Как известно, труд играет большую роль в формировании личности человека, так как совершенствует его физическое, умственное и нравственное развитие. Однако, на наш взгляд, этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Так, например, воспитательные программы предусматривают патриотическое, творческое, интеллектуальное направления, но в них совершенно не затрагиваются вопросы трудового воспитания. Может быть, именно поэтому в последнее время часто приходится слышать жалобы родителей на то, что их сын или дочь ничего не хотят делать по дому, а также замечания педагогов о том, что многим детям не привиты элементарные трудовые навыки. Особенно это проявляется в городских семьях – это обуславливается тем, что если в сельской местности детям приходится работать в огороде, ухаживать за домашними животными, содержать в порядке двор и дом, то в городских квартирах, как у взрослых, так и у детей меньше хлопот по дому.
Почему дети не любят и не хотят трудиться? Почему такое стало возможным? Как будут проявлять себя в будущей профессии подростки, если им не привита с детства любовь к труду? Именно эти и другие вопросы стали основой нашего исследования.
Итак, проблема заключается в том, что у современных подростков в связи с тем, что трудовому воспитанию уделяется недостаточно внимания, формируются такие качества, как лень, цинизм, неумение ценить чужой труд. В исследовании мы делали акцент на проблемы, связанные с привитием навыков физического труда, потому что учебной деятельностью занимаются в той или иной мере все ученики.
На наш взгляд, актуальность данной темы неоспорима, так как нравственная ценность труда в нашем обществе недооценивается, особенно молодым поколением.
По данному вопросу нами изучены труды А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, И.Г.Песталоцци, мнения которых едины в том, что трудовое воспитание имеет большое значение в воспитании человека.
Новизна работы состоит в том, что нами сделана попытка исследовать данную проблему в обществе и предложить пути её решения.
Объект исследования: процесс трудового воспитания в современной семье и школе.
Предмет исследования: трудовое воспитание.
Целью работы является комплексное исследование данного вопроса и нахождение путей её решения.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
· определить смысл и значение трудового воспитания в семье и в школе
· выявить причины, по которым дети не любят трудиться
· предложить пути решения данной проблемы
Гипотеза: проблема трудового воспитания будет успешно решаться при условии, что семья и школа совместно будут приобщать детей к труду.
Методы исследования:
· изучение литературы по данной теме
· анкетирование
· анализ и обработка полученных результатов
Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее материалы можно использовать на классных часах, родительских собраниях, внеклассных мероприятиях.
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_deti_ne_lyubyat_truditsya_problemy_trudovogo_vospitaniya0.doc | 125 КБ |
Введение
Умеют трудиться дети,
А это уже неплохо.
Без труда не прожить на свете,
В труде счастливей дорога.
Для матери - это счастье,
Что дети умеют трудиться.
Не страшно любое ненастье,
И можно детьми гордиться
Л. Белимова
Как известно, труд играет большую роль в формировании личности человека, так как совершенствует его физическое, умственное и нравственное развитие. Однако, на наш взгляд, этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Так, например, воспитательные программы предусматривают патриотическое, творческое, интеллектуальное направления, но в них совершенно не затрагиваются вопросы трудового воспитания. Может быть, именно поэтому в последнее время часто приходится слышать жалобы родителей на то, что их сын или дочь ничего не хотят делать по дому, а также замечания педагогов о том, что многим детям не привиты элементарные трудовые навыки. Особенно это проявляется в городских семьях – это обуславливается тем, что если в сельской местности детям приходится работать в огороде, ухаживать за домашними животными, содержать в порядке двор и дом, то в городских квартирах, как у взрослых, так и у детей меньше хлопот по дому.
Почему дети не любят и не хотят трудиться? Почему такое стало возможным? Как будут проявлять себя в будущей профессии подростки, если им не привита с детства любовь к труду? Именно эти и другие вопросы стали основой нашего исследования.
Итак, проблема заключается в том, что у современных подростков в связи с тем, что трудовому воспитанию уделяется недостаточно внимания, формируются такие качества, как лень, цинизм, неумение ценить чужой труд. В исследовании мы делали акцент на проблемы, связанные с привитием навыков физического труда, потому что учебной деятельностью занимаются в той или иной мере все ученики.
На наш взгляд, актуальность данной темы неоспорима, так как нравственная ценность труда в нашем обществе недооценивается, особенно молодым поколением.
