В данной статье рассматривается вопрос о влиянии сцен насилия на телевидении на ребёнка. Вопрос о характере взаимосвязи между долгосрочным просмотром сцен насилия и агрессивным поведением, эксперименты и выводы исследователей по этим вопросам.
А так же приводится мнение телевизионщиков и учеников 9-го класса о том, нужна ли цензура на телевидении. Предлагаются практические рекомендации об улучшении нравственного состояния подрастающего поколения.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 238.32 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ШАГ В БУДУЩЕЕ»
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Секция обществознания
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ
Дети и телевизионное насилие
Автор: Иванцова Алина
ученица 9б класса
МБОУ СОШ №10
Забайкальский край
Российская Федерация
Научный руководитель: учитель истории МБОУ СОШ №10
Павлова Юлия Сергеевна
2013
Дети и телевизионное насилие.
Автор: Иванцова Алина Александровна, 9 «Б» Класс, МБОУ СОШ № 10
Научный руководитель: Павлова Юлия Сергеевна, учитель истории
Краткая аннотация
В данной статье рассматривается вопрос о влиянии сцен насилия на телевидении на ребёнка. Вопрос о характере взаимосвязи между долгосрочным просмотром сцен насилия и агрессивным поведением, эксперименты и выводы исследователей по этим вопросам.
А так же приводится мнение телевизионщиков и учеников 9-го класса о том, нужна ли цензура на телевидении. Предлагаются практические рекомендации об улучшении нравственного состояния подрастающего поколения.
Дети и телевизионное насилие.
Автор: Иванцова Алина Александровна, 9 «Б» Класс, МБОУ СОШ № 10
Научный руководитель: Павлова Юлия Сергеевна, учитель истории
Аннотация
Цель данной работы: Узнать влияют ли сцены насилия на ребёнка, подражают ли дети сценам насилия, увиденным на телеэкране.
Задачи:
1.Разобраться: влияет ли телевидение на поведение детей и если да, то как. 2.Провести исследование телепередач на ведущем канале России на предмет сцен насилия и жестокости в дневное время.
3.Провести социологический опрос по вопросу: нужна ли цензура на телевидении.
В данной статье раскрывается вопрос о влиянии телевидения на детей. Подражают ли дети сценам насилия, увиденным на телеэкране. Есть ли связь между просмотром сцен телевизионного насилия и агрессивным поведением.
Проведена исследовательская работа, а именно соцопрос.
В результате анализа исследований, получены данные полностью отвечающие поставленной цели. Исследования показывают влияние телевидения на ребёнка и выявляют связь между просмотром сцен насилия по телевидению и агрессивным поведением.
Дети и телевизионное насилие.
Автор: Иванцова Алина Александровна, 9 «Б» Класс, МБОУ СОШ № 10
Научный руководитель: Павлова Юлия Сергеевна, учитель истории
План исследований.
Объект исследования: телепередачи Первого канала российского телевидения.
Гипотеза: существует прямая связь между просмотром сцен насилия на телевидении и агрессивным поведением детей.
Данная тема актуальна, потому что телевидение это неотъемлемая часть нашей жизни и продукт общедоступный. То есть дети по всему миру смотрят телевизор ежедневно и могут увидеть сцены насилия.
Работа над исследуемым вопросом шла по данному плану:
1.Анализ научно-исследовательский работ: подбор литературы, чтение, конспектирование, выборка необходимых данных. Исследовались следующие работы:
a) «Психология» под редакцией проф. В.А. Крутецкого.
b) Психологический словарь-справочник М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.
с) Статья журналистки Назик Адамкалыевой.
d) «Занимательная психология» В.Б. Шапарь.
2.Социологический опрос.
3.Составление научной статьи.
4. Разработка практических рекомендаций для родителей и педагогов по улучшению нравственного состояния подрастающего покрления.
Дети и телевизионное насилие.
