В ходе исследования мною установлено, что идея танка не является новой, корни её теряются в глубочайшей древности, но, тем не менее, танк является изобретением 20 века, эпохи современной техники и современного военного искусства. Лишь с изобретением паровой машины и позже двигателя внутреннего сгорания смогла осуществиться идея о защищённых боевых бронированных повозках. Для этого потребовалось почти 300 лет развития науки и техники.
Своим появлением танки обязаны Первой мировой войне. После неё в Великобритании, Франции, Германии, Советской России и других странах стало развиваться активно танкостроение. Но самым удивительным и неожиданным был танк Т-34. Этот факт отмечают многие зарубежные специалисты по танкам, в том числе и немецкие военачальники.
«…Танк Т-34 был создан людьми, которые сумели увидеть поле боя середины двадцатого века лучше, чем сумел это сделать кто-либо на Западе».
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty.docx | 52.69 КБ |
Краснодарский край, Северский район, станица Азовская
МОУ гимназия станицы Азовской, 3 «А» класс
Т-34 – танк Победы (Посвящается 70-летию Курской битвы)
Научный руководитель: Козлова Лариса Алексеевна, учитель начальных классов
Введение
На сегодняшний день одной из самых популярных компьютерных игр является «WorldofTanks». Это массовая многопользовательская онлайн-игра в жанре аркадного танкового симулятора в историческом пространстве Второй мировой войны. На её официальном сайте зафиксировано около 60 млн. участников. Игровой процесс в «WorldofTanks» основывается на битве двух случайно подобранных команд по 15 игроков-при этом в одной команде могут сочетаться танки разных наций и годов выпуска, реальные танки и экспериментальные модели. Но среди многообразия танков на виртуальном поле боя сразу же узнаёшь «тридцатьчетверку» по её неповторимому облику.
Оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности стало классическим примером для разработки последующих образцов практически всех отечественных и зарубежных танков.Танку Т-34 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Он успешно применялся как для непосредственной поддержки пехоты, так и для высокоскоростных маневренных боевых действий.
Цель исследования: найти факты, подтверждающие, что танк Т-34 является танком Победы. Реализовать проект исторической компьютерной реконструкции танкового сражения под Прохоровкой.
Задачи исследования:
В наши дни танки Т-34 стоят на пьедесталах в городах и селениях многих стран мира, украшают коллекции самых престижных военно-исторических и технических музеев.Но что такое танк?Как он устроен? Что известно о «тридцатьчетверке»?..
Актуальность работы позволяет расширить мои знания о техническом чуде 20 века - танке, а также познакомить ребят моей гимназии с историческими фактами участия Т-34 в Великой Отечественной войне.
В начале работы я выяснил, что танк-это боевая машина, сочетающая в себе огневую мощь, броневую защиту и высокую подвижность. О предшественниках танка можно говорить весьма условно. Идея боевых повозок близка к идее той машины, которую мы теперь называем танком, то есть боевого оружия, сочетающего в себе вооружение, защиту воинов и подвижность. Историю развития танков я представил в виде таблицы Приложения1.
В начале 20 века было создано много проектов боевых бронированных машин, нонеобходимыми они стали в годы Первой мировой войны, потому что развитие скорострельного оружия привело к боевому равенству сторон. Выходом из сложившейся ситуациистало появление на поле боя боевой машины-танка. В большей мере танки проявили себя в годы Второй мировой войны.
Проведя анализ, я выяснил, что наканунеВеликой Отечественной войны в составе Красной Армии было 1392 танка новых типов - Т-34-76 и КВ-1. Ещё 305 танков было произведено в июне1941 года. На 22 июня1941 года по общему количеству танков и штурмовых орудий Красная Армия имела численное превосходство: 15 687 против 4171. Но решающую роль в начале войны сыграли не число или технические особенности боевых машин. Красная армия была не готова к войне. Действия частей были разрознены, отсутствовала связь между войсковыми частями, не была организованна разведка, не было информации о частях противника, не хватало горючего, боеприпасов.Поэтому к концу июля 1941 года наши потери в бронетехнике составили половину первоначальной численности.
