В данной работе идет речь о внутренней и внешней политике царицы Хатшепсут, первой в истории Египта женщине-фараоне. Данная работа была представлена на научно-практической конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tsaritsy_khatshepsut_v_istorii_drevnego_egipta.docx | 41.27 КБ |
Оглавление
Введение с. 3
Воцарение Хатшепсут с. 4-6
Внутренняя и внешняя политика с. 7-9
Смерть царицы с. 10-11
Заключение с.12
Список использованных источников и литературы с.13
Введение
В истории Древнего Египта царица Хатшепсут занимает исключительное место. Она сумела возглавить могущественное государство и управлять им более 20 лет. Трудно сказать, сколько сил и коварства понадобилось ей, чтобы добиться престола во времена, когда фараонами становились только мужчины. Однако самым поразительным было то, что царица короновалась как законный фараон, игнорируя многовековую египетскую религиозную традицию престолонаследия при наличии наследника мужского пола — Тутмоса III, ее племянника и пасынка.
Стоит отметить, что Хатшепсут не была первой и единственной женщиной — фараоном в истории существования Египта, которым по традиции правили мужчины. Задолго до Хатшепсут Египтом правили только две женщины: Нейтикерт в конце VI династии и Нефрусебек в конце ХII-й. Однако в отличие от Хатшепсут эти царицы царствовали совсем недолго. Хатшепсут же получила власть над процветающей державой, международный авторитет которой был утвержден военными походами в Азию и Нубию при ближайших предшественниках царицы — Аменхотепе I и Тутмосе I.
Воцарение Хатшепсут
Отцом Хатшепсут, был фараон Тутмос I, который отличался большой воинственностью, его успешные военные походы в Нубию и Азию свидетельствовали о стремлении расширить границы Египта и создать своеобразную буфферную зону между Египтом и враждебным царством Митанни на северо-востоке.
Следствием успешных походов Тутмоса I стало расширенное храмовое строительство в столице Фивах. Внимание в первую очередь сосредоточивалось на главном святилище города Карнакском храме (Ипет — Сут), посвященном царю богов Амону — покровителю фараонов, правивших в Фивах, и созданной ими державы. Тутмос I направлял свои главные силы на возвеличение храма Амона в Карнаке, что соответствовало политике фараонов, стремившихся придать Фивам черты необычного, победоносного города, в котором присутствует могущественное божество.
Когда Тутмос I умер, власть перешла к Тутмосу II. От брака с царицей Яхмес у Тутмоса было две дочери — Хатшепсут и рано умершая Нефрубити. От второй жены Мутнофрет он имел также трех сыновей, одним из которых был Тутмос II, который и стал наследником. Тутмоса женили на Хатшепсут.
О правлении Тутмоса II нам практически ничего не известно; согласно одним историческим данным он правил 3 года, согласно другим 14 лет. Известно, что он пытался вести завоевательную политику, как на юге, так и на севере. Слабый здоровьем, Тутмос II умер, оставив после себя у власти малолетнего сына Тутмоса III от побочной жены Исет и опытную царицу Хатшепсут, которая была, по всей видимости, старше своего мужа. Так как Тутмос III был слишком мал, чтобы управлять самостоятельно, Хатшепсут возложила на себя обязанности регента, возможно с самого начала желая присвоить себе всю полноту власти. Среди египтологов существует множество мнений и интерпретаций, когда и как Хатшепсут удалось достичь своей цели.
Например, польский египтолог Я. Карковский считает, что причина признания политической роли Хатшепсут современниками была доказательством того, что после смерти ее мужа она была старшей представительницей царского рода.
Представляется довольно затруднительным и ответить на вопрос, кто был автором идеи провозгласить Хатшепсут фараоном. Во всяком случае, многое указывает на то, что это произошло на 7-й год правления Тутмоса III, когда Хатшепсут уже достигла зрелого возраста. Так или иначе, согласно наиболее распространенной среди египтологов версии, первые два года после смерти отца Тутмос III правил от своего имени. На памятниках той поры Хатшепсут изображалась позади фигуры Тутмоса III.
Однако вскоре все переменилось, когда Хатшепсут обрела поддержку влиятельного египетского жречества и аристократии, а также части выдающихся военачальников. В их число входили Хапусенеб, первосвященник Амона, вельможа Нехси, несколько ветеранов египетской армии, помнящих ещё кампании Яхмоса, придворные Джути, Инени и, наконец, Сенмут (Сененмут), зодчий и воспитатель дочери царицы, а также придворный (Сенмен. Многие склонны видеть в Сенмуте фаворита царицы, так как он упоминал своё имя рядом с именем царицы и выстроил себе две гробницы по подобию гробницы Хатшепсут. Сенмут по происхождению был небогатым провинциалом, который при дворе поначалу считался простолюдином, но его незаурядные способности вскоре были оценены по достоинству.
