Аннотация.
Цель работы: выяснить на примере выпускников Дома детского творчества (ранее Дома пионеров, Дома школьника), как повлияли занятия в учреждении на их дальнейшую жизнь.
Исследование проводилось методом анкетирования среди выпускников учреждения, для более полного охвата участников анкета была размещена в социальных сетях. Мониторинг результатов позволил сделать вывод о положительном влиянии занятий в объединениях дополнительного образования на становление личности ребёнка. Данный вывод подтверждён конкретными примерами успешности наших выпускников.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.docx | 34.41 КБ |
Отдел образования администрации Кадыйского муниципального района Костромской области
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Кадыйского муниципального района
Межрегиональный открытый конкурс проектно-исследовательских творческих работ
«Мир детства – мир открытий, творчества и достижений»
Проектно – исследовательская творческая работа
Роль дополнительного образования детей в становлении личности выпускника
Номинация:
«Хочешь быть счастливым, будь им!»
Авторы работы: Савина Алёна Юрьевна (9класс)
Руководитель работы: Савина Наталья Юрьевна, педагог-организатор Дома детского творчества.
Роль дополнительного образования детей в становлении личности выпускника.
Аннотация.
Цель работы: выяснить на примере выпускников Дома детского творчества (ранее Дома пионеров, Дома школьника), как повлияли занятия в учреждении на их дальнейшую жизнь.
Исследование проводилось методом анкетирования среди выпускников учреждения, для более полного охвата участников анкета была размещена в социальных сетях. Мониторинг результатов позволил сделать вывод о положительном влиянии занятий в объединениях дополнительного образования на становление личности ребёнка. Данный вывод подтверждён конкретными примерами успешности наших выпускников.
Содержание.
Введение ……………………………………………………………………………...1
Теоретические аспекты влияния посещений занятий в объединениях
дополнительного образования детей на ребёнка…………………...........................3
Практическое исследование……………………………………………....................6
Заключение…………………………………………………………………………….7
Библиографический список…………………………………………………………..8
Приложение 1 ………………………………………………………………………....9
Приложение 2 ……………………………………………………………..................10
Приложение 3 ……………………………………………………………..................14
«Роль дополнительного образования детей в становлении личности выпускника»
Введение.
Ежегодно миллионы ребят по всей нашей огромной стране идут на занятия во всевозможные кружки, студии, творческие объединения учреждений дополнительного образования детей. Мотивация у каждого своя: научиться чему-то новому, проявить свои таланты, найти друзей со схожими интересами, кто-то идёт за компанию с товарищами, а кого-то привели в объединение родители. Что получат ребята в результате занятий в учреждениях дополнительного образования? Нужны ли такие занятия для успешного становления личности или это просто пустая трата времени, мешающая учёбе. Мнения существуют разные.
Актуальность:
В начале учебного года был проведён опрос среди учащихся, не посещающих учреждения дополнительного образования, о причине их не желания идти на занятия творческих объединений и спортивных секций. Одна часть учащихся сослались на большую учебную нагрузку и нехватку свободного времени. Другая часть ответили, что могут найти необходимые мастер-классы в интернете, и научиться всему самостоятельно, а общения им достаточно в социальных сетях. Информационные технологии в современном обществе, безусловно, выходят на первый план, но могут ли они заменить занятия в творческих объединениях и живое общение?
В 2014 году наше учреждение отмечает 65-летний юбилей, поэтому мы решили провести исследование среди выпускников разных лет, с целью на конкретных примерах выяснить, как занятия в объединениях дополнительного образования повлияли на их дальнейшую жизнь.
Гипотеза: я предполагаю, что занятия в учреждениях дополнительного образования положительно влияют на становление личности ребёнка.
Цель работы: выяснить на примере выпускников Дома детского творчества (ранее Дома пионеров, Дома школьника), как повлияли занятия в учреждении на их дальнейшую жизнь.
Задачи:
Организационная база исследования: исследование проводилось на базе МКОУ ДОД Дома детского творчества Кадыйского района. В исследовании принимали участие выпускники учреждения: 92 человека.
1
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в подготовке юбилейных мероприятий к 95-летию дополнительного образования и к 65-летию Дома детского творчества Кадыйского муниципального района, а так же в работе по привлечению учащихся к занятиям в творческих объединениях.
Предмет исследования: отзывы выпускников Дома детского творчества о роли занятий в творческих объединениях в их дальнейшей жизни.