Изучая технические особенности конструкции танка Т-34 можно заключить, что это было гармоничное сочетание боевых свойств: огневой мощи, броневой защиты и высокой подвижности. Длинноствольная 76 мм пушка могла поразить танки противника на расстоянии 1,5 км. А танки противника не могли пробить броню Т-34 даже с 500 м. Броневые листы корпуса и башни были расположены под такими углами наклона, что снаряды противника рикошетировали от нашего танка.Двигатель Т-34 при одной заправке мог пройти до 300 км.
Другим преимуществом танка была простота конструкции. Это позволило выпускать их в большом количестве. Кроме того танк можно было легко отремонтировать. Простота конструкции позволяла в быстрые сроки обучать экипажи для танков. Среди танкистов было много женщин.
Важным просчетом немцев стали наши дороги. Разрабатывая тактику захвата Советского Союза, немцы не учли, что наши «шоссейные» дороги очень сильно отличаются от европейских. Поэтому после вторжения немецкие танки «задыхались» в пыли, вязли в болотах, скользили в гололёд.
В ходе боевых действий с обеих сторон захватывались трофейные танки, которые потом могли использоваться в бою. Но и здесь Т-34 был в выигрышном положении. Двигатель у танка дизельный, то есть для его заправки нужна была солярка. Её у противника не было. Двигатель немецких танков работал на бензине.
В битве под Курском участвовало так много техники, что она превзошла Московскую и Сталинградскую битвы. Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки "тигр" и "пантера", штурмовые орудия "Фердинанд", самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190-А" и штурмовики "Хейнкель-129". Битва представляла собой несколько оборонительных и наступательных операций. Среди которых была танковая дуэль под Прохоровкой. Более 1200 танков с обеих сторон в течение всего дня 12 июля 1943 года, вели тяжелейшие бои возле деревни Прохоровка. Против «тигров» (тяжелых танков) шли наши средние танки Т-34 и легкие Т-70 (предназначенные для поддержки пехоты и связи). Величайшая во Второй мировой войне танковая битва под Прохоровкой практически решила исход войны. После неё начался период отступления немецких войск. Победа была близка.
Т-34 участвовал во всех крупных сражения Великой Отечественной войны и первым вошёл в Берлин.
А за всеми этими победами стояли люди. Конструкторы,которые создали это чудо 20 века; командиры,бесстрашно ведущие солдат в бой; генералы, проявлявшие высокое военное искусство; солдаты, геройски сражавшиеся за свою родину.
Так используя преимущество Т-34 перед немецкими танками в проходимости в условиях осенней распутицы, Лавриненко (танкист №1, наш земляк) активно и уверенно маневрировал на поле боя, скрываясь за складками местности. Сменив позицию, он вновь атаковал уже с нового направления. Противнику казалось, что у русских нескольких групп танков.[1]
История возникновения танков
История человечества - это история войн, как освободительных, так и захватнических. Борьба за территорию, за источники воды и пищи, за овладение богатствами все время сталкивала людей друг с другом. Это и определило такое огромное внимание к производству и совершенствованию средств нападения и защиты. Чудом 20 века считается изобретение танка.
Ещё в древности у людей возникла необходимость в мощной боевой единице - надо было тащить грузы в дальние походы, передвигаться с хорошей скоростью, подавлять противника напролом. И они подумали, почему бы не использовать для этой цели слонов? Ведь слоны обладали всем необходимым набором замечательных боевых качеств: мощью, массивностью, скоростью, поворотливостью, послушанием и даже умом.
В первой половине I тысячелетия до нашей эры «слоновий» род войск занял ведущее место в армиях государств Индостана.
Слон не только силен, но и достаточно вынослив. С нагруженной боевой башней, вьюками или орудием, он способен размеренным шагом ежедневно проходить 60-80 километров!