Царица Хатшепсут полностью сосредоточила в своих руках управление страной, оставив своему племяннику лишь второстепенные функции. Удивительно, но такая политическая перемена не сопровождалась никакими потрясениями: ни враждой противоборствующих сил, ни гражданской войной. Тем не менее, совершить такой шаг Хатшепсут могла только при поддержке преданных и, без сомнения, заинтересованных сановников, самыми значительными из которых были Хапусенеб и Сенмут.
Чтобы укрепить свое новое положение, Хатшепсут приказывает изображать себя в облике царя-мужчины со всеми символами власти фараонов (например, на неё был одет головной убор немес, увенчанный царским уреем). Древняя царская титулатура переделывалась с учетом пола властительницы. По религиозной традиции правящий фараон отождествлялся с богом Хором, но Хатшепсут часто именовалась Хором женского пола, что явно противоречило египетским представлениям о фараоне. Приняв титулатуру фараонов, Хатшепсут стала изображаться в головном уборе хат с уреем, с накладной бородкой. Первоначально статуи и изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а в позднейших аналогах её образ был окончательно трансформирован в мужской. Поэтому в скульптуре и на рельефах периода правления облик Хатшепсут передан в соответствии с каноном изображения мужского тела, за исключением немногих дошедших до нас ранних статуй царицы. Тем не менее, в надписях на стенах храмов царица продолжала называть себя прекраснейшей из женщин.[1]
Истинную внешность Хатшепсут установить нелегко. Обычно фараон считался вечно молодым и сильным и, исходя из этого, египетские художники создавали довольно условный, символический портрет владыки, поэтому судить о действительных особенностях характера изображаемой личности очень затруднительно. Однако можно попытаться воссоздать портрет Хатшепсут: изящный, суживающийся к маленькому подбородку овал лица, отличительные для египтянки миндалевидные глаза, тонкий выступающий нос, узкие слегка улыбающиеся губы и длинные черные волосы. Впрочем, не следует забывать, что скульптуры воплощали Ка царицы, а не являлись реалистическим изображением.
Внутренняя и внешняя политика
Хатшепсут сумела не только добиться для себя абсолютной власти, но и сделала все возможное для процветания Египта. Царица обратила пристальное внимание на приходящее в полный упадок земледелие. Пахотных земель с каждым годом становилось все меньше, пустыня завоевывала новые пространства, урожаи зерна и фиников сокращались. Крестьяне признавали земледельческий труд крайне невыгодным и уходили в армию. Ведь воины получали щедрую плату из казны Египта. Однако войску нужно было не только золото, но и провизия. Проблема требовала немедленного решения. Хатшепсут не побоялась направить огромные средства на восстановление сельского хозяйства. Цены на мясо, зерно и финики и так были достаточно высокими, однако она подняла их еще больше, стараясь тем самым привлечь людей к занятиям земледелием. Крестьяне бесплатно получали земельные наделы. Также царица способствовала восстановлению городов Нижнего Египта.
Долгое время считалось, что Хатшепсут как женщина не могла проводить военных походов, а её правление было предельно мирным. Однако новейшие исследования доказали, что она лично возглавляла один из двух совершённых во время её правления военных походов в Нубию, а также контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину. Более того, возможно, Хатшепсут командовала египетскими войсками в ряде походов против мятежных сирийских и палестинских городов.
Правление Хатшепсут ознаменовало собой небывалое процветание и возвышение Египта. Из всех сфер своей государственной деятельности Хатшепсут наиболее ярко проявила себя прежде всего как фараон-строитель. Царица вела активное строительство храмов: в Карнаке было воздвигнуто «Красное святилище» Хатшепсут для церемониальной ладьи бога Амона. Здесь же, в Карнаке, по приказу царицы были установлены гигантские гранитные обелиски, значительно расширен храм супруги Амона — богини Мут. Два обелиска Хатшепсут в Карнаке были самыми высокими из всех построенных раннее в Египте.
