Тема нашего проекта «СКВЕР КАК ЭКОСИСТЕМА ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА.»
Введение
У каждого города своя судьба. В чем-то похожая на судьбу других городов и вместе с тем - неповторимая. Я вырос в В Усолье _ Сибирском, живу и буду жить в любимом для меня городе,
- А Родилась в ,,,,,,, но каждый его уголок, каждая улица стали для меня настолько близкими и родными, что я смело, могу сказать: "Усолье - мой город! Усолье - моя судьба!" (
Мы выбрали эту тему потому, что:
- сквер по улице Менделеева является единственным в городе;
- сквер находится в неудовлетворительном состоянии;
- школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.
Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность
МОУ «СОШ №2», расположенна в центре микрорайона, сквер находится на расстоянии 300 метров, естественным образом вписаться в облик одного из самых уютных и красивых уголков города. Так родился проект по благоустройству сквера «СКВЕР КАК ЭКОСИСТЕМА ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА
Реализация проекта направлена для решения цели: Изучение и охрана экосистемы городского сквера
Проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в собственных силах , принять участие в жизни школы. Поэтому наша активная жизненная позиция сейчас важна для будущего всего микрорайона
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_prekta.docx | 25.41 КБ |
Министерство образования и науки Российской Федерации
Отдел образования и молодежной политики администрации
муниципального Образования города Усолье – Сибирское Иркутской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Региональная – научно практическая конференция
«Исследователь природы»
Тема
«СКВЕР КАК ЭКОСИСТЕМА ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА»
Руководитель: Столярова Светлана Валерьевна,
высшая квалификационная
категория, учитель биологии,
МОУ « СОШ № 2».
г. Усолье-Сибирское
2012 г.
Тезисы
Тема нашего проекта «СКВЕР КАК ЭКОСИСТЕМА ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА.»
Введение
У каждого города своя судьба. В чем-то похожая на судьбу других городов и вместе с тем - неповторимая. Я вырос в В Усолье _ Сибирском, живу и буду жить в любимом для меня городе,
- А Родилась в ,,,,,,, но каждый его уголок, каждая улица стали для меня настолько близкими и родными, что я смело, могу сказать: "Усолье - мой город! Усолье - моя судьба!" (
Мы выбрали эту тему потому, что:
- сквер по улице Менделеева является единственным в городе;
- сквер находится в неудовлетворительном состоянии;
- школьники имеют невысокий уровень природоохранной активности.
Мы считаем, что проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность
МОУ «СОШ №2», расположенна в центре микрорайона, сквер находится на расстоянии 300 метров, естественным образом вписаться в облик одного из самых уютных и красивых уголков города. Так родился проект по благоустройству сквера «СКВЕР КАК ЭКОСИСТЕМА ГОРОДСКОГО ЛАНДШАФТА
Реализация проекта направлена для решения цели: Изучение и охрана экосистемы городского сквера
Проект поможет учащимся проявить себя, обрести уверенность в собственных силах , принять участие в жизни школы. Поэтому наша активная жизненная позиция сейчас важна для будущего всего микрорайона. Проект служит для решения следующих задач:
Актуальность проблемы неоспорима. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для нас, подростков. Охрана и защита природы позволяет нам ощутить свою значимость, взрослость, ощутить свою способность делать важные, полезные дела, реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное.
Объем и источники финансирования проекта - финансирование проекта осуществляется за счет средств бюджета образовательного учреждения, спонсорской помощи, субвенции
МЫ выдвинул гипотезу: сквер мог бы служить местом для изучения школьниками экосистемы, а также зеленые насаждения оказывают оздоровительный эффект на организм человека.
В настоящее время сквер находится в заброшенном состоянии. Санитарные чистки не проводятся. Реконструкция насаждений отсутствует. На деревьях и кустарниках много сухих веток, нет скамеек, встречаются стихийные свалки мусора.
Чтобы верно оценить ситуацию, я рассмотрел ее с разных сторон: экологической, биологических, социальной. В нашем микрорайоне экологическая и социальная ситуации являются не самыми благоприятными в городе, так как недалеко находится промышленная зона. Опрос жильцов показал, что 76% недовольны состоянием своих дворов, из них 43% согласны участвовать в благоустройстве прилегающей территории и оказать посильную помощь.
Новизна проекта заключается в том, что привести в порядок экосистему сквера, не привлекая больших материальных ресурсов.
Основные методы работы – наблюдение, описание, социологический опрос, выполнение фото – сессий, сбор и анализ собранной информации.
Исследования в этой области носят эколого-познавательный характер.
