Детство - самая счастливая пора. Но не каждый человек может испытать это. Ведь в настоящее время растет количество детей-сирот, особенно социальных сирот, т.е. детей при живых родителях. Только 10% выпускников детсикх домов могут адаптироваться в современной жизни. В исследовательской работе мы решили выяснить причины роста количества детей-сирот и каковы пути решения выхода из такой ситуации.
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rabota_detskiy_dom.docx | 46.76 КБ |
issled_rabota_detskiy_dom.docx | 46.76 КБ |
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Поволжский колледж технологий и менеджмента»
Исследовательская работа
Детские дома России: вчера, сегодня, завтра
Выполнила: II курс, группы 111
Саенко Юлия,
отделение химических технологий
Руководитель: Барсукова О.Д.
Балаково, 2013г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………… | 3 | |
1 | ГЛАВА 1 История создания детских домов в России ………………………… | 5 |
2 | ГЛАВА 2 Детские дома России. Печальная статистика ………………………. | 7 |
3 | ГЛАВА 3 Причины роста количества детей-сирот в России …………………. | 9 |
4 | ЗАКЛЮЧЕНИЕ Пути решения проблемы сокращения количества детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ……………………… | 13 |
5 | Список литературы ………………………………………………… | 15 |
ВВЕДЕНИЕ
Детство – самое счастливое время для многих из нас, мы всегда с очень теплыми чувствами вспоминаем детство. Однако далеко не все люди могут похвастаться такими радостными воспоминаниями о детском возрасте.
Одной из наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего количества детей-сирот, состояние детских домов и школ-интернатов, ситуация, сложившаяся в последнее время в усыновлении детей иностранными гражданами. О том, как возникли первые детские дома в России, каково состояние воспитательного и учебного процессов в этих учебных учреждениях, почему растет количество детей –сирот в нашей стране, мы решили провести собственное исследование.
Актуальность темы заключается в том, что количество детей-сирот в России растет, и только 10% выпускников детских домов и школ-интернатов адаптируются в жизни.
Задачи:
Гипотеза: растущее число детей-сирот в стране – показатель социальной нестабильности и безнравственности, но большое количество приютов, детских домов и интернатов – признак государственной заботы об этих несчастных детях. Но, применяя зарубежный опыт работы с сиротами в нашей стране, надо делать это осмотрительно, учитывая российские традиции и менталитет.
Объектом данной работы является определение круга причин роста количества детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положение системы воспитания и образования в детских домах, школах-интернатах в настоящее время.
Предметом – исследование положения системы воспитания и образования в детских домах, школах-интернатах в настоящее время, причин увеличения детей-сирот в России.
В нашей исследовательской работе были использованы следующие методы исследования:
ГЛАВА 1
История создания детских домов в России
Одной из наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего количества детей-сирот, детских домов. Часто сиротские учреждения считаются средоточением жестокости, косности и формализма, подлежащими немедленному расформированию. Между тем, если мы обратимся к российской истории. То увидим, что усыновление и воспитание в государственных учреждениях мирно сосуществовали в России с IX века. Первым таким учреждением было училище для сирот, учрежденное в 1072 году Ярославом Мудрым.
В дохристианский период дети-сироты также не оставались без внимания. В скудельницах бездомные старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей. Средства на поддержание скудельни собирали всей общиной. Или сирот забирали семьи, которые были в то время многодетными, и появление лишнего рта не сказывалось на благосостоянии семьи.
При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ.
В царствование Федора Алексеевича в 1682 году издается Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам.
Вдохновленный их примерами, Петр Первый 4 ноября 1715г. издал Указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать «гошпитали для зазорных младенцев, которые не от законных жен рождены». В «гошпиталях» практиковался тайный принос младенцев, когда женщина могла положить своего ребенка в специальную люльку, не показывая себя.
То есть изначально в России приюты для детей-сирот открывались не только для воспитания и обучения детей, а и для «спасения каждой христианской души», для удержания женщин от греха детоубийства.
Дело устройства детей-сирот продолжила Екатерина II. Были открыты воспитательные дома в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Воронеже, Ярославле, Смоленске и других городах. Уровень в этих школах был профессионально высок и позволял воспитанникам поступать в Московский университет.
