своего окружения, но и на собственные знания и представления. Более того, подростки в целом готовы расширять свои знания о национальном окружении и национальных особенностях.
Мы считаем, что уровень сформированности этнической толерантности гораздо выше в том случае, если сам подросток вовлечён в проблематику отношений, прочувствовал и пережил ситуации, прямо или косвенно наталкивающие его на размышления о необходимости толерантного отношения к окружающим людям. В связи с этим, проблему формирования и укрепления толерантности подростков можно решить средствами психологической коррекции и развития в форме эффективного тренинга формирования толерантного поведения. Нами была разработана программа тренинговых занятий по формированию этнической толерантности подростков (Иллюстрация IV)
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
К формированию национального самосознания и этнических установок молодого поколения причастны не только представители многочисленного педагогического корпуса, но и политические, общественные, религиозные лидеры, деятели искусства, культуры, средств массовой информации. От их позиции в огромной степени зависит, станет ли этническая толерантность общепринятой нормой в российском обществе.[8]
Перед лицом тех вызовов, которые ставит перед человеком современная цивилизация, формирование этнической толерантности является важнейшей задачей, решение которой необходимо не только для развития, но и просто для сохранения общества. [9]
Все полученные результаты помогут ближе подойти к решению проблемы формирования у подростков нравственной рефлексии этнокультурной вариативности мира и пониманию того, что гармоничная, активная этническая толерантность должна стать устойчивой чертой личности и главным императивом жизни в мультиэтническом мире.
Список литературы
1. Рыбъякова Н. На Ямале объявлен Год гражданского единства//Красный Север.-2013-№95.-27 ноября.
2. Победа Н.А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация / Н.А. Победа // Социологические исследования. – 2007. – №6.
3. Популярный энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 1583 с. 118.
4. http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
5. Пчелинцева И. Толерантность и школьник [текст] / И. Пчелинцева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2003. – 143 с.
6. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности // Народное образование. – 2002. - № 2. – с. 111
7. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) // Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: Смысл, 2008. – С. 46-51.
8. http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm
9. http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040
Иллюстрация I
Данные переписи населения в Ямало-Ненецком округе (2010 год)
Национальность | Численность | % от общего числа |
Русские | 298 359 | 58,85% |
Украинцы | 66 080 | 13,03% |
Татары | 27 734 | 5,47% |
Ненцы | 26 435 | 5,21% |
Белорусы | 8 989 | 1,77% |
Ханты | 8 760 | 1,73% |
Азербайджанцы | 8 353 | 1,65% |
Башкиры | 7 932 | 1,56% |
Лица, не указавшие национальность | 7 331 | 1,45% |
Коми | 6 177 | 1,22% |
Молдаване | 5 400 | 1,07% |
Чуваши | 3 730 | 0,74% |
Кумыки | 2 613 | 0,52% |
Немцы | 2 584 | 0,51% |
Чеченцы | 2 222 | 0,44% |
Марийцы | 1 815 | 0,36% |
Селькупы | 1 797 | 0,35% |
Ногайцы | 1 708 | 0,34% |
Мордва | 1 650 | 0,33% |
Армяне | 1 554 | 0,31% |
Казахи | 1 404 | 0,28% |
Иллюстрация II
Экспресс-опросник «Индекс толерантности»
(Г.У. Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А.Шайгерова)
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
Утверждение | Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согласен | Полностью согласен |
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | ||||||
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности. | ||||||
Если друг предал, надо отомстить ему. | ||||||
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят своё поведение. | ||||||
В споре может быть правильной только одна точка зрения. | ||||||
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах. | ||||||
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные. | ||||||
С неопрятными людьми неприятно общаться. | ||||||
Даже если у меня есть своё мнение, я готов выслушать и другие точки зрения. | ||||||
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | ||||||
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности. | ||||||
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше. | ||||||
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же | ||||||
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | ||||||
Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука» | ||||||
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | ||||||
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение | ||||||
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться | ||||||
Беспорядок меня очень раздражает | ||||||
Любые религиозные течения имеют право на существование. | ||||||
Я могу представить чернокожего человека своим другом | ||||||
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим. |
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» – 1 балл, «полностью согласен» – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» – 6 баллов, «полностью согласен» – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22–60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61–99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100–132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.
Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
Иллюстрация III
Результаты исследования и их интерпретация
Таблица 1. Средние значения индекса толерантности
Класс | Количество респондентов | Среднее значение индекса |
9а | 14 | 76,3 |
9б | 15 | 80,2 |
Диаграмма 1. Средние значения индекса толерантности
Выводы: среднее значение индекса толерантности у обучающихся 9б класса выше, чем у обучающихся 9а класса на 3,9.
Таблица 2. Количественный анализ экспресс-опросника
«Индекс толерантности» (чел./%)
Уровни толерантности | Экспериментальная группа (п = 29 чел.) |
Низкий уровень (22-60 баллов) | 7 – 24% |
Средний уровень (61-99 баллов) | 19 – 66% |
Высокий уровень (100-132 балла) | 3 – 10% |
Диаграмма 2. Количественный анализ экспресс-опросника
«Индекс толерантности» (чел./%)
Нами выявлено:
Таблица 3. Качественный анализ экспресс-опросника
«Индекс толерантности» (%)
Субшкалы толерантности | Экспериментальная группа |
Этническая толерантность | 39,0 |
Социальная толерантность | 45,0 |
Толерантность как черта личности | 16,0 |
Диаграмма 3. Качественный анализ экспресс-опросника
«Индекс толерантности» (%)
Вывод: Наиболее выражена субшкала «социальная толерантность», которая позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. На втором месте субшкала «этническая толерантность», которая выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. На третьем месте субшкала «толерантность как черта личности», включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
Иллюстрация IV
Описание тренинга
«Техника повышения толерантности и эмпатии»
Тренинги толерантности прошли широкую апробацию во многих регионах России, в том числе в республиках, областях и краях с высокой социальной нестабильностью и межэтнической напряженностью. Структурированность и детальная разработанность тренинга делает его доступным для проведения не только психологами, но и подготовленными педагогами и социальными работниками. В то же время структура и содержание тренинга оставляют большой простор для инициативы и эксперимента: ведущие могут самостоятельно модифицировать отдельные упражнения и занятия, исходя из культурной и национальной специфики и других особенностей участников тренинга
Занятия строятся таким образом, что каждый участник "проживает" различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Важная особенность тренингов толерантности – широкая возможность их применения в различных условиях и к группам разной структуры и объема. В соответствии с особенностями конкретной группы, с которой проводится тренинг, используются различные модификации: учитывается возраст участников, особенности культуры, религиозная принадлежность.
Планируемые результаты:
Перед началом тренинга следует сообщить детям следующие правила:
1. уважительное отношение к участникам игр;
2. уважение к говорящему;
3. обращение друг к другу по именам.
Сценарий тренингового занятия
Упражнение №1. Знакомство. Приветствие.
«Поздоровайся локтями».
Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.
1. Попросите участников встать в круг.
2. Предложите всем рассчитаться на «один-четыре» и сделать следующее:
- каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
- каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
- каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в сторону;
- каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в сторону).
3. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 5 минут. За это время они должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
4. Через 5 минут соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.
Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.
Упражнение №2. Оценка сплоченности группы.
«Считаем до двадцати».
1. Участники расходятся по помещению. Они должны равномерно распределиться по всей комнате и ни в коем случае не образовывать ряд или круг. Как только каждый найдет удобное для себя место, он закрывает глаза.
2. Цель упражнения: группа должна посчитать от одного до двадцати. (При небольшом количестве игроков достаточно досчитать до десяти). При этом действуют следующие правила: один игрок не может назвать два числа подряд (например, четыре и пять), но в ходе игры каждый участник может назвать больше одного числа. Если несколько игроков одновременно назвали одно и тоже число, игра начинается сначала. Участники не должны заранее договариваться о стратегии игры. Во время выполнения задания нельзя разговаривать.
