Проблема исследования ценностей подростков, в частности – учеников старших классов, остается злободневной.
Актуальность выбранной темы обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. Большой вклад в изучение ценностей российских школьников и молодежи внесли Ф.Э.Шереги, М.К.Горшков, А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, В.В.Петухов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие.
Анализ литературы способствует выявлению трех основных направлений исследования.
Во-первых, ценностные ориентации во многом задают жизненную позицию и мировоззрение подростка. При этом рассмотрение и сама постановка вопроса о значимых для школьника жизненных ценностях требует учета тех возрастных изменений, которые, как я полагаю, происходят в ценностно-нормативной сфере учащихся при переходе от младшего подросткового возраста к старшему. Здесь особое значение приобретает пубертатный период, когда важную роль начинают играть процессы, связанные с полоролевым самоопределением.
Во-вторых, нельзя не отметить влияние социально-стратификационных факторов на процесс формирования жизненных ценностей подрастающего поколения, когда все большую значимость приобретают вопросы, связанные с установлением социальной идентичности и социальной дифференциацией. В связи с этим можно предположить, что ценностные ориентации современных подростков будут изменяться в зависимости от уровня образования их родителей, а также от позиции, занимаемой самим школьником в учебном классе.
Таким образом, объектом исследования является мировоззрение старшеклассников, а его предметом - их ценностные ориентации.
Вложение | Размер |
---|---|
dilyara.docx | 91.36 КБ |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанский национальный исследовательский технологический университет»
«НОБЕЛЕВСКИЕ НАДЕЖДЫ КНИТУ - 2014»
Номинация «Социология»
Научно – исследовательская работа
«Ценностные ориентации современных старшеклассников»
Выполнила: Гафурова Диляра Рамилевна
ученица 11Б класса
МБОУ «АСОШ №1»
г. Арска, Арского района
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания
высшей категории
Хуснутдинова Гулсара Хасановна.
Казань, 2014
Заявка на участие
в конкурсе «НОБЕЛЕВСКИЕ НАДЕЖДЫ КНИТУ - 2014
Номинация | Социология |
Название работы | Ценностные ориентации современных старшеклассников |
Ф.И.О. участника | Гафурова Диляра Рамилевна, 06.11.1996,11Б |
Почтовый адрес | 422000, г. Арск, ул. Свердлова, д.18/2 |
Контактный телефон, код | 8(84366)3-11-63; 89600398809 |
E – mail | dilyara.gafurova@gmail.com |
Образовательное учреждение | МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов» |
Ф.И.О., контакты руководителя учреждения | Сафина Эльмира Назиховна, (8-84366)3-20-05, arskasosh1@mail.ru |
Ф. И.О., педагога - руководителя | Хуснутдинова Гулсара Хасановна, учитель истории и обществознания высшей категории |
Проблема исследования ценностей подростков, в частности – учеников старших классов, остается злободневной.
Актуальность выбранной темы обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. Большой вклад в изучение ценностей российских школьников и молодежи внесли Ф.Э.Шереги, М.К.Горшков, А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, В.В.Петухов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие.
Анализ литературы способствует выявлению трех основных направлений исследования.
Во-первых, ценностные ориентации во многом задают жизненную позицию и мировоззрение подростка. При этом рассмотрение и сама постановка вопроса о значимых для школьника жизненных ценностях требует учета тех возрастных изменений, которые, как я полагаю, происходят в ценностно-нормативной сфере учащихся при переходе от младшего подросткового возраста к старшему. Здесь особое значение приобретает пубертатный период, когда важную роль начинают играть процессы, связанные с полоролевым самоопределением.
Во-вторых, нельзя не отметить влияние социально-стратификационных факторов на процесс формирования жизненных ценностей подрастающего поколения, когда все большую значимость приобретают вопросы, связанные с установлением социальной идентичности и социальной дифференциацией. В связи с этим можно предположить, что ценностные ориентации современных подростков будут изменяться в зависимости от уровня образования их родителей, а также от позиции, занимаемой самим школьником в учебном классе.
Таким образом, объектом исследования является мировоззрение старшеклассников, а его предметом - их ценностные ориентации.
Однако исследование любой проблемы связано с необходимостью уточнения используемых понятий.
