Исследовательская работа ученицы 8 класса посвящена ихучению становления электрификации острова Ольхон в период 1940 - 2013 годы. В данной работе использованы архивные материалы Маломорского рыбозавода, краеведческого музея имени Н.М.Ревякина, воспоминания жителей п. Хужир, фотографии из семейного альбома.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_istoriya_elektrifikatsii_o.olkhon.doc | 140 КБ |
МБОУ «Хужирская средняя общеобразовательная школа»
Школьная научно – практическая конференция «Тропа открытий»
Краеведческая секция
Тема: «История электрификация острова Ольхон»
Автор: Дьякова Екатерина Александровна,
ученица 8 класса
МБОУ «Хужирская средняя
общеобразовательная школа»
Руководитель: Зурмаева Елена Юрьевна
учитель истории и обществознания
Носова Нина Егоровна
п. Хужир, 2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение………………………………………………………….. 3
II. История электрификации острова Ольхон
1. Появление первого электродвигателя………………………… 3
2. Первая локомобильная электростанция……………………… 4
3. Первая дизельная электростанция…………………………….. 4
4. Проблемы энергоснабжения в период перестройки……........ 5
5. Электрификация острова в 2000 годы………………………... 7
6. Проект по переброске кабеля по дну Байкала……………….. 8
7. Современная электроподстанция на острове Ольхон……….. 8
III. Заключение……………………………………………………… 9
IV. Библиография…………………………………………………… 10
V. Список информантов…………………………………………… 10
Введение
Мои родители (довольно молодые люди) часто вспоминают, что когда я родилась, на острове не было света. Мне всегда это было странно слышать. Ведь я родилась в 2000 году, в век информатизации и компьютеризации. А тут – не было света! И тогда я решила узнать, когда же на остров Ольхон пришел свет и как это происходило.
Цель моей работы: Исследование истории электрификации острова Ольхон.
Задачи: Выявить и изучить письменные источники из архива краеведческого музея имени
Н.М. Ревякина; Маломорского рыбозавода, семейного архива.
Собрать фотоматериалы и видео по данной теме.
Объект исследования: Электростанция в поселке Хужир
Предмет исследования: Документы из краеведческого музея имени
Н.М. Ревякина, архивные документы
Маломорского рыбозавода, воспоминания
жителей п. Хужир и д. Харанцы, фотографии
из семейного архива Дьяковых.
II. История электрификации острова Ольхон
1. Появление первого электродвигателя
Маленький рыбацкий посёлок на берегу Байкала. История его появления уходит корнями в начало прошлого века и напрямую связана с образованием советского народного хозяйства (совнархоза), объединившего рыбаков в рыболовные артели. В 30 - е годы сюда отправляли ссыльных, в 40-ые эвакуировали людей с западных регионов СССР. Началось производство продукции, которая потом отсылалась на фронт. С каждым годом производство расширялось, требовались новые ресурсы производственной мощности, а для получения ресурсов требовалась электроэнергия.
Впервые электричество жители посёлка увидели, когда начала работать радиостанция. Она находилась на месте старого дома Лебедевых. Радиостанция работала от «ветряка». Устанавливали «ветряк» рабочие, а вот закрепить его тросами (оттяжками) на верхушку отважился залезть Мамонтов Михаил Иванович, за что получил 100 рублей. Электричество от «ветряка» хватало только на работу радиостанции, а её работа была особенно нужна для Маломорского флота.
История первого двигателя, который вырабатывал энергию в посёлке Хужир, началась с того, что в октябре 1943 года во время сильнейшего шторма на берег было выброшено судно ММРЗ «Ольхонец». Маломерное судно сорвало с тросов, крепивших его у причала, и этим же тросом разрезало на две части. Восстановить «Ольхонец» не представлялось возможным и тогда с него сняли двигатель (25 лошадиных сил) и установили в лесотарном цехе Маломорского рыбозавода (далее ММРЗ). Двигатель работал исправно. На нём пилили доски, которые требовались для постройки жилья для эвакуированных жителей посёлка. В 1944 году руководство ММРЗ где-то приобрели для данного двигателя генератор и дали электричество на весь посёлок, который был тогда не очень большой и сосредотачивался в районе территории ММРЗ. На песках были выстроены землянки и бараки для рабочих и их семей.