Автор: Иванцова Алина Александровна, 9 «Б» Класс, МБОУ СОШ № 10
Научный руководитель: Павлова Юлия Сергеевна, учитель истории
Рецензия
На статью по обществознанию «Дети и телевизионное насилие» ученицы 9б класса МБОУ СОШ №10 города Читы. Статья посвящена исследованию вопроса о влиянии сцен насилия и жестокости на телевидении на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, так как посвящена важным и даже животрепещущим вопросам о воспитании подрастающего поколения. Большинство педагогов и родителей задумываются о том, что смотрят наши дети, какие мультфильмы сейчас выпускают, что пропагандирует наша реклама. Автор статьи смело говорит об этом, об отсутствии должной цензуры на телевидении, о пассивном отношении современных родителей к воспитанию своих детей.
Автором проведена серьезная работа по анализу научно-исследовательских работ на данную тему нескольких авторов. Интересна работа приведенными данными по социологическому опросу школьников на обсуждаемую тему, а также мнением редактора ЧГТРК.
Статья имеет практическое значение и может быть использована на общешкольных и классных собраниях с родителями, особенно в свете злободневности проблемы распыления ядовитых газов в нескольких школах нашего края. Это ли не влияние нашего телевидения!!!
Немаловажным является умение автора составлять яркую, красочную, познавательную презентацию.
Статья рекомендована для заочной экспертизы на городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее».
Дети и телевизионное насилие.
Автор: Иванцова Алина Александровна, 9 «Б» Класс, МБОУ СОШ № 10
Научный руководитель: Павлова Юлия Сергеевна, учитель истории
Научная статья
Подражают ли дети сценам насилия, увиденным на телеэкране?
Мне бы очень хотелось отнести подобные примеры к исключительным случаям, где телевидение могло быть лишь катализатором для ребёнка, уже обладавшего ярко выраженными агрессивными наклонностями. Кстати, а почему рождаются дети с агрессивными наклонностями? Сомневаюсь, что у добрейших и интеллигентных людей, предки которых были такими же, родится жестокий ребёнок.
А жестокие родители? Почему они такие? Я считаю, что в своём детстве они видели какие-то проявления жестокости. Ведь в мире очень много её, жестокости, проявлений. В школе, на улице, по сути, везде мы не редко видим проявление агрессивности людей, нецензурную брань, недостойное поведение некоторых членов социума. И если взрослый человек может от всего этого отгородиться, то, я считаю, восприятие ребёнка совсем иное. Дети очень чувствительно воспринимают происходящее вокруг. Они только-только начинают изучать мир, понимать, что такое хорошо, и что такое плохо. Даже подростки не всегда могут определить - что для них приоритетно, некоторые же имеют весьма поверхностное понятие о «хорошем» и «плохом». А дети 5-6 лет тем более. И именно в таком возрасте, посмотрев телевизор, ребёнок сделает первые выводы, что стоит делать, а что нет.
И что же он увидит? Насилие, распитие алкоголя, непристойные сцены. Мозг ребёнка устроен так, что он не только запоминает то, что видит, но и пытается подражать этому. Ведь, так называемая, ролевая или творческая игра - ведущий тип деятельности детей. Наиболее ярко эмоциональная жизнь находит своё выражение, с одной стороны, в игре, а с другой – в сказке, впервые становящейся возможной в дошкольном возрасте. В ролевой игре ребёнок практически реализует привлекательный для него замысел, представление. В игре эмоциональная жизнь ребёнка теснейшим образом связана и определена выполнением взятой на себя роли. Л. С. Выготский выразил эту мысль так: «Ребёнок в игре плачет как пациент и радуется как играющий»[1], т. е. его переживания определены динамикой представлений о пациенте, роль которого он на себя взял, и их реализацией. При восприятии же телевидения, как и при восприятии сказки, появляется возможность эмоционального содействия и сопереживания с героем кино или мультфильма, не в плане реального участия в его деятельности, а в плане представлений. Яркость представлений, только что начавших отрываться от своей чувственной основы, но ещё не порвавших с нею, придаёт и всем переживаниям ребёнка, связанным с ними, необычайную яркость, живость и непосредственность. Но в любом случае восприятие сказки, (здесь) телевидения прямым образом влияют на ролевую игру. Я сама не раз видела, как после просмотра мульт - или кинофильма ребёнок воображал себя главным героем и всячески пытался подражать ему. А если ребёнок, включив телевизор, увидит там фильм, например, в котором человек избил своего обидчика. Ребёнок, увидев этот фильм, будет думать, что все проблемы нужно решать силой, и обидчика наказывать тоже с применением физической силы. А ведь есть семьи, в которых, по разным причинам, родителям некогда заниматься своими детьми и разъяснять им что хорошо, а что плохо. И ребёнку ничего не остаётся, как делать подобные выводы самостоятельно. И телевидение сыграет в этом не последнюю роль. И, скорее всего, отрицательную. Я решила проанализировать этот вопрос.