По данному вопросу нами изучены труды А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, И.Г.Песталоцци, мнения которых едины в том, что трудовое воспитание имеет большое значение в воспитании человека.
Новизна работы состоит в том, что нами сделана попытка исследовать данную проблему в обществе и предложить пути её решения.
Объект исследования: процесс трудового воспитания в современной семье и школе.
Предмет исследования: трудовое воспитание.
Целью работы является комплексное исследование данного вопроса и нахождение путей её решения.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи:
Гипотеза: проблема трудового воспитания будет успешно решаться при условии, что семья и школа совместно будут приобщать детей к труду.
Методы исследования:
Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее материалы можно использовать на классных часах, родительских собраниях, внеклассных мероприятиях.
Основная часть
1.1. История трудового воспитания.
Мы обратились к древнерусскому памятнику «Поучение Владимира Мономаха», в котором о труде говорилось следующее: «Дети мои или иной, кто слушал эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться». (Приложение 1)
Стоит отметить, что трудовому воспитанию на Руси всегда уделялось большое внимание. Как отмечает Латышина Д.И., детей из разных сословий готовили к выполнению определенных ролей в обществе. Трудовое воспитание было главным. Дети крестьянские часто, не зная грамоты, умели выполнять с ранних лет трудовые обязанности по дому, а лет с 6-7 выполняли почти полностью работу взрослых – пахали землю, ловили рыбу. Девочки ухаживали за младшими братьями и сестрами, готовили пищу. Детей купцов учили вести торговые дела, обучая грамоте. Ремесленники, в свою очередь, тоже передавали свой опыт подрастающим поколениям.[1] Интересен тот факт, что значение труда в воспитании детей понимали и представители высших сословий. Традиции трудового воспитания, например, наследников престола, были заложены в 18 веке и входили в распорядок дня царских детей. Будущий император Павел I, по примеру прадеда, любил работать на станке, обтачивая детали. Его сын Александр уже ребенком рубил дрова, пахал, косил, вскапывал грядки, исполнял обязанности кучера, столяра, маляра. В дневнике императора Николая II ежедневно упоминается работа, которую царская семья выполняет не по чьему-то принуждению, но по собственной воле. Праздность была абсолютно чужда Семье последнего Императора. Государь с детства был приучен к физической работе и приучал к ней и своих детей. Это сегодня может показаться странным. Им, царям, зачем это? У них слуги есть. Но государь, будучи человеком умным, понимал, что физический труд облагораживает прежде всего душу. И даже находясь под арестом, они всей семьёй занимались физической работой: очищали дорожки парка от снега, кололи лед для погреба, обрубали сухие ветви и срубали старые деревья, заготавливая дрова для будущей зимы. С наступлением теплой погоды вся семья занималась устройством обширного огорода. [2] Мы сделали акцент на трудовое воспитание в царской семье, так как физический труд для членов этой семьи не был связан с источником доходов. (Приложение 2)
В прошлом проблемой трудового воспитания занимались известные педагоги, такие как Ян Амос Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский. И.Г. Песталоцци подчеркивал значение трудового воспитания для формирования человека. Он придавал труду детей высокое воспитательное значение. К.Д. Ушинский в своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» указывает на большую роль труда в формировании личности. Он бичует праздность и высоко ценит труд, говорит, что именно труд создает ценности. Он отмечает, что труд является главным фактором для физического, умственного и нравственного совершенствования человека. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения, труд укрепляет семейную жизнь. А.С.Макаренко считал, что трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности.[3] Он утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. (Приложение 3)
1.2. Православная церковь о значении трудового воспитания.
Особое внимание стоит обратить на то, какое значение труду придаёт православная церковь. Трудовое воспитание, по мнению протоиерея Глеба Каледы, – это формирование в человеке созидательного начала. В творчестве, в ухаживании за грядками, в уборке садов и огородов, в создании научных трудов или произведений искусства и т.д.,- согласно Библии, во всех этих действиях проявляется подобие человека Богу-Творцу. Иисус Христос говорил иудеям о том, что бог творит из ничего, человек – из уже существующего материала, познавая законы творения и творчества. Религия облагораживает всякое дело, если оно делается во имя бога и любви.[4] Действительно, любовь, как и вера, без дела мертва. Она познаётся по труду, физическому или моральному, выполненному во благо другого; мы любим не столько тех, кто заботится о нас, сколько тех, о ком заботимся сами. В трудах возрастает любовь, и трудовое воспитание – это подготовка к делам любви. Дети жалеют усталую мать, а встать вместо неё у плиты не могут. Мать в больнице, отец лежит с температурой, а взрослая дочь и сын не могут приготовить обед и ждут, когда придёт подруга матери, обременённая собственными заботами, купит продукты, накормит отца и их самих, здоровых, не приученных к труду. По нашему мнению, тот, кто не приучен к труду, не может оказать помощь нуждающимся, выразить ему свою любовь и сочувствие. Отсутствие трудового воспитания порождает эгоизм, иждевенческий подход к жизни и людям, беспомощность даже в простейших житейских ситуациях.