Шесть лет проработал первый движок, вырабатывая электроэнергию для посёлка. Днём на нём исправно пилили лес, а в 17 часов, по окончании рабочей смены в посёлок давали свет. Он горел до 24 часов ночи, а утром до начала рабочей смены электричество давали с 6 до 8 часов утра. Так бессменно трудился движок, не имея отдыха. В праздничные дни свет давали до 2 часов ночи, а если в будни свет не гас после 24 часов, то всё население знало – в посёлке у кого-то беда: кто-то тяжело заболел или умер.
2. Первая локомобильная (паровая) электростанция
В 1953 году была смонтирована первая локомобильная (паровая) электростанция (приложение 2,6). Принцип её действия основывался на преобразовании твёрдого топлива в электроэнергию. Основу локомобиля составляла паровая машина от настоящего паровоза средней мощности. Точнее это был паровоз, с которого была демонтирована ходовая часть. Паровая машина использовала свою мощность не на буксировку вагонов, а для вращения единственного колеса - привода генератора. Он был передвижной, на колёсах. Колёса демонтировали и поставили локомобиль на фундамент (приложение 7). Мощность локомобиля 75 лошадиных сил. Позже привезли ещё два локомобиля – П 71 и один – П 38. Был ещё локомобиль – К 125, но его запускали только на отопление. Впервые станция заработала 6 ноября 1953 года. Изначально электричество подавалось на цеха и в завод (приложение 1). Затем рабочие завода установили столбы по центральной улице и натянули основной провод, а от него подключались все остальные. Но проблема заключалось в том, что практически невозможно было достать провод для подключения домов. Поэтому свет сначала был не у всех.
3. Первая дизельная электростанция
Но на локомобили уходило слишком много дров и следующим двигателем, который приобрели в ММРЗ, был американский локомотив «Пальмер» (приложение 8). Он стоял на берегу, на месте кузницы. Для него специально был поставлен дом. Двигатель был газогенераторный, очень экономичный, работал на «чурочках». Охапки чурок хватало на 2 - 3 часа. Заводили его на бензине, потом переключали на газ, и дальше дизель работал на газу (приложение 9, 10).
Осенью 1961 года запустили два дизеля, они работали на дизтопливе - солярке, так как оно обходилось намного дешевле. Позже закупили ещё два дизеля мощностью 900 и 1000 лошадиных сил, и свет стали подавать на посёлок круглосуточно. Линия электропередач была построена до Песчанки.
Летом водным путём завозили продовольственные и промышленные товары, а также перевозили на базу горюче - смазочные материалы.
Из воспоминаний Шевелёва Геннадия Петровича, 1930 года рождения, родом из Бурятии, 7 классов окончил в Хужире. По специальности – слесарь. С 1953 по 1967 год работал на электростанции и мотористом, и машинистом, и кочегаром. «Население посёлка освещало свои дома с помощью жирников (для жирников использовали свиное растопленное сало). Некоторые делали очаг из лучинок. Свечей не было. Редко у кого были лампы. Керосин или солярку для ламп можно было взять на ГСМ. Я пришёл работать на электростанцию в 1953 году. В обязанности входило – подготовить двигатель и запустить его. Днём подавался свет на цеха, а вечером на посёлок до 12 часов. Директором завода был Захаров, инженером – Хазагаев Ф.А. (приложение 5).
В Песчанке была своя электростанция, и я весь январь 1956 года там проработал. В 6 часов заводил двигатель (движок – «Ча» мощностью 12 квт, работал от солярки), который подавал свет в дома рыбаков до 9 - 10 часов утра, а потом если требовалось – в лабаз. Потом свет выключали и снова включали вечером до 12 часов».
Из воспоминаний Даксуева Данила Борисовича, 1924 года рождения, уроженца деревни Харанцы (приложение 11).
«После войны окончил курсы мотористов и работал мотористом и бригадиром в рыболовецких бригадах: сетевых и неводных колхоза «Улан-Хушин». С 1952 года совмещал работу дизелиста на дизельной электростанции «ДТ – 54» (мощностью 30 квт). Обеспечивал электрической энергией дома жителей деревни Харанцы в вечернее время ежедневно. На этом посту проработал до 1970 года. В это время на ММРЗ поставили большие дизели, которые обеспечивали многие населённые пункты острова Ольхон электроэнергией круглосуточно».
4. Проблемы электрификации в период перестройки
После распада СССР началась глобальная перестройка. Это нашло отражение и на работе электростанции. Топливо дорожает, и руководство Маломорского рыбозавода закупает меньше топлива. А так как электростанция зависела от завода, стали урезать подачу электричества.