Боевые слоны и боевые колесницы порой называют танками древности. Чудо-«танки» выстраивались перед фронтом пехоты и первыми шли в атаку на врага, стремясь нарушить его боевые построения.
Колесницы с одной осью и двумя колесами, красотой которых нельзя не восхищаться, изобрели, в середине второго тысячелетия до н.э. арийские племена. Боевые колесницы были главной ударной силой в армиях Древнего Египта и Хеттского государства.
В Средние века в полевом бою широко применялись таборы и гуляй-город, а при штурме городов и замков - осадные башни, известные ещё с античности. В Китае и Корее в бою использовали боевые колесницы покрытые «бронёй» из щитов, и оснащённые арбалетами.
Прототипом первых танков служила крытая повозка Леонардо да Винчи. Его идея была необычна для того времени. Повозка укреплялась металлическими пластинами, пушками. Передвигали её 8 человек. Двигалась повозка во главе наступающего войска, сея панику, уничтожая вражескую армию. Своим изобретением Леонардо да Винчиподал идею создания танков.
Название «танк», взято из английского языка, в переводе означает «бак, цистерна». Во время разработки первых танков оно использовалось для обеспечения секретности. Англичане вели производство боевой машины под видом разработки водяных баков новой конструкции.Любопытно отметить, что для обозначения этого вида боевой техники слово «танк», кроме англоязычных государств и России, больше нигде не используется.
Появление боевых гусеничных машин развитых стран мира связывают с Первой Мировой Войной. Впервые танки использовали на западном фронте в 1916 году.
Но прежде чем боевая машина стала танком, в конце 18 века появляется паровая машина. Затем самодвижущаяся паровая повозка. В это же время создаются паровые колесные тракторы, и начинается их производство на заводах. Стефан Маевский изобретает одногусеничный паровой трактор. Затем появляется двухгусеничный паровой трактор Фёдора Блинова. Далее изобретают двигатель внутреннего сгорания.
Танк Пороховщикова можно считать не только первым русским танком, но и первым танком вообще. Идея его возникла и была осуществлена раньше, чем в других странах.
В самом начале Первой мировой войны, в августе 1914 года, мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины для движения по бездорожью. 9 января 1915 года у изобретателя уже имелись готовые чертежи и смета (на сумму 9660 рублей 72 копейки) для постройки боевой машины, называемой «Вездеход». 18 мая 1915 года Пороховщиков испытал свою машину.При испытании её скорость достигала 25 км/час. Между тем, машина Пороховщикова не считалась боевой, на ней не было бронирования и вооружения.
Царь-танк был построен в 1915 году Лебеденко. Проект машины отличался большой оригинальностью.На идею этой машины Лебеденко натолкнули среднеазиатские повозки-арбы, которые, благодаря колёсам большого диаметра, с легкостью преодолевают ухабы и канавы.
Царь-танк был колёсной боевой машиной.При всей необычности, сложности и огромных размерах машины, Лебеденко сумел «пробить» свой проект. Во время аудиенция у Николая II Лебеденко подарил императору заводную деревянную модель своей машины. Император и инженер полчаса «аки дети малые» ползали по полу, гоняя модель по комнате. Впечатлённый машиной Николай II распорядился открыть финансирование проекта.
Действительно первым русско-советским танком стал Русский «Рено» — первый советский танк и первый русский танк, запущенный в серийное производство. Относился к лёгким танкам непосредственной поддержки пехоты. Представлял собой почти полную копию французского лёгкого танка «Рено» FT-17. Этот танк был принят на вооружение Красной Армии в 1920 году, но боевых действиях «Рено-русские» участия не принимали. На вооружении состояли до 1930 года.