По мнению церкви, христианин должен отличаться добросовестным отношением к труду в каждой порученной ему обязанности по церкви, по дому, по своей службе и работе. Трудолюбие должно пронизывать всё существо человека. Ибо само собой разумеется, что, питаясь плодами труда рук своих, человек неизбежно чувствует радость в сердце. Ум его не может быть не занят. Если в нем нет молитвы, размышлений о божественном и всяком добром деле и внимание его не сосредоточено на выполняемом труде, то человека начинают одолевать всевозможные дурные помыслы, а от них проистекают дурные желания и поступки. Пустомыслие порождает празднословие, а хулиганами становятся от безделия. Человеку, не приученному трудиться, тяжело бороться с собственным грехом. Православие относится к труду и как к послушанию, и как к творчеству. «Послушание необходимо для борьбы с греховностью; творчество – это дар, за который следует чувствовать ответственность за обладание им. Необходимо проверять себя притчей о талантах, спрашивая: а не являемся ли мы нерадивыми и лукавыми рабами?» [5]
Старший духовник Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов в своём интервью на риторическое замечание: «Многие подростки сегодня не могут заставить себя трудиться», ответил, что если не хотят и не могут — это значит, что у них парализована воля, поэтому трудолюбие нужно воспитывать, к нему нужно приучать. Его самого приучали работать в огороде: надо было сначала вскопать, потом посадить, окучить, прополоть, убрать урожай. Обязанности в родительском доме были распределены между всеми членами семьи. И было установлено правило: в первую очередь надо сделать дело по дому, по хозяйству и только потом можно было немного отдохнуть. Но вот сейчас в городах с их многоэтажками картина печальная: трудно воспитывать трудом — огорода нет, надо что-то придумывать. Да и школа мало помогает семье: из школы изгоняется труд, хотя это один из важнейших элементов духовного развития человека, без него человек деградирует как личность.
Во многих семьях принято платить детям за выполнение домашней работы. Протоиерей считает, этого нельзя делать: «В отношении детей в семье не может быть вообще разговора о денежных вознаграждениях: дети должны понимать, что они с ног до головы обязаны своим родителям, домашняя работа и учеба — их обязанность».
Таким образом, христианство, как и другие мировые религии, такие как ислам, иудаизм, буддизм, порицает праздность в надежде на помощь других и призывает трудиться.
1.3. Значение и задачи трудового воспитания человека
Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком, но труд - это не только способ заработать на жизнь, но и нечто более возвышенное. Сегодня, когда трудовому воспитанию уделяется очень мало внимания, особенно актуальны слова К.Д. Ушинского: "Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приговорить его к труду жизни"[6] Трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. А.С. Макаренко выразил эту мысль в ясной и четкой форме: «Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое». Приобщение молодого человека к труду закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Никому из наших родителей не хотелось бы, чтобы мы, дети, отдавали предпочтение сигарете, а не спорту, алкоголю, а не труду, растранжириванию времени, а не напряженному самообразованию. Важнейшее место в воспитании занимает трудовое воспитание.
Таким образом, задачей трудовой деятельности ребенка является развитие в нем нравственных, физических и умственных качеств, развитие его личности, приобщение к труду.
Одним из важных качеств, по мнению педагогов и психологов, которое должно быть развито и сформировано у каждого человека, является трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности, старании и усердии человека, как одно из средств самоутверждения личности.
Физический труд играет огромную роль в жизни человека: оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека и укрепляет силы и здоровье, повышает жизненную энергию, развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку.
Далее стоит рассмотреть, какое значение имеет труд в жизни человека:
Благодаря жизненному опыту и трудовым навыкам веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, которым все удается, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах.
