Как уменьшить негативное влияние звуков?
Вложение | Размер |
---|---|
kalenyuk_n.v._proekt.rar | 746.08 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеебразовательная школа №10
п.Каменский»
Красноармейского района Саратовской области
2-ой Муниципальный фестиваль проектов
«Планета Знаний»
(область научных знаний : физика. Звуковые волны )
Номинация: исследовательский проект
Выполнила: Кузнецова Мария
Ученица 11 класса
«МБОУ СОШ №10
п.Каменский»
Красноармейского района Саратовской области
Руководитель: Каленюк Наталья Васильевна
учитель физики
«МБОУ СОШ №10
п.Каменский»
Красноармейского района Саратовской области
п.Каменский 2014г.
Оглавление
1. Введение ………………………………………………………….. 2 стр.
2. Описание проектной работы………………………………………3 стр.
3. Материал и методика исследования(погружение в проект)…… 3стр.
4. Организация и осуществление деятельности…………..………...4 стр.
5. Презентация результатов………………………………………….6 стр.
6. Рефлексия проекта………………………………………………….7стр.
5. Список источников…………………..……………………………..8 стр.
6. Приложения………………………………………………………... 9 стр.
Введение .
Человек живёт в мире звуков. Звук для человека является источником информации.
Одни звуки предостерегают людей об опасности, помогают нам ориентироваться в пространстве , другие в виде музыки, пения птиц доставляет нам наслаждение. Мы с удовольствием слушаем человека с приятным голосом. Шум дождя, шелест листьев…- всё это дорого человеку. Я много читала о звуках в жизни человека и выяснила, что звуки могут излечить, а могут , наоборот, наносить вред здоровью. Звуки используют для подавления психики человека и наоборот: для восстановления душевного равновесия.
Мы живём в мире, где множество звуков превращаются в одну симфонию – симфонию шума.
Как уменьшить негативное влияние этих шумов, как сделать, что бы звуки приносили только радость и пользу? В этот и состоит основная идея моей работы.
Я поставила перед собой задачи:
- изучить свойства звуковых волн;
- выявить полезные и вредные воздействия звука;
- провести исследование влияния звука среди учащихся нашей школы;
- найти пути снижения вредного влияния звука на организм человека.
Для реализации своего замысла я должна изучить теорию звуковых волн, найти аналитические данные о влиянии звука на организмы, провести анкетирование внутри школы, провести анализ данных анкеты, подготовить рекомендации по результатам анализа.
Описание проектной работы
1. Погружение в проект
При изучении темы «Звуковые волны» я узнала, что звуки могут влиять на живые организмы. Мы изучили свойства звуковых волн, зависимость этих свойств от частоты, амплитуды и других характеристик . Мне захотелось узнать больше о тех звуках, что окружают нас в обыденной жизни. Могут ли звуки существенно влиять на здоровье человека? Я выяснила, что шум может негативно влиять на человека. А если это так, то как можно уменьшить это негативное влияние? Когда звуки бывают полезны ? Как это использовать?
Мозговой штурм проводится по проблемному вопросу: Какое влияние оказывает звук на организм человека? Как уменьшить негативное влияние и , наоборот, использовать позитивное?
2 . Организация деятельности.
Я составила план работы по проекту
План-график подготовки и реализации проекта.
1 Определить цели проекта……………………10 – 20 января
2. Разработать план реализации замысла…….25 -29 января
3. Сбор информации…………………………….30 января – 15 февраля
4. Анализ информации, отбор материала…….16 – 20 февраля
5. Подготовка презентации……………………..21 февраля – 15 марта
6. Анкетирование и обработка данных………..16 – 20 марта
7. Проведение эксперимента…………………….20февраля – 30 марта
8. Подведение итогов, выводы………………….1 – 10 апреля
3. Осуществление деятельности Источниками информации служат : учебник физики 11 класс, интернет – ресурсы, анкетирование.
4. Презентация результатов. Завершает проект защита его на уроке физики.
5. Рефлексия проекта На протяжении всего проекта анализируем: что нового узнала?, ответила ли на вопрос , поставленный целью проекта? Чему научилась?
Коротко о свойствах звука.
Звуковыми называют волны, воспринимаемые человеческим ухом. Ухо человека способно воспринимать звуки , частоты которых находятся в интервале от 16 до 20000 Гц
Звук – это механические упругие продольные волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах. Причина звука - вибрация (колебания) тел, хотя эти колебания зачастую незаметны для нашего глаза.
