Работа была подготовлена для Купчинских чтений. В исследовании рассмотрена современнная семья и те проблемы, которые подростки видят в ней. Ученица не только уделила внимание проблемам, но и попыталась найти пути возможных решений, для того, чтобы семья оставалась крепкой и благополучной.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по обществознанию | 107 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 359
Фрунзенского административного района
Санкт-Петербурга
учебно-исследовательская работа по обществознанию
«Роль семьи в современном обществе глазами подростка»,
Выполнила учащаяся 9 – Б класса
Сабулуа Диана Лериевна
Научный руководитель учитель истории и обществознания
Давиденко Анна Николаевна
2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Главенство в семье……………………………………………...5
Глава 2. Семья – малая форма государства……………………………..7
Глава 3. Проблемы современной семьи и пути их решения………….12
Заключение………………………………………………………………16
Список литературы……………………………………………………...17
Введение.
Процветание и развитие современного Российского государства тесно связано с благополучием граждан страны. На фоне происходящих сегодня социально-экономических и политических преобразований семье уделяется особое внимание. Целью данной исследовательской работы является анализ роли, которую отводит современное молодое поколение семье, и каким образом семья может способствовать укреплению и процветанию отечества.
Семья существовала на протяжении многих тысяч лет истории человечества и не теряла своей значимости для общества как его базовая структурная единица, потому что способна влиять на развитие общества. Такой точки зрения придерживался и немецкий философ, один из основоположников марксизма Фридрих Энгельс. В своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» автор подчеркнул: «Общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой – семьи»[1].
В связи с этим тема исследовательской работы «Роль семьи в современном обществе глазами подростка» актуальна ввиду того, что отношения между родителями и детьми является основой социального прогресса человечества.
Существует теория, связывающая гибель древних цивилизаций Античности с разрушением основ семьи, которые в свою очередь разрушили основы общества, что повлекло за собой разрушение могущественных государств. Уилл Дюрант в книге «Цезарь и Христос» пишет, что падение Римской империи обусловлено падением престижа семьи и ее нравственных основ: «Несмотря на преследования законом, процветало детоубийство… Сексуальные излишества также ослабляли чадородие. Схожий эффект имело и откладывание браков… Самые приспособленные мужчины женились позже остальных. Имели детей также позже остальных, зато умирали первыми»[2]. Поэтому важно проследить взаимосвязь семьи и общества во времена Древней Греции и Рима, культура и традиции которых повлияли на историю нашей страны, чтобы «ошибки» государств прошлого научили не повторять те же «ошибки» современные государства.
Объектом данной работы является семья, а предметом исследования – анализ роли и значения семьи в формировании личности гражданина.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: рассмотреть место и роль мужчины, женщины и детей в структуре брака, выделить аспекты, нашедшие свое отражение в современном российском обществе, выявить современный взгляд на семью среди подростков, ведь именно им предстоит в скором будущем стать участниками дальнейших преобразований нашей страны; Обозначить современные проблемы семьи во взаимоотношениях между подростками и их родителями, и найти возможные пути их решения.
Для выполнения поставленных задач проведено анкетирование среди учащихся восьмых и девятых классов ГБОУ школы № 359 и анализированы полученные ответы. Научные труды по истории античности Поля Гиро и Майкла Бергана помогли восстановить образ семьи Древней Греции и Древнего Рима в период могущества этих держав. Использование статей и данных социологических опросов из Интернета способствовало расширению круга источников исследовательской работы.
Глава 1. Главенство в семье.
В традиционном обществе главой семьи принято считать отца, мужа. В книге Поля Гиро «Быт и нравы древних греков» сказано: «Глава семьи обладал очень сильной властью. Таковым обычно был отец»[3]. Историк Майкл Берган в книге «Древний Рим» подчеркивает: «В римских семьях вся власть принадлежала отцу. Он считался хозяином всей семейной собственности»[4].