Как во время регентства, так и после коронации Хатшепсут подчеркивает свое особое уважение к богам, в особенности к главному богу Амону. Это почтение выразилосьсебе знать в великолепном храме Дейр-эль-Бахри, носившему в древности название Джесер Джесеру — «Священнейший из священных» Посвященное заупокойному культу царицы, это святилище должно было демонстрировать ее могущество и величие. Новый храм должен был, вероятно, поразить воображение современников. По своим размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта. Храм Хатшепсут относится к типу полускальных - наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. В первую очередь он посвящался Амону и Ка царицы. Кроме святилища Амона в храме поклонялись Ра, Хатор, Анубису и обожествленному Тутмосу I. Украшенный колоннадами портиков террасный храм органично вписался в окружающий скальный ландшафт западного берега Нила. Колонны святилища были расписаны ликами Хатхор, а стены украшены изображениями самой Хатшепсут, пьющей молоко священной коровы. Рельефы этой террасы повествуют о некоторых событиях, которые имеют отношение к царице и к ее правлению. Например, нашла отражение легенда о божественном происхождении Хатшепсут, согласно которой ее отцом является бог Амон-Ра, а матерью Яхмес. Помимо изящных рельефов, в храме было 200 статуй, 22 сфинкса, 40 осирических статуй, изображавших царицу сидящей или коленопреклоненной, около 120 сфинксов украшали дворы и дорогу. [2]
Создателем этого чуда египетского зодчества считается Сенмут, талантливый архитектор и крупный сановник. Он же являлся одним из организаторов знаменитой экспедиции египтян в полулегендарную страну Пунт, предположительно находящуюся на территории современного Сомали на берегу Аденского залива. История этой экспедиции запечатлена в серии рельефных сцен в так называемом портике Пунта в Дейр-эль-Бахри. Целью путешествия в Пунт было установление торговых отношений и приобретение экзотических товаров: шкур редких животных, страусовых перьев, слоновой кости, золота, ценных сортов древесины и самих живых деревьев, пересаженных в корзины, и, в особенности, благовоний для храмовых ритуалов. Это знаменательное событие произошло на второй год правления Хатшепсут — фараона, то есть в то время, когда строился храм в Дейр-эль-Бахри. От участников экспедиции требовалось привезти в Фивы живые сорта благовонных деревьев для того, чтобы насадить их на искусственных террасах и во дворе.
Храм в Дейр-эль-Бахри, ставший архитектурным символом правления Хатшепсут не являлся единственным объектом ее строительной деятельности, которая развернулась в различных городах страны: Фивах, Гермополе, Гермонтисе, Эль-Кусе, Эль-Кабе, Арманте, Медамуде, Ком-Омбо, Элефантине, Спеос-Артемидосе. Последнему из перечисленных мест Хатшепсут придавала, по-видимому, особое значение, посвятив скальный храм близ Бени Хасана богине-львице Пахет. По религиозным представлениям эта богиня отражала нападения духов пустыни.
Смерть царицы
По египетскому летоисчислению Хатшепсут умерла между 20 и 22-м годами правления Тутмоса III. Сохранились две гробницы, приготовленные Хатшепсут заранее. Работы над первой гробницей царицы начались ещё в её бытность главной царской женой Тутмоса II. Ранняя гробница царицы расположена в скалах Вади Сиккат Така эль-Зейд, к югу от храма в Дейр-эль-Бахри. Вторая усыпальница, предназначенная уже для Хатшепсут-фараона, расположена в Долине Царей (традиционном месте захоронения фараонов эпохи Нового царства, начиная с Тутмоса I). Она была обнаружена в 1903 году Говардом Картером. Первоначальный замысел царицы состоял, видимо, в том, чтобы соединить гробницу с поминальным храмом в Дейр-эль-Бахри грандиозным туннелем, однако в силу непрочности известняковых пород от этой идеи отказались. Тем не менее, рабочие уже успели начать работу над ходом, который был впоследствии превращён в обширную погребальную камеру, куда из гробницы была перенесена и мумия отца царицы Тутмоса I. Нам не известно, была ли сама царица когда-либо погребена в великолепном кварцитовом саркофаге, который был найден в этой гробнице пустым. Тутмос III вернул мумию деда в её первоначальное место погребения, и считается, что он мог перенести и мумию мачехи.