Для исследования я выбрала первый канал, так как его смотрят практически повсеместно в нашей стране. Я считала, что передачи на этом канале самые безобидные, но я была не права. Особенно это касается, как ни странно, не только документальных фильмов, но сериалов. Сериал шёл в 3 часа дня и содержал непристойные сцены.
В 3 часа дня! А ведь в это время учащиеся младших классов уже дома, родители многих из них приходят с работы не раньше 6 часов вечера, так что запретить просмотр подобного им никто не может. Сцены же насилия и жесткости, иллюстрирующие избиение или даже убийства, стали уже привычными. Я считаю это не нормально. Окружающий нас мир и так полон жестокости, так зачем же усугублять? Взрослый человек, конечно, может отказаться от просмотра телевизора, в случае если ему не нравится та или иная телепередача, но ребёнок не может. Случайно он может увидеть, какую-то сцену по телевизору и притворить её в жизнь. Например, в мультфильме «Том и Джерри», мышонок может ударить кота чем-нибудь тяжёлым по голове или отрубить ему какую-нибудь конечность – и при этом последний, в конце мультика остаётся целым и невредимым. И где гарантия, что ребёнок 3 лет, посмотрев этот мультфильм, не сделает тоже со своей кошкой или другом? В этом ребёнка нельзя будет обвинить, потому что он даже не задумывается о том, что может причинить этим кому-то боль. Ведь в мультике кот исцелялся, поэтому ребёнок даже не подумает, что в реальности будет как-то по-другому. А о понятии жестокости он может даже и не слышал.
Вообще о детях и телевизионном насилии начали говорить довольно давно. Исследователи в экспериментальных условиях предлагали детям различные виды насильственных телевизионных стимулов и наблюдали их реакцию на них. Например, таким образом, они могли понять условия, при которых ребёнок может ударить кого-нибудь, подражая увиденной по телевизору сцене. Я не одобряю этого и считаю, что если были подозрения на то, что телевизионное насилие влияет на психику и поведение ребёнка, то лучше просто не показывать ему никаких хоть в какой-то степени жестоких телепередач. Это же дети, а не подопытные кролики. Но исследователи придерживаются иного мнения. Развивая эту тему, они заинтересовались ещё более сложной проблемой – вопросом о характере взаимосвязи между долгосрочным просмотром сцен телевизионного насилия и агрессивным поведением. Проще говоря, является ли ребёнок, смотрящий слишком много жестоких телепрограмм, более агрессивным, чем, средний, «благоразумный» ребёнок? Или возможно, всё совсем наоборот: дети, видящие больше насилия, менее жестоки, потому что у них больше возможностей освобождаться от своей агрессии? А может ли быть такое, что вообще нет взаимосвязи между просмотром сцен насилия и жестоким поведением? Для того чтобы дать ответы на все интересующие их вопросы, исследователи использовали две основные исследовательские стратегии: полевые исследования и корреляционные исследования.
Полевые исследования – форма своеобразного методологического «компромисса, позволяющая изучать явление в более естественных условиях и в то же время измерять определённые переменные (что характерно для экспериментальных методов)»[2]. Такого рода исследования лучше всего осуществлять в условиях школы, детского сада или летнего лагеря, поскольку в таком случае существует больше всего возможностей контроля телепрограмм, которые дети смотрят. Типичное исследование назначает детям телевизионные «диеты» (исследовательское «лечение»). Например, одна группа детей может каждый день смотреть типичные программы для детей с элементами жестокости (к примеру остросюжетные мультфильмы); вторая группа смотрят телепрограммы ,пропагандирующие социально одобряемые формы поведения и ненасильственные разрешение межличностных или социальных проблем; а третьей группе предлагаются так называемые «нейтральные телепрограммы, не дающие никаких моделей поведения ( например, передачи о природе) .