Славянская языческая семья не была исключением, но структура власти в роду не была однозначной: «Родом управляли Большак с Большухой»[5]. Главой рода, самым старшим в нём являлся Большак. В каждой семье он играл главенствующую роль, но Большуха по «Домострою» также имела значимую роль в семье: «Все руководство домашним хозяйством держала в руках Большуха – старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи»[6].
Однако в отношениях между мужем и женой главная роль мужчины была неоспорима. Приведем рассказ придворного врача царя Алексея Михайловича, англичанина Самуэля Коллинса, жившего в XVII веке, об обычаях в Московском государстве. В своем письме к другу о «Нынешнем состоянии России» он сообщал о том, что невеста совершала следующий обряд: «в знак покорности она должна была снять с будущего мужа сапоги. В один сапог жених клал плетку, а в другой – драгоценный камень или монету. Если девушке удавалось снять сначала тот сапог, в котором находилась монета, то невесту считали счастливой. Если в сапоге оказывалась плетка, счастья ей не обещали и говорили, что всю жизнь ей придется угождать мужу. При этом жених в знак своей власти над женщиной ударял свою будущую спутницу жизни плетью по спине»[7].
На основе выше изложенного мы выявили главенствующие позиции мужа в славянской и античной семьях. Конечно же, интересны взгляды людей в современном обществе на вопрос о главенстве. Проведя анкетирование в трёх параллелях 8-ых классов, мы выяснили, что из 43 опрошенных 16 учащихся (7 девочек, 9 мальчиков) считают, что главой семьи должен быть мужчина, 5 человек – выбрали женщину (4 девочки и один мальчик). Но любопытен тот факт, что большинство опрошенных - 22 ученика (12 девочек и 10 мальчиков) выбрали равноправие в семье. Таково мировоззрение подрастающего поколения.
В современном обществе главенство в семье остаётся таким же важным фактором, как и в древности, однако, оно не принадлежит сегодня однозначно мужчине. Воспитание, полученное от родителей, влияет на то, как человек будет распределять социальные роли в своей собственной семье.
Глава 2. Семья – малая форма государства.
По древним представлениям греков, цель брака заключалась в обеспечении непрерывности рода и продолжении наследственных жертвоприношений. Брачующиеся соединялись не за тем, чтобы слить воедино свои мысли и чувства или поддерживать друг друга в жизненных испытаниях: они просто исполняли обязанность, в одно тоже время и патриотическую, и религиозную[8].
Глава семьи, таковым обычно был отец, обладал очень сильной властью. Если отец умирал, власть его переходила к его старшему сыну. Эллинская семья вначале управлялась деспотически своим главой. Известно, что слово «pater» «заключало в себе не идею отцовства, а идею власти»[9]. Власть отца устанавливала между всеми членами тесную связь и мешала распаду этой группы.
Семья в истории Рима не стала исключением. Известно, что Рим впервые сформировался как государство, когда семьи объединялись вместе, чтобы бороться за выживание – против природных катастроф и внешних врагов. Интересы отцов в обществе стали res publica, т.е. «общей заботой». И, даже слово «патриот», происходит от латинского patria (отечество), означающего «принадлежащий отцу»[10].
Даже когда дети достигали совершеннолетия, они не имели права ослушаться своего отца. Греческий историк Дионисий Галикарнасский, живший в I веке нашей эры, упоминает закон, установленный основателем Рима Ромулом: «отец обладает абсолютной властью над сыном… и если пожелает, то может посадить сына в тюрьму, выпороть и даже убить»[11]. Эллинское общество придерживалось подобного закона на власть отца в семье.
Большинство отцов не поступали так жестоко, но известны примеры из истории, когда отцы воспользовались своей абсолютной властью. Царь Микен Агамемнон, не колеблясь, приносит в жертву свою дочь Ифигению для того, чтобы смягчить гнев богов, а на ней не было ни какой вины. Афинский архонт Дракон не назначает никакого наказания за отцеубийство, потому что право наказания за это преступление принадлежало исключительно главе семьи. В Афинах была известна история одного архонта, жившего в конце VIII века до н.э., который в наказание за плохое поведение отдал свою дочь на съедение лошади[12].