Планируемый результат: Очистка и благоустройство сквера,
улучшение состояния его экосистемы
Объем и источники финансирования проекта - финансирование проекта осуществляется за счет средств бюджета образовательного учреждения, спонсорской помощи, субвенции
Сроки реализации проекта 2011 – 2013 годы
Этапы реализации проекта 1 этап – подготовительный – 2011 год
2 этап – практический (исследовательский) –2012 год
3 этап – обобщающий – 2012 год
4 этап – информационно – просветительский – 2012 год
Контроль исполнения проекта Организацию контроля выполнения проекта осуществляет оргкомитет
Достижение поставленной целиосуществляется через:
I. Природоохранную и просветительскую деятельность:
II. Трудовую деятельность:
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – 2010 - 2011 ГОДы: Оценка экологической обстановки. Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения жильцов микрорайона, исследования по теме проекта, Определение цели и задач проекта, Подготовка территории к благоустройству и озеленению (выкорчевывание погибших деревьев и кустарников, демонтаж построек, уборка
II ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ – 2011- 2012 ГОДЫ Проведение конкурса на лучшую цветочную клумбу многолетних растений, посадка саженцев деревьев
III ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ – 2012 ГОД Анализ полученных результатов и обобщение опыта для научной работы
IV ЭТАП – ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ - 2012 ГОД
Распространение в школьных и местных СМИ информации о деятельности учащихся по реализации проекта
Проект содержит исследовательский компонент
1.Эколого-фитоценотическое исследование сквера поводилось в 2011г по методике Скворцова (Использовали фитоценотический метод с изучением флор стационарных участков. С помощью шнура закладывали участки площадью S = 100 м2 .
Сбор и гербаризация растений осуществляли по разработанной методике (Скворцов;1987). Травянистые растения выкапывали, стараясь не повредить корневые системы, закладывали в пресс и высушивали в тени в проветриваемом помещении. Газетные рубашки меняли ежедневно. Видовую принадлежность растений устанавливали по гербарным образцам с помощью определителей (Маевский, 1964.).
2. Биомониторинг. индекс Симпсона для древесной растительностью(D = ∑ [ni (ni – 1)] / [N (N - 1)], где
∑ - знак суммирования;
ni – число особей каждого вида ( i );
N – общее число особей)
3. Степень разрушения определяется по следующим критериям (Пугал, Зверев, Лаврова, 1995):
I | Очень слабая | 1-5% от общего количества | 1 балл |
II | Слабая | 6-20% | 2 балла |
III | Средняя | 21-30% | 3 балла |
IV | Сильная | 31-50% | 4 балла |
V | Очень сильная | Более 50% | 5 баллов |
3. Социологический опрос
Результат и обсуждение исследовательской части проекта
1.Видовой состав древесных растений.
Естественная растительность сквера представлена 4 ярусами, более 30 видов.
Древесная растительность занимает 16% всей территории, луговая 61%, асфальтированные тропинки – 23%. Всего в сквере насчитывается 156 деревьев. Возраст деревьев составляет 50 -66 лет.
Название вида Количество особей
1. Тополь черный 54
2.Яблоня Палласа (или сибирская).-30
3. Древовидная (или желтая акация)- 44
4.Клен ясеневидный 12
5.Береза бородавчатая 16
5. 5 видов число особей N = 156
Высота деревьев в среднем составляет 10-15 метров. Диаметр стволов следующий: береза – 0,2м, тополь – 0,4м, клен – 0,15м.
Но те годы, за которые не убирали сквер, природа расплатилась.
Выводы:
1.Впервые проведены инвентаризация древесной растительности в сквере.
2.Растения в сквере образуют 3 вертикальных яруса:
4. Анкетирование выявило недостаточную информативность о представителях растительности нашей природной зоны. Учащиеся школы имеют представление об основных источниках загрязнения в сквере и выражают желание активно участвовать в мероприятиях по охране городской окружающей среды.
5. Изучаемый природный объект испытывает антропогенную нагрузку, что вызывает сужение растительного биоразнообразия и негативного влияния на процессы роста и развития растений, а также способствует увеличению количества сорных растений.
6. Сквер имеет большое значение для городского ландшафта:
а) социальное – приходя на прогулку в сквер, человек чувствует себя свободным и раскрепощенным. Из городской жизни человек возвращается в свой дом – природу;
б) санитарно -гигиеническое – зеленые насаждения оказывают оздоровительный эффект на организм человека;
в) экологическое – зеленая зона сквера способна защитить прилегающую к ней территорию от выхлопных выбросов автотранспортных средств, очищать атмосферу (поскольку взрослое дерево за сутки задерживает примерно 1 кг пыли и поглощает 28 м3 углекислоты (СО2), вырабатывая столько же кислорода (О2)).
в) эстетическое - растения просто красивы, они доставляют людям удовольствие и наслаждение; способствует психологическому комфорту.
Положительные результаты проекта:
Отрицательные результаты проекта:
Благоустройство сквера не получило должной оценки у молодёжи микрорайона, так как:
Установка скамеек повлекла за собой ещё большее скопление бытового мусора и к концу лета часть скамеек были приведены в негодность.
V. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА.
Возможные пути восстановления и охраны городского сквера:
1. Организовать работу «Зелёного патруля», в который войдут учащиеся коррекционной школы – интерната для наблюдения за состоянием сквера и оказания посильной помощи по его сохранению.
2. Периодически выпускать «Экологический вестник» по указанной тематике с целью экологического просвещения населения.
3. Изучать растительность городского сквера на уроках природоведения и биологии.
Дерево в снегу
Каргопольская игрушка
Юрий Алексеевич Гагарин
Тигрёнок на подсолнухе
Сказки пластилинового ослика