300 лет назад на Архангельской земле родился человек, которому было суждено открыть новую страницу в истории России, человек, который по праву считается основоположником отечественной науки, ученого с мировым именем, крупного российского историка, замечательного художника и яркого русского поэта. В ряду великих сынов Отечества Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место: титан мысли и духа, академик из «архангельских мужиков», великий труженик и любимец муз, яркая многогранная личность, всю жизнь посвятивший служению науке и своему народу.
Немногие современники и гораздо более многочисленные потомки, среди которых немало выдающихся ученых, писали о Ломоносове и его уникальном вкладе в развитие науки и образования. Поэтому и мы снова и снова хотим разглядеть и понять этот уникальный феномен – феномен Ломоносова.
Актуальность темы заключается в том, что роль Ломоносова в создании русского научного языка очень значительна. Для него как ученого-естествоиспытателя было естественно понимание того, что наука, мысль, накопление знаний, просвещение народа невозможны без общенародного языка, его полного описания, развития и сохранения. А системное понимание языка чрезвычайно важно для его пользователей. Ломоносов сделал русский язык глубоко понятным.
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov_oblast.docx | 40.56 КБ |
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Поволжский колледж технологий и менеджмента»
Исследовательская работа
Роль М.В.Ломоносова в создании русского языка
Выполнили:
Быкова А., Саенко Ю., группа 111.
Руководитель: преподаватель русского языка
и литературы
Барсукова О.Д.
Балаково, 2012г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение | 3 | |
1. | Основная часть | 5 |
1.1. | Ломоносов - естествоиспытатель | 5 |
1.2. | Ломоносов – филолог | 7 |
1.3. | Ломоносова - создатель русского научного языка | 11 |
1.4. | Ломоносов – поэт | 13 |
Заключение | 15 | |
Список использованной литературы | 16 |
ВВЕДЕНИЕ
Языка нашего небесна красота…
М.В.Ломоносов
300 лет назад на Архангельской земле родился человек, которому было суждено открыть новую страницу в истории России, человек, который по праву считается основоположником отечественной науки, ученого с мировым именем, крупного российского историка, замечательного художника и яркого русского поэта. В ряду великих сынов Отечества Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место: титан мысли и духа, академик из «архангельских мужиков», великий труженик и любимец муз, яркая многогранная личность, всю жизнь посвятивший служению науке и своему народу.
Немногие современники и гораздо более многочисленные потомки, среди которых немало выдающихся ученых, писали о Ломоносове и его уникальном вкладе в развитие науки и образования. Поэтому и мы снова и снова хотим разглядеть и понять этот уникальный феномен – феномен Ломоносова.
Актуальность темы заключается в том, что роль Ломоносова в создании русского научного языка очень значительна. Для него как ученого-естествоиспытателя было естественно понимание того, что наука, мысль, накопление знаний, просвещение народа невозможны без общенародного языка, его полного описания, развития и сохранения. А системное понимание языка чрезвычайно важно для его пользователей. Ломоносов сделал русский язык глубоко понятным.
Целью нашей исследовательской работы является выявление роли М.В.Ломоносова в истории российской науки, его вклада в создании русского научного языка.
Задачи:
Гипотеза: М.В.Ломоносов - знаковая фигура в мире российской и мировой науки. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ломоносов страстно любил науку,
но думал и заботился исключительно о том,
что нужно было для блага его Родины.
Н.Г.Чернышевский
1.1. Ломоносов - естествоиспытатель
Академик Н.П. Лавёров написал о нем: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью его души, исполненной страстей. Историк, ритор, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».
Помор по рождению, подлинно русский человек Михайло Ломоносов благодаря своему дарованию и трудам стал великим человеком во многих областях. «Он, лучше сказать, сам был первым русским университетом» - написал о Ломоносове А.С.Пушкин. Без преувеличения можно сказать, что он стал основоположником российской науки, и упорно боролся за её приоритет в мире.
Благодаря его яркому творчеству в словесной области, его историческим трудам, работам в области физики, химии, горного дела, а также в технике и в искусстве, и, конечно же, в деле образования, всей его многогранной деятельности, всеми своими трудами Ломоносов возвеличивает наше Отечество. Предсмертные слова Ломоносова другу Якобу Шителину были таковы: «Друг, я вижу, что должен умереть, и спокойно, равнодушно смотрю на смерть, жалею только о том, что не смог я совершить всего того, что предпринял для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии».