В первые дни Великой Отечественной войны войска вермахта уверенно продвигались вглубь нашей страны. Немцы были уверенны в превосходстве своей техники. По данным вражеской разведки на вооружении у Красной армии стояла устаревшая бронетехника. Но к концу первой недели боев в германский генеральный штаб возрастает поток информации о новом танке. Он с лёгкостью поражал танки вермахта на большом расстоянии. При этом немецкие танки не могли нанести ему сильных повреждений. Это был легендарный Т-34.
К концу 30-х годов основным средним танком у советской армии был Т-28. У танка была слабая броня. Если усилить броню, добавив дополнительные листы, танк становился тяжёлым, медленным и неповоротливым. Необходим был новый танк. 27 февраля 1939 года состоялось заседание Комитета Обороны. На нём были представлены чертежи и макеты двух новых танков А-20 и А-32. Эти проекты были разработаны Михаилом Кошкиным. По окончании заседания Кошкину было поручено изготовить оба танка в металле.
Внешне обе машины выглядели одинаково, но сравнительные испытания показали, что у А-32 есть резерв по увеличению веса. Этот резерв был использован на установку дополнительной брони, без изменений других технических характеристик. После чего, 19 декабря 1939 года танк, под обозначение Т-34, решили поставить на вооружение Красной армии и выпускать его серийно.
Технические характеристики:
Боевая масса | 28,12 т. |
Экипаж | 4 чел. (механик-водитель, радист, заряжающий, командир) |
Вооружение | Пушка 76-мм, два пулемёта |
Мощность | 400 л.с. |
Скорость | 55 км/ч |
17 марта 1940года два танка Т-34 были представлены Сталину. Именно тогда он произнес свою знаменитую фразу: «Это будет ласточка в танковых войсках».[1]
С этими танками и столкнулись войска вермахта летом 1941 года. По воспоминаниям танкиста вермахта Альфреда Руббеля: «По дороге на Ленинград у нас произошла одна боевая встреча, один из наших танков 9-го подразделения был обстрелян танком Т-34, которого мы прежде не видели. Он был быстр, элегантен. После обстрела команда нашего танка была ранена, а сам танк загорелся и взорвался. С тех пор мы очень сильно стали уважать этот мощный танк». [3] Чем же был хорош Т-34? Почему его так боялись немецкие солдаты?
Главное в конструкции танка было гармоничное сочетание его боевых свойств: огневой мощи, броневой защиты и высокой подвижности. Длинноствольная 76 мм пушка могла поразить танки противника на расстоянии 1,5 км. Броневые листы корпуса и башни были расположены под таким углами наклона, что снаряды противника рикошетировали от нашего танка.
К началу войны в Западных военных округах было сосредоточенно 13 тыс.танков. Из них около 900 - Т-34. Достаточно грозная сила. Но решающую роль в начале войны сыграли не число или технические особенности боевых машин. Красная армия была не готова к войне. Действия частей были разрознены, отсутствовала связь между войсковыми частями, не была организованна разведка, не было информации о частях противника, не хватало горючего, боеприпасов. Противник испытывал ожесточенное сопротивление советских войск, но этого было недостаточно. Действия советских танковых войск носили маневренный характер. Наши танки неожиданно атаковывали, в основном из засады, пользуясь внезапностью и отходили. Так в период с 4-11 октября бригада М.Катукова уничтожила 113 немецких танков, 49 орудий и до полка пехоты.
Но танков не хватало, их надо было изготавливать больше. И тут проявилось еще одно качество Т-34. Он был прост в изготовлении. В начале 1942 года изменили конструкцию башни, она стала просторнее и напоминала форму гайки (шестигранника).
До 1943 года танк Т-34 превосходил любой танк противника. Появление его на поле боя, как правило, решало исход его в пользу войск Красной армии. Немцы даже выпустили инструкцию для истребителей танков.