Понятие «ценностные ориентации» было введено американскими исследователями У.Томасом и Ф. Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» в 1918 году. Оно сводится к принятие субъектом общепринятых ценностей и социальных установок, регулирующих его поведение.
Современные представления о ценностных ориентациях в российском обществе в основном делятся на материальные и духовные. С развитием рыночных отношений, однако, на первый план выдвигаются материальные отношения, сопровождающиеся установлением в общественном сознании таких принципов как «успех любой ценой» и «ты - мне, я – тебе». Подтверждением этому стало исследование, проведенной Фондом им. П.Сорокина в 2007 году. Иерархия ценностей российского общества расположилась следующим образом по нисходящему принципу: материальное благополучие, индивидуализм, карьера, семья, стабильность, свобода, религия и на последних местах – патриотизм, долг и честь. Сам собой напрашивается вывод о том, что ориентация на духовные ценности теряет свою значимость. Карьера, деньги, обогащение становятся главной целью деятельности, а следовательно, в сознании укрепляются ценности либерального характера.
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Тогда, возникает вопрос: начинает ли не просто закладываться, а развиваться и укрепляться в сознании та самая тенденциозная ориентация на ценности либерального характера, очевидная по исследованиям Фонда им. П. Сорокина, уже в возврате школьников старших классов?
Для успешного проведения исследования по ценностным ориентациям современных старшеклассников и более конкретного ответа на вышепоставленный вопрос, мной были выбраны следующие базы: Арская школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов и Арская академия социального образования. В эксперименте принимало участие 55 человек, среди них – 19 учеников 11«Б», социально-экономического класса АСОШ №1; 16 учеников 11 «А», физико-математического класса АСОШ №1; 20 студентов Арской академии социального образования, обучающихся по таким специальностям как «Банковское дело», «Коммерция», «Экономика и бухгалтерский учет», «Право и организация социального обеспечения».
На первом этапе исследования для определения наиболее значимых жизненных ценностей в ходе опроса учащимся задавался вопрос в следующей формулировке: «Какие из нижеперечисленных жизненных ценностей являются для вас наиболее важными? (не более трех)». В качестве вариантов ответа предлагались жизненные ценности, связанные с различными сферами жизни. Условно их можно сгруппировать в четыре содержательных блока.
В первый вошли ценности, которые определяются современным обществом как крайне важные в жизни каждого человека: здоровье, счастливая семейная жизнь. Сегодня они не только становятся все более актуальными темами, постоянно обсуждаемыми в СМИ, но и задаются в качестве приоритетов современной социальной политики государства.
В следующий блок входят такие ценности, как материальное благополучие и успешная профессиональная деятельность, что также вполне объяснимо, поскольку, с одной стороны, подростку необходимо прояснить свою роль как члена общества, т.е. определить собственную социальную идентичность, но с другой стороны, ему нужно понять свои собственные уникальные интересы, уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни, т.е. определить не только личностную, но и профессиональную идентичность.
В третий выделенный мной блок входят ценности, связанные с достижением эффективного взаимодействия и становлением своей позиции в глазах окружающих: самостоятельность и независимость, хорошие отношения с родителями, уважение окружающих, наличие близких друзей и полноценное общение с людьми. Важность общения для подростка бесспорна, при этом в этот период оно часто связано с боязнью быть отвергнутым окружающими. Вот почему особую ценность приобретает позиция школьника в коллективе — то, как его оценивают сверстники.
И наконец, четвертый из выделенных блоков включает те жизненные ценности, которые напрямую связаны с саморазвитием. В него входят возможность творческой деятельности, повышение уровня своего образования и расширение кругозора. Эти жизненные ценности связаны, по мнению социолога И.С. Кона, с осознанием своей уникальности, непохожести на других.
Целесообразно при описании полученных результатов обратиться к концепции М. Рокича, который делит ценности на два типа: терминальные и инструментальные. Первые три из выделенных мной блоков можно отнести непосредственно к ценностям терминального типа, так называемым ценностям-целям, а последний, связанный с самосовершенствованием, к ценностям инструментальным, ценностям как средствам.
