Каждый из нас с детства знает, что такое игра. Порой в самой простой игре можно найти необычное и увлекательное. В игре мы обучаемся, уходим от проблем, стремимся к результату (пусть даже маленькому, заметным только для меня). Игры не только занимают досуг, но и обучают.
«Развиваюсь-играю-обучаюсь-соображаю-достигаю» - главный девиз курса «Математическая мастерская», который я посещаю на протяжении всего учебного года. На одном из занятий мне предложили разрезать квадрат на семь частей и сложить из полученных геометрических фигур животное. Задача была сложной лишь до того момента, пока у меня не возникло желание разгадать тайну этой игры.
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_proekt_tangram.docx | 230.87 КБ |
РОССИЯ, ХМАО-ЮГРА,
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, П.Г.Т. БЕРЕЗОВО
МБОУ БЕРЕЗОВСКАЯ СОШ
Школьная конференция проектных и исследовательских работ
«Зажигай сердца талантом!»
УЧЕБНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ПРОЕКТ
«Танграм- волшебная игра»
Автор работы: ученица 5 класса
Левицкая Елизавета Алексеевна
Руководитель: учитель математики
Ковалева Татьяна Анатольевна
БЕРЕЗОВО
2014
Танграм-волшебная игра.
работу выполнила Левицкая Елизавета
ХМАО-Югра, Тюменская область, п .г. т. Березово
МБОУ Березовская СОШ, 5 класс
Аннотация
В наше время трудно найти человека, у которого дома не было бы компьютера, а в кармане не лежал бы сотовый телефон. Наш современный мир просто переполнен техническими новинками, за человека стала думать и решать машина. Мир вокруг нас становится техничным, а душевная теплота уходит.
Каждый из нас с детства знает, что такое игра. Порой в самой простой игре можно найти необычное и увлекательное. В игре мы обучаемся, уходим от проблем, стремимся к результату (пусть даже маленькому, заметным только для меня). Игры не только занимают досуг, но и обучают.
Несколько месяцев назад я познакомилась с волшебной игрой Танграм. Слово ТАНГРАМ (кит.七巧板, пиньинь qīqiǎobǎn, букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). В процессе знакомства и овладения техникой складывания фигурки танграма у меня возникли вопросы: Какими качествами нужно обладать, чтобы складывать танграм? Развитию каких качеств способствует умение складывать фигуры из танграма?
Цель:изучить особенности игры Танграм.
Гипотеза:если человек увлекается волшебной игрой Танграм, то он не только расширяет свой интеллектуальный кругозор, но и развивает мышление, воображение, зрительную память.
Задачи:
- найти, изучить и отобрать информацию по теме;
- изучить историю происхождения традиционной китайской игры-головоломки;
- пробудить у одноклассников интерес к танграму и занимательной математике;
- оформить работу и презентацию.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- наблюдение;
- обработка полученных данных;
- анализ и обобщение информации по теме.
Работа над проектом «Танграм - игра как инструмент развития мышления.» осуществлялась в течении 2-13-2014 учебного года, в рамках посещения Математической мастерской. В своей работе я рассмотрела историю возникновения игры Танграм, рассмотрела виды игр. Также в данной работе рассмотрено применение танграма в настоящее время. Для учащихся 5-го класса в целях знакомства с игрой-головоломкой провела классный час «Что такое танграм?». Цель учебного проекта достигнута.
Танграм-волшебная игра.
работу выполнила Левицкая Елизавета
ХМАО-Югра, Тюменская область, п .г. т. Березово
МБОУ Березовская СОШ, 5 класс
№ этап | Вид деятельности | Результат |
1 | Выявление и обоснование темы | Выбор темы |
2 | Знакомство с литературой и обзор интернет-услуг | Изучение материала |
3 | Провести опрос общественного мнения по вопросу «Что такое танграм?» | Проведен опрос |
4 | Провести классный час по теме «Танграм» | Проведен классный час для учащихся 5 класса |
5 | Оформление выставки | Оформлена выставка детских работ «Танграм – семь дощечек мастерства» |
6 | Обобщение получившихся результатов и их оформление | Результаты обобщила и оформила |
7 | Выступление на научной конференции «Зажигай сердца талантом» |
План исследования
Танграм-волшебная игра.
работу выполнила Левицкая Елизавета
ХМАО-Югра, Тюменская область, п.г.т. Березово
МБОУ Березовская СОШ, 5 класс
Описание работы.
Каждый из нас с детства знает, что такое игра. Порой в самой простой игре можно найти необычное и увлекательное. В игре мы обучаемся, уходим от проблем, стремимся к результату (пусть даже маленькому, заметным только для меня). Игры не только занимают досуг, но и обучают.