Приведем примеры строгости отцов Рима: «Сын Кассия Весцеллина, будучи народным трибуном, внес первый аграрный закон и снискал любовь народа многими другими мероприятиями, направленными к его благу. После того как он сложил с себя это звание, отец, посоветовавшись с друзьями и родственниками в домашнем совете, осудил его за стремление к царской власти, приказал забить его до смерти, а имущество его посвятил Церере. Не менее твердо обошелся с сыном сенатор Авл Фульвий, он наказал сына не за то, что он бежал с поля битвы, а за то, что он пошел в битву. Когда юноша, выдававшийся между сверстниками и умом, и образованностью, и красотой, увлеченный дружбой с Катилиной, в безрассудном порыве устремился в его лагерь, отец перехватил его на пути и собственноручно умертвил, сказавши при этом: «Я произвел тебя на свет не для Катилины против отечества, а для отечества против Катилины»»[13].
Такая строгость имела и положительные последствия. В своей книге «Частная и общественная жизнь римлян» Поль Гиро пишет: «Такое воспитание имело то преимущество, что делало … характер твердым, душу дисциплинированной и слепо подчиняющейся законам»[14]. Уважение к главенству отца, его власти в семье, соблюдение традиций законов переносились на взаимоотношения между гражданином и его отечеством, где верховенство закона было превыше личных чувств и привязанностей. Результатом чего и стало возможно процветание и могущество Римского государства.
В браке, как понимали его греки, личность женщины ничего не значила. О её чувствах не спрашивали. Её принимали как необходимое орудие для сохранения семьи и государства. Её задача считалась выполненной, когда она рождала нескольких сыновей. Брак стал гражданской обязанностью, от которой нельзя уклониться, не совершая преступления против религии и государства[15].
Глава античной семьи обладал не только властью, но и нес груз долга – заботился о благосостоянии дома, занимался воспитанием его членов, в том числе выполнял и духовные обязанности. «Воплощением римских семейных традиций был Катон Старший, который воспитывал своего сына так, как, он полагал, должен был воспитывать мальчика настоящий римлянин. Он лично учил его скакать на лошади, переносить зной и холод, владеть оружием, бороться, плавать. Подобная система обучения была типичной»[16]. Жена должна была сама заниматься рукоделием и знать, и делать всю домашнюю работу. Кроме того, она занималась воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей было обязанностью отца). В традиционной славянской семье большак регламентировал отношения в семье и трудовые обязанности. Семья жила в любви и ладу по взаимному согласию супругов, но с разрешения (позволения) родителей. Обязанности в их доме распределялись между супругами. Жена слушалась мужа. Дети, были послушны родителям и следовали их воспитанию.
Нами были поставлены следующие вопросы перед учащимися параллели 9-х классов:
- Кто должен воспитывать в человеке чувство гражданственности и патриотизма?
- Каково влияние родителей на становление личности?
Опрос показал, что 24% считают, что чувство гражданственности и патриотизма должны воспитываться дома в семье; 26% - полагают, что это обязанность общества; оставшиеся 50% высказываются за равное влияние общества и семьи на формирование и становление личности в этих вопросах.
На наш взгляд, воспитанием таких качеств должны заниматься как родители, так и школа, общество. С самого раннего возраста чувство патриотизма должно закладываться родителями, ввиду того, что именно семья влияет на формирование мировоззрения подрастающего поколения.
Рассмотрим советское общество – патриотические праздники: 7 Ноября, 1 Мая, 9 Мая в этот период были семейными. Тогда в большей степени ценилась традиция: активно всей семьёй посещать демонстрации, шествия, после которых семья собиралась за одним праздничным столом, а сейчас пропало то настроение единения.