При всех этих российских правителях ослабленных и больных детей отдавали на воспитание людям по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет. Затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, т.е., девочек – в услужение, мальчиков – в мастерские. Семьи, которые воспитывали детей-сирот, получали деньги на их содержание, одежду и оплату, постоянный контроль врача и надзирателя для оказания необходимой помощи.
Российские дореволюционные сиротские учреждения послужили прообразом для советских домов и школ-интернатов. Конечно, они претерпели ряд качественных изменений, чаще не в лучшую сторону. Но они сохранили структуру и цели своих предшественников. В 60- годы многие детские дома отказались от казарменного режима. В 80-е годы работа в детских домах стала организовываться по семейному принципу.
Благодаря отлаженной, исторически сформированной в течение столетий государственной системе учреждений призрения и образования детей-сирот, были сохранены жизни миллионов наших маленьких сограждан в тяжелые для страны времена. И связано это было с проблемой, которая поистине захлестнула Россию в XX веке: беспризорничество. В начале 20-х гг – первый пик беспризорничества (в ходе 1 мировой войны и последующего Октябрьского переворота, гражданской войны, неурожаев, голода и болезней, 350 тысяч детей). Вторая волна наплыва беспризорников на улицы городов случилась в 30-е гг., в эпоху массовых репрессий (470 тысяч детей). Примерно через 15 лет. После Великой отечественной войны проявился третий пик уличного беспризорничества (около 600 тысяч). После многих лет затишья эта проблема вновь заявила о себе после 1991 года (после экономических реформ), в 2011 году насчитывалось 2 млн. детей -беспризорников).
ГЛАВА 2
Детские дома России. Печальная статистика
Статистика сиротства в России чрезвычайно запутана и неточна. Различные ведомства, учреждения, организации называют разные цифры, поэтому мы вынуждены говорить о средних показателях.
На сегодняшний день в Российской Федерации, как это ни парадоксально, сирот почти в полтора раза больше, чем после Великой Отечественной войны. В 1945 году насчитывалось около 600 тысяч, в настоящий момент, по официальным данным, в стране живут более 800 тысяч. Однако некоторые эксперты считают, что их число не менее 2-4 миллионов! 90-95% сирот имеют живых родителей, из них 132 тысячи, дети родителей, которые были лишены родительских прав.
Сегодня в России более 5 тысяч различных детских учреждений, где содержатся дети-сироты и дети без попечения родителей, 27 тысяч учатся в 150 школах-интернатах, около 30% детей – это дети с ограниченными физическими возможностями. В последние годы все громче о себе заявляет социальное сиротство, т.е. сироты при живых родителях и других родственниках, их насчитывается у нас 95% от общего количества детей-сирот. Только 4% - полные сироты (родители умерли), и 1% - «отказники» (дети, от которых добровольно отказались родители).
Из этого следует ещё более грустная статистика: 40% выпускников детских домов становятся алкоголиками, ещё 40% преступают закон и оказываются в тюрьме, 10% кончают жизнь самоубийством, и только 10-ти процентам удается хорошо устроиться в жизни. Каждый год, около 30 тысяч детей забирают приемные родители, но за последние год, желающих российских семей усыновить ребенка стало намного меньше, в то время как семейные пары из-за границы увеличили усыновление детей из России. Преобладающее большинство детей, усыновленных иностранными гражданами в 2011 году, переданы на воспитание гражданам США.
Статистика гибели приемных детей следующая: за последние 20 лет в США погиб от рук приемных родителей 21 российский ребенок (пока писали исследовательскую работу, в США погиб еще 1мальчик), в России за этот же срок – погибли 1220 приемных детей.