Перебои со светом начались с 1992 года. Электроэнергию стали подавать с перебоями через день, потом только по выходным, а позже вообще отключили. Свет от двигателя расходовался на нужды завода. Были подключены школа, больница, детский сад, почта, здание администрации посёлка, магазины, пекарня, дома ветеранов, семьи, где были грудные дети. С 2000 – 2002 годов свет населению перестали подавать совсем и люди, чтобы выйти как-то из этой ситуации стали запасаться свечами, аккумуляторами и кто мог, приобретали движки – самостоятельно или вскладчину (приложение 15).
Первым электриком был Зубанов Александр. На паровом двигателе работал Недугов, Владимир Ярута. На электростанции также работали: Нелюбин И.Т., Ситников И., Нелюбин А.Т., Власов Г., Власов В., Лыков В., Шевелев Г.П., Шошин Г., Томашов Б. и другие.
Бензин перевозили автомобили ГАЗ-51 (объём 2200л), ГАЗ-53 (объём 4200л), ЗИЛ-130 (объём 4840 л). Дизельное топливо доставляли в основном из д. Сахюрта (37 км от Хужира) и д. Петрово(110 км от Хужира). Два бензовоза делали по 2 рейса в день. Из города Иркутска с «Жилкинской нефти базы» один раз в месяц привозили смазочные масла (МС-20).
Водителями на бензовозах работали Зутьхаров А., Нелюбин Ю., Дьяков А., Жуков В., Копылов Н. (приложение 14).
Расход горючего для электростанции ММРЗ (в сутки, в месяц, в год) (приложение 3, 4).
Наименование горючих материалов | Расход горючего в сутки (л) | Цена за 1 литр (1987г) (руб.) | Расход горючего в месяц (л) | Расход горючего в год (л) | Общая стоимость горючего в год (руб.) |
Дизельное топливо (солярка) | 2700 | 0,5 | 81000 | 972000 | 486000 |
Смазочные масла | 20 | 1,2 | 600 | 18000 | 21600 |
507600 |
Расход горючего для бензовоза (с 1986 по 1995 годы)
Год | Дизельное топливо (л) | Масло (л) |
1986 | 465000 | 10600 |
1987 | 973000 | 9000 |
1988 | 960000 | 7600 |
1989 | 820000 | 9000 |
1990 | 1100000 | 10964 |
1991 | 815000 | 7000 |
1992 | 840000 | 9000 |
1993 | 984000 | 15750 |
1994 | 507700 | 11580 |
1995 | 287500 | 5909 |
Наименование горючих материалов | Кол-во рейсов в сутки | Цена за один литр (1991г) (руб.) | Расход горючего за один рейс (л) | Расход горючего в месяц (л) | Расход горючего в год (л) | Общая стоимость горючего в год (руб.) |
Бензин АИ-76 | 2 | 0,15 | 18,5 | 1110 | 13320 | 1998 |
До 1971 года существовала старая линия (от Маломорца до Песчаной), потом была установлена новая линия, которая просуществовала до 2005 года.
5. Электрификация острова в 2000 годы
Проблема электрификации острова Ольхон неоднократно поднималась общественностью. Было принято постановление губернатора "О развитии Ольхонского района", в соответствии с которым в 1998 году началось проектирование и строительство линии электропередачи. Электрификация острова стала составной частью модернизации инфраструктуры всего Ольхонского района и иркутского Прибайкалья.
Для того чтобы подать электроэнергию на остров, была построена крупная ЛЭП-110 "Еланцы - Черноруд", а в декабре 2003 года завершено строительство двухцепной ВЛ-35 "Черноруд - Сахюрта (МРС). Проектирование осуществлялось организацией ОАО "Востоксибсельэнергопроект" (генеральный директор Римлянд Б.И.), строительство - ОАО "Электросетьстрой" (генеральный директор Хостикоев Казбек Астемирович), работы по поставке оборудования и подводной прокладке кабеля 35 кВ через пролив выполнены ЗАО "Радиан" (генеральный директор Труфанов В.Н.) при содействии специалистов Лимнологического института СО РАН (директор академик Грачев М.А.).
