Я дирижер оркестра
Из опыта работы с одаренными детьми
"Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от исключительно одаренных людей" (К.Тэкэкс. Из книги "Одаренные дети", М., 1991 год).
Эти заметки не столько о методике организации работы с одаренными детьми. Методы довольно традиционны: обязательная организация кружковой и олимпиадной работы, на уроках - опережающее и проблемное обучение, система творческих заданий, большой объем самостоятельной работы, вплоть до самостоятельного выбора источников и литературы, предоставление детям возможности активно задавать вопросы, поощрение высказывания оригинальных идей, а главное - доброжелательность и большое уважение к результатам их поисков, к их суждениям и сомнениям.
Это скорее дневниковые заметки. Наблюдаемый класс - 5-й "А". Первое впечатление при знакомстве: интеллектуальный фон достаточно высок, дети начитанны, любознательны. Вместе со школьным психологом проводим тестирование по определению интеллектуального потенциала, способностей к обучению и особенностей мышления. По итогам исследования и наблюдений на уроках, с учетом интереса к предмету, формирую группу, которая и станет ядром исторического кружка. Для себя определяю в дневнике краткие характеристики ребят: черты характера, особенности мышления, стиль общения с другими учениками в наблюдаемой группе и в классе. Как и в дневнике, далее указаны имена ребят, их вклад в урок.
Марина АНПИЛОГОВА,
учитель истории средней
школы # 10
Новотроицк,
Оренбургская область
Публикация в "Учительской газете", 1991г.
http://www.ug.ru/old/99.12/t15.htm
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelskaya_gazeta_1991.docx | 22.26 КБ |
I. Урок об императоре Нероне.
Готовились самостоятельно. Круг источников и литературы не ограничивала. Не было предварительных вопросов и вообще никаких жестких рамок. Только проблема: изучить личность Нерона - римского императора I века н.э.
Задача урока: учиться оценивать деятельность исторических личностей, сравнить деятельность различных людей, их поступки, характеры, побуждения.
Субъективные переживания: ощущала себя дирижером оркестра. Это была настоящая симфония. Еще один подарок моих маленьких интеллектуалов.
Саша.
Рассказывает нам о принципе образования римских имен. Сравнивает Цезаря и его преемника Октавиана: находит общее - дипломатичность и хитрость на пути к власти. Высказывает свое отношение к личности Цезаря - жесток, но смел, мужествен; Октавиан - труслив, расчетлив, вызывает неприязнь. Давая оценку деятельности Нерона, отмечает, что, на его взгляд, в жестокости его повинен не только страх, но и вкус к власти, он патологически жесток, развращен. Саша задает тон обсуждению. При подсчете времени правления Октавиана доказывает свою правоту спокойно и убедительно.
Оля.
Нашла интересную полемическую статью французского историка Алена Деко "Оклеветанный Нерон" (журнал "Вокруг света", ? 3, 1993 год). Не только прочла, но и неплохо в ней разобралась. Отмечает неоднозначность деятельности Нерона; его жестокость по отношению к родственникам, к наставнику Сенеке, но и его созидательные дела: покровительство искусству, возрождение Рима, богатство империи в начале его правления. Задумывается о причинах его жестокости: личность его матери Агриппины, нравы Древнего Рима. Называет спорные проблемы в изучении личности Нерона: недоказанность его вины в убийстве Британика и пожаре Рима.
Приводит аргументы в пользу этих версий:
1. Смерть Британика на пиру, на виду у всех, со всеми признаками его болезни; мнение медиков о том, что в Риме времен Нерона не был известен яд моментального действия.
2. Восхваление Нерона римлянами сразу после пожара, уничтожение богатых кварталов, отсутствие Нерона в городе во время пожара, а также и то, что Нерон был страстным собирателем редкостных сокровищ, значит, рисковал ими, поджигая Рим. Рассказывая о юных годах Нерона (в связи с подписанием им первого смертного приговора), сумела поставить проблему: когда и почему в Нероне "проснулось чудовище"?
Роман.
Предполагает, что у Нерона в юности был выбор: жить так, как Сенека, проявляя доброту. Ужасается, как такой гуманист, как Сенека, мог воспитать такого деспота. Отмечает пагубность власти.
Андрей.
Не имея дополнительной информации о Нероне, очень внимательно слушал и обдумывал новый для себя материал. Дает очень интересную оценку действиям Сенеки: Сенека подчинился приказу Нерона перерезать себе вены не из страха и обреченности, а с чувством облегчения: не мог жить, сознавая, что воспитал "чудовище". Проводит аналогию с высказыванием из произведения Гоголя: "Я тебя породил, я тебя и убью!" (в смысле переживаемого стыда за свое "детище").
Роберт.