Страна | Численность детей | Численность детей-инвалидов |
США | 956 | 89 |
Канада | 68 | 2 |
Италия | 798 | 30 |
Испания | 685 | 28 |
Франция | 283 | 8 |
Германия | 215 | 5 |
Ирландия | 129 | 5 |
Великобритания | 48 | 1 |
Швеция | 22 | 1 |
Финляндия | 33 | 3 |
Бельгия | 10 | 1 |
Израиль | 87 | 0 |
Мальта | 29 | 0 |
Словения | 9 | 0 |
Швейцария | 11 | 0 |
Аргентина | 12 | 3 |
Австрия | 1 | 0 |
Государства, входящие в СНГ | 2 | 0 |
РОССИЯ | 7416 | 214 |
Число детей, переданных на семейное воспитание по субъектам Российской Федерации
Субъект Российской Федерации | усыновлено гражданами Российской Федерации | усыновлено иностранными гражданами | передано на безвозмездную форму опеки (попечительства) | передано в приемную семью | переданы на иные виды возмездной опеки (попечительства) |
Пензенская область | 65 | 13 | 241 | 26 | 0 |
Самарская область | 127 | 26 | 925 | 19 | 0 |
Саратовская область | 141 | 100 | 927 | 30 | 0 |
Тамбовская область | 36 | 19 | 316 | 18 | 10 |
Ульяновская область | 20 | 0 | 284 | 18 | 0 |
ГЛАВА 3
Причины роста количества детей-сирот в России
В качестве причин и источников обыкновенного сиротства, прежде всего, выступают объективные факторы, столь характерные для многих стран мира и для нашей огромной страны. Это: стихийные бедствия, аварии, катастрофы, несчастные случаи, теракты, болезни и преждевременная смерть родителей. Усугубляют ситуацию и прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Число обездоленных детей продолжает пополняться и вследствие лишения родителей их родительских прав из-за пьянства, аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и других причин, вызывающих социальное сиротство. В последние годы существенно обострились социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства. В тех регионах, где перестали существовать многие предприятия, наблюдается массовая безработица, пьянство, даже голод. В этих местах уменьшилось количество новорожденных детей, выросло число семей, не имеющих детей, увеличилось число внебрачных рождений, нежеланных детей, неполных семей. В приведенных районах выросло число семей, находящихся в предкризисном состоянии; существенно увеличилось количество детей, пострадавших от жестокого обращения, различных форм насилия со стороны родителей.
Если проранжировать причины поступления детей в разные социальные центры, учреждения, то складывается следующая очень грустная картина: «1 место» - лишение родителей родительских прав; «2 место» - систематическое уклонение родителей от воспитания детей; «3 место» - пребывание родителей в местах заключения; «4 место» - неспособность опекуна справиться со своими обязанностями; «5 место» - смерть обоих родителей.
Архиважной причиной возникновения и роста количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является разрушение социализации и организации внеучебной деятельности и досуга детей и подростков в условиях рыночных отношений.
Причины сиротства в городе Балаково такие же, как и во всей стране. В настоящее время в нашем городе существует два детских дома (№2 и №4), а также школа-интернат. В июне детский дом №2 закрывается. Количество воспитанников в детском доме №4 – 41человек, из них лишь только 6 ребят - полные сироты (15%), т.е. 85% - это социальные сироты. Во 2-ом детском доме из 38 воспитанников -5 полных сирот, что составляет 13%, следовательно, 87%- социальные сироты.
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот – домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.п. Вместе с тем многочисленные исследования психологов, педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернативного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания в таких условиях является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
Сироты часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители. Бывает, что в интернатах отсутствуют некоторые предметы. Выпускники школ-интернатов ограничены как в свободе выбора учебного заведения, так и в возможности поступления, несмотря на имеющиеся льготы. Поступить в высшие учебные заведения, особенно на престижные специальности, сиротам практически не возможно.
Сегодня, по данным публицистической литературы, сирот не хотят принимать не только университеты и техникумы, но и ПТУ. Кроме того, проблема состоит не только в том, чтобы поступать в учебные заведения, но и в том, чтобы адаптироваться и удержаться в них. Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии – невостребованные. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам, в том числе и трудоустройством, исполняют роль формальных и неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда.
Такие же страшные факты, касающиеся условий проживания в детских домах: 10% не имеют элементарных условий для нормального проживания; 48% требуют капитального ремонта; 5% находятся в аварийном состоянии. Во многих местах детдома недофинансируются, массовый характер имеет воровство денежных средств администрацией учреждений, большая смертность воспитанников. В одном из подмосковном интернате дети перестали умирать, когда за ними стали ухаживать добровольцы из Красного креста.
