Цель данной работы - собрать и проанализировать конкретные речевые материалы с точки зрения литературной нормы
Предметом исследования является устная речь односельчан.
Задачи исследования:
- узнать, что такое литературная норма
-познакомиться с классификацией речевых ошибок;
Основными методами исследования в данной работе явились методы наблюдения и сравнительного анализа.
Выдвинем гипотезу: на речь односельчан влияет окружающая языковая среда.
Вложение | Размер |
---|---|
речевые ошибки односельчан | 322.76 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Липовка
Конференция «Шаг в будущее»
секция «Филология»
Речевые ошибки односельчан
Работу выполнила
ученица 8 класса
МОУ СОШ с.Липовка
Калиниченко Нина Александровна,
1999 года рождения,
руководитель
Шувалова Елена Владимировна
2014 год
Содержание:
а) Что такое литературная норма 5 стр.
б) Виды речевых ошибок
- Грамматические ошибки 6 стр.
- Стилистические ошибки 7 стр.
- Лексические ошибки 8-9 стр.
- Орфоэпические ошибки 10 стр.
в) Речевые ошибки односельчан 11-16 стр.
3. Заключение 18- 19 стр.
4. Список литературы 20 стр.
Приложение
Вступление.
Человек не может прожить без общения, поэтому одной из главных задач перед ним стоит – научиться грамотно говорить, ведь всегда ценилась правильная литературная речь.
Культура речи является одним из компонентов общей культуры человека. Если вы в своей речи используете слова отвали (отойди), рожа (человек), железный (надёжный), произносите Агент, хлопкОвый, позвОнишь, употребляете формы слов ихний, ехай, путью, вас вряд ли можно считать человеком грамотным, культурным.
В связи с этим мы решили посвятить работу культуре речи, в частности обратим свое внимание на то, как мы говорим.
Актуальность работы в том, что каждый человек должен уметь говорить и писать правильно, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогая добиться успеха, в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.
Чтобы общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника.
Цель данной работы - собрать и проанализировать конкретные речевые материалы с точки зрения литературной нормы
Предметом исследования является устная речь односельчан.
Задачи исследования:
- узнать, что такое литературная норма
-познакомиться с классификацией речевых ошибок;
Основными методами исследования в данной работе явились методы наблюдения и сравнительного анализа.
Выдвинем гипотезу: на речь односельчан влияет окружающая языковая среда.
Основная часть.
Что такое литературная норма?
В основе культуры речи лежит её соответствие нормам русского языка. Нормы зафиксированы в словарях, пособиях по русскому языку. Нормы, как и сам язык, подвергаются изменению, развитию в связи с развитием общества, одна норма приходит на смену другой. В какой — то период, когда старые нормы ещё не изжили себя, а новые не стали обязательными, они сосуществуют параллельно, создавая тем самым варианты языковых единиц. Например, в современном русском языке вариантами являются нормы произношения творог и творог, нормы употребления орфография и правописание
Литературная норма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
Норма охватывает всю структуру языка, поэтому различают нормы орфоэпические (произносительные), лексические, грамматические (морфологические, словообразовательные, синтаксические), стилистические.
Если мы не соблюдаем литературные нормы, возникают речевые ошибки. Под речевыми ошибками при этом следует понимать любые случаи отклонения от действующих языковых норм.
Виды речевых ошибок.
Грамматические ошибки.
Грамматические ошибки связаны с нарушением правил изменения и образования слов, их связи в предложении. Грамматические ошибки можно разделить на словообразовательные, морфологические, синтаксические. Словообразовательные ошибки связаны с образованием слов, морфологические – с употреблением различных частей речи (существительных, прилагательных, деепричастий, глаголов, местоимений, числительных), синтаксические – с употреблением причастных и деепричастных оборотов, с взаимосвязью подлежащего и сказуемого, построением предложений.
Наибольшее число грамматических ошибок приходится на именные и глагольные словосочетания, т.е. на предложно-падежное и глагольное управление. Соблюдение предписаний языковой системы и кодифицированных правил построения словосочетаний требует использования вполне определенных падежных форм: если употреблен глагол «являться», то он должен соединять слово в именительном падеже со словом в творительном – «что/кто является чем/кем»; если говорящий использует слово «дотронуться», то в сочетание с ним должно войти существительное с предлогом «до», а глагол «говорить» можно соединить с именным дополнением либо в винительном – «говорить что», либо в предложном – «говорить о чем», но никак не «говорить за что», поэтому впечатление неряшливости речи и неточности объяснений оставляют у слушателя фразы.