Корни его - в Поморье, которое щедро одарило Ломоносова всем, чем богат этот северный край, сформировало и закалило его. И внешностью он вылитый богатырь, и духом крепок и могуч. Правда, этим он был схож с большинством своих земляков. От всех его отличало одно – беспримерная, не виданная никем вокруг и потому непонятная даже родным тяга к знаниям. Жажда знаний стала судьбоносной силой, подчинившей себе, сформировавшей всю жизнь Ломоносова. Она заставила его бросить дом и пешком, с рыбным обозом, отправиться в Москву – учиться! Эта жажда знаний вела Ломоносова всю жизнь, не давая ему сбиться с раз и навсегда избранного пути, который привел его когда-то из Холмогор в Москву, а после возвращения из Германии – в Академию наук. Путь в Академию был тернист, помех было больше, чем помощи, недругом - больше, чем друзей, но никакие препятствия не могли устоять перед таким мощным научным даром и всепобеждающей волей Ломоносова.
Главные открытия М. Ломоносова касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых.
В начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории, где, в частности, стал производить анализы образцов различных руд и минералов, разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа.
Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, согласно которой, все тела состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов, которые при нагревании движутся быстрее, а при охлаждении – медленнее.
В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем и сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.
Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора.
Далеко опережая современную ему науку, первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан. Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ученый высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.
Ведущую роль Ломоносов сыграл и в создании горнорудного дела, географической науки. Стал организатором многих географических экспедиций.
Научные достижения и прозрения Ломоносова хорошо известны. Одно только их перечисление дает представление о масштабе его научного дарования: закон сохранения материи, объяснение молний и северных сияний, физической природы цветового зрения, изучение физической природы небесных тел – Солнца, планет, комет, далеких звезд, открытие атмосферы у Венеры, объяснение происхождения угля, нефти, торфа и других полезных ископаемых, классификация льдов.
1.2. Ломоносов – филолог
Ломоносов был первым образователем нашего языка;
первый открыл в нем изящность, силу и гармонию.
Н.М.Карамзин
Ломоносов был первопроходцем не только в науке. Петровские реформы внесли в русскую жизнь множество новых понятий и наводнили язык иноземными словами, которыми без разбору начиняли свою речь представители господствующих классов. Тяжеловесный синтаксис, следующий иностранным формам речи, в котором плохо усвоенные, нескладные и неуклюжие иностранные слова причудливо сочетались с обветшалыми церковнославянскими, пестрота и разнобой в правописании – все это становилось серьезной помехой для дальнейшего развития русской культуры и требовало решительного и неотложного упорядочения. На долю Ломоносова выпала поистине гигантская работа, сделавшая его подлинным создателем русского поэтического языка и языка русской науки. Успешно освоив латынь – язык науки своего временим - Ломоносов полагался на силу и значение русского языка. Именно благодаря ему российская наука заговорила по-русски. Впервые в России он начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук и писать по-русски научные труды. Он укрепил статус родного языка, без которого невозможен подъем национального самосознания.
Ломоносов не имел себе равного в знании русского языка. Уроженец севера, он впитал в себя меткий и точный язык своей родины, изобилующей добротными старинными словами и чрезвычайно склонный к свободному образованию новых, рожденных потребностью слов и понятий. Юношей он жил в Москве, исконной хранительнице прекрасного русского языка, где издавна ценилась бойкость и находчивость речи, веселая прибаутка и степенное веское слово. Он общался с монахами и школярами, купцами и мастеровыми, сановниками и вельможами, приказными и отставными солдатами, староверами и новомодными книжниками – он знал родной язык во всей его пестроте и разнообразии.
Для Ломоносова как ученого-естествоиспытателя было естественно понимание того, что наука, мысль, накопление знаний, просвещение народа невозможны без общенародного языка, его полного описания, развития и сохранения.
Опыт ученого вел Ломоносова к накоплению языковых фактов, их сопоставлению, сравнению языков; изучая науки и языки, он понял и необходимость выяснения и описания собственных общеупотребительных форм русского языка, осмысления стилистической природы слова. Его великолепная интуиция предвосхитила развитие почти всех областей филологической науки – от системной грамматики до функциональной стилистики, культуры речи, риторики, поэтики и лингвистики текста.
К изучению русской грамматики Ломоносов впервые применил строгие научные приемы, впервые проводит резкую грань между языками русским литературным и церковно-славянским, между разговорной речью и устной. Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана именно Ломоносовым .