Но немецкое командование выпускало не только инструкции по уничтожению наших танков. Онивнимательно изучали захваченные наши танки. Т-34 был настолько хорош, что немцы хотели просто скопировать его. Все же при создании новой бронетехники они пошли своим путём. В конце 1942 года полях сражения стали появляться новые танки вермахта. В январе 1943 года под Ленинградом был захвачен немецкий тяжелый танк Т-6, известным нам как «тигр». Исследовав его, конструкторы Т-34 пришли к выводу, что для уничтожения «тигра» 76 мм пушки уже не достаточно. Эти выводы подтвердились в боях под Прохоровкой. В этих боях советские танки вплотную столкнулись с «тиграми». В битве на Курской дуге Красная армия одержала победу. Вместе с тем это заставило быстрее работать конструкторам по изменению танка Т-34. Уже в декабре 1943 года на вооружение был принят Т-34 с новой башней и 85 мм пушкой. Экипаж увеличился до 5 человек - появился наводчик, а командир танка мог управлять боем.
С начала 1944 года на советских заводах стали наращивать производство Т-34/85. Конечно, новый танк не мог тягаться с «тигром», но при умелом руководстве он мог быть достаточно грозной силой. Т-34/85 выигрывал за счет маневренности и хорошей проходимости. Там где тяжёлые вражеские танки застревали, Т-34/85 проходили с легкостью и могли атаковать противника.
10 июля не достигнув успеха в наступлении на населенный пункт Обоянское, немецкое командование направило удар в направлении посёлка Прохоровка, поставив войскам задачу выйти к Курску. Операция на Курской дуге получила в немецких войсках название «Цитадель».
Наступление велось 2-м танковым корпусом СС (командующий Хауссер), в который входили дивизии «Мёртвая голова», «Лейбштандарт Адольф Гитлер» и «Рейх». Они за несколько дней прорвали две линии укреплений советских войск, и вышли к третьей - в 10 км юго-западнее станции Прохоровка. (Приложение 2).11 июля противник продвинулся к окраине Прохоровки.
Советское командование приняло решение нанести утром 12 июля мощный контрудар и уничтожить войска противника. В контрударе участвовали 5-я гвардейская танковая (командующий П.А.Ротмистров) и 5-я гвардейская (командующий А.С.Жадов) армии.
Ранним утром 12 июля несколько десятков немецких танков пошли на прорыв. Бронированные лавины двинулись навстречу друг другу. В боях с обеих сторон одновременно участвовало около 1200 танков и самоходных орудий. Крупнейшее в истории встречное танковое сражение развернулось на поле под Прохоровкой.
На поле под Прохоровкой завязались настоящие танковые дуэли. Это было противостояние не только тактики, мастерства экипажей, но и самих танков.
В немецких частях вели бой средние танки Т- IV модификаций G и H (толщина брони корпуса - 80 мм, башни - 50мм) и тяжелые танки T -VIE «Тигр» (толщина брони корпуса 100 мм, башни - 110 мм). Оба этих танка имели мощные длинноствольные пушки (калибра 75 мм и 88 мм), которые пробивали практически любое место бронезащиты советских танков. С нашей стороны в сражении участвовали советские танки Т-34, которые имели преимущество над всеми немецкими танками в скорости и проходимости. Однако толщина брони у них уступала «Тигру», да и пушки на них были менее мощными, чем на немецких среднем и тяжёлом танках.
Т-34 вклинивались в боевые порядки немецких войск, старались получить преимущество за счет скорости и маневренности, чтобы расстреливать противника с близкого расстояния в бортовую броню. Очень скоро боевые порядки смешались. Плотный бой на коротких дистанциях лишал немцев преимуществ мощных пушек. Было тесно от массы бронированных машин, которые не могли развернуться и совершить маневр. Они сталкивались, взрывался их боезапас, взлетали на десятки метров сорванные взрывом танковые башни. От дыма и копоти было плохо видно, что происходит вокруг. Над полем битвы летали десятки бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей.
Боевые действия 12 июля привели к огромным потерям в дивизиях «Адольф Гитлер» и «Мёртвая голова». Это сильно ослабило их боевые возможности.
