Данная работа позволяет выявить межпредметные связи таких далёких, на первый взгляд, дисциплин, как геометрия, физика и русский язык. Тем самым повышается уровень мотивации к изучению данных предметов. Опираясь на знание способов построения предложений в русском языке, можно увидеть причинно-следственные связи внутри другого предмета. Выбор темы продиктован выполнением заданий интегрированного характера по русскому языку.
Вложение | Размер |
---|---|
issled._rabota.docx | 88.88 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя образовательная школа № 604 г. ЗелАО г. Москвы
______________________________________________________
Специфика сложноподчинённых предложений и особенности их употребления
в научных текстах учебных пособий
по химии, физике, геометрии 9 класса
Исследовательская работа по русскому языку
Авторы: Петросян Геворг Эдикович 9 «А» класс
Жимайлов Виталий Олегович 9 «А» класс
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Рамусь Ирина Николаевна
Москва
2012
Оглавление
Введение
Актуальность данной темы объясняется тем, что она позволяет выявить межпредметные связи и тем самым повысить уровень мотивации учащихся к изучаемым предметам, а именно понять, как, опираясь на знание способов построения предложений в русском языке, можно увидеть причинно-следственные связи внутри другого предмета.
Выбор данной темы продиктован выполнением дополнительных заданий интегрированного характера по русскому языку. Таких как, например:
Наше исследование было призвано выявить, насколько часто встречаются СПП предложения с различными видами придаточных в учебных пособиях, какие именно виды придаточных характерны для учебников химии, физики и геометрии 9-х классов, какую стилистическую функцию выполняют СПП, а главное, каким образом понимание строения и функционирования в речи ССП влияет на восприятие текстов различных учебных дисциплин.
Изучая химию в 8 классе по учебнику под ред. Е.Е. Минченковой, мы обратили внимание, что в данном пособии употребляются СПП только с придаточными определительными и простые предложения, осложнённые причастным оборотом (10:12) при общем количестве определений и правил (45). (Остальные предложения построены по другим синтаксическим моделям – их 13).
Таким образом, выявленный почти одинаковый процент употребление той и другой синтаксической конструкции нас привел к мысли, что в научном стиле обе эти конструкции уместны.
Гипотеза
Итак, мы предположили, что
Тексты данных учебников содержат в себе СПП с различными видами придаточных.
Мы решили проверить свою гипотезу методом исследования учебных пособий по химии, физике, геометрии для 9-х классов и данных социологического исследования.
Цель
Целью нашей работы стало выявление зависимости между стилем текста и качеством восприятия его читателями.
Цель будет достигнута путем решения следующих задач:
Основная часть
Вступление
Исследование проводилось в несколько этапов:
Глава 1
СПП – отличительная особенность научного стиля
Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей литературного языка, которым присущ ряд языковых особенностей, таких, например, как строгий отбор языковых средств. Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера наук (естественные, точные, гуманитарные). Это даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем, тексты по физике, химии, математике по характеру изложения заметно отличаются от текстов по филологии, философии или истории.
Характерной чертой стиля научных работ является насыщенность терминами. В научной литературе чаще встречаются определения понятий, реже названия действий. Также «в научной литературе распространены разные типы сложных предложений» [4, c.11, 12,14]
Опираясь на определение научного стиля, данное Д.Э. Розенталем [4,c.11-12], видим, что одним из его признаков является употребление СПП.
Из курса русского языка мы знаем, что для научного стиля характерно большее, чем для других стилей употребление сложных предложений, особенно СПП.
Исследуя труды учёных-лингвистов, находим:
«..Для научной речи характерно преобладание сложноподчиненных предложений, в которых союзы четко отражают причинно-следственные отношения (если... то, так что, в то время как); той же цели служит употребление местоименно-наречных и союзных слов (и потому, поэтому, следовательно, благодаря этому, в результате этого и др.)»
Следовательно, можем сделать вывод, что в текстах школьных учебных пособий будут употребляться СПП с придаточными условия, следствия, времени, причины и ранее названные придаточные определительные.
