Аннотация
Цель работы: Влияние социальных сетей на успеваемость учащихся
Задачи:
1) Изучить частоту посещения глобальной сети Интернет учащимися;
2) Проанализировать с какой целью учащиеся посещают социальные сети;
3) Выяснить приоритетные виды услуг, предоставляемые социальной сетью;
4) Определить положительное или отрицательное отношение учащихся посещения социальных сетей;
5) Выяснить влияние социальных сетей на успеваемость.
Методы и приемы:
- теоретический анализ литературы, освещающей состояние изучаемой проблемы;
- изучение интернет-сайтов;
- анкетирование.
Выводы:
В своём большинстве респонденты отметили, что находятся в Интернете достаточно часто, т.е. когда есть свободное время - 72,9%, 13,5% опрошенных респондентов указала, что они находятся в сети «он-лайн» практически всегда, 6,5% указали, что заходят в Интернет довольно редко, лишь тогда, когда есть необходимость, и всего 7% - практически не пользуются Интернетом.
Приоритетным в использовании услуг, предоставляемых социальной сетью для учащихся является возможность найти интересующую их музыку, фильмы, фото, поиск и обмен информации, а также способ связи, экономящий средства и время составило - 77%.
37,1% респондентов не признают тот факт, что социальные сети негативно влияют на их успеваемость.
Показатели по учебе у активных пользователей социальных сетей ниже, чем у учащихся посещающих социальные сети только в свободное время.
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_stati.doc | 241 КБ |
Роль социальных сетей на успеваемость учащихся групп II курса
отделения «Повар, кондитер» ГБОУ РС (Я) «Профессиональный лицей №5»
Тирикова Светлана Сергеевна
п.Жатай, Государственное бюджетное образовательное учреждение
республики Саха (Якутия) «Профессиональный лицей №5», II курс
Введение
Особую роль на современном этапе обрел Интернет. Современная Интернет-среда, являясь по сути социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы, либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает.
В Интернет-среде существует большое число сообществ, наиболее прогрессивными из которых являются социальные сети, то есть ресурсы, объединяющие людей в соответствии с целями и интересами и моделирующие онлайн-аналоги реальной жизни, являющиеся фактором отрицательной, положительной виртуальной компьютерной социализации личности, то есть когда перестраиваются сферы досуга и информации подростков, вследствие чего изменяются характеристики учебного процесса.
Наиболее распространенными среди социальных сетей в России являются «Вконтакте», «Одноклассники», «Twitter», «Facebook». В настоящее время они представляют собой модель обыденной жизни, оказывающую большое по глубине и силе влияние на старших подростков, стали одним из ведущих факторов отрицательной киберсоциализации старших подростков.
Социальные сети возникли около 10 лет назад и с каждым днем набирают популярность во всем мире. Вот и у нас, в республике Саха (Якутия) трудно найти человека, который бы пользуясь интернетом, не пользовался бы социальными сетями.
Итак, социальная сеть, имеющая также распространенное название как социальная паутина, выбирает в качестве своих потенциальных жертв школьников и студентов. И, к сожалению, нельзя не отметить тот факт, что именно у этого сегмента населения уже на физиологическом уровне сформировалась маниакальная привязанность к телефону и плееру. Массовое внедрение и производственные сферы компьютеров и других электронных средств коммуникации, обработки и хранения информации совпали с перестройкой мировоззренческой парадигмы в России и реформирование народного образования. Всевозможные компьютерные технологии, мобильные телефоны и плейеры существенно расширили сферу действия как позитивных, так и негативных факторов духовно-интеллектуального развития подрастающего поколения.
Цель работы: Определение роли социальных сетей на процесс обучения
Задачи:
1) Изучить частоту посещения глобальной сети Интернет учащимися;
2) Проанализировать с какой целью учащиеся посещают социальные сети;
3) Выяснить приоритетные виды услуг, предоставляемые социальной сетью;
4) Определить положительное или отрицательное отношение учащихся посещения социальных сетей;
5) Выяснить влияние социальных сетей на успеваемость.
Объект исследования: учащиеся групп II курса отделения «Повар, кондитер» ГБОУ РС(Я) «Профессиональный лицей №5»
Предмет исследования: успеваемость учащихся, часто посещающих социальные сети Интернет
Практическая значимость: выявление активных пользователей социальных сетей с низкой успеваемостью и дальнейшая работа на повышение результатов обучения.
ХI век - век высоких технологий выводит на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, да собственно и сама работа, отдых переходят из реального мира в мир виртуальный.