Поведение детей в таких исследованиях измеряется по степени агрессивности и коммуникабельности (сотрудничество, взаимопомощь, словесное выражение чувств) и самоконтроля (сопротивление, послушание, способность справится с разочарованием). Станут ли дети из группы А более жестокими ? Станут ли дети из группы В менее агрессивными и будут ли они в большей степени демонстрировать социально одобряемое поведение? Произойдут ли какие-нибудь изменения в поведение детей из группы С?
Но исследования, проведённые по этой модели, так и не смогли прийти к однозначному выводу. Некоторые из них выяснили, что просмотр жестоких телепрограмм сильно повлиял на детей, которые изначально имели более высокую степень агрессивности. Результаты других исследований не позволяли им сделать подобный вывод.
На мой взгляд, всё – таки просмотр телепрограмм с элементами жестокости рано или поздно даст о себе знать, и человек, смотревший в детстве такие телепрограммы, даже если, вырастая он не помнит этого, будет более склонен к жестокости, чем человек, не смотревший подобных телепрограмм, так как их просмотр влиял на мировосприятие, формирование черт характера, ведь вышеперечисленное формируется с детства. Увиденное остаётся в подсознании ребёнка и остаётся на всю жизнь.
Итак, результаты некоторых исследований не позволяли сделать вывод о влиянии на детей жестоких телепрограмм. Всё больше и больше исследователей стали искать альтернативные методы, не затрагивающие этическую проблему намеренного представления детям жестоких телепрограмм и не так сильно вмешивающиеся в повседневную жизнь детей. Альтернативным подходом стали корреляционные исследования, которые не пытались выявить непосредственное влияние, а, скорее, выявляли долгосрочную корреляцию между просмотром сцен насилия по телевизору и агрессивным поведением. Корреляционные исследования основаны на корреляционном анализе,т.е, на установлении математическим способом связей между разными количественными величинами, полученными в исследовании. Две случайно взятые величины называются корреляционно связанными, если содержание одной из них изменяется в зависимости от содержания другой. Плотность связей между полученными величинами характеризуется коэффициентом корреляции (В статическом выражении корреляция будет положительной, если просмотр сцен насилия связан с агрессивным поведением; отрицательной, если более активный просмотр связан с более низкой степенью проявления агрессии; нулевой – если между двумя этими параметрами нет связи). Среди других широко используемых в психологии разновидностей корреляционного анализа – расчёт ранговых, частных, частичных, множественных и других коэффициентов корреляции. Я считаю, что этот метод гораздо лучше полевых исследований, так как исследуется больше детей, исследования точнее и самое главное, что эти исследования не затрагивают этическую проблему, не представляют детям жестокие телепрограммы специально и не так сильно вмешиваются в повседневную жизнь. Количество и объём жестокого телевизионного содержания подсчитывается на основе детализированных отчётов о просмотре (например, анкет или еженедельных дневников просмотра). Уровень агрессивности ребёнка оценивается другими людьми – проводятся опросы родителей, учителей и друзей. Этот тип исследований характеризуется участием огромного числа детей всевозможных возрастов. Некоторые из этих исследований проводились в течение нескольких лет и вновь возвращались к уже участвовавшим ранее в исследовании детям по прошествии длительного времени, чтобы выявить изменения. В ходе одного из подобных исследований были проведены и сравнения детей из Австралии, Финляндии, Израиля, Польши и США. В целом корреляционные исследования показали, что дети, которых их друзья признали самыми жестокими, оказались как раз теми, кто видел больше всего насилия по телевизору. Более того, чем больше жестоких программ ребёнок смотрел за данный год, тем вероятнее было то, что он будет считаться агрессивным в последующие годы. Один из способов интерпретации этих данных – их представление в виде порочного круга. Просмотр жестоких телепрограмм ведёт к росту агрессивности, а это вызывает увеличение объёма просматриваемых жестоких телепрограмм, и наоборот.