Некорректное употребление предлогов тоже приводит к курьезным сочетаниям: «а я свою подпись из-под этого документа не уберу»
Стилистические ошибки
К стилистическим ошибкам относятся использование слов-паразитов, клише; использование в тексте слов разных стилей (парни созерцали драку, подзадоривая дерущихся).
Особенно засоряют речь слова-паразиты значит, так сказать, понимаете, как говорится, вот, ну, так, вообще, честно говоря, как бы, скажем и т. п. Не востребованные смыслом и структурой высказывания, они делают речь безграмотной, неуверенной и многословной.
Речевые штампы, используемые в синтаксических конструкциях, обедняют речь, лишают её выразительности и простоты. Являясь избитыми выражениями, часто повторяющимися в разговорной речи, штампы утрачивают первоначальную образность, выразительность и экспрессивную окрашенность и постепенно развивают признаки слов и выражений с выхолощенной семантикой. Например: "У тебя какой-то кулацкий уклон, дед", - сказал однажды Юрка в сердцах. Старик долго молчал на это. Потом сказал непонятно: "Вставай, проклятый заклейменный..." (В. Шукшин)
К речевым штампам примыкают клише — готовые обороты, которые, в отличие от штампов, не утрачивают своей семантики в контексте. Однако их частое использование в несвойственных им стилистических функциях и типах речи сообщает всему высказыванию субъективизм и искусственный характер. Например: Речь свою повёл Егорша, когда выпили: "Как говорится, молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт..." (Ф. Абрамов)
Лексические ошибки.
Классическим источником стилистических ошибок является паронимия, т.е. наличие в языке таких пар слов, которые имеют некоторое сходство и в звучании, и в содержании, но различия в их семантике все же настолько велики, что употребление одного вместо другого искажает смысл всего высказывания.
«Мы надеялись получить ответ на эти опасности» употребляет последнее слово вместо однокоренного, но существенно отличающегося от него по смыслу паронима – опасения.
Плеоназм – употребление лишнего слова: главная суть, предчувствовать заранее, памятный сувенир, в мае месяце, мне лично, празднично приодеться, хороший достаток, лидировать первым, большая масса, огромный массив, период времени, промышленная индустрия, коллеги по профессии, в период летнего сезона, сатирическая карикатура, тихо прошептать, впервые знакомиться, отступить назад, громко грянуло, в конечном итоге, прейскурант цен, специфические особенности, перспективы на будущее, патриот своей родины, точно такой же, трудоустройство на работу.
Тавтология – употребление рядом однокоренных слов: соединить воедино, характерная черта характера, в рассказе рассказывается, растут растения.
Неоправданный повтор: Назад поехали поездом. Ехать поездом быстрее, чем автобусом. Но когда приехали домой, то оказалось, что все устали.
Нарушение лексической сочетаемости: одержать первенство (правильно: одержать победу, завоевать первенство), быть в поле внимания (правильно: быть в поле зрения, быть в центре внимания), благодаря пожару (правильно: из-за пожара), реклама имеет большое влияние ( правильно: оказывает влияние), играть значение (правильно: играть роль, иметь значение), предпринять меры (правильно: предпринять шаги, принять меры).
Употребление слова в несвойственном ему значении: Наш класс обратно станет победителем (вместо снова; обратно имеет значение «в направлении, противоположном движению»).
Лексическая неполнота высказывания: Герои боролись (за что? с кем?) и создавали новую жизнь.
Неправильное употребление фразеологических оборотов: взять себе львиную часть (вместо львиную долю); приподнять занавес над этой историей (вместо приподнять завесу); пока суть да дело (вместо пока суд да дело); внушать сомнения (вместо вызывать сомнения); качество изделий желает много лучшего (вместо оставляет желать лучшего)
Орфоэпические ошибки
Ударение — это выделение одного из слогов слова различными фонетическими средствами в разных языках мира: силой произнесения, повышением тона, долготой гласного. Ударный слог выделяется большей силой произнесения, нежели безударные слоги, поэтому ударение в русском языке силовое (или динамическое): ле-тать, стра-да, бе-лый.
В русском языке ударение может падать на разные слоги слова: на первый (се-рый), второй (сбе-жать), третий (та-ра-кан), четвёртый (рас-про-стра-нён-ный), пятый (рас-про-стра-не-ны). Такое ударение называется свободным (разноместным).
