Представлены исследования воды, почвы, пылевого загрязнения воздуха.. Приводятся методики исследований. Даны рекомендации по улучшению экологической ситуации поселка.
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_otsenka_ekologicheskogo_sostoyaniya_territorii_p._afipskogo.docx | 40.63 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 6 пгт. АФИПСКИЙ
СЕВЕРСКИЙ РАЙОН
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА:
«Комплексная оценка экологического состояния территории п. Афипского».
Выполнила:
ученица 11 класса А
МБОУ СОШ № 6
Мисюра Татьяна Владимировна
Руководитель:
учитель биологии и химии
МБОУ СОШ № 6 п. Афипского
Диденко Ирина Вячеславовна
2014 год.
СОДЕРЖАНИЕ:
Аннотация 2
Введение 3
Методы исследований 5
Результаты исследований 9
Выводы 11
Список литературы 12
АННОТАЦИЯ.
Объект исследования:
Цели и задачи исследования:
Методы исследования:
Исследования проводились в окрестностях п. Афипского. Для проведения исследований были выбраны:
1. территория парка п. Афипского.
2. прибрежная зона средней части реки Афипс, протекающей по поселку.
Введение.
Прекрасен наш край и его природа. Большие изменения произошли в нашем районе за последние десятилетия. Район из аграрного превратился в промышленный. На территории поселка находятся: нефтеперерабатывающий комбинат, производство тротуарной плитки. Через поселок проходит железнодорожное полотно и есть станция, где происходит разгрузка различных веществ из вагонов. И теперь уже человек должен спасать природу как раньше спасала его она. Значительно увеличилось число легковых и грузовых автомобилей, следующих по шоссе вдоль поселка, возросло количество мусора. Со временем коммуникации поселка устарели. Участились случаи прорыва канализационных вод. В поселке много колодцев, из которых жители берут питьевую воду. Все эти антропогенные факторы явились предпосылкой для исследования. Тема является актуальной, так как она волнует всех жителей поселка
Всякий водоем или водный источник связан с окружающей его внешней средой. На него оказывают влияние условия формирования поверхностного или подземного водного стока, разнообразные природные явления, индустрия, промышленное и коммунальное строительство, транспорт, хозяйственная и бытовая деятельность человека. Последствием этих влияний является привнесение в водную среду новых, несвойственных ей веществ - загрязнителей, ухудшающих качество воды.
Загрязнением почвы называется попадание в нее различных химических веществ, токсикатов, отходов в количествах больших, чем может быть переработано в почвенном круговороте веществ. Наиболее распространенные загрязняющие вещества – пестициды, соединения ртути, поступающие в ходе технологических процессов выращивания сельскохозяйственных культур. Эти химические соединения способны накапливаться в почве и изменять ее физические и химические свойства. Загрязняют почву и минеральные удобрения, если их вносят в дозах, превышающих возможности растений их усвоить, и происходит избыточное подкисление или подщелачивание почв. Наиболее распространенными загрязнителям почвы веществами, поступающими из атмосферы, являются окислы серы и азота. Они попадают в почву вместе с осадками, повышают ее кислотность, заметно снижая плодородие, а также снижая качество выращиваемой на ней продукции[1]
Доля автотранспорта во вредных выбросах в атмосферу доходит до 60%. Ежегодно с отработанными газами в окружающую среду попадает 800 тысяч тонн токсических веществ. Всего по России на долю автомобильного парка приходится свыше 20 млн. тонн выбросов в год. Выхлопные газы ДВС вызывают 70% детских болезней. Медики считают, что болезни человечества на 68% вызваны вдыханием отравленного воздуха. Так, заболевание раком на 60-80% зависит от состояния окружающей среды[2].
