В работе исследуются вопросы влияния компьютерных игр на психологические свойства личночти подростка.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota1.doc | 95 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Поярковская средняя общеобразовательная школа № 2»
Компьютерные игры – вред или польза?
Работу выполнил: ученик 11 класса
Силаев Павел
Научный руководитель:
Силаева В.А.
Поярково, 2014 г.
Содержание
Классификация компьютерных игр, их особенности…………………………….6
Компьютерные игры вредны……………………………………………………….7
Компьютерные игры полезны……………………………………………………....8
Как уменьшить вредное воздействие…………………………………………….....9
Мнения геймеров о компьютерных играх…………………………………………..9
Глоссарий…………………………………………………………………………….10
Введение
Что наша жизнь? Игра!
У. Шекспир
XXI век – это век продвинутых технологий, Интернета, компьютерных и мобильных игр. Почти в каждом доме есть компьютер, ноутбук или даже КПК и смартфон – мы не говорим уже о мобильных телефонах самых современных моделей с разнообразными функциями. В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Современное поколение родилось и растёт в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что взрослым кажется чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой другой игрушкой.
Одним из любимых занятий современных детей традиционно остались игры, но с поправкой на компьютерные технологии. Современные дети мало читают и много играют в компьютерные игры – об этом с тревогой говорят не только родители, но и психологи, и педагоги.
Все мы знаем, что такое компьютерные игры. Либо сами играли, либо видели, как другие играют. Уже много лет компьютерные игры продолжают своё триумфальное шествие. Всё больше и больше появляется продвинутых во всех отношениях игр: с ошеломительными спецэффектами, закрученными сюжетами, трёхмерной графикой. С каждым годом ряды геймеров увеличиваются в геометрической прогрессии. Всё больше людей часами засиживаются за ПК, играя в свою любимую компьютерную игру.
В нашей школе ребята также играют в компьютерные игры. Проведя социологический опрос, мы выяснили, что среди 94 респондентов, учащихся 7-10 классов компьютерными играми увлекаются 84 % опрошенных. Этому занятию они посвящают от 30 минут до 9 часов в день.
Поскольку это увлечение среди учащихся нашей школы очень распространено и за компьютерными играми ребята проводят достаточно много времени, мы решили изучить данный вопрос более подробно. В ходе изучения информационных источников у нас возникло несколько гипотез. Мы взяли две:
Цель работы: Подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы.
Задачи:
Методика исследования
Исследования проводились в 2008, 2009 годах. В исследованиях принимали участие учащиеся 7-10 классов МОУ «Поярковская СОШ № 2».
Были использованы следующие методы исследования:
Для выяснения индекса агрессивности использовали опросник «Басса – Дарки» (Диагностика состояния агрессии) и Фрейсбургскую анкету. Пользуясь опросником «Басса-Дарки», определили индекс враждебности, индекс агрессивности, а также определили повышенный уровень физической, вербальной и косвенной агрессии.
Информационных источников
Классификация компьютерных игр, их особенности.
Игры разделяются на игры он-лайн и оф-лайн. Он-лайн игры - это игры, в которые можно играть только через Интернет (н-р, Властелин колец онлайн: тени Ангмара). Оф-лайн – это игры, в которые можно играть простой установкой на собственный компьютер. Среди компьютерных игр можно выделить ряд жанров. Это:
Компьютерные игры вредны.
В настоящий момент в средствах массовой информации, на форумах Интернета часто и горячо обсуждается вопрос о вреде и пользе компьютерных игр. Посетив один из форумов, мы задали вопрос: «Компьютерные игры вредны или полезны?» Получили массу разных ответов. Также воспользовались и другими форумами, где обсуждались аналогичные проблемы.
Сначала выберем из них мнения, утверждающие, что компьютерные игры вредны. Итак, компьютерные игры вредны, потому что:
Компьютерные игры полезны:
Мнения геймеров о компьютерных играх.
Пагубно действуют на психику «бродилки» и «леталки». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках кровь льётся вёдрами, а информационной начинки практически никакой. Самой вредной, безусловно, считается «Counter Strike». Миллионы тинэйджеров по всему миру рубятся в неё сутками, и не всегда «за просто так». Единицы на турнирах по «каунтеру» выигрывают деньги, и довольно крупные суммы, но миллионы и миллионы их же и проигрывают, не задумываясь, что проигрывают не только деньги, но и время, и свою молодость.
Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры, типа футбольных «Fifa» или баскетбольных «NBA Live». Есть ещё хоккейные, бейсбольные и другие. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.