Подводя итог, можно сказать, что трудовое воспитание играет первостепенную роль в формировании личности человека.
1.4. Трудовое воспитание в семье
Многие родители мечтали бы вернуть то время, когда ребенок лежал «поперек лавки». «Почему я?!» - возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело. Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково? Причин здесь несколько. Первая причина – родители хотят, чтобы детям жилось лучше, чем им, и освобождают от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить «лучше» - это значит жить, ничего не делая... Вторая причина - резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях проблема трудового воспитания становится особенно острой. Нельзя думать, что мы, дети, не участвуя в общем, семейном труде, сможем вырасти нормальными членами общества. С какой стати ребенок, который до 10-15 лет не принимал участия в семейном труде, станет помогать родителям, даже если он их любит. Для него это слишком большая психологическая нагрузка, и он не готов к преодолению трудностей, не приучен к этому. Обижаться в этом случае такие родители должны только на себя. Желание трудиться само не приходит. Для перевоспитания нужно приложить максимум усилий. Возможно, привычку к труду надо воспитывать с первых дней жизни? Как можно раньше необходимо, чтобы мы, дети, могли почувствовать, что мы не только объект любви и внимания, но и члены семьи, от которых тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека. Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь. Только участие в общем труде, в труде для других, а не для себя, формирует настоящего человека. Эта мысль, в силу своей общеизвестности, часто не принимается всерьез, а между тем она одна из самых главных в воспитании.
Довольно часто родители, занявшись домашними делами, отсылают ребенка: «Иди играй», - и забывают, что укладывают еще один кирпич эгоизма в воспитание сына или дочери. «Только бы хорошо учился, а все остальное мы сделаем сами!» - рассуждают другие, забывая при этом о том, что помощь по дому формирует в ребенке заботливость, доброту, участие.
В три года каждый малыш с удовольствием помогает по хозяйству, для него это такое же познание мира, как и игра. Если в этот период не поддержать ребёнка, он очень быстро потеряет интерес к труду. Родители часто иронически относятся к детскому труду, а потом удивляются, что ребенок ничего не хочет делать. Всякое трудовое усилие тесно связано с напряжением души. И чем больше тренирована воля, тем легче человек преодолевает трудности. Если ребенок приучен к активной самостоятельной жизни, то в дальнейшем труд для него будет не в тягость. Кроме того, в нем развивается инициативность. Родители не должны делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам, и если это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Ничего хорошего не получится и тогда, когда родители не помогают детям «из принципа» или когда к труду приучают силой.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что если взрослеющие дети не любят труд, то это значит, что родители допустили какую-то ошибку в воспитании своей дочери или своего сына.
На наш взгляд, у каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому! Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду. Тот, кто ничему не научился в детстве, проходит эту науку взрослым, и она иногда дорого ему обходится. Взрослые явно недооценивают результаты, которые приносит трудолюбие, и трудности, которые возникают при его отсутствии. Привычка к труду держит человека в тонусе до конца жизни. Он уверен в себе, лишен инфантильности, обладает чувством ответственности и умеет ценить свой и чужой труд. Психологи считают, что трудолюбие дает психическую устойчивость, вырабатывает веселый нрав и оптимистический взгляд на будущее, способствует долголетию.
1.5. Взаимодействие школы и семьи в решении задач трудового воспитания
В современных условиях невозможно представить трудовое воспитание лишь в семье. Очень важно, чтобы было взаимодействие семьи и школы. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения ребенка в разнообразные организованные виды домашнего и общественно-полезного труда с целью передачи ему минимума трудовых умений и навыков, развития у него творческого и практического мышления, трудолюбия и сознания человека, готового к трудовой деятельности. Оно ставит своей задачей формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Эффективность трудового обучения, воспитания и профориентации возрастает при условии участия подростков в общественно-полезном труде. Но что мы имеем сегодня? Ещё несколько лет назад существовали производственные бригады, межшкольные УПК, учебные цеха. Программы трудового обучения старшеклассников предусматривали широкий круг профессий. Профили трудовой подготовки определялись на местах с учетом потребностей народного хозяйства и наличия учебно-технической и производственной базы. Если ещё несколько лет назад учащиеся школ вовлекались в общественно-полезный труд: производили уборку учебных кабинетов, раздевалок, участвовали в субботниках, старшеклассники отрабатывали в летний период на пришкольных участках и т. д., то сегодня этого в школе нет. А для успешного осуществления трудового воспитания необходима целостная система, включающая в себя не только учёбу, как вид трудовой деятельности, но и физический труд, который в наши дни, практически отсутствует. Это и не позволяет включить подростков в реальный труд, который является наиболее прогрессивной формой трудового обучения. В настоящее время в школе остались только уроки технического труда объёмом два часа в неделю. Общественно-полезного труда в школе в наше время нет.
