Мир растений удивителен и многообразен. Каждое растение, в том числе и деревья хранят свою историю и загадку. Одни растения исчезают быстро, другие радуют людей столетиями.
Вложение | Размер |
---|---|
derevya-dolgozhiteli.docx | 260.97 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Быковская основная общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»
Исследовательская работа на тему
Сколько дерево живет?
Авторы: ученики 4-го класса
Асеев Егор,
Кольник Арина,
Перемышлев Михаил
Фурсова Елизавета
Руководитель:
учитель начальных классов
Перемышлева Т.И.
Быковка 2013 -2014 учебный год
Оглавление:
1.Введение……………………………………………………3-4
2.Основная часть……………………………………………..4 - 9
3.Заключение (вывод)……………………………………… 9-10
4.Список литературы………………………………………...11
Мир растений удивителен, красочен и многолик. Каждое растение, в том числе и деревья, хранят свою историю и загадку. Одни растения исчезают, другие появляются. Растительный мир не постоянен, он развивается.(слайд 2)
На территории школы есть парк, его заложили в 2006 году. По краям парка растут деревья: тополя, клены, акации, яблони, есть аллея с каштанами. Эти деревья посадили наши бабушки и дедушки в 1969 году. Многие из этих деревьев высохли и их вырубили. Мы решили провести исследование на тему «Сколько дерево живет? Как долго будут нас радовать тополя, клены, каштаны? И какие деревья лучше сажать в парковой зоне?
Объектом исследования: деревья.
Цель исследования: выяснить, сколько дерево живет, причины раннего отмирания; определить деревья-долгожители. (слайд 3)
Задачи:
Гипотеза
Мы предположили, что у деревьев, как и у всех живых существ, есть свой срок жизни, и он зависит от различных факторов. (слайд 5)
Методы исследования: наблюдение, анкетирование, сравнение, анализ, обобщение. (слайд 6)
Представление результатов: мультимедийная презентация.
Вопросы для исследования:
Мы решили сначала изучить теоретическую часть нашего исследования. Собрали материал о различных видах деревьев в школьной и сельской библиотеке, работали с ресурсами сети Интернет, провели тестирование среди учащихся начальных и средних классов, составили таблицу по продолжительности жизни деревьев.
А затем решили провести практическое исследование деревьев нашего школьного двора и сельского поселения. Результаты своих исследований мы записывали в тетрадь, а затем привели в единую систему.
Есть несколько методик для определения возраста деревьев. Одним из самых точных способов определения является подсчет годичных колец на срубе ствола. По кольцам определять - для этого нужно дерево срубить. (слайд 8 ).
Опытные лесники определяют возраст дерева и по другим признакам:
Если кора у дерева твёрдая, неровная, покрыта бороздами и трещинами. На ней растут лишайники. Это говорит о том, что дерево старое, но точно возраст определить нельзя.
Третий способ определения возраста деревьев. Для исследования высоты дерева необходимы сантиметровая лента и калькулятор для быстрого вычисления. На высоте одного (1м) метра от земли измерить окружность дерева. Дерево в среднем растет в толщину приблизительно на 2,5 см в год, а если в густом лесу, то на 1,5 см. Вычислив, можно узнать приблизительный возраст дерева.
Четвертый способ. По этому способу лучше всего определять хвойные породы.
Возраст ели определяется по мутовкам (ветвям). Ежегодно у хвойных деревьев вырастает несколько ветвей на одном уровне.
Необходимо посчитать количество этих уровней и прибавить к ним три, так как в первые годы такие ветви не образуются. И получится приблизительный возраст дерева. (см таблицу).
Пятый способ самый один из точных. Для этого надо знать время посадки дерева, вычислив, можно узнать возраст дерева.