Проведенное интервьюирование среди учащихся 9-10-ых классов нашей школы показало, что традиция – всей семьёй каждый год ходить на парад 9 Мая – существует лишь у 10% семей учеников. Однако, каждый опрошенный хотя бы однажды присутствовал на этом празднике. Традиции сохраняются, если в семье есть участники войн, блокадники. Положительное влияние на формирование гражданственности отмечается в семьях, где часто рассказывают о Великой Отечественной войне. Молодые люди, слышавшие в детстве рассказы о Родине, в большей степени чувствуют с ней эмоциональную и духовную близость, ощущают себя ее гражданами, гордятся этим, стремятся проявлять гражданскую активность, служить в армии. Качество гражданско-патриотического воспитания в конкретной семье зависит от социального положения родителей, включая род их занятий и уровень образования.
В дальнейшем чувство патриотизма и гуманизма воспитываются в школе. И, естественно, общество играет немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек - зависит многое. Системообразующим элементом в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, и самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры, участие в школьных мероприятиях , приуроченных ко Дню снятия Блокады, ко дню Сталинградской битве, ко Дню Победы. Но выражение почтения к этим праздникам усиливается при поддержке семьи, они становятся ближе и понятнее подростку.
Глава 3. Проблемы современной семьи и пути их решения.
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, важнейшим является семья. Традиционно семья — главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни.
Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование основ личности детей. Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.
В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Для каждого человека родители играют важную и ответственную роль, ведь именно они открывают детям дорогу в будущее, воспитывая их. Своим поведением отцы и матери показывают образец поведения в жизни, потому что психология детей в раннем и последующем возрасте заключается в подражании своим родителям.
Главное, что должно быть между ребенком и родителями — это доверие. Если ребенок доверяет родителям, искренен и открыт в общении, тогда проблемы подросткового возраста можно преодолеть совместно. Но чтобы этого добиться нужно начинать работать с малых лет ребёнка. Родителям нужно больше разговаривать с ребенком, слушать его, играть, гулять, учить. Ребенку от родителей нужно внимание.
Основной проблемой семьи современного общества является отсутствие взаимопонимания и недоверие. Доказательством этого является проведенное нами собственное анкетирование 8-ых классов, которое показало, что из 43-ёх опрошенных 38 учащихся на вопрос: «Приходится ли Вам говорить неправду своим родителям?» - ответили «Иногда» и лишь трое сказали: «Нет». А на поставленный им вопрос: «Можете ли вы рассказать о своих проблемах родителям?» 13 человек ответило: «Да, я постоянно с ними делюсь», 20 человек выбрали ответ: «Да, но не хочу этого делать», 8 человек выразили мнение, что родители не могут им помочь, что поразило автора работы до глубины души, а трое утверждают, что родители вовсе их не понимают.
Основными причинами недоверия между родителями и детьми является отсутствие общего дела. В настоящее время родители мало проводят времени с детьми, всё чаще пропадают на работе. По данным опроса в нашей школе основным проведением совместного досуга является выезд на дачу, так ответили 15 человек, а 8 человек утверждают, что никогда не проводят отдых с родителями, исключительно с друзьями.
Одним из объединяющих факторов семейных отношений является совместный ужин. 20 анкетируемых ответили на вопрос: «Ужинает ли ваша семья совместно?» - «Да, всегда», и только 6 учеников выбрали ответ «Нет», 17 учащихся – «Иногда» вместе ужинает. Участникам опроса давалось задание выбрать определение: «Время ужина – это…», среди варианты ответов были: «Только приём пищи вместе с семьёй» и «Пользуемся случаем, чтобы поделиться новостями за прошедший день», мнение разделилось 50% на 50%, в тот момент, когда на вопрос о том, могут ли дети рассказать о проблемах родителям, большинство ответило, что не хотят этого делать. Мы считаем, что именно совместный ужин и обсуждение событий, происходящих с членами семьи за прошедший день, является возможностью в расслабленной и приятной атмосфере вести беседы располагающие объединению семьи. Благодаря общему приёму пищи, появляется возможность не только выполнять физиологическую потребность человека, но и быть вместе, сохраняя узы семейных отношений. Результаты опроса показывают, что те родители, которые хотят изменить ситуацию в своей семье, имеют возможность это сделать, подростки расположены к общению во время совместных приемов пищи.