Диаграмма 1.1 «Приоритет здоровья и благополучной семейной жизни
Диаграмма 1.2. «Приоритет материального благополучия и успешной профессиональной деятельности» Диаграмма 1.3. «Приоритет наличия близких друзей и широкого круга общения
Диаграмма 1.4. «Приоритет расширения кругозора и свободы творческой деятельности»
Метод мотивационной индукции.
http://counter.rambler.ru/top100/ Метод мотивационной индукции (от лат. inductio - выведение) - вербальная методика, автор Ж. Нюттен. Осуществляется в два этапа. На первом этапе при помощи завершения незаконченных предложений выявляются мотивационные объекты индивида. На втором этапе эти объекты испытуемым располагаются на временной шкале. На основе применения этой методики выявлены восемь мотивационных категорий:
1) S - аспект личности субъекта (представления о себе, способности, черты характера);
2) SR - деятельность, объектом которой выступает сам субъект (развитие личности);
3) R - деятельность, направленная на то, чтобы произвести ожидаемый результат (профессиональная деятельность);
4) C - социальные контакты;
5) E - познавательная деятельность;
6) T - религиозная мотивация;
7) P - приобретение собственности;
8) L - развлечения, игра, досуг.
Терминальные ценности.
Примечание к гистограмме:
1. Собственный престиж
2. Высокое материальное положение
3. Креативность
4. Активные социальные контакты
5. Развитие себя
6. Достижения
7. Духовное удовлетворение
8. Сохранение собственной индивидуальности
Помимо гистограммы, полученные результаты можно представить в виде таблицы, дабы нагляднее продемонстрировать ценности, коим было отдано предпочтение опрошенных
Терминальные ценности | Активная общественная жизнь | Здоровье | Карьера | Материальное благополучие | Наличие друзей | Общественное признание | Интеллект, познание, творчество | Семья | Личность как ценность |
Группа опрашивамых | |||||||||
Асош №111А | 62 | 50 | 84 | 84 | 90 | 90 | 35 | 50 | 62 |
Асош №111Б | 76 | 48 | 52 | 52 | 100 | 100 | 48 | 41 | 69 |
АСО | 54 | 55 | 60 | 60 | 83 | 83 | 10 | 55 | 58 |
Инструментальные ценности | Воспитание | Высокие запросы | Независимость | Рационализм | Толерантность | Продуктивная работа |
Группа опрашиваемых | ||||||
Ас АСОШ №11А | 49 | 79 | 63 | 72 | 81 | 66 |
АСОШ №11Б | 42 | 82 | 75 | 65 | 63 | 58 |
АСО | 30 | 61 | 88 | 91 | 57 | 71 |
Анализ результатов показал, что приоритетные ценности для двух групп различны. Так, например, для учеников Арской общеобразовательной школы №1 на данный момент наиболее значимыми являются такие ценности как: высокое материальное положение, креативность, достижение и духовное удовлетворение.
А для учеников АСО, которые уже определились с дальнейшей профессией, приоритетными являются такие ценности, как: собственный престиж, высокое материальное положение, активные социальные контакты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности.
Также среди испытуемых был проведен тест М. Рокича («Тест М.Рокича для учащихся 9-11 классов»).
№ | Ценностные суждения (в процентном соотношении) | АСОШ №1, 11А | АСОШ №1, 11Б | АСО |
1 | Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным трудом. | 78 | 82 | 68 |
2 | Мое материальное положение в будущем зависит, прежде всего, от меня. | 58 | 58 | 65 |
3 | Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы. | 24 | 28 | 15 |
4 | Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно – это справедливо. | 60 | 62 | 45 |
5 | Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел | 54 | 47 | 67 |
6 | Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и преступить некоторые нормы морали. | 36 | 30 | 51 |
7 | Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены. | 26 | 24 | 31 |
8 | Главное в жизни – материальное благополучие | 46 | 38 | 62 |
По результатам проведенного тестирования выявились неожиданные и противоречивые данные о том, что, с одной стороны, ученики АСО более ясно осознают зависимость материального положения, благополучия от собственных усилий; что надо проявлять гуманность тем, кто материально преуспел,- они должны помогать и заботиться о тех, кто этого не смог сделать. Но при этом они заявляют, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и преступить некоторые нормы морали, не выбирая средств ради достижения цели.