Присутствуя сейчас практически в каждом доме, Интернет значительно расширяет наши возможности – особенно это касается так называемых социальных сетей, которые в последнее время приобрели колоссальную популярность. Ежедневно миллионы людей пользуются их услугами: одни ищут друзей, клиентов, работодателей или работников, другие просто «убивают» в них время.
Сегодня существует немало точек зрения на перспективы развития социальных сетей, и эти перспективы зависят от целевой аудитории, на которую они ориентированы. Без сомнения наиболее активной частью в плане использования социальных сетей является молодежь (составляющая еще и значительную часть пользователей Интернета), которая рассматривается как активная социальная сила, всегда и везде несущая с собой инновации: информационные, коммуникативные и другие, а сайты социальных сетей становятся своего рода их проводниками в постоянно трансформирующемся обществе [2]. Сайты социальных сетей помогают молодым людям в самореализации, «самопрезентации», одобрение группы сверстников становится более значимым, чем одобрение неким, часто отстраненным, «обществом» [2]. Прежде всего, в социальных сетях отсутствуют какие-либо условности, которых невозможно избежать в реальном общении, многим труднее общаться в реальной жизни и гораздо проще излагать свои мысли письменно. К тому же ещё одним негативным моментом является влияние социальных сетей на процесс социализации, становления и развития личности молодых людей. Можно сказать, что социальные сети отодвигают на второй план классические институты социализации – семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. У фактора виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности». В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т. д.) компьютерная зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него. Значение киберзависимости настолько велико, что, порою, молодые люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в мир виртуальный. В этом смысле показателен комикс в американской газете: друзья зовут мальчика, сидящего за компьютером, играть, он отвечает им: «Уходите, не мешайте мне общаться!» [1]. Это отрицательное воздействие проявляется в возможности самостоятельно создавать в виртуальном мире ту жизнь, которая нравится, те законы, которые можно нарушать и за это ничего не будет, те нормы, которые удобны для пользователя. Всё это ведёт к подмене виртуальным миром реального мира, где существуют общепринятые нормы и правила, невыполнение которых влечёт за собой применение жёстких санкций. Более того, большинство молодых людей переносят созданные в виртуальном мире социальные нормы на реальные отношения, тем самым, разрушая сложившиеся нормативные устои общества, которые за последние десятилетия итак сильно деформированы, а их виртуализация приводит к еще большей деформации социального сознания и поведения.
И сегодня в связи с вышесказанным можно с уверенностью говорить о таком понятии как виртуальная компьютерная социализация или киберсоциализация.
2. Выявление роли социальных сетей на успеваемость учащихся
2.1. Анкетирование учащихся и анализ результатов
С целью выявления роли социальных сетей на успеваемость учащихся, мы провели анкетирование среди учащихся групп II курса отделения «Повар, кондитер» (ПК2а и ПК2б). Количество обучающихся в группах ПК2а – 15 человек, в ПК2а – 20 человек. То есть число респондентов всего составило - 35 учащихся. Из них 8 хорошистов и 27, которые закончили 9 классов на «3» и «4».
Анализ результатов анкетного опроса показал, что на сегодняшний день глобальная сеть Интернет занимает значительное место в жизни учащихся II курса отделения «Повар, кондитер». Об этом свидетельствуют данные, полученные в ходе исследования. Так в своём большинстве респонденты отметили, что находятся в Интернете достаточно часто, т.е. когда есть свободное время - 72,9% , 13,5% опрошенных респондентов указала, что они находятся в сети «он-лайн» практически всегда - отметили, 6,5% указали, что заходят в Интернет довольно редко, лишь тогда, когда есть необходимость, и всего 7% - практически не пользуются Интернетом.
Рис 1. Частота посещения социальных сетей
Это говорит о том, что практически повсеместная доступность сети Интернет привела к тому, что молодые люди практически все свое свободное, да и не только свободное, но и рабочее время, проводят в сети Интернет общаются, ищут информацию организуют досуг и т.п.
Основными мотивами для использования социальных сетей для них являются поиск друзей, одноклассников, однокурсников и общение с ними.
Рис.2. Мотивы посещения социальных сетей
То есть время провождения в социальных сетях помогает большинству респондентов организовывать личный досуг, а также получения информации об учебе. Некоторые респонденты отмечали сразу несколько мотивов, поэтому полученные цифры могут показаться, слишком большими.
Практически половина опрошенных признает, что использование социальной сети помогло им в личной жизни и общении с друзьями, организации досуга и в поиске групп по интересам 48,6%, 29,9% опрошенных утверждают, что социальные сети никак не повлияли на их образ жизни и лишь 9,6 % признали, что социальные сети отрицательно повлияли на их свободное время, а у 11% вызвало зависимость.