Ученый пришел к выводу, что совершенстоввание русского литературного языка возможно лишь на основе сближения с народной речью. Ученый не только ощущал «природную» красоту и силу народного языка, но показывал все это на примере собственной речи.
В 1757 году вышла в свет первая научная грамматика русского языка «Российская грамматика» - одно из главных филологических сочинений М.В.Ломоносова, в котором на научной основе разработаны основные грамматические категории родной речи. «Российская грамматика» открывала доступ к образованию самым слоям населения. Написана она ясным и четким языком, примеры красочны, легко запоминаются. Ученый раскрывал в своих пояснениях и правилах значение человеческого слова. Слово, в истолковании Ломоносова, - это сгусток человеческого опыта. Оно отражает различные стороны бытия, в нем сказывается глубина восприятия отдельным человеком окружающего мира, связь с национальными традициями, темперамент личности. Значит, и к слову надо относиться серьезно. Ломоносов говорит о том, что русский язык может выразить тончайшие философские понятия, все перемены, происходящие в видимом мире, все оттенки человеческих отношений.
Учебное пособие состоит из шести «наставлений». Наставления разделены на главы – на параграфы.
Наставление первое («О человеческом слове вообще») посвящено общим вопросам грамматики. Основные функции языка - коммуникативная и когнитивная (язык – проявление разума). Из всех возможных способов передачи информации (жест и прочее) наиболее совершенным является тот, что связан со звуком. Рассматривая свойства звука, Ломоносов говорит, что он зависит от «выходки», «напряжения», «протяжения» и «образования». В своей работе ученый различал уже буквы от звуков, определял анатомо-физиологическое и акустическое происхождение звуков; анализируются особенности гласных и согласных звуков и предлагаются их классификации; говорил о трех наречиях русского языка (московском, северном и украинском).
Во втором наставлении («О чтении и правописании российском») подняты проблемы графики, орфографии, орфоэпии. По мнению Ломоносова русская азбука должна включать в себя 30 букв ( исключил современные Й, Щ, Э).
Третье наставление («О имени») рассмотрены общие вопросы классификации частей речи, их морфологические, семантические и синтаксические свойства, установлены соответствия между родовыми классами (четыре: мужеский, женский, средний и общий, что соответствует современному русском языку).
Наставление четвертое («О глаголе») полностью посвящено глаголу: специфике его формо- и словообразования, семантике и функционированию форм. Наклонений у глагола три: изъявительное (пишу), повелительное (пиши) и «неокончательное» (писать). Временных форм 10: настоящее, 6 прошедших, 3 будущих.
В наставлении пятом («О вспомогательных или служебных частях слова») рассматриваются наречия, предлоги, союзы, предлагаются их классификации.
Исследуя язык, наблюдая его в разных речевых проявлениях, Ломоносов устанавливал его произносительные и грамматические нормы. Они не предписывались языку искусственно, на основе умозрительных построений, а выводились из наблюдений. Это видно из подготовительных материалов ученого. Он раздумывает: «Почему шире, слабее лучше, чем ширее, слабе?». Он записывает свои фонетические наблюдения: «Говорят жжался, а не сжался». Он выбирает, следуя речевой практикой: «Он цветом голуб – худо, но: голубой; для разности от имени голубь». Таких наблюдений у М.В.Ломоносова тысячи; из них и выросла грамматика.
Ломоносов придавал огромное значение собиранию словарных материалов для исторического изучения русского языка. В составленной им в начале 1764 года «Росписи» своих трудов отдельными пунктами перечислены следующие работы: «Собран Лексикон первообразных слов Российских», «Собрал лутчия Российский пословицы», «Собраны речи разных языков между собою сходные», составлено «Рассуждение о разделениях и сходствах языков». Работы эти не сохранились, но всем нам известно, что Ломоносов уделял большое внимание изучению словарного фонда русского языка, занимался сравнительным изучением языков, в особенности родственных славянских, любил меткое и яркое народное слово, запечатленное в пословицах.