Между 11-классниками средней школы помимо общих тенденций были выявлены значимые различия, причем довольно интересные. Учеников из 11Б класса (социально-экономический профиль), считающих, что надо проявлять гуманность; что те, кто материально преуспел, должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел; материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно – это справедливо немного меньше, чем учеников 11А класса (естественно-математический профиль), хотя по общепринятому мнению должно было бы быть наоборот. В тоже время ожидаемыми были выводы о том, что человек должен иметь те доходы, которые заработал честным трудом; что я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы.
Таким образом, в результате проведенного исследования я пришла к основным выводам, которые состоят в следующем.
Для современных обучающихся среднего и средне-профессионального образования, вне зависимости от принадлежности к определенной социальной группе, среди наиболее значимых ценностей называются признание, наличие друзей, материальное благосостояние и карьера, а наименее значимыми –интеллектуально-познавательные, здоровье, среди инструментальных - ценности рационального отношения к жизни, с высокими запросами и не очень высокая значимость воспитанности.
В ценностных ориентациях современных старшеклассников наблюдается приоритетность лидерских, интеллектуальных и гуманистических ценностей, а также ценности самосовершенствования и продуктивного отношения к жизни. У обучающихся профессионального направления большую значимость приобретают ценности реальной, практической жизни, а также исполнительские ценности.
К наиболее значимым большинство учеников относит такую ценность, как признание и наличие друзей, а к наименее значимым, и наиболее труднодостижимым в реализации – семейные ценности и ценность здоровья.
Ученики средней школы наиболее высокую значимость придают ценностям общественного признания и наличию друзей больше, чем в учащиеся средне-профессионального образования, и меньшая значимость придается школьниками материальным ценностям.
Литература:
Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки//Американская социологическая мысль. М., 1996. С.60-76
Ценности современной России: итоги экспертного исследования//Фонд им. П.А.Сорокина. М., 2007. С.9
Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал.— 1984.-Т.5, № 5.— с. 63–70.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.— СПб.: Питер, 2001.— 288 с.
Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика.— 1999.— № 4. с. 117–121.
Артюхова И. Ценности — цели подрастающего поколения: На первом месте — здоровье, а творчество на последнем // Директор школы.— 2001.— № 10. с.84–87.
Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики// Психологический журнал.— 2003.— № 1.— с. 28–38.
Волков Б.С. Психология подростка.— М.: Педагогическое общество России, 2001.— 322 с.
Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социологические исследования.— 2002.— № 1.— с. 96–105.
Залкинд А.Б. Педология: утопия и реальность.— М.: Аграф, 2001.— 464 с.
Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности.— М.: Политиздат, 1986.— 221 с.
К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности.— М.: Мысль, 1989.— 365 с.
Кон И.С. Психология юношеского возраста.- М.: Просвещение, 1999.— 174 с.
Кон И.С. Психология старшеклассника.— М.: Просвещение, 1994.— 192 с.
Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации.— М.: МГУ, 2002.
Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе.— 1999.— № 2.— С. 50–52.
Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии.— 2000.— № 4.— С.29–37.
Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций.— М.: Смысл, 1992.— 17 с.
Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социологические исследования.— 2002.— № 7.— с. 111–116.
Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений: опыт сравнительного социологического исследования российской молодежи// Социологические исследования.— 1998.— № 5.— с. 98–104.
Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика».— 2006.— № 6.— С. 121–132.
Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество.— М.: Академия, 2002.— 456 с.
Никандров Н.Д. Ценности как основа целей // Педагогика.— 1998.— № 3.— с. 3–10.