Рис.3. Влияние социальной сети на образ жизни
Приоритетным в использовании услуг, предоставляемых социальной сетью для учащихся является возможность найти интересующую их музыку, фильмы, фото, поиск и обмен информации, а также способ связи, экономящий средства и время составило - 77%.
37,1% респондентов не признают тот факт, что социальные сети негативно влияют на их успеваемость.
Рис.4 Негативно ли влияют социальные сети на успеваемость?
Следует заметить, что социальные сети, став неотъемлемой частью полноценной жизни учащихся, заняли практически всю часть его свободного времени. Вытеснив способы коммуникационного общения, они заменили учащемуся хобби, вербальное общение. Но, несмотря на это большая часть наших респондентов понимают, что социальные сети пагубно влияют на процесс обучения.
Анализируя время, которое отводит учащийся в сети Интернет, проследим из предварительной успеваемости наших респондентов по итогам 3-х месяцев 2012-2013 учебного года.
№ | ФИ учащегося | Время, посещения сети Интернет | Успеваемость |
1 | Антипина Надя | Не пользуется | удовлетворительно |
2 | Ануфриева Алена | Практически всегда | Удовлетворительно |
3 | Богачевский Роман | Практически всегда | Удовлетворительно |
4 | Васильева Юлия | В свободное время | Хорошо |
5 | Волчок Галина | В свободное время | отлично |
6 | Габышева Фаина | В свободное время | Хорошо |
7 | Гушта Марина | Практически всегда | Удовлетворительно |
8 | Маковский Евгений | Не пользуется | Хорошо |
9 | Макарова Зоя | редко | Удовлетворительно |
10 | Обзор Любовь | В свободное время | Хорошо |
11 | Оконешников Василий | В свободное время | Удовлетворительно |
12 | Саканцева Анастасия | В свободное время | Хорошо |
13 | Сокорутова Любовь | В свободное время | Удовлетворительно |
14 | Сунцова Александра | Практически всегда | Удовлетворительно |
15 | Тирикова Светлана | В свободное время | Хорошо |
16 | Аммосов Ян | В свободное время | Удовлетворительно |
17 | Аргунова Галина | В свободное время | Хорошо |
18 | Белавская Вера | Редко | Удовлетворительно |
19 | Бурнатова Анастасия | В свободное время | отлично |
20 | Галиулина Альбина | В свободное время | Хорошо |
21 | Григорьева Мария | В свободное время | Удовлетворительно |
22 | Илларионова Ольга | В свободное время | Удовлетворительно |
23 | Котов Сергей | В свободное время | Хорошо |
24 | Косулин Павел | В свободное время | Удовлетворительно |
25 | Кудрявцева Евгения | В свободное время | Хорошо |
26 | Курчатова Ирина | В свободное время | Хорошо |
27 | Маркова Анна | В свободное время | Удовлетворительно |
28 | Мартынова Олеся | В свободное время | Хорошо |
29 | Напольнова Светлана | Практически всегда | Удовлетворительно |
30 | Павлюк Татьяна | В свободное время | Удовлетворительно |
31 | Потапов Юрий | В свободное время | Удовлетворительно |
32 | Семенова Людмила | Не пользуется | Удовлетворительно |
33 | Слепокурова Анна | В свободное время | Удовлетворительно |
34 | Хоменко Ольга | В свободное время | Удовлетворительно |
35 | Самойлова Клара | В свободное время | Хорошо |
Из полученных результатов среди наших респондентов учатся:
на «5» | «4» и «5» | на «3» и «4» |
2 | 13 | 20 |
Рис.5 Успеваемость респондентов
Из них активные пользователи социальных сетей в целом учатся хуже тех, кто эти сети посещает только в свободное время.
№ | ФИ учащегося | Время, посещения сети Интернет | Успеваемость |
1 | Ануфриева Алена | Практически всегда | Удовлетворительно |
2 | Богачевский Роман | Практически всегда | Удовлетворительно |
3 | Гушта Марина | Практически всегда | Удовлетворительно |
4 | Сунцова Александра | Практически всегда | Удовлетворительно |
5 | Напольнова Светлана | Практически всегда | Удовлетворительно |
Отдав должное всем положительным моментам в использовании социальных сетей, таким как экономное средство связи, доступность аудио и видео материала, быстрота поиска и обмена информацией, необходимо подчеркнуть, что их влияние на сам процесс обучения и успеваемость студентов в большинстве случаев становится пагубным. Учащийся не может вникнуть, усвоить и обдумать преподаваемую дисциплину.
