Исследовательская работа на тему "Как в хореографическом искусстве отразились особенности эпохи Классицизма"
Вложение | Размер |
---|---|
epokha_klassitsizma.doc | 471 КБ |
Учебно-исследовательская конференция обучающихся
Дворца творчества детей и молодежи
Тема: "Как в хореографическом искусстве отразились
особенности эпохи Классицизма"
Валерия Магера
11 лет
Хореографическая студия "Звездный дождь"
Руководитель-куратор:
Черных Елена Геннадьевна
г, Братск, 2012/2013 учебный год
Оглавление:
Введение
Возникновение танца относится к глубокой древности, когда движение было непосредственным выражением эмоций, чаще положительных (охваченный ликованием человек пускается в пляс, наслаждение бытием выливается в энергичные движения). Танец – одно из проявлений народного творчества. В танце каждого народа накапливались свои традиции, пластичность и соотношение с музыкой. Танец - вид искусства, основанный на выразительности ритмического движения и пластики человеческого тела. Танцевальный образ тесно связан с музыкой, а также с костюмом, который обусловливает характер движения и манеру исполнения. На занятиях по хореографии мы изучаем классический танец, народный танец, современный танец. Все эти танцы возникли благодаря историко-бытовым танцам, которые изучаем не так подробно. В своей работе мне захотелось познакомиться с литературой эпохи классицизма, проследить важные исторические события, познакомится с бытом и костюмом данного времени. В связи с этим понять, что повлияло на характер танцев и их исполнение. Тема моей исследовательской работы "Как в хореографическом искусстве отразились особенности эпохи классицизма"
Цель: Проанализировать эпоху классицизма, изучить все особенности этой эпохи в области развития хореографического искусства.
Задачи:
1. Изучить литературу, в которой отражаются особенности эпохи классицизма.
2. Выявить характерные особенности танцев, появившихся в данную эпоху.
3. Проанализировать танцы и выявить, что повлияло на их происхождение и развитие.
Гипотеза: Если я изучу особенности эпохи Классицизма, то я смогу определить их влияние на хореографическое искусство.
Я определила для себя алгоритм действий:
1. Определение темы, задач, цели.
2. Анализ проблемы.
3. Формирование гипотезы.
4. Определение методов исследования.
При выполнении одной из задач, изучение литературы, я использовала методы поиска литературы:
При изучении я использовала теоретические методы при анализе материалов, сравнении танцев. Наибольшую информацию я получила из книги Красовской В.М. «Западноевропейский балетный театр: очерки истории», где описывается процесс развития русского балета от его возникновения до 1917 года и Васильевой-Рождественской М.В. «Историко-бытовой танец», где описывается влияние особенностей всех исторических эпох на развитие танцев.
Основная часть
Особенности эпохи классицизма
Классицизм 17 века - эпоха формулирования важнейших элементов и канонов французского искусства, эстетики, философии, сохранившая свое значение для всего мира и по сей день.
Классицистический разум как источник и гарант равновесия в природе и жизни людей несет на себе печать поэтической веры в изначальную гармонию всего сущего, доверия к естественному ходу вещей, уверенности в наличии всеохватывающего соответствия между движением мира и становлением общества.
В 18 веке, несмотря на то, что во Франции на хореографическое искусство оказывало основное влияние именно барокко, театральное искусство Франции, в отличие от стран Англии, Италии, Испании строилось именно по канонам классицизма.
В классицистической трагедии нарушение меры создается ситуацией, где герой оказывается перед необходимостью выбора между двумя противоположностями - чувством, страстью и долгом. Человеку надо сделать выбор. Это предопределено. Другого не дано, это судьба.
Эпоха классицизма в моде
Большое влияние на формы придворного быта, внешний облик и костюм человека оказал художественный стиль классицизм, который наряду со стилем барокко характеризует многогранное искусство 17 века. Основные его принципы связывали идеалы красоты, истины, добра с разумом, закономерностью, логической четкостью. До этого мода по-прежнему, как в эпоху барокко, создавалась и диктовалась королевским двором. В итоге одежды аристократов становятся "слишком": слишком пышными, слишком вычурными, слишком громоздкими, слишком неудобными для танцев и в жизни. И в 70-80 годы 18 века эстафету у Франции принимает Англия. Английская мода того периода была связана с простотой и натурализмом, проникнув на континент она изначально начинает пользоваться популярностью у зарождающегося класса буржуазии и дворянской молодежи, но затем проникает и в высшие слои общества. Жесткие каркасы для юбок платьев выходят из употребления, юбка теперь драпируется не по бокам, а сзади, такую юбку называют турнюр. Юбки становятся короче, до щиколотки, появляется новая форма женской бальной обуви - как причина сложности и легкости движений историко-бытового салонного танца. Одежду этого периода можно увидеть на картинах английских художников Гейнсборо, Рейнольде.
Прически первоначально еще оставались высокими и напудренными, но затем волосы перестают пудрить и начинают завивать в локоны. Также в моду входят шляпы - огромные, из бархата и шелка.