Я обращаю своё внимание на социальный контекст, в котором существуют исследуемые дети. Например, будут ли дети, растущие в более жестоком обществе, более склонными к восприятию телевизионного насилия как оправданного и являющегося нормой и, таким образом, более подверженными его влиянию? Будут ли дети, растущие в мирных и спокойных условиях, где насилие не распространено и строго наказывается, более стойкими к такому влиянию?
Подводя итоги исследований, я могу сказать, что многие учёные, несмотря на различия в применяемых методах и полученных результатах, пришли к общему согласию по этому вопросу, которое укрепляется с каждым новым исследованием. Большинство исследований показало, что существует, хотя и низкий, но положительный (т.е. просмотр сцен насилия связан с агрессивным поведением) коэффициент корреляции между агрессивным поведением и просмотром сцен насилия.
Возможно, и просмотр сцен насилия, и жестокое поведение обусловлены внешней, не имеющей непосредственного отношения к телевидению, переменной (например, трудностями обучения, нарушениями внимания)?
Я с уверенностью могу заключить, что связь между просмотром сцен насилия по телевизору и агрессивным поведением не однонаправленный, а цикличный характер. Практически не приходится сомневаться в том, что дети с агрессивными наклонностями смотрят намного больше телепрограмм агрессивного содержания. И в то же время есть серьёзные основания полагать, что просмотр сцен насилия провоцирует на агрессивные поступки даже тех детей, которые не имели склонности к ним раньше.
Этот вывод подтверждает ранее приведённую точку зрения о том, что дети не просто пассивные жертвы телевизионного насилия, а активные его потребители, остановившие свой выбор на том, что соответствует их вкусам. Но в любом случае,я считаю, что детям ни в коем случае нельзя смотреть телепередачи с элементами насилия и жестокости, если ребёнок изначально был склонен к агрессии, такие телепередачи только усугубят ситуацию. Ну а если ребёнок не был склонен к агрессии, то, посмотрев подобную телепередачу, у него могут появиться страхи, фобии, или в конечном итоге спровоцируют его не агрессивные поступки.
Что же делать, есть ли выход из ситуации? Есть! Первое, по моему мнению, это цензура на телевидении!
Как же обстоят дела в нашей стране с телевизионной цензурой? Да, мы живем в свободном, демократичном государстве, у нас существует свобода слова, мнения. Но, если эта свобода идет во вред людям, а не во блага, неужели никто ее не ограничивает?
В 2006 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) было проведено исследование. По мнению участников опроса, цензуре подлежат, прежде всего, порнография, насилие, жестокость и реклама. Согласно результатам исследования, 62% россиян считают, что цензура нужна. Некоторые российские политики обеспокоены тем, что духовный и нравственный кризис может привести страну к нравственной и демографической катастрофе. И уже с прошлого года от слов перешли к делу. В прошлом году в Госдуме были внесены очередные поправки к закону «О СМИ», согласно которым любое издание, содержащее более 15% информации непристойного характера, приравнивается к эротическому. А значит, что его можно будет продавать только в специализированных торговых точках, только в непрозрачной упаковке и только в будние дни. В начале февраля этого года спикер Совета Федерации России Сергей Миронов представил на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий создание Общественного совета для «анализа телепродукции и выработки рекомендаций по основным направлениям телевещательной политики». Сергей Миронов выразил мнение, что предлагаемые им меры как нельзя более актуальны: «То, что сейчас твориться на телевидении, - не только безнравственно, но и антигосударственно»[3].
Я считаю, что на телевидении должна быть и самоцензура и цензура со стороны контролирующих органов, но, конечно же, все в рамках закона. С вопросом о цензуре я обратилась к представителю местного СМИ – к главному редактору ЧГТРК – Князевой Елене Станиславовне, она ответила:
- Мы средства массовой информации, мы не снимаем фильмы, мы специализируемся на выпусках новостей. Конечно, у нас бывают выпуски криминального характера, и репортёры «увлекаются», но это бывает крайне редко, каждый человек должен понимать, что нельзя наживаться на чужом горе и делать на этом карьеру. Я считаю, что цензура на телевидении должна быть, телевидение - это общедоступный продукт, который смотрят и дети, и люди старшего поколения.