Характеристики звука
Громкость зависит от амплитуды колебаний в звуковой волне. За единицу громкости звука принят 1 Бел (в честь Александра Грэхема Белла, изобретателя телефона). На практике громкость измеряют в децибелах (дБ).1 дБ = 0,1Б.
10 дБ – шепот;
20–30 дБ – норма шума в жилых помещениях;
50 дБ – разговор средней громкости;
80 дБ – шум работающего двигателя грузового автомобиля;
130 дБ – порог болевого ощущения.
Звук громкостью свыше 180 дБ может даже вызвать разрыв барабанной перепонки.
2. Всегда ли звук приятен человеку, полезен ему? Оказывается -нет!
Зимний лес в безветренную погоду создаёт шум 0 дБ.
еле уловим при исключительно остром слухе. шум 1 дБ
Шум от нормального дыхания оценивается как 10 дБ, и такой уровень принимают за порог слышимости людей с нормальным слухом.
Сильный продолжительный и особенно постоянный шум( а шум – это набор звуков различных частот) – скрытый и опасный враг человека и других живых существ. Значительный и продолжительный шум ограничивает продолжительность труда, приводит к преждевременному расстройству и разрушению слухового аппарата, развитию сердечно-сосудистых заболеваний (гипертонии, аритмии), поражению нервной системы, язвенной болезни и другим расстройствам. Наиболее распространённые симптомы шумового влияния – раздражительность, рассеянность и, как следствие, невроз. Шум обостряет хронические заболевания. Любопытно, что во время сна шум оказывает более негативное воздействие, чем в часы бодрствования.
В диапазоне слышимых человеком звуков самое неблагоприятное воздействие на человека оказывает шум, в спектре которого преобладают высокие частоты (выше 800 Гц).
По данным австрийских исследователей, шум в больших городах сокращает продолжительность жизни их жителей на 10–12 лет. Поставлены опыты, которые доказывают, что повышенный шум неблагоприятно влияет и на развитие растений. Уровни шумов от различных источников и реакция организма на акустические воздействия приведены в таблице. Приложение 1
Суммарный шум от больших транспортных потоков составляет 90–95 дБ (высокий уровень) и стоит на магистралях почти круглосуточно.
От транспортного шума страдают прежде всего жители городов, а также посёлков, находящихся вблизи крупных автомагистралей, железнодорожных путей и станций, морских и речных портов, аэродромов, автопредприятий.
Уровень шума в домах вдоль главных магистралей Москвы достигает 60 дБ. В часы пик шум от трамваев на улицах превышает 77 дБ.
Отдых и сон считают полноценным, когда шум не превышает 25–30 дБ, в учреждениях и на предприятиях шум достигает 40–60 дБ. На шумных предприятиях шум достигает 70 дБ. Кратковременно допустим шум 80 дБ. Более сильный шум вреден, болевой порог лежит обычно в пределах 120–130 дБ, за которым возможно повреждение слухового аппарата. Согласно санитарным нормам, уровень шума около зданий днём не должен превышать 55 дБ, а ночью (с 23 до 7 ч) 45 дБ, в квартирах соответственно 40 и 30 дБ.
В настоящее время в ряде стран установлены предельно допустимые уровни шума для предприятий, отдельных машин, транспортных средств.
Существуют методы борьбы с шумом: хороши зелёные насаждения и шумозащитные экраны для защиты малоэтажной застройки; для защиты индивидуальных квартир применяют стеклопакеты (окна с улучшенной звукоизоляцией) либо заменяют стёкла на более толстые (при двойном остеклении первые должны быть толщиной 4 мм, вторые – 6 мм).
Особую опасность представляют плееры и дискотеки для подростков. Скандинавские учёные пришли к выводу, что каждый пятый подросток плохо слышит, хотя и не всегда об этом догадывается. Причина – злоупотребление переносными плеерами и долгое пребывание на дискотеках. Обычно уровень шума на дискотеке составляет 80–100 дБ, что сравнимо с уровнем шума интенсивного уличного движения или взлетающего в 100 м турбореактивного самолёта. Громкость звука плеера составляет 100–114 дБ. Почти так же оглушительно работает отбойный молоток. Правда, для рабочих в таких ситуациях предусмотрена шумовая защита. Если ею пренебречь, то уже через 4 ч (в неделю) непрерывного грохота возможны кратковременные нарушения слуха в области высоких частот, а позднее появляется звон в ушах.
Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость плеера в 110 дБ максимум в течение 1,5 мин. Французские учёные отмечают, что нарушения слуха в наш век активно распространяются среди молодых людей; с возрастом они скорее всего будут вынуждены пользоваться слуховыми аппаратами. Даже низкий уровень громкости мешает концентрации внимания во время умственной работы. Музыка, пусть даже совсем тихая, снижает внимание – это следует учитывать при выполнении домашней работы. Когда звук нарастает, организм производит много гормонов стресса, например, адреналин. При этом сужаются кровеносные сосуды, замедляется работа кишечника. В дальнейшем всё это может привести к нарушениям работы сердца и кровообращения. Эти перегрузки – причина каждого по крайней мере десятого инфаркта.
Первый симптом ухудшения слуха называется эффектом званого ужина. На многолюдном вечере человек перестаёт различать голоса, не может понять, почему все смеются. Он начинает избегать многолюдных встреч, что ведёт к его социальной изоляции. Многие люди с нарушением слуха впадают в депрессию и даже страдают манией преследования.
Я провела анкетирование среди учащихся нашей школы. Приложение 2
Анкетирование
Вопрос: Слушаете ли вы музыку через наушники?
Ответили «да» 100% опрошенных
.Вопрос: чувствуете ли вы боли или шум (неприятные ощущения) в ушах после прослушивания музыки через наушники?
Ответили «да» 40% опрошенных, «нет» - 60%.
вопрос: слушаете ли вы музыку через наушники выше средней громкости?
48% ответили «да», а 52% ответили «нет».
Вопрос: сколько часов в день и в неделю вы слушаете музыку в наушниках ?
(провести проверку слуха)
Вывод: около половины школьников, принявших участие в анкетировании, являются потенциальными жертвами болезней, связанных с нарушением слуха , им необходимо уменьшить время прослушивания МП3 плееров. Больше половины опрошенных учеников слушают МР3 плееры правильно, не превышая допустимой громкости. Во избежание развития глухоты, ученые советуют покупать специальные фильтры для наушников, которые препятствуют проникновению постороннего шума и, таким образом, устраняют необходимость увеличения звука
Аналитические данные: Около 30% молодых людей слушают музыку в наушниках более 30 часов в неделю примерно столько же жалуются на звон в ушах после прослушивания плеера Основной группой риска считают молодых людей в возрасте 16-34 лет
Вывод: звук может не только доносить до нас какую-либо информацию, но и губительно влиять на наше здоровье.
Как тесно связано влияние звуковых волн на человека и влияние звуковых волн на воду. Хотя ничего удивительного, конечно, в этом нет, так как большая часть человеческого организма состоит из воды. Вопросом влияния звуковых волн на воду давно заинтересовались многие учёные. Самым известные сторонником этой теории считается японский ученый Эмото Масара, который провел множество экспериментов. Он набирал воду в различных местах: в городском водопроводе, специальную дистиллированную, чистейшую воду из горных ручьев. Затем резко охлаждал, используя жидкий азот. Вследствие подобных манипуляций образовывались кристаллики льда, которые позднее изучали под высокочастотным микроскопом. Так, кристаллики льда из городского водопровода выглядели сильно деформированными и какими-то некрасивыми что ли. Тогда как кристаллы из воды горных ручьев были столь чисты и красивы, безукоризненны, идеальны. Неслучайно, что чистота девственной природы намного полезнее для человека, для его здоровья, чем «блага» цивилизации.
Последствия постоянного воздействия сильного шума :
Притупление слуха
Звон в ушах
Головокружение
Головная боль
Функциональное расстройство центральной нервной системы Функциональные расстройства сердечнососудистой системы
Снижение рефлекторной деятельности
«Без музыки жизнь была бы ошибкой»
В дpевности выделяли 3 напpавления влияния мyзыки на человеческий оpганизм:
1) на дyховнyю сyщность человека;
2) на интеллект;
3) на физическое тело. Ф.Ницше
Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д. В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок-обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема.
Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому.
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них.» В. Г. Белинский.
Вpачи педиатоpы, детского центpа восстановительного лечения, описывают, какое влияние оказывает мyзыка на беpеменных женщин. Классическая мyзыка пpекpасно воздействyет на фоpмиpование костной стpyктypы плода. Под звyки гаpмонической мyзыки pебенок еще в лоне матеpи бyдет гаpмонично дyховно и физически pазвиваться. Исследования центpа показали, что мyзыкальные вибpации оказывают влияние на весь оpганизм. Особенно pекомендyется слyшать бyдyщим мамам пpоизведения Моцаpта. Кстати, специалисты считают мyзыкy Моцаpта феноменом в области воздействия мyзыки на живые оpганизмы. Пpоведенные экспеpименты подтвеpждают, что это действительно так. После 10-ти минyтного пpослyшивания фоpтепианной мyзыки Моцаpта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектyальности» y стyдентов yчастников экспеpимента в сpеднем на 8-9 единиц. Установлено, что лиpические напевы Чайковского, мазypки Шопена, pапсодии Листа помогают одолеть тpyдности, пpевозмочь боль, обpести дyшевнyю стойкость.