В последующие три дня ожесточённые бои проходили южнее Прохоровки. Советские войска сдержали натиск немцев.
16 июля немцы прекратили атакующие действия и стали отходить в сторону Белгорода.Войска Воронежского и резервного Степного фронтов стали преследовать немецкие части.
Немецкий план «Цитадель» потерпел неудачу. Танковые силы вермахта были сильно потрепаны и уже не могли восстановить былую мощь. Начался период отступления немецких войск. Курская битва стала переломным событием в войне, показателем возросшей мощи советской армии, высокого военного искусства ее полководцев, стойкости и мужества солдат. После неё окончательно и бесповоротно стало ясно, что полное поражение нацистской Германии - только вопрос времени.
Мое детальное изучение танка Т-34 и сражения под Прохоровкой было необходимым для осуществления следующего проекта. В игре World of Tanks используются карты, которые отражают местность пустыни, степи, города и т.д. «Прохоровка» - карта, частично напоминающая место Прохоровского сражения 1943 года. В центре холмистая равнина, по флангам железнодорожное полотно и грунтовая дорога.
Мне очень хотелось воссоздать события 12 июля 1943 года – танковую дуэль под Прохоровкой. Реально это сделать невозможно. Я использовал виртуальное поле боя игры World of Tanks и технические возможности бронетехники, чтобы смоделировать танковое сражение. Этот процесс носит название - историческая реконструкция. То есть это деятельность, направленная на восстановление исторических событий через ролевую игру. В моем случае это компьютерная игра. В игре реализована сложная модель реальных танков, повреждений, учитывающая тип и толщину брони, скорость снаряда и угол его встречи с бронёй, тип боеприпаса. В режиме тренировочного боя, где можно произвольно выбрать карту, типы бронетехники, участников и соотношение сторон, я собрал под Прохоровкой две команды из моих друзей и знакомых. Вражескую сторону представляли три «тигра» и два танки Т- IV. С нашей стороны были два Т-70 и шесть Т-34. Вместе с командой мы провели несколько боев. Имея возможность переговариваться между участниками, в каждом бою использовалась разная тактика, от «глухой» обороны до стремительного наступления.
В документальных фильмах эти события освещены широко, что даёт возможность увидеть их со стороны. Игра же позволяет стать участником этих событий, режиссером конкретного боя.
Мне удалось использовать в этих сражениях мои знания технических характеристик танков, их слабых и сильных сторон, стратегий ведения боя, особенностей местности. Т-34 лучший танк того времени, принесший нашему народу победу.
В заключение можно сказать, что Т-34 - самый массовый средний танк Великой Отечественной войны, а проведенные в 1942 - 1944 годах мероприятия по изменению танка Т-34 позволили существенно повысить его боевые возможности. В конструкции танка было всё. Простота, удобство в эксплуатации и техническом обслуживании, высокая ремонтопригодность, хорошая бронезащита, маневренность. Именно эти машины первыми ворвались в Берлин, сделав последние выстрелы по врагу в Великой Отечественной войне. Именно они, застыли на постаментах, как символ нашей Победы.За четыре года боев танки Т-34 завоевали себе славу лучших танков Второй мировой. Они по праву приняли участие в параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. Значимость этих танков не забыта и сейчас. Как и много лет назад Т-34 занимают почётное место в парадах Победы на Красной площади.
Танк Т-34 является самым известным советским танком. Последняя модификация (Т-34/85) состоит на вооружении некоторых стран и по сей день.
Танк Т-34 вызывает гордость и уважение, как к конструкторам, так и ко всем танкистам, что сгорали вместе с машинами, но стреляли из них до последнего.
Я уверен, что Т-34 стал легендой в первую очередь потому, что в него верили те люди, которые садились за рычаги и к его пушкам и пулеметам.
Список использованной литературы
Оборудование:
Мать-и-мачеха
Басня "Две подруги"
Заяц, косач, медведь и весна
Яблоко
Кто чем богат, тот тем и делится!