Объект исследования: влияние занятий в объединениях дополнительного образования на становление личности детей.
2
1.Теоретические аспекты влияния посещений занятий в объединениях дополнительного образования детей на ребёнка.
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Отличительными чертами дополнительного образования детей являются:
- создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога;
- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;
- личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
-личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;
-создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
-признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
-применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребёнка.
Дополнительное образование предоставляет широкий выбор объединений, кружков, секций, студий различной направленности:
Физкультурно – спортивные объединения.
- физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, укрепляют здоровье, развивают ловкость и координацию движений, вырабатывают мышечную силу;
- психическое развитие: помогают выработать силу воли, настойчивость, уверенность в себе, умение постоять за себя, преодолевать препятствия, навыки работы в команде;
- дополнительные преимущества: хороший отдых после длительного сидения за партой, возможность ребенку выплеснуть накопившуюся энергию в конструктивной форме.
Хореографические объединения.
- физическое развитие: способствуют общему физическому развитию, развивают ловкость и координацию движений, помогают выработать чувство ритма, гибкость;
- психическое развитие: требуют силы воли, твердого характера, умения бороться с трудностями и неудачами, дает возможность ребенку проявить свою
3
индивидуальность, сопровождаются публичными выступлениями, что вырабатывает уверенность в себе.
- дополнительные преимущества: двигательная активность помогает преодолеть усталость после школы.
Художественно-прикладные объединения.
- физическое развитие: развивают мелкую моторику;
- психическое развитие: формируют усидчивость, развивают внимание, учат самоконтролю, терпению, воспитывают творческое отношение к окружающему миру, развивают воображение;
- дополнительные преимущества: ребенок научится работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры), использовать нетрадиционные материалы (листья, семена, скорлупу орехов и т. п.), получит некий объем знаний об истории искусства, его основных направлениях.
Музыкальные и вокальные объединения.
- физическое развитие: развивают чувство ритма, музыкальный слух, тренируют мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
- психическое развитие: вырабатывают силу воли, усидчивость, дисциплинированность, выступления на сцене помогут ребенку побороть страх общения, стеснительность, обрести уверенность в себе;
- дополнительные преимущества: навыки игры на музыкальном инструменте, поставленный голос.
Театральные объединения:
- физическое развитие: занятия по технике речи дают возможность разрабатывать речевой аппарат, научиться говорить правильно и красиво. Занятия по сценическому движению направлены на обретение контроля над своим телом;
- психическое развитие: развитие коммуникативных навыков - умения ясно выражать свои мысль и чувства, умение понимать других людей. Развитие основных психических функций - внимания и памяти. Преодоление страха перед публичными выступлениями. Развитие воображения. Возможность для самовыражения;
- дополнительные преимущества: знакомство с театральной культурой.
"Научные" объединения.
Под этим условным названием объединены те кружки, занятия в которых направлены на познание различных научных областей, развитие мышления. Например:
- журналистики, где маленький репортер или редактор может попробовать свои силы в устном и письменном жанре;
- психологии, в которых ребенку помогут лучше понять себя, научиться общаться с окружающими, развить свои способности и побороть недостатки;
4
- историко-археологические, сочетающие изучение теории с посещением музеев, изучением местности в походах. Дополнительная информация, получаемая при этом
ребенком, расширяет кругозор;
- компьютерные, направленные на овладение необходимыми в современной жизни навыками пользователя компьютерной техникой;
- иностранных языков, значимость и полезность которых трудно переоценить;
- шахматные, которые развивают логическое мышление, концентрацию внимания, самообладание, ответственность, самостоятельность.
Дополнительное образование предоставляет ребёнку возможность:
-углубить и дополнить основное образование;
-раскрыть свои творческие способности;
-определиться в выборе будущей профессии;
-получить новые знания, умения и навыки;
В учреждениях дополнительного образования создаются условия для:
- личностного роста ребёнка;
-всестороннего развития личности;
-освоения опыта общения;
-развития познавательных интересов;
-организации полезного досуга;
-развития ответственности, самостоятельности;
-приобщения к культуре, формирования нравственной позиции.
Таким образом, можно сделать вывод, что дополнительное образование - это необходимое звено, для всестороннего развития ребёнка и успешной его адаптации в обществе.
5
2. Практическое исследование.