Аннотация
Проблема исследования ценностей подростков, в частности – учеников старших классов, остается злободневной. Актуальность выбранной темы обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. Анализ литературы способствует выявлению трех основных направлений исследования. Во-первых, ценностные ориентации во многом задают жизненную позицию и мировоззрение подростка. При этом рассмотрение и сама постановка вопроса о значимых для школьника жизненных ценностях требует учета тех возрастных изменений, которые, как я полагаю, происходят в ценностно-нормативной сфере учащихся при переходе от младшего подросткового возраста к старшему. Здесь особое значение приобретает пубертатный период, когда важную роль начинают играть процессы, связанные с полоролевым самоопределением. Во-вторых, нельзя не отметить влияние социально-стратификационных факторов на процесс формирования жизненных ценностей подрастающего поколения, когда все большую значимость приобретают вопросы, связанные с установлением социальной идентичности и социальной дифференциацией. В связи с этим можно предположить, что ценностные ориентации современных подростков будут изменяться в зависимости от уровня образования их родителей, а также от позиции, занимаемой самим школьником в учебном классе. Таким образом, объектом исследования является мировоззрение старшеклассников, а его предметом - их ценностные ориентации. Для успешного проведения исследования по ценностным ориентациям современных старшеклассников и более конкретного ответа на вышепоставленный вопрос, мной были выбраны следующие базы: Арская школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов и Арская академия социального образования. В эксперименте принимало участие 55 человек, среди них – 19 учеников 11«Б», социально-экономического класса АСОШ №1; 16 учеников 11 «А», физико-математического класса АСОШ №1; 20 студентов Арской академии социального образования, обучающихся по таким специальностям как «Банковское дело», «Коммерция», «Экономика и бухгалтерский учет», «Право и организация социального обеспечения». На первом этапе исследования для определения наиболее значимых жизненных ценностей в ходе опроса учащимся задавался вопрос в следующей формулировке: «Какие из нижеперечисленных жизненных ценностей являются для вас наиболее важными? (не более трех)». В качестве вариантов ответа предлагались жизненные ценности, связанные с различными сферами жизни. Условно их можно сгруппировать в четыре содержательных блока. В первый вошли ценности, которые определяются современным обществом как крайне важные в жизни каждого человека: здоровье, счастливая семейная жизнь. В следующий блок входят такие ценности, как материальное благополучие и успешная профессиональная деятельность, что также вполне объяснимо, поскольку, с одной стороны, подростку необходимо прояснить свою роль как члена общества, т.е. определить собственную социальную идентичность, но с другой стороны, ему нужно понять свои собственные уникальные интересы, уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни, т.е. определить не только личностную, но и профессиональную идентичность. В третий выделенный мной блок входят ценности, связанные с достижением эффективного взаимодействия и становлением своей позиции в глазах окружающих: самостоятельность и независимость, хорошие отношения с родителями, уважение окружающих, наличие близких друзей и полноценное общение с людьми. И наконец, четвертый из выделенных блоков включает те жизненные ценности, которые напрямую связаны с саморазвитием. В него входят возможность творческой деятельности, повышение уровня своего образования и расширение кругозора. Анализ результатов показал, что приоритетные ценности для двух групп различны. Так, например, для учеников Арской общеобразовательной школы №1 на данный момент наиболее значимыми являются такие ценности как: высокое материальное положение, креативность, достижение и духовное удовлетворение. А для учеников АСО, которые уже определились с дальнейшей профессией, приоритетными являются такие ценности, как: собственный престиж, высокое материальное положение, активные социальные контакты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности.
Таким образом, в результате проведенного исследования я пришла к основным выводам, которые состоят в следующем.
Для современных обучающихся среднего и средне-профессионального образования, вне зависимости от принадлежности к определенной социальной группе, среди наиболее значимых ценностей называются признание, наличие друзей, материальное благосостояние и карьера, а наименее значимыми –интеллектуально-познавательные, здоровье, среди инструментальных - ценности рационального отношения к жизни, с высокими запросами и не очень высокая значимость воспитанности.
В ценностных ориентациях современных старшеклассников наблюдается приоритетность лидерских, интеллектуальных и гуманистических ценностей, а также ценности самосовершенствования и продуктивного отношения к жизни. У обучающихся профессионального направления большую значимость приобретают ценности реальной, практической жизни, а также исполнительские ценности.
К наиболее значимым большинство учеников относит такую ценность, как признание и наличие друзей, а к наименее значимым, и наиболее труднодостижимым в реализации – семейные ценности и ценность здоровья.
Ученики средней школы наиболее высокую значимость придают ценностям общественного признания и наличию друзей больше, чем в учащиеся средне-профессионального образования, и меньшая значимость придается школьниками материальным ценностям.
Цветение вишни в лунную ночь
Рисуем лошадь акварелью
Лягушка-путешественница
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
В поисках капитана Гранта