Проблема экологии человека приобрела для многих стран социальную и экономическую значимость. Однако, когда речь идет об экологических проблемах, обычно говорится о плохом воздухе, загрязненной воде, повышенном шуме и радиации и не упоминается о не менее важном экологическом факторе - постоянной видимой среде и ее состоянии. Новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды, было названо "видеоэкологией". Данные науки свидетельствуют о том, что постоянная визуальная среда, ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на психоэмоциональное состояние человека.
Необходимо заметить, что наиболее значимое влияние зрительная экология оказывает на психическое развитие детей и подростков.
Вложение | Размер |
---|---|
kraski_zhizni.docx | 52.73 КБ |
ГБОУ СПО Колледж сферы услуг №32
Овчинников Александр;
Руководитель: Кунафина Юлия Игоревна; Секция: зрительная экология;
Тема доклада: Краски жизни
Проблема экологии человека приобрела для многих стран социальную и экономическую значимость. Однако, когда речь идет об экологических проблемах, обычно говорится о плохом воздухе, загрязненной воде, повышенном шуме и радиации и не упоминается о не менее важном экологическом факторе - постоянной видимой среде и ее состоянии. Новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды, было названо "видеоэкологией". Данные науки свидетельствуют о том, что постоянная визуальная среда, ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на психоэмоциональное состояние человека.
Необходимо заметить, что наиболее значимое влияние зрительная экология оказывает на психическое развитие детей и подростков.
Цель исследования – изучить влияние визуальной среды на психо- эмоциональное состояние обучающихся колледжа.
Для достижения поставленной цели, нам необходимо решить следующие задачи:
Термин «визуальная среда» ввел основатель науки видеоэкологии — Василий Антонович Филин. Он впервые рассмотрел окружающую видимую среду как экологический фактор.[4]
Виктор Иванович Шостак в работе «Природа наших ощущений» утверждал, что комфортная визуальная среда - это среда с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Наличие кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов в виде вершин и заострений, образующих силуэт, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность являются характерными ее чертами. По его мнению, грамотно организованная искусственная среда должна приближаться к естественной визуальной среде [5].
Гёте писал: "Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют".
Материалы и методы исследования:
Для определения наиболее благоприятной цветовой гаммы в учебных классах колледжа, нами был проведен опрос среди обучающихся. Студентам было предложено ответить на следующий вопрос: в каком из учебных кабинетов вам наиболее приятна цветовая гамма. Нами было опрошено 76 человек. По результатам опроса нами была построена следующая диаграмма (рис. 1)из которой видно, что наиболее приятна цветовая гамма в кабинетах биологии и русского языка (по 35 %). В данных кабинетах в окраске преобладают светло-зеленные тона. Менее приятные студенты считают кабинеты физики, спортивный зал, информатики, стены в которых окрашены зеленый и бежевый цвета.(17-26 %). Наименее приятными в визуальном восприятии студенты отметили кабинеты в окраске которых преобладают оттенки красного цвета (кабинет физиологии питания, математики) (6 и 10 % соответственно).
Рисунок 1
На втором этапе исследования, был проведен эксперимент, в ходе которого группе обучающихся был предложен материал в виде черного текста на стандартном белом фоне. Обучающиеся в течение 3 минут внимательно читали текст. Затем им было предложено отразить на листе ту информацию, которую они смогли запомнить. Результаты эксперимента отражены на рисунке 2.
Рисунок 2
Всего в исследовании участвовало 100 человек, из которых 20 % удалось запомнить большую часть текста ( весь текст), 58 % исследуемых запомнили только первый абзац текста (запомнили только начало), оставшиеся 22% ничего не запомнили.
На втором этапе данного эксперимента, обучающимся был предложен текст с выделенными яркими цветами конкретными предложениями. Обучающиеся также в течение 3 минут внимательно читали текст. Затем записывали на листе то, что им удалось запомнить.
Из 100 опрощенных , 25 % удалось запомнить большую часть текста ( весь текст), 58 % исследуемых запомнили только первый абзац текста (запомнили только начало), оставшиеся 20% ничего не запомнили.(рис. 3)
Рисунок 3
На основе анализа можно сделать следующий вывод:
Наиболее приятны для восприятия студентам зеленные тона, а наименее приятны красные тона. Данный вывод подтверждает высказывание Кандинского: «Зелёный является наиболее спокойным цветом из всех, которые могут существовать», «Красный цвет безграничный, подвижный и беспокойный». В связи с этим можно рекомендовать использовать в окраске кабинетов цвета зеленного тона.
Также мы предлагаем обучающимся выделять в тетрадях главные мысли цветом. Преподавателям советуем при подготовке наглядных материалов (раздаточный материал, презентации) использовать выделение цветом.
Список использованной литературы:
Прекрасная арфа
Сказка "Морозко"
Как нарисовать зайчика
Золотая хохлома
Заколдованная буква