Исследование проводилось на базе МКОУ ДОД Дома детского творчества Кадыйского муниципального района среди выпускников учреждения различного возраста. Исследование включало в себя анкетирование (приложение 1). Анкета была размещена в социальных сетях: «одноклассники» на страницах учащихся и педагогов, и «вконтакте» http://vk.com/club60228731 в группе Дома детского творчества, что позволило расширить число участников и собрать более полную информацию. Всего в исследовании приняло участие 92 человека, в возрасте от 60 до 18 лет.
В результате исследования нами были получены следующие данные (5-6 вопрос): 42 % указали, что занятия в объединениях повлияли на выбор профессии; 98% указали, что знания и умения пригодились в дальнейшей жизни. В качестве мотивации посещения занятий чаще всего указывали (7 вопрос): общение, возможность научиться чему-то новому и занятия любимым делом. Больше всего в учреждении выпускники оценили (8 вопрос): весёлую, творческую атмосферу на занятиях и мероприятиях, сотрудничество педагогов и детей, возможность свободного выбора объединений, возможность достичь успеха и продемонстрировать результаты своей деятельности. Подсчитать процентное соотношение по 7 и 8 вопросам не удалось, так как в большинстве анкет были выбраны одновременно несколько вариантов ответа. Нужно ли дополнительное образование современным детям (9 вопрос): 100% ответили утвердительно. Основные аргументы: ребёнку необходимо всестороннее развитие; непосредственное, живое общение для развития коммуникабельности; практическая отработка навыков под руководством педагога; правильная организация свободного времени ребёнка, раскрытие творческих способностей и талантов.
6
Заключение.
В результате исследования можно сделать вывод, что занятия в объединениях дополнительного образования помогают определиться с выбором профессии, получить полезные знания, умения и навыки, более легко адаптироваться в обществе, то есть положительно влияют на становление личности ребёнка. Данный вывод подтверждается конкретными примерами из жизни наших выпускников (приложение 2: представлены небольшие рассказы о конкретных людях, которым объединения дополнительного образования детей помогли в выборе профессии., приложение 3: рассказы о выпускниках, которые выбрали профессию, не связанную с их занятиями в объединениях, но отмечающих положительное влияние дополнительного образования на их дальнейшую жизнь.)
Занятия в объединениях дополнительного образования развивают личность ребенка, он получает знания, умения и навыки, которые позволяют ему трудиться вместе с педагогом, под контролем педагога, самостоятельно, прививают потребность постоянного самосовершенствования и саморазвития не только в школьные годы, но и в течение всей жизни.
Дополнительное образование является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка не зависимо от его уровня развития, сформированности интересов, мотивации к обучению. Познать себя подрастающему человеку можно, лишь попробовав собственные силы в разносторонней деятельности. И чем шире у него круг интересов, разнообразнее общение с друзьями и взрослыми — тем больше возможностей понять, что он собой представляет, на что способен, по какой жизненной стезе пойдет.
7
Библиографический список.
1. Д.У.Яковлев Дополнительное образование : словарь-справочник изд. «Аркти» 2002 г.
2.С.СГриншпун Воспитание творческой личности в процессе дополнительного образования // Бюллетень. – 2001 г.
3. Е.Б. Евладова, Л.Г.Логинова Организация дополнительного образования детей изд. «Владос» 2003г.
8
Приложение 1
Дорогие друзья!
Уважаемые бывшие кружковцы Дома пионеров - Дома школьника-Дома детского творчества поделитесь своими воспоминаниями о времени, проведенном в детских коллективах.
1. Ф.И.О., возраст __________________________________________________________________________
2 .Профессия __________________________________________________________________________
3. Какие кружки (тв. объединения) Вы посещали __________________________________________________________________________
4. Ф.И.О. педагога__________________________________________________________________
5. Повлияли ли занятия на выбор профессии ______________________________________
6. Пригодились ли знания и умения, полученные на занятиях в дальнейшей жизни
____________________________________________________________________________
7. В кружке Вы занимались, чтобы: А) весело провести время Б) найти себе новых друзей В) развивать свои способности Г) заниматься любимым делом Д) научиться чему-нибудь полезному Е) пообщаться Ж) другой ответ__________________________________
8. Больше всего в учреждении Вам нравилось___________________________________
___________________________________________________________________________9. Нужно ли дополнительное образование современным детям? Почему? __________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Благодарим за ответы! Коллектив Дома детского творчества.
9
Хрюк на ёлке
О путнике
На горке
Как нарисовать портрет?
Рождественский венок