3. Если игра никак не ладится, надо подбадривать участников, чтобы они не чувствовали себя слишком напряженно. Возможно, придется время от времени смешить игроков, потому что эта игра очень непроста.
4. Игра продолжается до тех пор, пока участники получают от нее удовольствие. Часто участники забывают о времени и делают все для того, чтобы добиться успеха.
На первый взгляд задание не кажется сложным, но почти никогда не бывает так, чтобы группе сразу удавалось дойти по крайней мере до десяти. После каждого провала проходит обсуждение итогов: участники могут снять напряжение и подумать о том, кок решить проблему.
Упражнение №3. Соглашение с инициативой других.
«Воображаемый мяч»
Подготовка: отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно встать в круг.
1. Ознакомление участников с целями игры. Объяснение, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддерживать чужую инициативу и проявить собственную активность.
2. Из участников группы назначается игрок №1. Дается следующая инструкция: «Чтобы начать игру, игрок №1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок №1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок №1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок №1 встречается глазами с игроком №2, произносит его имя и говорит перед броском: «Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга»
3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящим, и готовится бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета. Может быть у второго игрока появится желание покатить игроку №3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик.
4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем. Группа играет примерно 5 минут.
5. После игры обсуждаются следующим вопросы:
а) Как идет в группе совместная работа?
б) Все ли участники были задействованы в этой игре?
в) Было ли трудно принимать воображаемый мяч за действительный?
г) Не чувствовали ли вы себя глупо во время игры?
д) Чей «язык тела» был особенно отчетлив и поэтому помогал играть?
е) Все ли игроки старались одинаково?
ж) Обращали ли вы внимание на разный уровень спортивной подготовки членов группы?
з) Как можно улучшить совместную работу?
Упражнение №4. Наблюдение за собой и другими.
«Я тоже»
Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Члены группы произвольно рассаживаются на полу или садятся в кружок. В центре комнаты должно оставаться свободное место. Там встает первый доброволец, он будет ведущим в данной игре.
2. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг него людьми. Он должен какую-то присущую некоторым игрокам (и бросающуюся в глаза) общую деталь, но не называть ее вслух, а произнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встать рядом с собой.
3. Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в середину круга людях.
4. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим и выходит на середину. Все остальные садятся обратно на пол.
5. Игру можно проводить несколько раз, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды.
Замечания: сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игрока: элемент одежды, цвет глаз, волос и т.д. Постепенно принцип отбора может усложняться: в центр комнаты выходят только женщины, только смешливые игроки, только те, чье имя содержит определенную гласную и т.д.
Упражнение №5. Повышение самооценки.
«Мой вклад»
Материалы: разноцветные нитки. Количество цветов из расчета – один цвет на четыре человека. От каждого цвета надо отрезать по четыре куска длинной 50 см. таким образом каждая группа из четырех человек получит нитки собственного цвета.
1. Членам группы раздаются отрезанные куски ниток. Команду образуют участники, которым достались нити одного цвета. Они начинают связывать узлами свои куски в одну длинную нитку. Каждый раз, когда узел готов, участник, завязавший его, говорит о том, каким может быть его вклад в совместную работу. Речь не обязательно должна идти о данной игре. Участник может по рассуждать о своем месте в группе в принципе, отвечаю на следующие вопросы:
а) Какой опыт принес я с собой в группу?
б) Что я умею делать?
в) Как я могу способствовать общей работе?
Постепенно из отдельных нитей образуется длинная «лента». На выполнение задания отводится 10 минут.
2. Когда отрезки нитей в маленьких группах уже сделаны, начинается следующий этап игры. Получившиеся «ленты» поочередно связывают между собой. В результате из ниток должен получиться большой круг. Члены группы стоят по кругу, и каждый держит в руке часть пряжи, которая объединяет всех.
3. Теперь каждый участник рассказывает группе о том, что он хочет внести как свою долю в общую работу. Предложения могут выглядеть таким образом: «Я внесу в общую работу мое лояльное отношение к людям, доброту и умение стратегически мыслить». Следующие члены группы стараются не повторять уже упомянутые категории.