Проблемы ребят подросткового возраста чаще всего заключаются в плохой успеваемости, поведении, мелком хулиганстве. Отсюда появляется ещё одна из причин проблем, рассматриваемых нами, боязнь наказания детей за сказанную ими правду родителям. Дети боятся наказания, поэтому с детства начинают скрывать правду. Если не вникать в суть происходящего в душе ребенка, а слепо наказывать его за все подряд, то он будет обманывать всегда.
По результатам опроса учащихся 8-ых классов 95% ответили, что их наказывают родители и лишь 5% никогда не сталкивались с этим. Самым суровым наказанием, по мнению подростков, которому они подвергались со стороны родителей, является запрет на использование компьютера и Интернета. Только 5 подростков ответили, что их «пороли», к другим таких суровых мер наказания не применяли, но при этом, большинство из опрошенных ребят, бояться быть наказанными.
Проведя параллель между античным миром и современным российским обществом, мы выяснили, что в Элладе отец мог распоряжаться здоровьем и жизнью ребёнка независимо от его виновности или невиновности, а в наше время, основываясь на данных анкетирования, основными наказаниями являются лишение компьютера и отключение Интернета, лишение прогулки и лишь иногда порка.
Чтобы избежать перечисленных нами проблем, необходимо с ранних лет ребёнка воспитывать и проявлять интерес к нему и его деятельности. Если его что-то волнует, стараться разъяснить правильность или ошибочность его точки зрения. Родители должны интересоваться увлечениями, пристрастиями детей.
Большая половина учащихся, принимавших участие в опросе, не готовы решать свои проблемы с родителями, но часть из них не против поделиться новостями за прошедший день, то есть, готовы общаться. А это, в свою очередь, может служить сигналом для неравнодушных родителей, желающих выстроить, либо возобновить доверительные отношения со своими детьми. Важно также отметить, что общие занятия и интересы всей семьи способствуют не только её укреплению, но и всестороннему развитию личности подростка.
Примером таких занятий являются совместные выезды на природу, походы в театры, музеи, а также совместное общение, обсуждение увиденного, услышанного, сделанного.
В современном обществе семья для подростка, безусловно, играет важную роль. «Каждый второй россиянин (53%) полагает, что отец и мать повлияли на его воспитание в равной мере. Каждый третий (34%) отмечает ведущую роль матери, и только каждый десятый (9%) — отца. В воспитании только 3% опрошенных главными были не родители»[17]. Такие данные публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основании результатов опроса, проведенного в 46 регионах России 24-25 мая 2008 года.
Какими бы ни были отношения в семье, они в любом случае влияют на становление личности и мировоззрение ребенка. А это в свою очередь повлияет на то, какой станет в будущем его собственная семья, которая станет частью нашего общества и государства.
Заключение.
Империи приходят к своему закату, но что их губит? Государство состоит из людей, которые воспроизводят, транслируют из поколения в поколение определенные культурные ценности и образцы поведения, общую идеологию и представления о том, как должно быть устроено общество. Видимо на взлете империи эти паттерны таковы, что в целом представляют собой программу роста империи. А потом, по мере ее расширения, программы в людских головах постепенно меняются так, что их общее разъединенные действия приводят к старости и увяданию государства.
Со времен Аристотеля, считавшего семью основополагающей ячейкой государства, и до настоящего времени человечеством не создана иная социальная модель, способная заменить семью. Ведь именно в ней формируется личность гражданина страны.
Анализ роли главы семьи и то, как эта роль осуществлялась в разные исторические периоды, поможет подростку не только в будущем взять на себя право быть главой в своей семье, но и нести ответственность за принятые решения, не забывая о выполнении своих обязанностей. Потому что все эти усилия и действия служат благополучию как отдельно взятой семьи, так и всего общества в целом.