Традиционно считается, что Тутмос III яростно ненавидел свою тетку, слишком долго державшую его на втором плане, и после ее смерти принялся поспешно стирать память о ней, что в частности, выражалось в уничтожении ее изображений и имен. Например, исследовательница М. Э. Матье писала, что Тутмос III истребил все скульптуры Дейр-эль-Бахри так тщательно, что до раскопок никто даже не думал об их существовании. По мнению египтолога Тутмос III считал, что благодаря своему поступку он не только стирал из памяти своего народа воспоминание о ней, но даже уничтожал загробное существование ее души. Многие приближенные Хатшепсут также оказались в зоне пристального внимания Тутмоса III, гробницы некоторых из них, умерших к тому времени, оказались разгромленными. Эти действия некоторые российские и зарубежные египтологи расценивают как следствие личной ненависти Тутмоса к Хатшепсут.
Впрочем остается без ответа вопрос, почему Тутмос III не только не уничтожил все изображения Хатшепсут, но и не разрушил вообще ее поминальный храм в Дейр-эль-Бахри? Стоит напомнить, что храм в Дейр-эль-Бахри был посвящен не одной Хатшепсут, но и другим божествам и, в первую очередь, Амону — богу самого могущественного жречества, с которым Тутмос III не мог не считаться. Но в этом случае, почему фараоны ( без колебаний переделывали и разрушали целые залы в центральном святилище этого бога в Карнаке? Именно этого следовало ожидать от преследующего память Хатшепсут Тутмоса, каким он и представляется в некоторых исследованиях.[3]
Предположим, если Тутмос III, действительно питал ненависть к тетке-мачехе, если он и хотел придать забвению имя Хатшепсут, то реально смог осуществить этот замысел лишь по прошествии значительного срока после ее смерти и очень выборочно. Скорее всего, фараон уничтожал памятники Хатшепсут не по личным мотивам, а руководствовался политико-религиозными соображениями, поскольку существование женщины-фараона противоречило мировоззрению древних египтян и не соответствовало идее космической справедоивости, где все занимало надлежащее место. Пожалуй более приемлемо мнение других ученых, которые считают, что действия по уничтожению имен и статуй Хатшепсут, а также других ее изображений, начались в конце правления Тутмоса III, спустя многие годы после смерти царицы. Это было продуманное политическое решение, а не следствие слепой ненависти фараона, вызванной тем подчиненным положением, которое он занимал в правление Хатшепсут. Причиной уничтожения изображений и надписей было желание устранить прецедент, который усложнил бы порядок наследования престола, при котором женщина могла бы стать фараоном. Следовало исключить повод для передачи власти царице или царевне. Таким образом, власть фараона, достигнутая Хатшепсут, была всего лишь эпизодом и не привела к тому, что женщины получили право бороться за власть над Египтом.
Заключение
Долгое время неординарная личность Хатшепсут была практически неизвестна ни научному миру, ни широкой общественности. Однако благодаря историческим и археологическим исследованиям жизненного пути Хатшепсут стали привлекать к ней широкий интерес. Начиная с XIX века, в её описаниях доминировали две противоположные тенденции, представлявшие её или правителем, опередившим своё время, или корыстолюбивым узурпатором. Вокруг её имени строились разнообразнейшие немыслимые теории, одна из которых утверждала, что Хатшепсут тождественна доброй египетской царевне, подобравшей из Нила корзинку с младенцем Моисеем и воспитавшей мальчика. Другим интересным моментом, является гипотеза согласно которой эта египетская правительница отождествляется с библейской царицей Савской.
Интересным фактом является и значение имени Хатшепсут. «Находящаяся впереди благородных дам». Неудивительно, что женщина с таким именем стала правительницей египетского государства. И она полностью ему соответствовала.
В заключение, мне бы хотелось бы процитировать слова, начертанные на одном из обелисков царицы: " Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, но скажи: "Как похоже это на нее (ее величество Хатшепсут), как достойно отца ее (бога Амона)!"
Список использованной литературы и источников
Литература
Панкова М.А.Все величайшие загадки истории. М.: АСТ. 2008. 512 с.
Потапов В. Тайная история человечества. М.: Мартин. 2007. 496 с
Рыжов К.В. Кто есть кто в мире религий. М.: Вече, 2008.704 с.
Скляренко В. Все величайшие царственные династии. М.: АСТ. 2008. 510 с.
С.
[1]Потапов В. Тайная история человечества. М., 2007. С.234
[2] Скляренко В. Все величайшие царственные династии. М., 2008. С. 134-135
[3] Панкова М.А.Все величайшие загадки истории. М., 2008. С. 76-77
У меня в портфеле
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Карты планет и спутников Солнечной системы
Загадка Бабы-Яги
Астрономический календарь. Май, 2019