Сомневаясь в своей правоте о цензуре, а вдруг я одинока в своем мнении? Я провела соцопрос среди учащихся 9-го класса. Я обратилась к ним с вопросом: «Нужна ли на телевидении цензура или нет?» Результат виден на диаграмме.
Ну и второе, что можно и нужно сделать, это попытаться достучаться до наших родителей, ведь в конечном итоге все зависит от них! Почему в современное время родители отгораживаются от своих детей дисками и компьютерами, почему забыты прекрасные русские сказки, на которых были воспитаны миллионы советских детей?
Изучая историю советского времени на уроках истории, я поняла, что в этом периоде нашей истории было много издержек, но много и хорошего. И это, прежде всего, воспитание детей на простых общечеловеческих ценностях. Да, компьютеризация это прекрасно, но что же может заменить простое, теплое, ласковое слово мамы, сказка на ночь – добрая и спокойная?!
Общие выводы:
1. В течение двух последних десятилетий произошло резкое усиление агрессивности современной телевизионной продукции.
2. Эффект воздействия телеинформационных функционирующих в России материалов заключается в том, что сегодняшнее подрастающее поколение воспитывается в атмосфере насилия и жестокости, становящихся привычными, что ведёт к нравственному падению личности, не имеющей идеалов добра и человечности во взаимоотношениях людей.
3. В условиях подобного телекоммуникационного воспитания молодёжи возникает настоятельная потребность во введении, каких – либо ограничительных мер по просмотру детьми массовых сцен насилия на российских телеканалах, - в частности, в применении некой рейтинговой системы для ограничения возраста при просмотре определённых телепередач и особенно фильмов, как зарубежных, так и отечественных, с целью обращения к родителям для их информирования об отслеживании просмотра их детьми телепередач, содержащих сцены жестокости, и воспитании моральных норм поведения на основе добропорядочных взаимоотношений.
Я думаю, что практическая значимость данного проекта заключается в привлечении внимания родителей к ограждению школьников от массового просмотра телепередач на современных телеканалах, содержащих сцены жестокости и насилия, привлечение родителей к позитивному диалогу с детьми «что такое хорошо, а что такое плохо», к воспитанию собственных детей на основе положительных ценностей, к собственной оценке восприятия насильственных действий в современной телекоммуникации. А сделать это можно через выступление учеников на общешкольных родительских собраниях, или выступление классных руководителей на классных собраниях, с использованием этих материалов. И если, хотя бы несколько родителей после этих собраний возьмут в руки книгу со сказками, значит я поработала не зря!
Список использованной литературы:
a) «Психология» под редакцией проф. В.А. Крутецкого.
б) Психологический словарь-справочник М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович.
в) Статья журналистки Назик Адамкалыевой.
г) «Занимательная психология» В.Б. Шапарь.
д) Интернет ресурсы.
Приложение №1
Словарь психологических терминов
1.Корреляционный анализ - установление математическим способом связей между разными количественными величинами в исследовании. Корреляционный анализ - расчёт ранговых, частных, частичных, множественных и других коэффициентов корреляции.
2.Положительная корреляция - просмотр сцен насилия связан с агрессивным поведением.
3.Отрицательная корреляция - связана с более низкой степенью проявления агрессии.
4.Нулевая корреляция – поведение подопытного без изменений.
5.Полевые исследования - форма своеобразного методологического «компромисса», позволяющая изучать явление в более естественных условиях и в то же время измерять определённые переменные.
[1] Л.С.Выготский «Ролевые игры», стр.23
[2] Психологический словарь-справочник М.И.Дьяченко, стр.187
[3] Газета «Аргументы и факты» статья «О СМИ», стр.17
Почему Уран и Нептун разного цвета
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Мать-и-мачеха
Сказка об осеннем ветре