Русское ударение в его сложившемся к нынешнему времени виде унаследовало закономерности разных исторических эпох, причем часть из этих закономерностей восходит к праславянскому периоду. Поэтому в данном случае проще указать на ошибку и привести правильный вариант, который следует запомнить, чтобы ошибка не повторилась: предпрИнять меры правильно: предпринЯть;
Речевые ошибки односельчан.
Человек – существо социальное, он не может прожить без общения. Огромную роль в общении играет слово. Слово — важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Оно не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально-экспрессивную функцию.
Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке. К сожалению, речевые ошибки встречаются сейчас повсеместно, не исключением является и наше село. Мы внимательно слушали одноклассников, знакомых, родителей, учителей и выписали распространенные речевые ошибки жителей нашего села. Большое количество ошибок связано с произношением слов.
Вот некоторые примеры: дом дОсуга, посмотреть катАлог, заключить дОговор, провести рефлексИю, купить жАлюзи, в этом квАртале, вкусные тортЫ, открыть форзАц. Все эти ошибки возникли из-за неправильной постановки ударения в словах. Нужно говорить: досУг, каталОг, договОр, рефлЕксия, жалюзИ, квартАл, тОрты, фОрзац.
Слышим мы и такое: мне на уроке ску[Ч]но. Данное произношение слова является нарушением речевой нормы. Сочетание ЧН в этом слове требует произносительной нормы ШН, т.е. ску[ш]но.
Иногда приходится слышать следующие фразы:
- Завтра я поеду в Маркос.
- Можно мне поехать с вами?
- Ехай.
Согласитесь, что нужно говорить: «Поеду в Маркс», ответ должен быть - либо лаконичное «да», либо «поехали».
Часто речевые ошибки слышим в магазине:
- Мне килограмм сосисЕк
- Пять килограмм помидор, пожалуйста.
- Два килограмма яблоков.
Перед нами распространенные примеры нарушения грамматических норм.
Большинство ошибок допускают одноклассники, когда они отвечают на уроках:
- Косвенных падежов у существительных – 5.
- Более сильнее были в начале войны войска Гитлера.
- Мы были удивлены ихней работой.
- К триста пятьдесят пять прибавить семьдесят.
- Красивая тюль висит в кабинете.
- Иханная семья жила дружно.
- У нас в классе есть один армян.
- Читая произведение, мне понравился главный герой.
- Я так соскучился по вам!
Если внимательно рассмотреть эти примеры, то среди них можно выделить следующие грамматические ошибки:
Допускаются у нас и лексические ошибки, прежде всего - это повторы слов:
- Лев Толстой – писатель 19 века. Толстой создал в Ясной поляне школу для крестьянских детей. Толстой был участником Крымской войны. Правильно: Лев Толстой – писатель 19 века. Он создал в Ясной поляне школу для крестьянских детей. Лев Николаевич был участником Крымской войны.
Тавтология (использование слов с одним и тем же корнем):
- В своем произведении писатель написал свое отношение к войне.
- Строители построили новое здание.
Правильно:
- В произведении писатель отразил свое отношение к войне.
- Строители возвели новое здание.
Плеоназм (использование лишнего слова):
- Пожилая старушка попросила перевести ее через мост.
- Снежная метель была вчера всю ночь.
Правильно:
- Пожилая женщина попросила перевести ее через мост.
- Метель была вчера всю ночь.
Нарушение законов сочетания слов:
- Кислород играет большое значение в жизни человека.
Правильно:
- Кислород имеет большое значение в жизни человека.
Стилистические ошибки также встречаются в речи одноклассников:
- Пацаны дружно водрузились на скамейке.
- Значит, заказал себе новую шинель.
- Акакий Акакиевич как бы главный герой произведения «Шинель».
- Грамматическая э-э-э основа предложения - это э-э-э подлежащее и сказуемое
Одна из причин появления стилистических ошибок в речи – использование слов-паразитов (э-э-э, как бы, значит). Вторая причина: использование разностилевых слов ( пацаны – относится к разговорному стилю, водрузили – к публицистическому).
Заключение.
Почему же мы часто говорим неправильно? В начале работы мы выдвинули гипотезу: на речь односельчан влияет окружающая языковая среда. Думаем, что гипотеза наша подтвердилась: несмотря на то, что нам говорят в школе, мы все-таки больше слышим те словоформы, которые используют у нас дома, на улице.
