Снаряжение бурятского воина, оружие.
Вложение | Размер |
---|---|
snaryazhenie_buryatskogo_voina.docx | 25.87 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кункурская средняя общеобразовательная школа имени
Героя Социалистического Труда Пурбуева Д.Ц.»
Исследовательская работа
Тема: «Снаряжение бурятского воина»
Выполнил: Ванчиков Цымпил, ученик 2 класса
Руководитель: Жапова Баирма Гуруевна, учитель начальных классов
Кункур, 2012 г.
Меня очень интересуют воины, былинные богатыри, история битв, их одежда, снаряжение. Бывая в Агинском очень интересовался памятником могучего Бабжи –Барас Батора. Когда едешь по улице Комсомольской, подъезжаешь и смотришь с замиранием сердца прямо на него, кажется, вот-вот оживет могучий богатырь.
Кто такой Бабжи-Барас Батор? Где он жил? Очень интересен и красив его костюм. А каков был бурятский воин богатырь, какое было у него снаряжение? Из чего оно было сшито и как защищал богатыря. Хотелось узнать побольше о воинах бурятского народа.
Цель исследования: Изучить снаряжение бурятского воина
Задачи исследования: 1.Изучить литературу по данной теме.
2. Исследовать орнамент снаряжения воина.
3. Отобрать иллюстративный материал для сравнительного анализа
4. Моделировать костюм - снаряжение богатыря.
Объект исследования: Снаряжение бурятского воина в картинах и изделиях художников.
Предмет исследования: Национальные особенности снаряжения воина бурятского народа
Гипотеза исследования: Если изучить традиции оружейного дела, орнаменты на снаряжении воина, то можно выявить национальные особенности восприятия мира бурятского воина.
Методы исследования:
Из легенды мы узнали, что в далеком прошлом в наших краях жил великий полководец, бурятский богатырь Бабжи-Барас Батор. Однажды Маньчжурский хан пришел в кункурские степи с целью захвата. Его войско во много раз превосходило воинов Бабжи-Барас Батора. Поражение было неминуемо, но Бабжи-Барас Батор своей находчивостью заставил врага повернуть назад. В те времена сосны были человеческого роста. На рассвете Бабжи-Барас Батор умело расположив между соснами свое малочисленное войско, приказал своим воинам зажечь костры до дыма. Так он сумел создать видимость огромной армии, готовой ринуться в бой. Испугавшись, иноземцы повернули обратно без боя, а местность, где они повернули назад, на правом берегу Онона называют « Гэдэргэ», что означает «назад». Так сосновый бор стали называть сосновым войском «Цырик- Нарасун».
В урочище «Малый Батор» (Бага Батор) и гора Большой Батор(Ехэ Батор) названы в честь великого бурятского богатыря Бабжи-Барас Батора. В местности Малый Батор по легенде была стоянка Бабжи-Барас Батора. Там на камнях есть отпечаток следов могучего Бабжи –Барас Батора. След настолько велик, что туда могу поместиться я. Чуть подальше видится Камень- Котел (Тогоон шулуун). Это чаша могучего богатыря.
Вот какой был народный герой Бабжи –Барас Батор.
Раньше буряты занимались только скотоводством. Костюм и шлем воина делался из выделанной бычьей кожи. Кожа четырех-пятилетнего быка была настолько прочной , что можно было в такой одежде защититься от стрел и копья.
Головной убор внешне напоминает юрту, которая для кочевника-скотовода неотделима от его жизни и занятий. Такой головной убор символизирует связь человека с землёй, природой, что характерно для буддийской культуры. Головной убор шили из специальной ткани, и каждый шов, отделка имели свой смысл. Подклад головного убора выполнялся из ценного пушного меха или овчины, что свидетельствовало о статусе воина.
В походном порядке стрелы находились в колчане, который назывался hаадаг. Он изготовлялся из различных материалов. Чаще всего из одного-двух слоев бересты, обработанной шкуры или толстой ткани яркой окраски. Лицевая сторона украшалась тиснением, аппликацией, вышивкой. Орнамент выполнялся по народным мотивам с применением узоров бараний рог (хусын эбэр), облачный узор (yyлэн хээ). Колчан и налучник со стрелами, нож и огниво подвешивали к ремню-поясу. В бурятском языке слово «мужчина» буквально переводится как «носящий ремень» (бэhэтэй хун).
Орнамент на доспехах – это не просто рисунок, он имел особый, символический смысл и выполнял роль амулета-оберега. На доспехах бурятского воина чаще встречаются зооморфные узоры 5 видов домашних животных, улзы – «узелки счастья», меандр – «молоток», свастика. Они символизируют благополучие, долголетие, бесконечное вращение во времени и пространстве.
эскиз
Технология
Заключение
Снаряжение воина, выполненное по всем правилам изготовления , защищало и вселяло в людей уверенность в свои силы. Материал, форма изделия, цвет, орнамент снаряжения воина отражают взгляды бурятского народа на мир и своё место в нём. Образ богатыря из легенды строился в соответствии с ценностями, нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим.
Таким образом, рабочая гипотеза данной исследовательской работы подтверждена.
Основные результаты исследования:
1. Проведен анализ снаряжения воина в картинах бурятских художников, в иллюстрациях книг
2. Выявлены культурные ценности бурятского народа, отраженные в снаряжении воина, его орнаменте.
3. Выполнены наброски и эскизы снаряжения бурятского воина.
Список литературы
1. Атлас войн и сражений. М. Белый город 2004г.
2. Бабуев С.Д., Бальжинимаев Ц.Ц. Тематический словарь традиционного быта бурят. Улан-Удэ «Бэлиг». 2004 г.
3. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Центр сохранения и развития культурного наследия Бурятии. Улан-Удэ., 2004.
4. Гомбоева М.И. Культура Агинских бурят. Учебно-методическое пособие. Чита. 2006г.
5. Зенкова Т.М., Цыдендоржиев Р.Ц. Культура агинских бурят. Чита. 2006 г.
6. Золотой фонд. Большая советская энциклопедия. М. 2007г.
7. Ожегов С. Толковый словарь русского языка. М., Просвещение, 1986.
8. Федотова Т.Н. Словарь топонимов Забайкалья. ЗабГПУ., 2003г.
9. Энциклопедия юного историка. М.,1994г.
Рисуем осенние листья
Рисуем "Ночь в лесу"
Мороз и заяц
Пчёлки на разведках
Цветение вишни в лунную ночь