Музыка может как помочь нашему разуму достигнуть новых высот, так и низвести его до уровня невиданной тупизны. Наш знаменитый композитор Андрей Петров сказал, что «попса — это навязанное нам извне явление, с помощью которого нас хотят превратить в страну третьего мира».
Из всех звуков на человека больше всего воздействуют звуки, произносимые человеком. То есть голос. Попса вся кодирована. Так же молодые люди, активно… слушающие поп-музыку, рок и рэп (ритм этой музыки около 150 ударов в минуту) попадают в полосу «шаманских» частот (ритм «дельта-волн» головного мозга, наблюдаемых на электроэнцефалограмме в состоянии сна, глубокого транса, комы ).
В результате проделанной работы я существенно расширила свои знания о звуке, мною проведено исследование влияния звуков на организм человека, проведено анкетирование в среде школьников, мною выработаны Рекомендации по снижению вредного воздействия звука на организм человека
Литература и интернет - ресурсы
Агранат Б.А. и др. Основы физики и техники ультразвука. – М., 1987.
Баулан И. За барьером слышимости. – М., 1971.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательных учреждениях. – М., 2005.
Хорбенко И.Г. Звук, ультразвук, инфразвук. – М., 1986.
Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. – М., 2002.
http://ppt4web.ru/fizika/zvukovye-volny-klass.html
http://ppt4web.ru/fizika/zvukovye-volny-i-ikh-vlijanie-na-cheloveka.html
http://fiz.1september.ru/articlef.php?ID=200600307
http://www.russiapost.su/archives/5152
http://www.yourfreedom.ru/vliyanie-muzyki-na-cheloveka/
http://www.baimusic.ru/novosti/260/
http://infrazvuk.info/vliyanie-zvukovyx-voln/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Источник шума, помещение | Уровень шума(дБ) | Реакция организма на длительное акустическое воздействие |
Листва, прибой, | 20 | Успокаивает.
|
Средний шум в квартире, в классе | 40 | Гигиеническая норма |
Шум внутри здания у магистрали | 60 | Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль. |
Телевизор Поезд | 70 80 | Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль. |
Кричащий человек Мотоцикл Дизельный двигатель | 80 90 90 | Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль. |
Реактивный самолёт на высоте 300м Цех текстильной фабрики | 95 110 | Постепенное ослабление слуха, нервно – психический стресс(угнетённость, возбуждённость, агрессивность). Гипертония, язвенная болезнь. |
Плеер Ткацкий станок Отбойный молот Реактивный самолёт при взлёте на расстоянии 25м Дискотека | 114 120 120 140 - 150 175 | Вызывает звуковое опьянение, наподобие алкогольного, нарушает сон, разрушает психику. Приводит к глухоте. |
Анкета
1. Слушаете ли вы музыку через наушники?
Ответ: да нет
2. Чувствуете ли вы боли или шум (неприятные ощущения) в ушах после прослушивания музыки через наушники?
Ответ: да нет
3. Слушаете ли вы музыку через наушники выше средней громкости?
Ответ: да нет
4. Сколько часов в день и в неделю вы слушаете музыку в наушниках ?
Рекомендации по снижению вредного воздействия звука на организм человека
- Старайтесь не шуметь на уроках и переменах;
- ограничьте ежедневное прослушивание громкой музыки (когда звук начинает нарастать, организм производит много гормонов стресса),
- просмотр телевизионных передач, работу за компьютером; при выполнении шумной работы, через каждый час-полтора делайте 10 минутный перерыв и слушайте успокаивающую музыку;
- следите за разговорной речью: не кричите, не повышайте голос;
- регулярно проходите медицинское обследование;
- сажайте деревья, так как они производители кислорода и защищают от шума.
- Чаще ходите пешком, или используйте велосипед, так как это укрепляет здоровье, и способствует уменьшению шумового загрязнения.
- Больше бывайте на природе, слушайте пение птиц, шелест листвы. Это благотворно сказывается на состоянии нервной системы и здоровье в целом.
Приложение 4 Презентация «В мире звуков»
Снегири и коты
Весенние чудеса
Новогодние гирлянды
Рисуем акварельное мороженое
Два плуга
Комментарии
структура описания проекта
Форма презентации проекта и его рефлексия не описаны.