Мы думаем, что сказывается влияние языковой среды, в которой живет человек, также оказывают влияние средства массовой информации, Интернет, где мы видим массу ошибок не только орфографических, но и речевых. Есть ли выход из сложившейся ситуации? Ответ прост: надо учить русский язык, обращаться за помощью к словарям.
Проделав работу, мы достигли своей цели: собрали распространенные речевые ошибки жителей села Липовка, проанализировали их, попытались выявить причину появления ошибок. Пришли к выводу, что в устной речи односельчан преобладают грамматические ошибки, связанные с употреблением морфологических форм, словообразованием, построением словосочетаний и предложений. На втором месте находятся орфоэпические ошибки, зависящие от произношения слов. На третьем месте у нас преобладают лексические ошибки, причина их появления – использование лишних слов, нарушение лексической сочетаемости. Стилистические ошибки также имеют место в нашей речи, в основном они представлены употреблением слов-паразитов, таких как значит, как бы.
На что же следует обращать внимание, чтобы наша речь была грамотной? Прежде всего, нужно знать, как правильно произносится слово, соблюдать орфоэпические нормы. Обязательно нужно помнить о лексической сочетаемости слов, стилистической стороне нашей речи. Избегать повторов, помнить о богатстве нашего языка, использовать синонимы. Остерегаться тавтологии и плеоназмов. Знать грамматические нормы (словообразовательные, морфологические, синтаксические). Лишь соблюдая эти правила, мы перестанем говорить «шершавым» языком.
Во время работы, проведенной нами, мы выполнили задачи:
- узнали, что такое литературная норма
-познакомились с классификацией речевых ошибок
Данная работа нам пригодится для подготовки к экзаменам, для развития своей языковой культуры.
Список литературы:
Речевые ошибки | Неправильное употребление слова | Правильная форма | Причины ошибок |
Орфоэпические | дОсуг, катАлог, дОговор, рефлексИя, жАлюзи, квАртал, тортЫ, форзАц ску[Ч]но | досУг, каталОг, договОр, рефлЕксия, жалюзИ, квартАл, тОрты, фОрзац ску[Ш]но, | Неправильная постановка ударения Произношение звуков |
Грамматические:
| Маркос, сосисек, один армян | Маркс, сосисок, один армянин | Неправильное словообразование |
| Ехай, пять килограмм помидор, яблоков, падежов, более сильнее, ихней, к триста пятьдесят пять | Езжай, пять килограммов помидоров, более сильный, их, к тремстам пятидесяти пяти | Нарушение в образовании форм глаголов, существительных, сравнительных степеней прилагательных; местоимений, числительных |
| Скучаю по вам | Скучаю по вас | Местоимение 1 лица требует предложного падежа |
Ехавший автобус в школу привез учеников из Бобово | Автобус, ехавший в школу, привез учеников из Бобово | Нарушение употребления причастного оборота | |
Лексические
| Лев Толстой – писатель 19 века. Толстой создал в Ясной поляне школу для крестьянских детей. Толстой был участником Крымской войны. | Лев Толстой – писатель 19 века. Он создал в Ясной поляне школу для крестьянских детей. Лев Николаевич был участником Крымской войны. | Употребление одного и того же слова в предложениях. |
| - В своем произведении писатель написал свое отношение к войне. - Строители построили новое здание. | -В произведении писатель отразил свое отношение к войне. - Строители возвели новое здание. | Использование слов с одним и тем же корнем |
- Пожилая старушка попросила перевести ее через мост. - Снежная метель была вчера всю ночь. | - Пожилая женщина попросила перевести ее через мост. - Метель была вчера всю ночь. | Использование лишнего слова | |
| - Кислород играет большое значение в жизни человека | Кислород имеет большое значение в жизни человека | Играть роль – иметь значение (лексическая несочетае-мость слов) |
Стилистические
2. Использование разностилевых слов | - Акакий Акакиевич как бы главный герой произведения «Шинель». Пацаны водрузились на скамейке. | - Акакий Акакиевич – главный герой произведения «Шинель» Ребята сели на скамейку. | Использование ненужного слова как бы Водрузить можно знамя. Слово не подходит для разговорного стиля. |
Речевые ошибки
Грамматические
Лексические
Орфоэпические
Стилистические
Синтаксические
Морфологические
Словообразовательные
10 осенних мастер-классов для детей
Пока бьют часы
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Флейта и Ветер
Загадка старого пирата или водолазный колокол