Глава 2
Анализ научных текстов учебных пособий по физике, химии, геометрии 9-х классов
Изучив тексты учебников, мы пришли к следующим выводам. В учебных пособиях названных предметов встречаются различные синтаксические конструкции СПП, простые предложения, осложнённые ПО и другие конструкции простых предложений.
Поскольку нас заинтересовали СПП, мы заметили, что в учебнике химии 9 класса под ред. Г.Э. Рудзитиса употребляются:
1. СПП с придаточными определительными, если даётся определение предметов или явлений:
«Соли – это сложные вещества, которые в водных растворах диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков». [2,с.11]
«Сернистый газ - это соединение, которое наносит вред окружающей среде» (пример из научно-популярной литературы) [2,с.33]
«Кристаллические вещества, в состав которых входит химически связанная вода, называют кристаллогидратами» [2, с. 7]
«Кислоты – это сложные вещества, при диссоциации которых в водных растворах в качестве катионов отщепляются только ионы водорода»[ 2, с. 10]
«Известны электролиты, которые диссоциируют частично» [2, с. 12]
«Реакции, которые протекают с изменением степеней окисления элементов, называют окислительно-восстановительными» [2, с. 18]
«Приходим к выводу, что хлорид магния MgCl2 ,будет реагировать только с растворимыми в воде веществами, которые способны осадить либо ионы Mg2+ , либо хлорид-ионы Cl-» [2, с.16]
«Реакции, в которых участвует аммиак, сопровождаются либо изменением степени окисления азота, либо образованием особого вида ковалентной связи» [2, с. 48]
«Если смешать порошок алебастра с водой, то образуется полужидкая пластическая масса, которая быстро твердеет» [2, c.123]
«Если в пробирку с небольшим количеством сероводородной воды прилить бромную, то раствор обесцветится» [2, с. 32]
«Так, например, чтобы составить уравнения всех возможных реакций, рассуждают так..» [ 2, с. 16 ]
того или иного химического элемента или его химических свойств, либо при сообщении дополнительного материала:
«Так как в заливе Кара-Богаз-Гол глауберова соль то появляется, то исчезает, она была названа миробилитом или «удивительной солью».[2, с.35]
« Так как небольшая часть аммиака не только растворяется, но и реагирует с водой, то аммиачную воду иногда называют гидроксидом аммония, а в быту – нашатырным спиртом». [2, c. 49-50]
«Аммиачная вода обладает слабым щелочным действием, так как при взаимодействии аммиака с водой образуются гидроксид-ионы ОН- » [2, с.50 ]
«…катализатором может быть и вода. Чтобы убедиться в этом, приготавливают смесь, состоящую из 1-2 кристаллического йода и 0,1-0,2 порошкообразного алюминия, и помещают на керамическую пластинку» [2, с.39]
«Для того чтобы разобраться во всём многообразии органических соединений, необходимо их классифицировать» [2, с.152]
«Помните, что нельзя вливать воду в концентрированную кислоту! При её растворении в воде происходит очень сильное нагревание» [2, с.36]
«Вам известно, что некоторые химические реакции, например горение водорода в хлоре, протекают очень быстро…» [2, с. 39]
«Руководствуясь электронной теорией окислительно-восстановительных процессов, рассмотрим, чем отличаются реакции замещения от реакции ионного обмена» [2, с. 17]
«Проверяем, соответствует ли число атомов всех элементов в левой части уравнения числу атомов в правой части уравнения» [2, с. 19]
«Состояние химического равновесия сохраняется до тех пор, пока остаются неизменными условия реакции: концентрация, температура, давление» [2, с. 41]
Кроме этого, в данном пособии присутствуют СПП с последовательным подчинением:
«Из курса биологии известно, что азот входит в состав белков, благодаря которым осуществляются важнейшие жизненные процессы во всех живых организмах» [2, с.47]
В учебнике Физика 9 класса под ред. А.В. Пёрышкина наблюдаем:
1. СПП с придаточными определительными при определении понятий или явлений:
«Тело, размерами которого в условиях рассматриваемой задачи можно пренебречь, называется материальной точкой» [1, с. 7]
«Система координат, тело отсчёта, с которым она связана, и прибор для измерения времени образуют систему отсчёта, относительно которой рассматривается движение тела» [1, с.8].