Насаждения очищают воздух от выхлопных газов. Если захотите защитить свое жилище от шума деревьями, то небесполезно будет узнать, что звуки поглощаются не листвой. Ударяясь о ствол, звуковые волны разбиваются, направляясь вниз, к почве, которой и поглощаются. Наилучшим стражем тишины считается ель. Даже у самой насыщенной автомагистрали можно жить спокойно, если защитит свой дом рядом зеленых елок. И неплохо бы посадить рядом каштаны. Одно взрослое каштановое дерево очищает от выхлопных газов автомобилей пространство высотой до 10, шириной до 20 и длиной до 100 м. При этом в отличие от многих других деревьев каштан разлагает ядовитые вещества газов почти без ущерба для своего «здоровья». Устойчив к загрязнению воздуха и тополь. А по количеству поглощаемого углекислого газа и выделяемого кислорода двадцатипятилетний тополь превосходит ель в 7 раз, по степени увлажнения воздуха - почти в 10. Так что для оздоровления воздуха вместо семи елей (трех лип или четырех сосен) можно посадить один тополь, который к тому же хорошо улавливает пыль.[3]
Следует иметь в виду, что полоса густых зеленых насаждений шириной 10 м и высотой 4—6 м обладает в 3 раза более эффективными газозащитными свойствами, чем полоса такой же ширины и высоты, но с редкими посадками. Следовательно, между проезжей частью улицы и тротуаром надо создавать плотную, непросматриваемую полосу зеленых насаждений.[4]
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Анализ пылевого загрязнения атмосферы.[5]
Для определения пылевого загрязнения использовали следующий метод определения количества пылевых частиц.
Исследованию подвергались участки:
Биоиндикация воздушного загрязнения
Биоиндикация загрязнений воздуха проводилась на основе методики «Оценка лишайникового покрова» (табл. 1). Класс загрязнения воздуха определяется по лишайникам, растущим на стволах взрослых деревьев. Для его определения нужно выбрать 2–5 деревьев со стволами диаметром не менее 15 см.
Таблица 1. Экспресс оценка загрязненности воздуха по лишайникам
Число видов | Цвет и характер роста | Класс загрязнения |
6 | 4 серых (накипной, листоватый и 2 вида кустистых), 2 желтых (накипной, листовой) | первый |
4 | 2 серых (накипной, листоватый), 1 желтый (листоватый)) | второй |
Лишайников на стволе нет | Третий. |
Исследования рН почвы[6].
Почвы имеют несколько характеристик. Одна из которых – показатель кислотности, который зависит от естественных причин и от кислотности выпадений. Существуют растения биоиндикаторы кислотности почвы:
Исследования глубины залегания грунтовых вод.
Для определения глубины залегания грунтовых вод используются в частности травянистые растения. Изучив содержание таблицы, и используя полученные знания определим по растениям произрастающим на нашем участке какова глубина залегания грунтовых вод.
Таблица 2. Растения- указатели глубины залегания грунтовых вод на лугах.
( по Г Ремезовой. 1976 год.)
№ | Индикаторная группа | Глубина грунтовых вод. (в см) |
1. | Костер безостый, клевер луговой, подорожник большой, пырей ползучий. | Более 150 |
2. | Полевица белая. Овсяница луговая. Горошек мышиный. Чина луговая. | 100-150 |
3. | Таволга вязолистая. канареечник | 50-100 |
4 | Осока лисья, осока острая. | 10-50 |
5. | Осока дернистая, осока пузырчатая. | 0-10 |
Метод Николаева по оценки качества речных вод.
Для малых и средних рек Европейской России известна шкала и метод оценки качества вод Николаева. Это – упрощенный вариант оценки сапробности по Пантле –Букку. Метод предполагает сбор качественных данных со всех донных субстратов реки и определение беспозвоночных до родов и семейств. По Николаеву, речные воды делятся на 6 классов по качеству, Приблизительно соответствующих градациям сапробности:
Определение качества вод по Николаеву
Таксоны | Классы качества вод. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Ручейник | * | * | |||
Веснянки | * | * | |||
Личинки мухи (Atherix) | * | * | |||
Бокоплавы | * | * | * | ||
Губки | * | * | |||
Беззубки | * | ||||
Жаберные улитки | * | * | |||
Речные раки | * | * | |||
Ручейники | * | * | |||
Стрекозы (Calopieryx, Plathvcnemis) | * | * | |||
Поденки | * | * | |||
Пиявки (Glossiphoniidoe) | * | * | * | ||
Перловицы | * | * | * | ||
Водяные клопы | * | * | * | ||
Поденки | * | * | * | ||
Вислокрылка | * | * | * | ||
Мошки | * | * | * | ||
Ручейники | * | * | |||
Стрекозы | * | * | |||
Пиявки: Erpobdella,Haemopis, Piscicola | * | * | |||
Горошинки и шаровки | * | * | |||
Водяной ослик | * | * | * | ||
Трубочник в массе | * | * | |||
Мотыль в массе | * | * | |||
Личинки мухи (крыска) | * | * | |||
Значимость каждого таксона | 25 | 6 | 5 | 7 | 20 |
При оценки по методу Николаева нужно для каждого класса качества вод в таблице подсчитать число найденных таксонов, умножить его на значимость таксона (последняя строка ) и выбрать класс качества вод, набравший наибольшее количество очков. Особняком стоит 6-й класс, критерием принадлежности к которому является полное отсутствие макробентоса.