Напоминает, что в деятельности Нерона было еще одно светлое пятно - интерес к театру, к искусству. Это способствовало возрождению в Риме интереса к греческой трагедии, к творчеству Гомера. Но при этом замечает - тексты Гомера ("Илиаду") переписали в угоду римлянам, т.к. считали себя потомками троянцев. Греки (Ахиллес) выведены трусами, т.е. мы видим пример фальсификации источников в угоду личным интересам. Ребята не только усвоили тему, они учились мыслить, сумели заинтересовать класс, выступили активными творцами учебной деятельности, соавторами учителя в проведении урока.
II. Первые христиане в Риме.
Задание: Предположите, как могли появиться сказания об Иисусе.
Версии:
1. Мог быть реальный человек (Андрей).
Развиваем версию:
- Каким он должен был бы быть, чтобы стать символом святости, Богом? Обсуждение в классе. Ребята нарисовали следующий портрет Иисуса-человека: добрый, милосердный, бескорыстный, честный, терпеливый, красноречивый, умел исцелять страдания и болезни.
- Часто ли в жизни встречаются люди, объединяющие в себе все эти качества?
Вывод:
Это должен был быть необычайно одаренный человек, яркая личность!
2. Жрецы бога Яхве могли выдумать эти сказания для распространения новой веры (Роберт).
Возражение: Но они подвергли гонениям первых христиан (Оля). Возможно, они хотели обратной реакции. Чем сильнее запреты, тем притягательнее новая вера, тем больше сочувствия к христианам (Роберт).
Спорная, необычная версия, интересен сам ход размышления. Пример работы над выполнением этого проблемного задания ярко демонстрирует преимущества активных форм обучения при работе над новой темой.
III. Введение в историю средних веков.
Урок строится по типу беседы-размышления.
1. Что является предметом изучения истории?
- Человек, жизнь человека, его дела.
2. Что? Где? Когда? Почему? Можете ли вы дополнить перечень важных исторических вопросов?
- К чему это привело? (Последствия!)
- Могло ли быть по-другому? (Вариативность развития!)
3. Работа с лентой времени:
а) 476 год. Соответствует ли эта дата середине V века, считающейся началом истории средних веков?
- Не совсем точно.
- Почему? (Условность деления).
б) Для людей, живущих в то время, в V веке - это было "средневековье"?
- Нет. Современность!
4. Анализ схемы. Исторические источники: вещественные, письменные произведения искусства.
- Какими путями еще сохраняется историческая информация?
- Песни, сказки, пословицы, обряды. (Выделяют этнографический источник и фольклор как часть его).
5. В беседе об исторических источниках называют произведения искусства эпохи средневековья, указывая авторов, но затрудняются называть имена создателей произведений искусства древности. Останавливаемся. Думаем: почему мы знаем меньше имен?
- Создатели "чудес света" - безымянные рабы.
- Часто авторство приписывалось владыкам. (Висячие сады Семирамиды, случай с записью имени фараона на штукатурке).
- Но иногда известны имена истинных создателей.
- Вспомните!
- Зевс Олимпийский и Афина в Парфеноне работы афинянина Фидия.
- Дискобол Мирона. Копьеносец Поликлета.
6. Эвристическая беседа. Проблемный вопрос: в различные эпохи, в том числе и в средневековье, и в античности, жили разные люди, множество людей. Имена одних стерлись в памяти поколений, затерялись в веках, имена других сохранились.
Чьи имена сохранились и почему?
Версия 1: Имена хороших и плохих людей (Андрей).
У ребят возникли возражения. Ответ бездоказателен, схематичен. Андрею дается возможность обосновать свой ответ.
- Например, Нерон прославился своей жестокостью, Иуда - предательством, Иисус - милосердием. Сам же делает вывод: очень хорошими и очень плохими делами. (Отмечает масштабы деятельности и личности).
Развиваем версию:
- Приведите примеры, подтверждающие это рассуждение.
- Геростратова слава, подвиг Муция Сцеволлы, борьба братьев Гракхов, поступок Брута. (Роман).
- Как еще можно "попасть" в историю?
Версия 2: Известные, знаменитые люди: полководцы (Ю.Цезарь, А.Македонский), правители (Троян). (Оля).
Версия 3: Люди, совершившие научные открытия (Коперник, Ньютон), путешественники, записавшие свои наблюдения (Геродот, Колумб) в дневники, судовые журналы и т.д., мудрецы и философы (Конфуций, Диоген, Аристотель). (Роман).
Версия 4: Создатели произведений искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти). (Саша).
Версия 5: Хвастливые, честолюбивые правители (Дарий I, Октавиан). (Оля).
Вывод: В истории остаются имена людей, сыгравших значительную роль в тех или иных событиях, повлиявших на дальнейший ход событий, или людей, поразивших современников и потомков какими-либо хорошими или плохими качествами и поступками.
Сейчас мои ребята - уже старшеклассники и с успехом и интересом изучают историю Отечества. А значит, эти заметки и наблюдения продолжаются в дневнике учителя истории.
Марина АНПИЛОГОВА,
учитель истории средней
школы # 10
Новотроицк,
Сказка про Серого Зайку
Кактусы из сада камней
Снегири и коты
Самодельный телефон
Рисуем кактусы акварелью