1.3. Ломоносова - создатель русского научного языка
Ломоносов оказал русскому языку
заслуги бесценные; он его вновь создал,
с него началась новая эра…
Павел Катенин (поэт, критик, друг Пушкина)
Значительна роль Ломоносова в создании русского научного языка. Этот язык у нас начал появляться лишь при Петре I и представлял собой почти исключительно заимствования из иностранного: каждый специалист пользовался немецкими, голландскими, польскими и латинскими словами для обозначения технических вещей, словами, непонятными другим. Деятельность Ломоносова по упорядочению терминологии была направлена в сторону ограничения количества иностранных слов, заполнивших литературный язык в начале 18 века. Ломоносов при разработке терминологии держался следующих точно выраженных научных положений:
По этим правилам и составлялись М.В.Ломоносовым научные термины, громадное большинство которых и до сих пор продолжает обслуживать точное знание. Для этого ему пришлось преодолеть почти неисчислимые трудности и препятствия. «Принужден я был, - пишет Ломоносов в предисловии к учебнику по экспериментальной физике, - искать слова для наименования некоторых физических инструментов, действий и натуральных вещей, которые хотя сперва покажутся несколько странны, однако надеюсь, что они со временем чрез употребление знакомее будут».
Ломоносов не просто нормировал русский язык, он фактически создал язык науки, заложил основы русской научной и технической терминологии. Многие термины, созданные Ломоносовым, прочно вошли в научный обиход: термометр, градус, кислота, равновесие, земная ось, удельный вес, преломление лучей, зажигательное стекло, магнитная стрелка, негашеная известь и т.д.
Он постоянно доказывал, что нам нет никакой нужды пользоваться непонятными народу иностранными словами, когда для того уже существуют или легко можно создать ни в чем им не уступающие русские. Так, он снова водворил в русский технический язык такие слова, как чертеж вместо «абрис», рудник вместо «бергверк», кровля вместо «дак», косяк вместо «пиляра», маятник вместо «перпендикула» и т.д.
Еще меньше, чем в научном языке, допускал Ломоносов злоупотребление иностранными словами в быту и литературе. Его до глубины души возмущали дворянские попугаи, щеголявшие к месту и не к месту иностранными словечками. Ломоносов предупреждал, что без нужды перенимаемые иностранные слова представляют опасность для здорового развития национальной культуры, что они незаметно засоряют русский язык. Поэтому он настойчиво призывает заботиться о чистоте русского языка и давать отпор всем, кто вносит в него «оные непристойности».
1.4. Ломоносов – поэт
С Ломоносова начинается наша литература;
Он был ее отцом и пестуном.
В.Г.Белинский
Лоомносов мечтал о преобразовании жизни – с помощью науки, внутренного просветления личности. И едва ли не самым универсальным средством воздействия он считал слово, в осбенности художественное.
Критик В.Г.Белинский назвал М.В.Ломоносова «Петром Великим» русской литературы. Он заложил основы литературоведения, систематизировал литературные жанры, создал теорию «трех штилей». Реформируя систему стихосложения, Ломоносов и сам создавал поэтические произведения, в которых выражал свои убеждения.
Известно, что современники воспринимали Ломоносова, прежде всего, как поэта. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром была ода. Этот жанр более всего соответствовал решению задач, стоявших перед Ломоносовым. Он позволял соединить публицистический пафос и лирику в рамках одного произведения, высказаться по вопросам, значимым для государства, и сделать это доступно, образно. Впервые в русской поэзии появились художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания.
М.В.Ломоносовым был поэтом, творившим в рамках классицизма. Для классицистов интересы государства стояли превыше всего. Процветание государства поэт связывал с миром. Для того чтобы Россия становилась сильным, могучим государством, необходимо, по его мнению, повсеместное распространение знаний. Просветительские взгляды поэта отразились в его творчестве.
Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот, выражает твердую уверенность, что Российская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей России.
Установив грамматические нормы русского языка, Ломоносов определил соотношение в нем церковнославянских и исконно русских слов и на этой базе предложил в учении о «трех штилях» широко разработанную теорию литературных жанров. Тоерия стремилась охватить не только жанры художественной литературы, науки и публицистики, но и вообще все разновидности речи.
«Вершинная» оценка роли Ломоносова в развитии русской литературы и патриотической идеологии была высказана Ф.М.Достоевским. Ему принадлежит необычное, на первый взгляд, заявление о том, что «бесспорных гениев… во всей нашей литературе было всего три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роль М.В.Ломоносова в формировании русского литературного языка в целом и языка русской науки в частности была чрезвычайно значительна. Заслуга его в том, что он со свойстсвенным ему тактом не отбросил накопленный опыт, а начал шлифовать языковой материал, решительно устраняя наносное и устарелое и всей силой своего научного и литературного авторитета подкрепляя новые, начавшиеся складываться еще до него нормы языкового употребления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Северное сияние
Ветер и Солнце