Современные проблемы семьи, связанные с нехваткой доверия и взаимопонимания в отношениях между подростком и его родителями, отсутствие совместных дел - не способствуют укреплению семьи. Но это не значит, что нельзя ничего изменить. Данные анкетирования в нашей школе показали, что подавляющее число учащихся открыты для диалога, они не равнодушно относятся к трудностям, которые возникают в семье, им не все равно как будут и дальше развиваться их взаимоотношения с родителями.
Список используемой литературы:
http://deti.mail.ru/news/vlijanie_roditelej_na_vospitanie_rebenka/
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 359
Фрунзенского административного района
Санкт-Петербурга
Рецензия
на учебно-исследовательскую работу по обществознанию
«Роль семьи в современном обществе глазами подростка»,
выполненную учащейся 9 «Б» класса
Сабулуа Дианой Лериевной
В современном обществе актуальны вопросы о главенстве в семье, о том какая роль отводится мужчине и женщине в браке, в том числе не остаются в стороне проблемы взаимоотношений между детьми и их родителями. Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты могут быть полезны как педагогам, так и учащимся.
Исследовательская часть работы выполнена на высоком уровне, учащаяся проанализировала научную литературу, а также интернет-сайты по заданной тематике, провела грамотный анализ ресурсов, использовала достоверные данные. Перед ученицей стояла сложная задача написания исследовательской работы - всю теоретическую часть она писала самостоятельно, на основе собственных знаний и исследований.
Автор строит свое исследование, опираясь на проведенное ею анкетирование и интервьюирования в 8-х и 9-х классах ГБОУ школы № 359. Живо изложен материал, который не оставляет равнодушным читателя.
Автору рекомендуется обратить внимание, что при анализе проблем взаимоотношений между родителями и детьми в современной семье необходимо не только учитывать мнение подростков, но и позицию их родителей.
Работа заслуживает внимания и высокой оценки со стороны научного совета. Выводы исследования сделаны грамотно, на основе полного рассмотрения источников. Поставленная цель и задачи выполнены. Работа построена последовательно, следование глав - логично. Работа оформлена в соответствии с требованиями к исследовательской работе.
Рецензент: Давиденко Анна Николаевна,
учитель истории и обществознания
[1] Ф.Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Предисловие к первому изданию 1884 года// http://www.rummuseum.ru/lib_e/engels_sem00.php
[2] Похищение Европы// http://planeta.by/article/478
[3] П.Гиро. Быт и нравы древних греков. – Смоленск: Русич, 2002 – С.20
[4] М.Берган. Древний Рим. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007 – С.69
[5] Семья – как основа славянского язычества//http://www.slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/semja-kak- osnova-slavjanskogo-jazychestva.html
[6] В.Иваницкий. Русская женщина в эпоху «Домостроя»// http://www.a-z.ru/women/texts/ivanizr.htm
[7] С.Коллинс. Нынешнее состояние России// http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Collins/text1.phtml?id=715
[8] П.Гиро. Быт и нравы древних греков. – Смоленск: Русич, 2002 – С.24-25
[9] Там же. – С.20
[10] М.Берган. Древний Рим. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007 – С.69
[11] Там же. – С.69
[12] П.Гиро. Быт и нравы древних греков. – Смоленск: Русич, 2002 – С.20-21
[13] А.А.Новиков. Частная и общественная жизнь римлян П.Гиро// http://centant.spbu.ru/sno/lib/giro/2-9.htm
[14] Там же//http://centant.spbu.ru/sno/lib/giro/3-1.htm
[15] П.Гиро. Быт и нравы древних греков. – Смоленск: Русич, 2002 – С.25
[16] А.А.Новиков. Частная и общественная жизнь римлян П.Гиро// http://centant.spbu.ru/sno/lib/giro/3-1.htm
[17] Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)// http://deti.mail.ru/news/vlijanie_roditelej_na_vospitanie_rebenka/
Повезло! Стихи о счастливой семье
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Как я избавился от обидчивости
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Почта