«Системы тел, которые способны совершать свободные колебания, называются колебательными системами» [1, с. 90]
2. СПП с придаточными изъяснительными при обращении к уже известному материалу, наглядным примерам или выводам из наблюдений:
«Мы знаем, что проекции можно судить о том, как направлен соответствующий вектор по отношению к действующей оси» [1, с.17]
«Мы знаем, что при прямолинейном равномерном движении тела проекция вектора перемещения, совершённого этим телом, определяется по той же формуле, что и площадь прямоугольника, заключённого под графиком проекции вектора скорости» [1, с.29]
«Из формулы видим, что при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости модуль перемещения прямо пропорционален квадрату промежутка времени, в течение которого это перемещение было совершено» [1, с.31]
«Галилей пришёл к выводу о том, что при отсутствии внешних воздействий тело может не только покоиться, но и двигаться прямолинейно и равномерно» [1, с.39]
«Представьте, что на гладкой горизонтальной поверхности стола лежат два цилиндра одинаковых размеров: алюминиевый и латунный» [1, с.43]
3.СПП с придаточными образа и способа действия (описание опыта):
«Установим тележку так, как показано на рисунке 20, а» [1, с. 44]
4.СПП с придаточным цели при формулировке условия задачи:
«Чтобы определить ускорение движения тележки, измерим модуль (s) вектора перемещения (т.е. расстояние между крайними метками на ленте) [1, c. 45]
5.СПП с придаточным условия при описании опыта или формулировке вывода:
«Если на тележку положить магнит, а на другую – стальной брусок, то обе тележки вместе с находящимися на них телами начнут двигаться навстречу друг другу» [1, с. 49]
«Если скорость тела и действующая на него сила направлены вдоль одной прямой, то тело движется прямолинейно, если они направлены вдоль пересекающихся прямых, то тело движется криволинейно» [1, с. 67].
6.СПП с придаточным времени при описании Закона Ньютона:
«Когда яблоко отрывается от ветки, то оба тела – Земля и яблоко – движутся навстречу друг другу (относительно Звёзд, например) с ускорениями, обратно пропорциональными их массам» [1, с.60]
7.Простые предложения, осложнённые причастным оборотом:
«Перемещением тела (материальной точки) называется вектор, соединяющий начальное положение тела п его последующим положением» [ 1, с. 11]
«Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии, называются свободными колебаниями» [1, с. 90]
«Возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возникновения, называются волнами» [1, с. 109]
«Чистым тоном называется звук источника, совершающего гармонические колебания» [1, с. 119]
В учебнике геометрии под ред. Л.С. Атанасяна видим 35 научных терминов. Это определения, теоремы, следствия, доказательства. Среди данных терминов встречаются предложения со следующими конструкциями: 9 с причастным оборотом, СПП с придаточным определительным (4 примера), СПП с придаточным изъяснительным (4 примера), остальные модели - СПП с придаточным условия.
«Параллелограммом называется четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны. [3, с. 101]
«Прямоугольником называется параллелограмм, у которого все углы прямые» [3, с. 10]
«Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны». (теорема) [3, с. 30 ]
« Если два угла треугольника равны, то треугольник равнобедренный» (следствие) [3, с. 73]
«Многоугольник называется выпуклым, если он лежит по одну сторону от каждой прямой, проходящей через две её вершины» [3, с.99]
«Мы знаем, что сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 900» [3, с. 79]
«Прежде всего уточним, как нужно понимать эту задачу» [ 3, с. 40]
« Докажите, что в равнобедренном треугольнике середина основания равноудалена от боковых сторон» [3, с. 36]
«Докажем, что площадь S квадрата со стороной a равна a2» [3, с.77]
«Оказывается, что подобие треугольников можно установить, проверив некоторые из неравенств» [ 3, с. 80 ]
«Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в
300 , равен половине гипотенузы. [3, с. 76]
«Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной» [3, с. 62]
«Отрезок, соединяющий две точки окружности, называется хордой» [3, с. 43]
«Из точки, не лежащей на прямой, можно провести перпендикуляр к этой прямой, и притом только один» [ 3, с. 32]
«Высота равнобедренного треугольника, проведённая к основанию, является медианой и биссектрисой» [3, с. 36]
Если показать данные исследования в процентном соотношении, то это будет выглядеть так.