Многие области столкнулись с дефицитом мест в детских домах. Рождаемость стремительно растет, и так же стремительно увеличивается количество сирот. Согласно государственной политике, необходимо снижать количество детских домов. Власти эту проблему решают не за счет устройства детей в приемные семьи, а за счет объединения нескольких детских домов в один. Власти отчитываются об уменьшении количества таких учреждений. Как поясняет председатель фонда «Право ребенка» Борис Альтшулер: «Детдома закрывают, чтобы закрыть, и детей начинают отправлять в другие учреждения. Получается, что крупные детдома раздувают, маленькие - закрывают». Таким образом, уменьшение количества детских домов не говорит об уменьшении детей-сирот.
Количество детских домов в России
Область, край | Количество детдомов | Количество детей |
Ханты-Мансийский АО | 27 | 1130 |
Свердловская область | 191 | 14066 |
Тюменская область | 46 | 2863 |
Оренбургская область | 72 | 4084 |
Пермский край | 163 | 7756 |
Республика Башкортостан | 103 | 4846 |
Кировская область | 63 | 4545 |
Республика Татарстан | 72 | 4082 |
Самарская область | 53 | 3677 |
Саратовская область | 66 | 3548 |
Волгоградская область | 75 | 3684 |
Московская область | 226 | 13.296 |
Республика Мордовия | 25 | 1174 |
Приморский край | 82 | 5827 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пути решения проблемы сокращения количества детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Так что же делать, чтобы в нашей стране в 21 веке уменьшалось количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растёт с каждым годом. Это говорит о том, что детское сиротство – одна из самых острых социальных проблем современной России и решать ее надо как можно быстрее, ведь дети – это наше будущее. И «если ребенок не получил любви за то, что он просто есть, то ему очень трудно в будущем заполнить внутреннюю пустоту. Недолюбленность – страшная вещь».
ЛИТЕРАТУРА
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Поволжский колледж технологий и менеджмента»
Исследовательская работа
Детские дома России: вчера, сегодня, завтра
Выполнила: II курс, группы 111
Саенко Юлия,
отделение химических технологий
Руководитель: Барсукова О.Д.
Балаково, 2013г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………… | 3 | |
1 | ГЛАВА 1 История создания детских домов в России ………………………… | 5 |
2 | ГЛАВА 2 Детские дома России. Печальная статистика ………………………. | 7 |
3 | ГЛАВА 3 Причины роста количества детей-сирот в России …………………. | 9 |
4 | ЗАКЛЮЧЕНИЕ Пути решения проблемы сокращения количества детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ……………………… | 13 |
5 | Список литературы ………………………………………………… | 15 |
ВВЕДЕНИЕ
Детство – самое счастливое время для многих из нас, мы всегда с очень теплыми чувствами вспоминаем детство. Однако далеко не все люди могут похвастаться такими радостными воспоминаниями о детском возрасте.
Одной из наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего количества детей-сирот, состояние детских домов и школ-интернатов, ситуация, сложившаяся в последнее время в усыновлении детей иностранными гражданами. О том, как возникли первые детские дома в России, каково состояние воспитательного и учебного процессов в этих учебных учреждениях, почему растет количество детей –сирот в нашей стране, мы решили провести собственное исследование.
Актуальность темы заключается в том, что количество детей-сирот в России растет, и только 10% выпускников детских домов и школ-интернатов адаптируются в жизни.
Задачи:
Гипотеза: растущее число детей-сирот в стране – показатель социальной нестабильности и безнравственности, но большое количество приютов, детских домов и интернатов – признак государственной заботы об этих несчастных детях. Но, применяя зарубежный опыт работы с сиротами в нашей стране, надо делать это осмотрительно, учитывая российские традиции и менталитет.
Объектом данной работы является определение круга причин роста количества детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, положение системы воспитания и образования в детских домах, школах-интернатах в настоящее время.
Предметом – исследование положения системы воспитания и образования в детских домах, школах-интернатах в настоящее время, причин увеличения детей-сирот в России.