Практическое исследование деревьев (слайды10-14 )
Мы исследовали сначала деревья в школьном дворе. Для исследования березы и тополя мы применили третий способ. Измерили толщину ствола. Сосну и ель мы изучали четвертым способом – по мутовкам. А затем мы перешли на школьный парк. В этом парке есть старые деревья и не так давно посаженные молодые деревца. Нас больше всего интересовали старые деревья. Для этого мы применили пятый способ. От родных и близких мы узнали, что в 1969 году открыли школу (это старое здание) и осенью того же года школьники посадили вокруг школы деревья и заложили фруктовый сад. Это тополя, клены, яблони, груши, каштаны. Мы все вычислили и записали результат в таблицу. (слайд 15)
№ п/п | Наименование деревьев | Возраст дерева (приблизительно) |
1 | Сосна | ~ 8 лет |
2 | Ель обыкновенная | ~ 21 год |
3 | Береза | ~ 23 года |
4 | Тополь | ~ 46 лет |
5 | Клен | 44 года |
6 | Яблоня | 44 года |
7 | Груша | 44 года |
8 | Каштаны |
|
3.Почему деревья погибают раньше времени? (слайд18)
Тополя, клены, березы, ясени, ели молодые по возрасту и нас будут радовать еще много лет. Но почему они все-таки засыхают? Отмирание деревьев в парковых насаждениях задолго до наступления их естественной дряхлости зависит от многих факторов:
4. С чем связана долговечность деревьев, и какие деревья следует сажать в парковой зоне? (слайд 19)
Чтобы созданные человеком сады, парки, лесопарки и другие зеленые насаждения служили нескольким поколениям людей, зеленые посадки должны обладать наивысшей биологической устойчивостью и долговечностью. При посадке деревьев надо учитывать продолжительность жизни пород. А при неправильной посадке деревьев учете приводит к преждевременному отмиранию деревьев отдельных видов, к разрушению общей структуры и задуманной художественной композиции всей группы. Есть ли в нашей местности деревья-долгожители? (слайд 20)
Мы продолжили свое исследование на территории сельского поселения. По опросам учащихся и сообщениям от родителей мы узнали приблизительно, где могут расти очень старые деревья. Мы составили список улиц, на которых растут старые деревья и стали их исследовать. Все данные мы занесли в таблицу. (слайды 21-24)
№ п/п | Название улицы | Наименование дерева | Возраст дерева (приблизительно) |
1 | ул. Мира | Груша лесная | ~ 57 лет |
2 | ул. Чибисовка | Ива | ~ 65 лет |
3 | ул Зеленая | Яблоня | ~100 лет |
4 | ул.Центральная | Дуб | ~120 лет |
5 | ул.Зелёная | Липа | ~150 лет |
III. Вывод (слайд 25)
Своим исследованием мы доказали, что каждое дерево имеет свой срок жизни, как и любое живое существо. Известны деревья с короткой жизнью, и деревья долговечные. К деревьям с короткой жизнью относятся породы с более быстрым жизненным циклом; они в молодом возрасте быстрее растут, размножаются, но так же быстрее и стареют. Но их возраст сильно превышает продолжительность человеческой жизни и колеблется между 100—150 годами. Такого возраста достигают осина, ива, береза и рябина. 200 или 300 лет живут тополь, черный, граб, ольха, сосна и лиственница; приблизительно 500 лет достигают бук и клен, 700 лет — ель и пихта. Деревья, достигающими максимального возраста являются липа, тис и дуб, они могут прожить 1000 лет. Еще дольше до 2000лет живут в районах Средиземноморья платан, каштан и кедр ливанский. Мы своим исследованием доказали, что в нашем сельском поселении растут деревья, которым век (100лет) и больше. Вековые деревья много повидали на своем веку и о многом могли бы рассказать,… если бы могли…
Проанализировав данные о зеленых посадках нового школьного парка,
мы доказали, что липы, можжевельники и сосны обладают биологической устойчивостью и долгожительством. А это, значит, много поколений будет любоваться парком, отдыхать в тени и дышать свежим воздухом. Ведь наши деревья не только очищают воздух от сернистых газов, задерживают на себе пыль в летнее время, обогащают кислородом Землю, а так же украшают нашу планету. Люди, давайте беречь, охранять и приумножать лесные насаждения!
Существует поверье,
И скажу не впервые:
Не губите деревья,
Все деревья живые.
Белоствольное лето,
Златокудрая осень-
Вот живые ответы,
На немые вопросы.
Не губите березы,
Не ломайте рябины:
Их безмолвные слезы
Непорочно-невинны.
Не тревожьте покоя
Вечнодремлющих сосен
Их не только ли люди-
Их не трогает Осень.
Не губите осины,
Ели, грабы и ивы,
В ежедневной рутине
Им шепните «счастливо».
Приглядитесь получше,
Только не обижайте,
На сердца и на души
Грех тот не принимайте.
В тонкорунности света
Будем с ними честнее,
Ведь они для планеты!
Человека роднее.
Всё когда-нибудь будет,
И свершится поверье…
Только помните, люди!
Не губите деревья!
Литература
Заколдованная буква
Пчёлы и муха
Денис-изобретатель (отрывок)
Осенняя паутина
Дерево в снегу