Процентное соотношение употребления СПП, ПО и прочих конструкций в учебниках химии, физики, геометрии 9 класса.
Физика
СПП с придаточными определительными -35%
СПП с придаточными изъяснительными – 29 %
Простые предложения, осложнённые причастным оборотом – 27 %
Прочие конструкции – 9 %
Химия
СПП с придаточными определительными – 38 %
СПП с придаточными изъяснительными – 26 %
Простые предложения, осложнённые причастным оборотом – 21 %
Прочие конструкции – 15 %
Геометрия
СПП с придаточными определительными – 11 %
СПП с придаточными изъяснительными – 9 %
Простые предложения, осложнённые причастным оборотом – 26 %
Прочие конструкции – 54 %
Из этого можно сделать вывод: сопоставив данные учёных-лингвистов и результаты исследования учебников, мы увидели, что придаточные следствия встречаются очень редко (в учебнике химии всего 1 раз, в учебнике физики и геометрии их нет вообще). Преобладающими конструкциями являются модели СПП с придаточными определительными. Особенно это наглядно представлено в учебнике физики. Кроме этого, во всех учебниках встречаются простые предложения, осложнённые причастным оборотом.
Поскольку, по словам Розенталя, отмечается общность значения конструкций с причастным оборотом и СПП с придаточным определительным, возможна их взаимозамена. В некоторых случаях использование причастного оборота явно целесообразнее, так как способствует сжатости, лаконичности речи, вносит в высказывание оттенок книжности. [4, c.244, 249].
Глава 3
Результаты и анализ социологического исследования
Следующим этапом нашей работы стал социологический опрос учащихся 8-10 классов и педагогов нашей школы с целью выяснения, какая из рассматриваемых нами конструкция наиболее употребительная в их речи и почему. Мы разработали ряд заданий, которые содержат конструкции с причастным оборотом и СПП с придаточными определительными. Опрашиваемым было предложено выбрать тот вариант задания, который они оценивают, как наиболее легкие для запоминания. Было опрошено 16 человек 9 класса, 19 человек 8 класса и 11 учащихся 10 класса, 12 педагогов начальной школы и 15 средней школы. Среди них 6 человек – педагоги гуманитарного цикла, 9 – физико-математического и естественно-научного циклов.
В ходе соцопроса были получены следующие результаты: учащиеся 8, 9, 10 классов выбрали по всем предметам конструкции СПП.
Результаты опроса педагогов демонстрируют следующую картину: вне зависимости от направленности деятельности (гуманитарная, естественно-научная, физико-математическая, начальная школа) по физике и химии выбрали конструкции СПП, по геометрии конструкции с причастным оборотом.
Вывод:
Заключение
Таким образом, в заключение проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза доказана.
Список литературы
ISBN 978-5 -488-02275-1 (ООО «Издательство Оникс»)
ISBN 978-5-94666-560-5 (ООО «Издательство «Мир и Образование»)
Приложение 1
Тексты для проведения соцопроса
Прочитайте внимательно оба варианта текста. Выберите тот, который вам легче запомнить. Ответ запишите цифрой.
Химия
Физика
Геометрия
Приложение 2
Результаты социологического опроса
Учащихся 8-10 классов ГБОУ СОШ № 604
Результаты соцопроса среди учителей ГБОУ СОШ №604
Как нарисовать небо акварелью
Юрий Визбор. Милая моя
Ночная стрельба
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Лепесток и цветок