Л.Н.Толстому 9 сентября 2013 года исполнилось 185 лет со Дня рождения. В связи с этим мы посвятим работу творчеству Л.Н. Толстому, в частности, его басням. Мало кто знает, что кроме романов, повестей и рассказов Толстой писал басни, которые вошли в «Азбуку», написанную им же для обучения крестьянских детей.
Цель нашей работы: посмотреть, в чем особенность басен Толстого.
Задачи:
- познакомиться с краткой биографией Л.Н. Толстого
- вспомнить особенности басни как жанра
- познакомиться с баснями Толстого.
Гипотеза: у Толстого басни имеют свои особенности.
Вложение | Размер |
---|---|
басни Толстого Л.Н. | 26.94 КБ |
МОУ – СОШ с.Липовка
Реферат
Особенности басен
Л.Н.Толстого
Работу выполнила
ученица 8 класса
Спиридонова Юлия
2013г
Содержание:
А) Краткая биография Л.Н. Толстого 4 стр.
Б) Что такое басня? 5 стр.
В) Басни, написанные Л.Н.Толстым 6 стр.
3. Заключение 8 стр.
Л.Н.Толстому 9 сентября 2013 года исполнилось 185 лет со Дня рождения. В связи с этим мы посвятим работу творчеству Л.Н. Толстому, в частности, его басням. Мало кто знает, что кроме романов, повестей и рассказов Толстой писал басни, которые вошли в «Азбуку», написанную им же для обучения крестьянских детей.
Цель нашей работы: посмотреть, в чем особенность басен Толстого.
Задачи:
- познакомиться с краткой биографией Л.Н. Толстого
- вспомнить особенности басни как жанра
- познакомиться с баснями Толстого.
Гипотеза: у Толстого басни имеют свои особенности.
Основная часть.
1.Краткая биография Л.Н.Толстого
Лев Николаевич Толстой родился в богатой графской семье 28 августа (9 сентября) 1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии. По отцовской линии один из предков писателя был сподвижником Петра 1. По материнской линии Толстой принадлежал к старинному княжеству роду Волконских, и по матери он был родственником А.С.Пушкина. Детство своё Лев Николаевич провёл в родовом имении. После смерти родителей, в возрасте 13 лет переехал в Казань к одной из сестёр своего отца, где прожил 6 лет. В Казани он поступил в университет сначала на восточный, затем на юридический факультет. Лев Николаевич свободно владел английским, французским и немецкими языками; читал на итальянском, чешском, польском и сербском; знал греческий, латинский, татарский, церковно-славянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки. В 19 лет начал вести дневник, в котором вёл записи до последних лет жизни. В университете Толстой увлёкся самостоятельной работой над исторической темой, но, проучившись 3 года, оставил университет. Он уехал в Ясную Поляну, владельцем которой стал после раздела отцовского наследства. Писательская деятельность Толстого началась в конце 1850 года в Москве. Там он начал работу над повестью «Детство», но вскоре уехал на Кавказ в действующую армию к своему старшему брату. Поступив в армию юнкером, Толстой сдал экзамен на младший офицерский чин.
После начала Крымской войны Толстой перевёлся в Дунайскую армию, а затем в Севастополь. Командуя батареей, он проявил мужество и отвагу и был награждён орденом Анны с надписью «За храбрость» и медалью. Выйдя в отставку, Лев Толстой отправился за границу, а затем вернулся в Ясную Поляну. В 1859 году он открыл школу для крестьянских детей у себя в имении и помог открыть ещё 20 таких школ в соседних . Для занятий детям был необходим учебник – и таковым стала «Азбука», которую он написал сам.
Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.
Возникновение басни как жанра относится к 5 веку нашей эры, а создателем её считается Эзоп, который не имел возможности по – иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей получила впоследствии название «эзопова языка». В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций.
В 17 веке французский писатель Лафонтен (1621-1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но в отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Он сосредоточен, скорее всего, на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.
В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717-1777). Его поэтическим девизом были слова: «Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану…»
Одной из особенностей басен является аллегория - иносказание: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.
В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращённая к читателю.
Следует выделить такие особенности басни:
а) мораль;
б) аллегорический (иносказательный) смысл;
в) типичность описываемой ситуации;
г) характеры – персонажи;
д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.
3. Басни, написанные Л.Н.Толстым
Лев Николаевич Толстой известен не только своими романами и повестями, написанными для взрослых людей, но и баснями, которые он писал для детей. Лев Толстой часто применял всем понятный и так любимый жанр басни, в котором, через аллегории ненавязчиво, осторожно преподносил совершенно разные назидания, замысловатую мораль. Басни Толстого воспитывают в ребёнке трудолюбие, смелость, честность и доброту. Представляя собой своеобразный маленький урок – запоминающийся и яркий, басня учит пониманию народной мудрости, обучению образным языкам, способности в обобщённой форме определять ценность людских поступков.
Толстой стремился к красоте, краткости, ясности басен. Недаром говорят, что «краткость – сестра таланта». Басни в переводах Толстого – это «живая книга», с персонажами, понятными и детям и взрослым. Книга вечной мудрости.
Львом Николаевичем Толстым написаны такие басни, как:
Мораль: Так то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит.
Мораль: Ну, перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдаёшь.
Мораль: И осталась собака не при чем.
В ней автор высмеивает глупость и погоню за лучшим и большим. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
Автор высмеивает легкомыслие и глупость мальчика – пастуха, который обманывал мужиков, крича: «Помогите, волк!»
Мораль: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».
В этой басне автор высмеивает трусость и безразличие по отношению к близким.
В ней описываются реальные условия жизни в крестьянской семье, она заставляет задуматься над отношением к старым и беспомощным. «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Подведем итог, что высмеивает Л.Н.Толстой в баснях:
Все это роднит басни Толстого с баснями других авторов, таких как Лафонтен, Эзоп, Крылов, ведь основная задача баснописцев – показать пороки человека, чтобы каждый из нас мог работать над собой. Но в баснях Толстого свои особенности :
Глубокое содержание;
Художественность изложения (они похожи на маленькие рассказы)
Чётко выраженная педагогическая направленность (заключена она в морали)
Заключение.
Мы познакомились с баснями Л.Н.Толстого. Главное, к чему стремился Толстой, - к красоте, краткости и ясности текста. Именно в этом он видел суть басни.
Басни Толстого живые, поучительные и понятные каждому истории. Они близки, они заставляют что-то в душе откликаться и меняться. А значит, отвечают основным целям автора: обучать читателей. Мораль Толстого всегда понятна детям – и это важно. Ведь кому хочется быть глупым, смешным, неуважительным, трусливым. Порой эти качества так часто встречаются и в нас, современных людях, так что басни Толстого остаются актуальными и в наше время.
Выполняя работу, мы пришли к выводу, что басни Толстого имеют свои особенности: большинство басен имеют стихотворный ритм и размер, у Толстого же это маленькие рассказы. Чаще всего главные действующие лица – это люди. Мораль содержит строгую педагогическую направленность: учит детей правильным поступкам.
Тем самым, мы достигли своей цели: посмотрели, каковы особенности басен Л.Н.Толстого, наша гипотеза о своеобразии басен этого автора подтвердилась. Также мы выполнили и поставленные задачи: познакомились с краткой биографией автора, вспомнили жанр басни, прочитали басни Толстого.
Список литературы:
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Осенняя паутина
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Рисуем "Ночь в лесу"