Что касается мужской моды, то в ней сильно английское влияние. Английский суконный фрак вытесняет французский шелковый кафтан. Такой фрак служил парадной одеждой. В моду также входит редингот - что-то среднее между пальто и сюртуком, он также приходит из Англии, где первоначально служил для верховой езды. Жабо и манжеты на рубашках становятся уже. Чулки были белыми или полосатыми.
Парики постепенно выходили из моды, а волосы теперь зачесывают назад и собирают на затылке в пучок, который завязывают черной лентой. К рединготу надевают цилиндр. Приложение 1.
Танцы эпохи классицизма
Люди всегда с увлечением танцевали в праздничные дни и накануне праздников. Вельможи нередко заимствовали у народа развлечения; водили хороводы, где требовалась важная осанка, медленная поступь, умение выполнять приветствия, поклоны, реверансы.
К концу 17 века во Франции, Англии и Германии начинают танцевать контрданс, несколько чинный салонный танец, заимствованный у английских крестьян. В это же время выпускают самоучители по танцам, куда включают наиболее популярные массовые танцы. В танцевальные залы попадают польские народные танцы: полонез, мазурка, шотландский - экосез, гавот и многие другие, за короткое время ставшие популярными во всех странах Европы. Танец жига придумали английские матросы, ее танцевали весело, быстро и непринужденно. В 18 веке в моду входят французские танцы: менуэт, буре, гавот. Значительные изменения в костюме того времени вызвало и усложнение техники исполнения танцев. Самыми сложными танцами были менуэт, который танцевали в быстром темпе, и гавот, отличающийся большим количеством прыжков и заносок. В менуэте кавалер берет даму за руку, что считалось невиданным нарушением приличий. Как и другие танцы, менуэт родом "из крестьян".
В 1661 году по указу Людовика 14 в Париже была открыта "Академия танца". В академии проверяли знания танцмейстеров, выдавали дипломы, устраивали балы и вечера, усовершенствовали народные танцы. Движения придворного менуэта не отличались особой сложностью; плавный скользящий шаг, глубокие реверансы, поклоны. Трудно давалась особая манера исполнения менуэта: все переходы должны совершаться мягко, округло, без рывков, плавно вытекая один из другого. Некоторые из фигур менуэта вошли в основу классического балета. Его до сих пор изучают во всех хореографических академиях. Из бального зала менуэт проник на оперную сцену, а затем вошел как чисто музыкальный жанр в сонату, квартет, симфонию.
В середине 18 века парные танцы уступают место массовым. Особенно подвижными были танцы, появившиеся после буржуазной революции. Большой популярностью пользовался контрданс, в котором принимало участие большое количество танцующих. Особой любовью пользовалась фарандола, ее порой танцевали все жители улицы. Взявшись за руки, они следовали за ведущим, который "выписывал" причудливые фигуры: "ручейки", "змейки", "улитки", "мосты". [2] Приложение2
Контрданс - (франц. contredanse, от англ. countrydance, буквально — деревенский танец), народный английский танец. Возник в 17—18 вв. Позднее как бальный танец получил распространение в др. европейских странах, в 19 в. слился с кадрилью. Вначале состоял из одной фигуры, затем из 5—6. Характерные музыкальные размеры 2/4, 6/8. Первые музыкальные обработки К. сделал Дж. Плейфорд в танцевальном сборнике "Английский танцевальный учитель" (1651). Как музыкальная форма К. представлен в творчестве В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского и др.
Экосез - В конце 17 в. появился во Франции, затем под общим названием "англез" распространился во всей Европе, переродившись в быстрый, весёлый, 2-дольный. В России при Петре I известен как "английский танец". Название "Экоссес" танец получил во Франции (1726). Это танец парно-групповой. Расцвет его относится к 1-й трети 19 в.; с того же времени жанр использовали в своём творчестве различные композиторы Музыкальная форма Экоссеса представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части. После 1833 Экоссес исчезает, перерождаясь в 2-дольный шотландский вальс и шотланскую польку.
Жига - (giga - итал., gigue - франц.), старинный итальянский танец, перешедший во Францию и Англию. Размер 6/6, 12/6, темп скорый, склад двухколенный. У Баха и Генделя этот танец получил полифоническую художественную обработку, писался в форме фуги и составлял часть сюиты. В XII Жигой называлась маленькая скрипка, на которой играли танцы; из них один и получил свое название от этого инструмента.
Бурре - (франц. bourree, от bourrer - делать неожиданные скачки; итал. buora, borea, англ. borry, borre) - старинный франц. народный танец. Предположительно возник в провинции Овернь в середине 16 в. В различных р-нах Франции бытовали Б. 2-дольного и 3-дольного размера с острым, часто синкопированным ритмом. Во 2-й пол. 16 в. Б. проник в Париж, в 17 в. стал придворным танцем. Для придворного Бурре характерны чётный размер (alla breve), быстрый темп, чёткий ритм, затакт в одну тактовую долю. В середине 17 в. Б. вошёл в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части. Ж. Б. Люлли ввёл Б. в свои сценические произведения (балет "Переодетая любовь", 1664; опера "Фаэтон", 1683). В 1-й пол. 18 в. Б. - один из популярных европейских танцев. В оперной музыке Б. широко использовали А. Кампра, А. Детуш, Ф. Рамо, в инструментальной - Г. Муффат, Г. Ф. Гендель, И. С. Бах.