6. Проект по переброске кабеля по дну Байкала
С 2005 года, когда стал поступать на остров промышленный ток, действующую линию ликвидировали и установили новую, с использованием новых технологий (приложение 16). Такого оборудования ещё нигде не было. Остров и материк соединили электрическим кабелем, который прошел по дну Байкала. Операцию готовили несколько месяцев, кабель укладывали четыре дня. Глубина пролива между островом и материком в месте, которое выбрали для перехода, 40 метров. Обычно для подобных работ применяют специальные суда, которые выкапывают на дне траншею и укладывают туда кабель. Но для Байкала такой метод невозможен. Это закрытый водоем и в него нельзя перегнать большое судно - кабелеукладчик. К тому же экологи выступили против траншеи по дну озера, так как это могло нанести ущерб уникальной байкальской биосистеме. Они выдвинули еще одно требование - кабель должен быть в защитной пластиковой трубе. Пришлось разрабатывать методику, которая никогда еще в мире не применялась. Собрать кабель в пластиковой трубе на берегу, а затем по воде подвести кораблями к месту перехода и затопить.
Кабель привезли из Франции, его стоимость - полтора миллиона евро (приложение 17). Для сборки трубы выбрали бухту с пологими берегами. На то, чтобы спустить готовую конструкцию длиной в два километра и весом 30 тонн на воду, ушло двое суток. Кабель проложен по дну Байкала на глубине 40 метров единой нитью, без стыков, что является уникальной по сложности исполнения монтажной операцией. С первого раза войти в пролив не удалось - кабель стало относить на скалы. Пришлось возвращаться в открытый Байкал и начинать все заново. Когда трубу точно подвели к указанному месту, в нее закачали воду и положили на дно. Завершили монтаж и подключили кабель к уже построенной высоковольтной линии к концу июля.
30 июля 2005 года состоялась презентация проекта электрификации о. Ольхон. Стоимость всех работ по электрификации острова Ольхон составила 464,2 миллиона рублей. Это самый крупный из реализованных инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики за истекшие двенадцать лет (приложение 18).
7. Современная электроподстанция на острове Ольхон
Для жителей поселка Хужир реализация этого проекта стала настоящим праздником. Люди радовались свету в 2005 году, как наверно радовались люди «лампочке Ильича» в 20-е годы 20 века (приложение 19, 20).
К началу августа жители острова начали пользоваться электроэнергией. Тарифы на энергию для жителей п. Хужир составили 37 копеек, а для жителей близлежащих посёлков составила 28 копеек. В настоящее время стоимость 1 кВт/час составляет 82 копейки (приложение 21).
В настоящее время на подстанции « Хужир» работает четыре человека: начальник участка - Венцак В.С., три электромонтёра – Осипов В.О., Никитенко А.А., Пестонов А.Ю. (приложение 22, 23). Мощность, потребляемая посёлком, - 2,5 МВТ. Номинальное напряжение ЛЭП до подстанции 35 кВ (35000 вольт).
Номинальное напряжение распределительных линий (вдоль берега) от подстанции до КТП (трансформатора) 10 кВ (10 000 вольт).
Номинальное напряжение от КТП до потребителя 0,4 кВ (380 или 220 вольт). На февраль 2012 года на острове запущенно 13 КТП.
Максимальная разрешённая потребляемая мощность на один дом 15 кВТ (киловатт), для предприятий до 500 кВТ (ММРЗ).
Прибор учёта (счётчик) измеряет количество использованной электроэнергии в киловаттах (приложение 10).
III. Заключение
Цель, которая была поставлена, практически достигнута. Изучив архивные материалы, побеседовав с очевидцами, я пришла к выводу, что электричество всегда играло большую роль в становлении промышленности поселка и жизни простых людей.
С приходом на остров большой энергии изменился жизненный уклад населения. Люди стали приобретать новую бытовую технику. В домах появились холодильники, телевизоры, микроволновые печи. Дети получили возможность пользоваться компьютерной техникой. В поселке заработала сотовая связь. Все это положительно сказалось на жизни людей.
С появлением света стала развиваться туристическая сфера, что позволило увеличить рабочие места для населения.
IV. Библиография:
М.,Просвещение, 1972.
V. Список информантов:
1. Венцак Владимир Степанович – директор ММРЗ с 1992 по 1999год, начальник подстанции п. Хужир
2. Даксуев Данил Борисович – дизелист электростанции д. Харанцы
Любили тебя без особых причин...
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Сорняки
Какая бывает зима
Мать-и-мачеха