Метод удовлетворительно работает для рек шириной 7-10 и более метров, для средних и сильных загрязнений. К слабым загрязнениям он малочувствителен. Не рекомендуется применять его и для стоячих водоемов, в которых большинство использованных таксонов – индикаторов не встречаются вообще.
Результаты исследований.
Результаты исследования пылевого загрязнения атмосферы.
Участок, лежащий на территории парка в районе 500 м, оказался менее загрязненным по сравнению с другими территориями на школьном участке и в парке. Это говорит о достаточно хорошей защите деревьями и кустарниками парковой зоны от твердых частиц в воздухе.
Определение загрязненности атмосферного воздуха с использование
биоиндикаторов –лишайников.
Обследовано шестнадцать деревьев в разных местах территории. На стволах деревьев обнаружены накипные, листовые – из них пять серых лишайников и 7 желтых лишайника.
Группа | Количество исследованных растений. | Количество деревьев с лишайниками. |
7 | 5 | |
9 | 7 | |
Всего: | 16 | 12 |
Результаты исследования рН почвы.
Результаты исследований глубины залегания грунтовых вод на лугах.
Результаты исследования речных вод реки Афипс поселка Афипского.
Раки могут служить индикатором чистоты воды: там, где они водятся, в воде нет ни нитратов и нитритов, ни фосфатов - эти соли очень плохо влияют на раков. Разрушение природных биотопов - заболачивание, осушение, загрязнение воды ядохимикатами, сточными водами, остатками азотных и фосфорных удобрений - приводит к уменьшению их численности, так как они очень чувствительны к определенному химическому составу воды. Не выносят раки и повышения кислотности, ибо в кислой воде мало кальция, который необходим для построения панциря
• беспозвоночные: пиявки ( круглые, плоские), трубочник, катушки, прудовик (большой и малый)
• жуки: вертячки, плавунцы, жужелицы, ручейники
• рыбы: окунь, красноперка
• рептилии: ящерица(прыткая, зеленая), уж
• птицы: воробьи, синицы, славки серые и садовые, соловей, скворец, вороны, ворон, галки, сороки, грачи, чайки, крачки, стрижи, ястреб
• млекопитающие: крысы (серые), мыши, полевка водяная.
• амфибии: лягушка прудовая, травяная.
Это говорит о большей загрязненности воды.
Выводы.
По результатам исследований нами были сделаны следующие выводы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
2002 год.
[1]Поляков В.А. Соляник А.Г. Практическая экология и экологизация деятельности человека. Краснодар. «Северный Кавказ» 1992 год.
[2] Аксенов И.Я. Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды. – М.: Транспорт, 1986 г.
[3] Поляков В.А. Соляник А.Г. Практическая экология и экологизация деятельности человека. Краснодар. Северный Кавказ. 1992 г.
[4] Кузнецов В.Н. Экология России. Хрестоматия. М. АО «МДС» 1995 г.
[5] Пономарева О.Н. Методические рекомендации к учебнику экологии. Биология в школе. Приложение «Учителю экологии»
[6] Пономарева О.Н. Методические рекомендации к учебнику экологии. Биология в школе. Приложение «Учителю экологии»
Шелковая горка
Упрямый зяблик
Мастер-класс "Корзиночка"
Сила слова
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?