В нашей исследовательской работе были использованы следующие методы исследования:
ГЛАВА 1
История создания детских домов в России
Одной из наболевших проблем современного российского общества является проблема растущего количества детей-сирот, детских домов. Часто сиротские учреждения считаются средоточением жестокости, косности и формализма, подлежащими немедленному расформированию. Между тем, если мы обратимся к российской истории. То увидим, что усыновление и воспитание в государственных учреждениях мирно сосуществовали в России с IX века. Первым таким учреждением было училище для сирот, учрежденное в 1072 году Ярославом Мудрым.
В дохристианский период дети-сироты также не оставались без внимания. В скудельницах бездомные старики и старухи кормили и воспитывали брошенных детей. Средства на поддержание скудельни собирали всей общиной. Или сирот забирали семьи, которые были в то время многодетными, и появление лишнего рта не сказывалось на благосостоянии семьи.
При Иване Грозном начали открываться сиротские дома, которыми ведал церковный патриарший приказ.
В царствование Федора Алексеевича в 1682 году издается Указ об открытии специальных домов для безродных сирот, где их обучали грамоте и ремеслам.
Вдохновленный их примерами, Петр Первый 4 ноября 1715г. издал Указ, предписывающий в Москве и других городах устраивать «гошпитали для зазорных младенцев, которые не от законных жен рождены». В «гошпиталях» практиковался тайный принос младенцев, когда женщина могла положить своего ребенка в специальную люльку, не показывая себя.
То есть изначально в России приюты для детей-сирот открывались не только для воспитания и обучения детей, а и для «спасения каждой христианской души», для удержания женщин от греха детоубийства.
Дело устройства детей-сирот продолжила Екатерина II. Были открыты воспитательные дома в Москве, Санкт-Петербурге, Новгороде, Воронеже, Ярославле, Смоленске и других городах. Уровень в этих школах был профессионально высок и позволял воспитанникам поступать в Московский университет.
При всех этих российских правителях ослабленных и больных детей отдавали на воспитание людям по деревням, в монастыри, помещикам, в сельские общины, где сироты содержались до 7 лет. Затем посылались в школу для обучения мастерству соответственно полу, т.е., девочек – в услужение, мальчиков – в мастерские. Семьи, которые воспитывали детей-сирот, получали деньги на их содержание, одежду и оплату, постоянный контроль врача и надзирателя для оказания необходимой помощи.
Российские дореволюционные сиротские учреждения послужили прообразом для советских домов и школ-интернатов. Конечно, они претерпели ряд качественных изменений, чаще не в лучшую сторону. Но они сохранили структуру и цели своих предшественников. В 60- годы многие детские дома отказались от казарменного режима. В 80-е годы работа в детских домах стала организовываться по семейному принципу.
Благодаря отлаженной, исторически сформированной в течение столетий государственной системе учреждений призрения и образования детей-сирот, были сохранены жизни миллионов наших маленьких сограждан в тяжелые для страны времена. И связано это было с проблемой, которая поистине захлестнула Россию в XX веке: беспризорничество. В начале 20-х гг – первый пик беспризорничества (в ходе 1 мировой войны и последующего Октябрьского переворота, гражданской войны, неурожаев, голода и болезней, 350 тысяч детей). Вторая волна наплыва беспризорников на улицы городов случилась в 30-е гг., в эпоху массовых репрессий (470 тысяч детей). Примерно через 15 лет. После Великой отечественной войны проявился третий пик уличного беспризорничества (около 600 тысяч). После многих лет затишья эта проблема вновь заявила о себе после 1991 года (после экономических реформ), в 2011 году насчитывалось 2 млн. детей -беспризорников).
ГЛАВА 2
Детские дома России. Печальная статистика
Статистика сиротства в России чрезвычайно запутана и неточна. Различные ведомства, учреждения, организации называют разные цифры, поэтому мы вынуждены говорить о средних показателях.
На сегодняшний день в Российской Федерации, как это ни парадоксально, сирот почти в полтора раза больше, чем после Великой Отечественной войны. В 1945 году насчитывалось около 600 тысяч, в настоящий момент, по официальным данным, в стране живут более 800 тысяч. Однако некоторые эксперты считают, что их число не менее 2-4 миллионов! 90-95% сирот имеют живых родителей, из них 132 тысячи, дети родителей, которые были лишены родительских прав.