№ | ФИ учащегося | Время, посещения сети Интернет | Успеваемость |
1 | Васильева Юлия | В свободное время | Хорошо |
2 | Волчок Галина | В свободное время | отлично |
3 | Габышева Фаина | В свободное время | Хорошо |
4 | Обзор Любовь | В свободное время | Хорошо |
5 | Оконешников Василий | В свободное время | Удовлетворительно |
6 | Саканцева Анастасия | В свободное время | Хорошо |
7 | Сокорутова Любовь | В свободное время | Удовлетворительно |
8 | Тирикова Светлана | В свободное время | Хорошо |
9 | Аммосов Ян | В свободное время | Удовлетворительно |
10 | Аргунова Галина | В свободное время | Хорошо |
11 | Бурнатова Анастасия | В свободное время | отлично |
12 | Галиулина Альбина | В свободное время | Хорошо |
13 | Григорьева Мария | В свободное время | Удовлетворительно |
14 | Илларионова Ольга | В свободное время | Удовлетворительно |
15 | Котов Сергей | В свободное время | Хорошо |
16 | Косулин Павел | В свободное время | Удовлетворительно |
17 | Кудрявцева Евгения | В свободное время | Хорошо |
18 | Курчатова Ирина | В свободное время | Хорошо |
19 | Маркова Анна | В свободное время | Удовлетворительно |
20 | Мартынова Олеся | В свободное время | Хорошо |
21 | Павлюк Татьяна | В свободное время | Удовлетворительно |
22 | Потапов Юрий | В свободное время | Удовлетворительно |
23 | Слепокурова Анна | В свободное время | Удовлетворительно |
24 | Хоменко Ольга | В свободное время | Удовлетворительно |
25 | Самойлова Клара | В свободное время | Хорошо |
Из таблицы следует, что учатся на «5» - 2; на «4» - 12; на «3» и «4» - 11. Из этих 25 учащихся улучшили свои результаты по учебе – 7. (Данные аттестата за курс 9 класса).
№ | ФИ учащегося | Время, посещения сети Интернет | Успеваемость за курс 9 класса | Успеваемость |
1 | Волчок Галина | В свободное время | на «4» и «5» | отлично |
2 | Обзор Любовь | В свободное время | на «3» и «4» | Хорошо |
3 | Тирикова Светлана | В свободное время | на «3» и «4» | Хорошо |
4 | Бурнатова Анастасия | В свободное время | на «4» и «5» | отлично |
5 | Котов Сергей | В свободное время | на «3» и «4» | Хорошо |
6 | Кудрявцева Евгения | В свободное время | на «3» и «4» | Хорошо |
7 | Самойлова Клара | В свободное время | на «3» и «4» | Хорошо |
Хочется отметить, что респонденты в своем большинстве не считают, что социальные сети отвлекают их от важных дел, а наоборот уверены, что те помогают им сделать эту самую жизнь намного проще и комфортнее. Эта разница между личностным восприятием и реальностью не обязательно означает, что социальные сети ведут к сокращению учебного процесса и получению низких оценок. Однако результаты исследования поднимают и другие вопросы, например, на что учащиеся тратят время вне учебы: на социальные сети, творческую реализацию, спорт, подработку и другую активность.
Выводы
Итак, по результатам проведённого исследования можно сделать вывод, что социальные сети занимают важную часть в жизни учащихся групп II курса отделения «Повар, кондитер», т.к. общение в сети является для них важнее всего и именно на это они тратят всё своё свободное время. Можно сказать, что социальные сети нужны им только для развлечения, так как основной целью их посещения является - общение по интересам, просмотр видео, скачивание музыки и т.д.
Так в своём большинстве респонденты отметили, что находятся в Интернете достаточно часто, т.е. когда есть свободное время - 72,9% , 13,5% опрошенных респондентов указала, что они находятся в сети «он-лайн» практически всегда - отметили, 6,5% указали, что заходят в Интернет довольно редко, лишь тогда, когда есть необходимость, и всего 7% - практически не пользуются Интернетом.
Приоритетным в использовании услуг, предоставляемых социальной сетью для учащихся является возможность найти интересующую их музыку, фильмы, фото, поиск и обмен информации, а также способ связи, экономящий средства и время составило - 77%.
37,1% респондентов не признают тот факт, что социальные сети негативно влияют на их успеваемость.
Показатели по учебе у активных пользователей социальных сетей ниже, чем у учащихся посещающих социальные сети только в свободное время.
Марши для детей в классической музыке
Любили тебя без особых причин...
У меня в портфеле
Будьте как солнце!
Всему свой срок