Гордость творения «игрушечных» программеров – стратегии. Эти виды игрушек признаны большинством не только не вредными, но даже полезными! Характер их предусматривает проблему, которая должна решаться не за счёт быстрого и точного нажатия клавиш, а за счёт выбора верной стратегии и тактики ведения действий, то есть самого настоящего интеллекта, мозгов игрока. Играя, например, в «Козаки» («Cossacs»), можно нехило пополнить свои познания в истории. Кроме того, появляется настоящий интерес изучить историю того самого периода, в котором происходит игровое действие. Таким образом, все игрушки можно классифицировать на вредные («бродилки» «стрелялки»), безвредные – «спортивные» и «гонки», и полезные – «стратежки», а также «головоломки», например, шахматы (7).
Глоссарий.
Агрессия – реакция личности на враждебную человеку окружающую среду.
Агрессивность – свойство личности, характеризующееся наличием разрушительных тенденций в отношениях с другими людьми.
Аддикция – болезненная психологическая зависимость от чего-либо (наркотиков, алкоголя, табака, компьютерных игр, азартных игр).
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Геймер – человек, постоянно играющий в компьютерные игры.
Игромания – психологическая зависимость от компьютерных игр, иногда принимает крайние формы, тогда можно говорить о заболевании.
Индекс агрессивности – включает в себя показатели физической, косвенной и вербальной агрессии.
Косвенная агрессия – агрессия, окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Результаты исследования
За последние несколько лет окружающий мир изменился, изменились и увлечения учащихся нашей школы. Если проведённые несколько лет назад исследования показали, что любимым занятием в свободное время было просмотр телевидения, то сейчас это компьютерные игры, которыми увлекаются 84 % учащихся 7-10 классов. В день проводят за компьютером от 10 минут до 9 часов. 7 % опрошенных посвящают этому занятию до 1 часа, 41 % - играют 1-2 часа, 9% - 3-4 часа, 8% - более 4 часов.
Проведённый опрос показал, что ребята игры в основном берут у знакомых, друзей. Можно говорить о возникновении некой субкультуры, внутри которой ребята делятся мнением о компьютерных играх, обмениваются играми.
Любимыми жанрами компьютерных игр являются «Гонки» (44 человека), «стрелялки» (35 человек), «бродилки» (26 человек), «приключения» (25 человек), «стратегии» (21 человек), обучающие (15 человек), шашки, карты, шахматы (11 человек), ролевые (8 человек), имитационные (7 человек), восемь учащихся играют во всевозможные компьютерные игры. 83 респондента
На вопрос «Почему играют в компьютерные игры» мы получили следующие ответы:
В игры, где необходимо убивать, и льётся кровь играют 66% опрошенных. Прежде чем сопоставить данные, мы при помощи опросника «Басса-Дарки» выяснили уровень агрессии учащихся 7-11 классов. С повышенным уровнем агрессии оказались 30 % учащихся, соотношение девочек и мальчиков - 50 на 50 %. Если рассматривать различные формы проявления агрессии, то можно отметить, что с повышенным уровнем вербальной агрессии - 39 %; с повышенным уровнем физической агрессии - 14 %, с повышенным уровнем вербальной и физической агрессии – 14 %, с повышенным уровнем вербальной и косвенной агрессии – 6 % респондентов. При сопоставлении вышеприведённых данных, мы выяснили, что у 33 % любителей агрессивных игр повышен индекс агрессивности, у 72 % высокий уровень вербальной и физической агрессии. При этом ребята испытывают следующие чувства и эмоции:
Видимо, эти игры некоторые ребята с повышенным уровнем агрессии используют для того, чтобы каким-то образом выплеснуть свою агрессию безопасным для окружающих образом. В то же время есть опасность, что подростки, психика которых ещё не до конца сформировалась, могут воспринимать поведение виртуальных героев как модель собственного поведения и вынести это в реальный мир. Вызывает опасение и то, что 27 % учащихся не хотят или не могут отказаться от компьютерных игр в пользу других занятий.
Исходя их полученных данных, весьма неутешительных, мы решили выяснить, контролируется ли как-нибудь ситуация родителями учащихся. Мы задали ещё один вопрос: «Интересуются ли родители, в какие игры ты играешь?» Оказалось, что всего 52 % родителей интересуются, чем занимаются их дети, и ещё меньше запрещают ребятам играть во вредные игры. Такое положение вещей могло сложится из-за недостатка у родителей необходимой информации.
Выводы:
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
Заключение
Как уменьшить вредное воздействие
Информационные источники
Лупленый бочок
Почта
Волшебные звуки ноктюрна
Простые новогодние шары из бумаги
Снегири и коты