Полонез. 18 век подарил мировой хореографии еще один шедевр – полонез. В отличие от менуэта полонез не так сложен в исполнении: не надо заучивать сложные па и запоминать их строгую последовательность, главным в полонезе были гордая осанка и особая торжественность. Полонез берет свое начало от народного польского танца-шествия «Ходзоны» (перевод с польского – пеший), имевшего торжественный степенный характер и исполнявшегося на свадебных торжествах. Со временем танец полюбился настолько, что стал неотъемлемой частью и других народных празднеств, где исполнялся с различными предметами. Так появились «ходзоны со свечами», «ходзоны с подушками», «ходзоны с хмелем» и др. Но постепенно полонез потерял свою простоту и сделался танцем привилегированных слоев общества. В 18 веке полонез уже неизменно открывал каждый грандиозный, роскошно обставленный балл или танцевальный вечер. Во время галантного шествия, гости показывали себя, свои наряды, светские манеры и благородство. В танце могли принимать участие все приглашенные без ограничения возраста. Шествие открывал хозяин дома в паре с самой знатной дамой, задавая движения, повторяемые всей колонной. Из парадного зала полонез мог медленно переместиться в самые дальние комнаты или сад, где не было слышно музыки и движение продолжалось под внутренний ритм танцующих.[2]
Заключение
Начало 18 века - становление русской балетной школы (объединение русской традиции с чертами французской и итальянской балетных школ). Вторая половина века в России - рождение и самоопределение русского балета на основе развития бытового танца и сценической формы русского танца, начало хореографического образования в России.
19 век связывают с массовыми бальными танцами, все больше входят в моду балы и маскарады, в которых принимают участие не только знать, но и жители города. Завоевывают популярность новые живые, легкие и более непринужденные танцы. После событий 1812 года усилилось влияние славянской культуры - появились славянские танцы: мазурка, кадриль, полонез, полька, котильон, которые становятся общеевропейскими танцами. Было организовано большое количество танцклассов, в которых учителя обучали бальным танцам. Ведущее место среди танцев этого времени принадлежит вальсу.
Развитие торговли и общеевропейской культуры повлияло на становление единых форм европейского костюма. Франция является законодателем моды на костюм, искусство и культуру.
Значительные изменения в костюме (изменение формы женского костюма – кринолин (овал), легкость ткани (шелк, тонкий атлас), более короткая (до щиколотки) длинна юбки, рукава (а la pagoda), перчатки и т.д. Новая форма женской бальной обуви) повлияли на усложнение техники танцев: появление сложных прыжковых элементов, быстрый темп, впервые поднятые наверх руки и их разнообразные положения. В связи с реформами Петра I приобщается русское аристократическое общество к исполнению западных образцов бального танца. Развивается массовый бытовой танец, появляются общественные балы.
Реформы Ж. Ж. Новерра («Письма о танцах и балете») усовершенствовали и усложнили лексику сценического танца. Бытовой танец стал оснащаться элементами классического танца, особенно прыжками. Наиболее популярные танцы эпохи классицизма– менуэт (скорый) и гавот.
Французская буржуазная революция и развитие народного танца повлияли на салонную хореографию. Слали развиваться новые формы бытового – парного танца (контрданса, полонеза и вальса).
Мне близок период классицизма, его принципы, творчество. Позиции классицизма относительно людей, общества, мира видятся мне верными и правильными. Потому что, во всем есть гармония. Я за принципы и основы, которые отражены в канонах классицизма.
Список литературы
Приложение 1.
Приложение2
Фарандола — танец импровизационный, его рисунок различен в различных местностях, а также зависит от индивидуальности ведущего. Но вместе с тем в нем есть ряд типичных фигур. Среди них наиболее часто встречаются «змейка», «спираль», «арка», «улитка», «мосты» и «лабиринт» (схема 3).
Первая фигура «улитка»
Первый ведущий и стоящая за ним женщина становятся лицом друг к другу. Соединив поднятые вверх руки, они образуют арку. Вторая пара, пройдя под их руками, также соединяет поднятые вверх руки, и так далее, до тех пор пока в конце арки окажется последняя пара. Ведущий проходит под арками, ведя за собой остальных. Снова образуется одна шеренга.
Третья фигура — «лабиринт»
Ведущий идет с танцующими по полукругу, затем поворачивается и проходит под аркой того, кто идет за ним. Так получается переплетение.
Развешиваем детские рисунки дома
Груз обид
Сказка об одной Тайне
Кто должен измениться?
Пустой колос голову кверху носит