«Развиваюсь-играю-обучаюсь-соображаю-достигаю» - главный девиз курса «Математическая мастерская», который я посещаю на протяжении всего учебного года. На одном из занятий мне предложили разрезать квадрат на семь частей и сложить из полученных геометрических фигур животное. Задача была сложной лишь до того момента, пока у меня не возникло желание разгадать тайну этой игры.
1.История Танграмм.
Танграм (кит.七巧板, пиньинь qīqiǎobǎn, букв. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.
В Китае название Танграм неизвестно, а игра имеет название Ши-Чао-Тю (семь хитроумных фигур).
В Оксфордском словаре английского языка — название Танграм появляется с ссылкой на авторитетного Генри Э.Дьюдени, его версию принял составитель словаря Д.Мюррей. Он обнаружил, что слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. По мнению в Мюррея, само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова Тан, что означает на кантонском диалекте китайский, и распространенного суффикса -грам (как в словах анаграмма или криптограмма). Иная теория происхождения слова танграм была выдвинута Питером Ван Ноутом в предисловии к новому изданию книги Ллойда: китайские семьи, живущие на лодках, называются танка, тан по-китайски означает — падшая женщина. Американские моряки, покупавшие головоломку у девушек — танка, могли назвать ее танграмом — головоломкой доступных девушек. В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм — трактуется, как старинное английское слово — обозначающие игрушка головоломка.
2. Легенды.
Легенда первая: версия про разбитую плитку.
Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.
Легенда третья: семь книг Тана.
«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома».
Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце, комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора. Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на «известные» китайские пословицы типа «Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана».
Первое изображение танграма (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки.
Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква") На первых порах им пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.
3. Правила игры:
Типы задач, решаемых танграмом.
4. Применение танграма.
Танграм может применяться на уроках математикидляполучение начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.
Составление из нескольких фигур новой геометрической фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квадрат, из трёх – треугольник, трапецию, параллелограмм и т.д.
Играя, мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуем формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещаем их с целью получения новой фигуры. У нас развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Танграм во всех его проявлениях можно встретить начиная от дизайнаодежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй в качестве мебели. Есть и столы танграмы и трансформируемая мягкая мебель и знаменитые настенные полки фирмы Lago.Вся мебель, построенная по принципу танграма очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменяться в зависимости от настроения и желания хозяина.
5. Танграм в литературных произведениях.
Льюис Кэрролл:Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла (Чарльз Лютвидж Доджсон). Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”.
Эдгар По:Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм, сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.
Известный писатель и дипломат Роберт Ван Гулик в романе “Убивающие ногтями” построил весь сюжет книги вокруг танграма
6. Значение танграма.
Работа с головоломкой «Танграм» способствует развитию у детей умения играть по правилам и выполнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.
Игра Танграм - игра головоломка для детей, которая состоит в решение различных задач с магическим квадратом. “Танграм” часто называют “головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку дошкольного возраста.
Заключение.
Сфера применения танграма гораздо шире, чем просто игра. Из частей головоломки можно составлять изученные геометрические фигуры (треугольник, квадрат, параллелограмм, трапеция, прямоугольник), вычислять их площади, а также сравнивать эти фигуры с помощью наложения.
Нас заинтересовала головоломка «Танграм», как игра, так как можно творчески провести время. Увлекает то, что из простых геометрических фигур можно сделать более сложные композиции.
Интересна ли игра будет моим одноклассникам? На этот вопрос я ответила в результате проведения опроса среди учащихся 5-го класса. Моим одноклассникам были заданы следующие вопросы:
Результатом оказалось, что почти все опрошенные не знают игры танграм. И все хотят познакомиться с игрой, поиграть в нее. Но я думаю, что ребята знают эту игру, только не знают, что она называется танграм. Мои предположения подтвердились во время проведения классного часа «Что такое танграм?», который был проведен в целях повышения интереса к занимательной математике..
В данной работе рассмотрена история возникновения игры «Танграм». Приведены доказательства, что игра Танграм развивает находчивость, внимательность, усидчивость, развивает творческое мышление, воображение. Игра «Танграм» заставляет думать, размышлять, что в настоящее время - время компьютерных игр, играет большую роль в развитии маленького человека. То есть если человек увлекается волшебной игрой Танграм, то он не только расширяет свой интеллектуальный кругозор, но и развивает мышление, воображение, зрительную память, следовательно, наша гипотеза подтвердилась.
Использованная литература:
Рисуем белые грибы пастелью
Прекрасное далёко
Злая мать и добрая тётя
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Компас своими руками