На сегодняшний день использование детского труда регулируется ст. 37 Конституции РФ, ст. 4 Трудового кодекса РФ, ст. 50 Закона «Об Образовании» (Приложение 4).
Указанные выше законы запрещают учителям сегодня просить школьников или заставлять их мыть доску, поливать цветы или убирать класс. Это, по словам прокурора, унижает достоинство детей. Законы надо соблюдать - против этого тезиса не поспоришь. Какую же картину довольно часто приходится наблюдать? Учитель, чтобы не нарушать права ребёнка, берёт тряпку и сам моет доску, т.к. этого делать больше некому.
В наше время привлечение детей к общественно-полезному труду является очень спорным вопросом. Одни считают, что надо привлекать, другие считают, что дети, когда вырастут и станут взрослыми, ещё наработаются. Что же делать? Оказывается, для того, чтобы узаконить права и обязанности ученика относительно «ведра и тряпки», необходимо соблюсти несколько бюрократических процедур. "Нагружать детей трудовыми обязанностями по школе можно только с письменного согласия родителей. Такое же письменное согласие должен дать и ученик. Тогда никаких разногласий с законом возникнуть не должно", - разъяснил Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка Павел Алексеевич Астахов.
Но это может и не решить данного вопроса. Проблемы могут возникнуть с родителями учеников. Допустим, 20 заявлений от детей и родителей есть. А пятеро на дежурство не согласны. Заставлять их нельзя, уборщицу тоже не наймешь, а допускать, чтобы 20 детей класс убирали, а пятеро лодырничали - невозможно. Директора школ, учителя, воспитатели считают такое решение непедагогичным. По их мнению, если ничего не изменится, современные дети будут расти еще более избалованными.
Мы обратились к родителям детей нашей школы с вопросом о том, что они думают по этому поводу. 95% опрошенных родителей ответили, что в настоящее время слишком увлеклись защитой прав детей. Они согласны с тем, что дети сегодня растут более ленивыми и неприспособленными к жизни, чем раньше. Практически, все родители, принявшие участие в социологическом опросе, считают, что их детям нужен общественно-полезный труд, как это было раньше, когда они сами учились в школе.
Одна многодетная мама вспоминала свои школьные годы: «Помню, дежурные по классу и пол мыли, и столы, и доску. Это было каждый день. Никто не пострадал от этого. Мы за собой убирали, да и трудовые навыки приобретали. Так что общественно-полезный труд нужен. Это сейчас детям лафа, стулья перевернули и домой пошли...»
В летний период в нашем городе в трудовых бригадах работают подростки 14-18 лет. Мы обратились в МБУ «Феникс» и выяснили, что в них ежегодно работает 350 подростков, хотя желающих гораздо больше. Хочется отметить, что работа в бригадах предполагает заработную плату. А бесплатно подростки сегодня делать ничего не хотят, даже если это касается самообслуживания. Получается, что за деньги можно привлекать подростков к труду, а к выполнению работ по самообслуживанию – нет? А дети в возрасте 10-13 лет и младше к труду в школе, в обществе не приобщаются вообще, и это в такой период их жизни, когда как раз формируются трудовые навыки, трудолюбие и моральные качества.
Глава II
2.1. Кто виноват в том, что дети не любят трудиться?
В последнее время приходится очень часто слышать о том, что современные дети и подростки совершенно не любят физический труд. Так ли это на самом деле? Если так, то кто же виноват в том, что дети не любят трудиться?