4. В заключении тренер обходит круг и отрезает для каждого игрока нить таким образом, чтобы в каждом отрезанном куске был узел. Следовательно, каждый участник получает еще и отрезок «чужой» пряжи. Это символизирует зависимость работы группы от каждого ее участника. Эффект возможен только тогда, года различные ресурсы объединяются друг с другом.
Упражнение №6. Настройка на группу.
«Передача ритма»
1. Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях.
2. Участники легко держат друг друга за руки.
3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.
4. Дается инструкция: «Сжатые руки – сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».
5. Когда первый раунд завершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускоряется.
6. В заключении участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.
Вариант: можно вслед за первым рукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.
Упражнение №7. Уважительное отношение к другим.
«Круг доверия»
Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу.
2. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе.
3. Когда группа успешно справится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Участники должны быть предельно внимательны, чтобы никто не ушел домой в синяках.
Замечание: это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.
Упражнение №8. Умение прислушиваться к своим
ощущениям и настраиваться на другого
«Картина» на спине»
1. Игроки делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, а кто – Б. в первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно также, чтобы на игроках не было толстых жакетов или пуловеров.
2. Если А с легкостью отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже короткие фразы. Игроку А необходимо сконцентрироваться. Он может попросить партнера, чтобы тот, когда слово заканчивается нажимал чуть сильнее. На выполнение задания отводится 5 минут.
3. В следующем раунде игроки меняются ролями.
4. В конце игры партнеры обсуждают следующие вопросы:
а) Насколько каждый был доволен «художником»?
б) Удалось ли настроиться на совместную работу?
в) Какая роль была проще или доставила больше удовольствия?
Варианты: можно заранее подготовить карточки с буквами, словами, геометрическими фигурами, которые будут даваться «художникам». Игру можно провести, разделив группу на равные команды. Каждая получает задание восстановить и озвучить краткую фразу. Которая по одному слову «записывается» на спинах игроков.
Упражнение №9. Акклиматизация в группе «Мастер»
Подготовка: отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Члены группы расходятся по игровому залу. Каждый участник с закрытыми глазами отправляется на поиски Мастера, однако сначала никто не знает, кто из них является Мастером.
2. Тренер стоит с открытыми глазами и следит за безопасностью участников.
3. Все члены группы закрывают глаза и начинают движение по комнате. Через минуту тренер кладет одному из участников руку на плечо, не говоря при этом ни слова. Таким образом, он выбирает Мастера. Мастер знает, что все его ищут. У него есть некоторые привилегии: во время игры он может молчать о открывать глаза.
4. Все идут с закрытыми глазами друг мимо друга, держа руки перед собой ладонями наружу.
5. Когда два игрока встречаются, они спрашивают друг друга: «Мастер?». Они знают, однако, что Мастер молчит. Поэтому когда какой-нибудь игрок встречает Мастера и задает вопрос, Мастер не отвечает. Игрок, который обнаружил Мастера, может открыть глаза, положить Мастеру руку на плечо и идти за ним. Следующий, нашедший Мастера в свою очередь открывает глаза и присоединяется к ним и так далее. Все ученики, идущие за Мастером, также должны молчать.
6. Через некоторое время за Мастером идет толпа учеников. Каждый ученик кладет руку на плечо стоящего перед ним. Игра заканчивается, когда все окажутся в одной цепочке.
[1] Рыбъякова Н. На Ямале объявлен Год гражданского единства//Красный Север.-2013-№95.-27 ноября
[2] Победа Н.А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация. Социологические исследования- 2006.-№6
[3] Популярный энциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.-1583 с.
[4] http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html
[5] Пчелинцева И. Толерантность и школьник / И. Пчелинцева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2003. – 143
[6] Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности // Народное образование. – 2002. - № 2. – с. 111-118.
[7] Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) // Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: Смысл, 2008. – С. 46-51.
[8] http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm
[9] http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Сказка про Серого Зайку
Привередница
Астрономический календарь. Январь, 2019 год