Сегодня в России более 5 тысяч различных детских учреждений, где содержатся дети-сироты и дети без попечения родителей, 27 тысяч учатся в 150 школах-интернатах, около 30% детей – это дети с ограниченными физическими возможностями. В последние годы все громче о себе заявляет социальное сиротство, т.е. сироты при живых родителях и других родственниках, их насчитывается у нас 95% от общего количества детей-сирот. Только 4% - полные сироты (родители умерли), и 1% - «отказники» (дети, от которых добровольно отказались родители).
Из этого следует ещё более грустная статистика: 40% выпускников детских домов становятся алкоголиками, ещё 40% преступают закон и оказываются в тюрьме, 10% кончают жизнь самоубийством, и только 10-ти процентам удается хорошо устроиться в жизни. Каждый год, около 30 тысяч детей забирают приемные родители, но за последние год, желающих российских семей усыновить ребенка стало намного меньше, в то время как семейные пары из-за границы увеличили усыновление детей из России. Преобладающее большинство детей, усыновленных иностранными гражданами в 2011 году, переданы на воспитание гражданам США.
Статистика гибели приемных детей следующая: за последние 20 лет в США погиб от рук приемных родителей 21 российский ребенок (пока писали исследовательскую работу, в США погиб еще 1мальчик), в России за этот же срок – погибли 1220 приемных детей.
Страна | Численность детей | Численность детей-инвалидов |
США | 956 | 89 |
Канада | 68 | 2 |
Италия | 798 | 30 |
Испания | 685 | 28 |
Франция | 283 | 8 |
Германия | 215 | 5 |
Ирландия | 129 | 5 |
Великобритания | 48 | 1 |
Швеция | 22 | 1 |
Финляндия | 33 | 3 |
Бельгия | 10 | 1 |
Израиль | 87 | 0 |
Мальта | 29 | 0 |
Словения | 9 | 0 |
Швейцария | 11 | 0 |
Аргентина | 12 | 3 |
Австрия | 1 | 0 |
Государства, входящие в СНГ | 2 | 0 |
РОССИЯ | 7416 | 214 |
Число детей, переданных на семейное воспитание по субъектам Российской Федерации
Субъект Российской Федерации | усыновлено гражданами Российской Федерации | усыновлено иностранными гражданами | передано на безвозмездную форму опеки (попечительства) | передано в приемную семью | переданы на иные виды возмездной опеки (попечительства) |
Пензенская область | 65 | 13 | 241 | 26 | 0 |
Самарская область | 127 | 26 | 925 | 19 | 0 |
Саратовская область | 141 | 100 | 927 | 30 | 0 |
Тамбовская область | 36 | 19 | 316 | 18 | 10 |
Ульяновская область | 20 | 0 | 284 | 18 | 0 |
ГЛАВА 3
Причины роста количества детей-сирот в России
В качестве причин и источников обыкновенного сиротства, прежде всего, выступают объективные факторы, столь характерные для многих стран мира и для нашей огромной страны. Это: стихийные бедствия, аварии, катастрофы, несчастные случаи, теракты, болезни и преждевременная смерть родителей. Усугубляют ситуацию и прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, бездуховность, утрата жизненно важных человеческих ценностей. Число обездоленных детей продолжает пополняться и вследствие лишения родителей их родительских прав из-за пьянства, аморального образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей, роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и других причин, вызывающих социальное сиротство. В последние годы существенно обострились социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства. В тех регионах, где перестали существовать многие предприятия, наблюдается массовая безработица, пьянство, даже голод. В этих местах уменьшилось количество новорожденных детей, выросло число семей, не имеющих детей, увеличилось число внебрачных рождений, нежеланных детей, неполных семей. В приведенных районах выросло число семей, находящихся в предкризисном состоянии; существенно увеличилось количество детей, пострадавших от жестокого обращения, различных форм насилия со стороны родителей.
Если проранжировать причины поступления детей в разные социальные центры, учреждения, то складывается следующая очень грустная картина: «1 место» - лишение родителей родительских прав; «2 место» - систематическое уклонение родителей от воспитания детей; «3 место» - пребывание родителей в местах заключения; «4 место» - неспособность опекуна справиться со своими обязанностями; «5 место» - смерть обоих родителей.