В газете «Аргументы и факты» нам встретилась очень любопытная статья о том, кто же виноват в том, что мы, нынешние дети, не любим физический труд. По мнению Н. Завадского, автора статьи, к этому «приложили руку» и средства массовой информации. «Про кого ваши статьи, ваши фильмы по телику? Либо про банкиров и процветающих деятелей шоу-бизнеса, либо про бандитов, либо про красивую жизнь и «золушек», которые, встретив в своей жизни миллионера, жили потом долго и счастливо. Уже лет двадцать не читал и не смотрел про простых работяг, кто на заводах у станков создает реальную продукцию. Откуда после этого у молодых может появиться уважение к труду? Зато у вас – очередная сенсация: подросток сначала поджег школьные мастерские, а потом до смерти забил прохожего, отнимая у него полтинник на пиво! А разве не вы воспитали у этого пацана отвращение к труду? Разве не вы подсказали ему легкий путь получения денег?» - гневно пишет он. С автором статьи трудно не согласиться. Несколько десятков лет назад снимались замечательные фильмы о людях труда: «Журбины», «Высота», «И это все о нём» и другие. Тогда к людям рабочих специальностей относились с большим уважением. Сегодня все мечтают быть банкирами, министрами. Это тоже труд, но в своей работе мы делаем акцент на физический труд. К людям рабочих профессий молодёжь относится с пренебрежением. А это неверно. Если все будут начальниками, кто же будет водить поезда, шить одежду, строить дороги и дома? Особенно обидно за людей, которые выращивают хлеб. Да если бы не эти люди, нам просто нечего бы было есть.
А что касается вопроса о трудовом воспитании молодежи, то тема, затронутая в статье, действительно животрепещущая. Вопрос нехватки рабочих рук стоит в стране очень остро. Кадровые агентства могут предложить десятки кандидатов на вакансии юриста, бухгалтера, экономиста, но заявка на представителей рабочих профессий, функции которых связаны с физическим трудом, может стать для них неразрешимой задачей. Одни связывают это с развалом промышленности в роковые девяностые, когда исчез сам спрос на рабочие руки. Другие – с развращающим воздействием зарождавшегося в то время рынка, когда «челнок» со своей сумкой мог заработать в десятки раз больше, чем квалифицированный токарь. Третьи прямо обращают внимание на ослабление трудового воспитания в семье и школе, что ещё раз указывает на важность этого вопроса.
Кроме того, можно заметить, что очевиден и вред компьютерных игр: дети вместо того, чтобы больше читать, заниматься или помогать родителям, праздно и бесполезно проводят время. И это тоже становится привычкой, правда эта привычка им в жизни не поможет преодолевать трудности и реализовать свой потенциал. Дети просто уже с детства становятся праздными потребителями общества. Очень часто во многих семьях можно наблюдать такую картину: родители пришли с работы и видят в раковине гору грязной посуды, разбросанные вещи по всей квартире, а их любимое чадо сидит за компьютером. Отсутствие трудовых навыков, стремления к труду, привычки трудиться и приводят к подобным ситуациям.
2.2. Как современная молодёжь относится к труду?
Но то, как приобщаются школьники к труду, в том числе, общественно-полезному, и приобщаются ли на самом деле, помогут нам понять исследования, которые мы провели в нашей школе.
В нашей школе обучается 706 учащихся, среди них 336 девочек и 367 мальчиков. Для исследования проблем, связанных с трудовым воспитанием в подростковой среде нами был проведен социологический опрос, в котором приняли участие учащиеся 5 – 11 классов, родители учащихся, учителя. В анкетировании приняло участие 70 респондентов. Участники анкетирования ответили на несколько интересующих нас вопросов. (Приложение 5) Прежде всего, мы провели опрос учащихся.
Данные опроса показали, что 48 (80 %) из 60 респондентов не имеют дома постоянного поручения.
На вопрос: «Есть ли у вас обязанности по дому?», «Да» ответили 53 респондента. При этом только 5 (8 %) опрошенных к их выполнению относятся с удовольствием; 45 (75%) выполняют по принуждению.
Когда мы спросили учащихся, считают ли они трудовое воспитание неотъемлемой частью становления личности, 21 (35%) ответил «да», 39 (65%) – «нет».
На вопрос: «Вы бы хотели заниматься общественно-полезным трудом»? Положительно ответили только 11 учащихся, что составляет 18 %.
На вопрос: «Как вы относитесь к людям, профессия которых связана с физическим трудом?», подавляющее большинство 85% (51 человек) ответили, что относятся с уважением, но сами бы такую профессию не выбрали.
И последнее, что мы попытались выяснить: любят ли ученики нашей школы уроки технического труда? Оказалось, что 65% опрошенных любят и 35% - не любят, так как считают, что в жизни им это не пригодится . (Приложение 6)
Кроме того, нами был проведён социологический опрос родителей старшеклассников нашей школы. В анкетировании приняли участие двадцать респондентов.
На вопрос: «Имеет ли ваш ребёнок долгосрочные поручения?», положительно ответили 12 человек (60%); отрицательно - 8 (%).
На вопрос: «Как вы считаете, нужно ли детей привлекать к общественно-полезному труду?», «Да» ответили 16 человек (80 %), «нет» - 4 (20 %).
На вопрос: « Часто ли вы привлекаете своего ребёнка к выполнению домашних дел?», «Да» ответили 7 человек (35%), «редко» ответили 10 человек (50%), «никогда» - 3 человека (15%).
На вопрос «Охотно ли ваш ребёнок откликается выполнить то или иное поручение, связанное с домашними делами?», «Да» ответили 6 человек (30%), «нет» - 14 (70 %).
На вопрос «Всегда ли у вас хватает терпения дождаться, когда ваш ребёнок выполнит поручение или вы предпочитаете сами довести дело до конца?» В большинстве случаев родители ответили, что им самим проще выполнить то или иное дело, так как у них не хватает терпения. (Приложение 7)
На вопрос: «Достаточно ли, по вашему мнению, ваши дети приобщаются к труду?», «Нет» ответили все 20 участников социологического опроса.
Таким образом, проанализировав результаты данного опроса, можно сделать вывод о том, что, действительно, есть проблема того, что сегодня, особенно в городах, трудовому воспитанию уделяется мало внимания.
2.3. Пути решения проблемы.
Социологический опрос дал возможность понять, что обозначенная проблема актуальна, дети сегодня, действительно, не хотят и не любят трудиться. Оценивая эту проблему с позиции молодёжи, мы попытались разработать и предложить программу мероприятий, направленных на решение рассматриваемой проблемы.
Мероприятия школьного уровня
Кроме того, нами разработаны ПАМЯТКИ для родителей (советы детей родителям) и для учащихся по данной проблеме. Их можно использовать на классных часах и родительских собраниях. (Приложение 8)
Заключение
В ходе нашего исследования по данной проблеме мы выяснили, что труд – важнейший фактор формирования личности молодого поколения, поскольку он укрепляет волю человека, облагораживает его, развивает творческие способности и нравственные качества, так как познание труда превращает его в потребность, служит источником чувств молодого человека.
Подводя итоги, мы пришли к мнению о том, что дети сегодня, действительно, не хотят и не любят трудиться, так как им не привита любовь к физическому труду. Молодые люди сегодня плохо приспособлены к самостоятельной жизни, не умеют ценить чужой труд, пренебрежительно относятся к людям рабочих профессий. Так же нам удалось выявить основные причины такого явления:
Таким образом, изучив данную проблему, мы пришли к выводу о том, что для успешного решения данного вопроса необходима целостная система трудового воспитания, включающая в себя позитивное отношение к учебной деятельности и общественно-полезному труду.
Список источников информации.
1. Латышина Д.И. «История педагогики» (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М: Гардарики, 2003.
2. http://www.orthos.org/grodno/publ/vospit_zar.htm
3. А.С. Макаренко «Лекции о воспитании детей» пед.сочинения в 8т.,т.4.
4. Протоиерей Глеб Каледа «Домашняя церковь», гл.5, изд. «Зачатьевский монастырь»,1998 г.
5. Джуринский А.Н. «История педагогики»: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
6. "Воспитание школьников в труде." Под редакцией А.А. Шибанова:М.: "Педагогика"; 1976
7. Гуламов Г. " Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся" // Сов. "педагогика", 1991 г.
8. «История педагогики». Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. М: 1982, «Просвещение».
9. Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2002 г.
[1] Латышина Д.И. «История педагогики» (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М: Гардарики, 2003.
[2] http://www.orthos.org/grodno/publ/vospit_zar.htm
[3] А.С. Макаренко «Лекции о воспитании детей» пед.сочинения в 8т.,т.4
[4] Протоиерей Глеб Каледа «Домашняя церковь», гл.5, изд. «Зачатьевский монастырь»,1998 г.
[5] Евангелие (Мф 25: 14-29; Лк 19: 12-26).
[6] Джуринский А.Н. «История педагогики»: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
«Течет река Волга»
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Как Снегурочке раскатать тесто?
О чем поет Шотландская волынка?
Астрономический календарь. Июнь, 2019