Архиважной причиной возникновения и роста количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является разрушение социализации и организации внеучебной деятельности и досуга детей и подростков в условиях рыночных отношений.
Причины сиротства в городе Балаково такие же, как и во всей стране. В настоящее время в нашем городе существует два детских дома (№2 и №4), а также школа-интернат. В июне детский дом №2 закрывается. Количество воспитанников в детском доме №4 – 41человек, из них лишь только 6 ребят - полные сироты (15%), т.е. 85% - это социальные сироты. Во 2-ом детском доме из 38 воспитанников -5 полных сирот, что составляет 13%, следовательно, 87%- социальные сироты.
Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот – домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.п. Вместе с тем многочисленные исследования психологов, педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернативного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания в таких условиях является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.
Сироты часто ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе, равняться в своих знаниях на детей, у которых есть родители. Бывает, что в интернатах отсутствуют некоторые предметы. Выпускники школ-интернатов ограничены как в свободе выбора учебного заведения, так и в возможности поступления, несмотря на имеющиеся льготы. Поступить в высшие учебные заведения, особенно на престижные специальности, сиротам практически не возможно.
Сегодня, по данным публицистической литературы, сирот не хотят принимать не только университеты и техникумы, но и ПТУ. Кроме того, проблема состоит не только в том, чтобы поступать в учебные заведения, но и в том, чтобы адаптироваться и удержаться в них. Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии – невостребованные. Те немногие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам, в том числе и трудоустройством, исполняют роль формальных и неформальных каналов трудоустройства: знакомства, рекомендации, биржи труда.
Такие же страшные факты, касающиеся условий проживания в детских домах: 10% не имеют элементарных условий для нормального проживания; 48% требуют капитального ремонта; 5% находятся в аварийном состоянии. Во многих местах детдома недофинансируются, массовый характер имеет воровство денежных средств администрацией учреждений, большая смертность воспитанников. В одном из подмосковном интернате дети перестали умирать, когда за ними стали ухаживать добровольцы из Красного креста.
Многие области столкнулись с дефицитом мест в детских домах. Рождаемость стремительно растет, и так же стремительно увеличивается количество сирот. Согласно государственной политике, необходимо снижать количество детских домов. Власти эту проблему решают не за счет устройства детей в приемные семьи, а за счет объединения нескольких детских домов в один. Власти отчитываются об уменьшении количества таких учреждений. Как поясняет председатель фонда «Право ребенка» Борис Альтшулер: «Детдома закрывают, чтобы закрыть, и детей начинают отправлять в другие учреждения. Получается, что крупные детдома раздувают, маленькие - закрывают». Таким образом, уменьшение количества детских домов не говорит об уменьшении детей-сирот.
Количество детских домов в России
Область, край | Количество детдомов | Количество детей |
Ханты-Мансийский АО | 27 | 1130 |
Свердловская область | 191 | 14066 |
Тюменская область | 46 | 2863 |
Оренбургская область | 72 | 4084 |
Пермский край | 163 | 7756 |
Республика Башкортостан | 103 | 4846 |
Кировская область | 63 | 4545 |
Республика Татарстан | 72 | 4082 |
Самарская область | 53 | 3677 |
Саратовская область | 66 | 3548 |
Волгоградская область | 75 | 3684 |
Московская область | 226 | 13.296 |
Республика Мордовия | 25 | 1174 |
Приморский край | 82 | 5827 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пути решения проблемы сокращения количества детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Так что же делать, чтобы в нашей стране в 21 веке уменьшалось количество детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растёт с каждым годом. Это говорит о том, что детское сиротство – одна из самых острых социальных проблем современной России и решать ее надо как можно быстрее, ведь дети – это наше будущее. И «если ребенок не получил любви за то, что он просто есть, то ему очень трудно в будущем заполнить внутреннюю пустоту. Недолюбленность – страшная вещь».
ЛИТЕРАТУРА
Медведь и солнце
Сказка об осеннем ветре
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Пока бьют часы
Рисуем кактусы акварелью