Изучение мужской и женской психологии, их отличий друг от друга, имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но также ко всему обществу в целом. Наиболее активно обсуждаемыми вопросами стали вопросы, связанные с особенностями пола человека, его психологическими различиями. В психологии понятие «гендер» подразумевает любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминниностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. Еще до рождения человека можно отметить различные начала социализации, накладываемые родителями и окружающими, в зависимости от пола будущего ребенка. Ведь от этого уже многое зависит: его имя, одежда, игрушки, воспитание.
Будучи маленькими, дети уже уверенно относят себя к мужскому или женскому полу (понятие гендерной идентификации), проявляют внимание к ролевым моделям и стараются им подражать. И так в течение всей жизни происходит гендерно-ролевая социализация- процесс, заключающийся в отражении меняющихся обстоятельств и в получении нового опыта.
На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью. К источникам, из которых можно узнать о поведении мужчины и женщины, можно отнести учителей, родителей, сверстников, родственников, игрушки, книги, телевидение. Также немалую роль играют СМИ, которые постоянно демонстрируют стереотипные мужские и женские образы, что, на мой взгляд, характерно для России, но уже не характерно для стран Евросоюза и особенно для Франции.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 27.72 КБ |
Гендерная дискриминация и гендерное равенство
Работу выполнила: Мифтахутдинова Диана Робертовна
ученица 11 А класса МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Ф.Ежкова с углубленным изучением отдельных предметов»
miftakhutdinovadiana@mail.ru, 8(967)465-08-78
научный руководитель: Хуснутдинова Г.Х. учитель истории и обществознания высшей категории
Изучение мужской и женской психологии, их отличий друг от друга, имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но также ко всему обществу в целом. Наиболее активно обсуждаемыми вопросами стали вопросы, связанные с особенностями пола человека, его психологическими различиями. В психологии понятие «гендер» подразумевает любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и феминниностью и предположительно отличающие мужчин от женщин. Еще до рождения человека можно отметить различные начала социализации, накладываемые родителями и окружающими, в зависимости от пола будущего ребенка. Ведь от этого уже многое зависит: его имя, одежда, игрушки, воспитание.
Будучи маленькими, дети уже уверенно относят себя к мужскому или женскому полу (понятие гендерной идентификации), проявляют внимание к ролевым моделям и стараются им подражать. И так в течение всей жизни происходит гендерно-ролевая социализация- процесс, заключающийся в отражении меняющихся обстоятельств и в получении нового опыта.
На протяжении жизненного пути материалом для построения гендера служит вся система того, что в данной культуре связывается с мужественностью и женственностью. К источникам, из которых можно узнать о поведении мужчины и женщины, можно отнести учителей, родителей, сверстников, родственников, игрушки, книги, телевидение. Также немалую роль играют СМИ, которые постоянно демонстрируют стереотипные мужские и женские образы, что, на мой взгляд, характерно для России, но уже не характерно для стран Евросоюза и особенно для Франции.
О гендерных различиях существует множество мифов, рассмотрим наиболее распространенные из них:
|
Последние несколько лет мужская роль пользуется всё возрастающим вниманием исследователей. Структура исследований ролевых норм мужчины, в свою очередь, складывается из трех факторов: нормы статуса - связана с ожиданиями, что мужчины завоёвывают статус и уважение других (определяется величиной заработка мужчины и успешностью на работе); нормы твёрдости, которая отражает ожидание от мужчины умственной, эмоциональной и физической твёрдости; нормы антиженственности - это ожидание того, что мужчина должен избегать стереотипно женских занятий и видов деятельности.
Среди учеников 11-х классов социально-экономического и естественно-математического профилей был проведен опрос по теме гендерного различия.
Характеристики | Юноши 11 А и Б классов | Девушки 11А и Б классов |
Способ преодоления препятствий | Интеллект, сила | Хитрость, ловкость |
Ориентированность на проблемы | Перспективная | Текущая |
Потребность в эмоциональных стимулах | Пониженная | Повышенная |
Основа решений | Рассудительность | Чувственность |
Отношение к внешнему миру | Реалистичное | Идеализированное |
Поведение | Сдержанное | Эмоциональное |
Объект внимания | Содержание | Форма |
Наблюдательность и точность | Пониженные | Повышенные |
Культура каждой страны индивидуальна, в ней есть и отличия и сходства с остальными, в каждой стране существуют свои культурные обычаи. Мы не должны рассчитывать на то, что сумеем до конца понять людей из других стран. Мы должны уважать культуру каждой страны. Гендерное равенство и культурное разнообразие могут иногда приходить в противоречие друг с другом, но уважение культурного разнообразия не требует безусловного принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных ценностей, таких как, гендерное и расовое равенство, которые должны заставлять нас придирчиво относится к некоторым культурным обычаям и добиваться их изменения.
Гендерное равенство мужчин и женщин, как пример, было закреплено в Хартии основных прав Европейского союза. В статье П-21, запрещающей дискриминацию по признаку пола, и в статье П-23, предусматривающей равенство между мужчинами и женщинами во всех областях, включая занятость, принцип равноправия мужчин и женщин является частью универсального права на защиту каждого человека от дискриминации, основанного на положениях Всеобщей декларации прав человека.
Сравнительно недавно в мире появилось такое направление, как Gender Mainstreaming, которое рассматривается в качестве социального комплексного гендерного подхода ( гендер, принимающий во внимание социальные, культурные, экономические и политические различия между мужчинами и женщинами во всех сферах деятельности; означает необходимость включения критериев равенства между женщинами и мужчинами в общую систему организации общества, обозначаемую термином "mainstream").
Амстердамский договор Евросоюза 1997 года закрепил Gender Mainstreaming в качестве официальной стратегии. В одном из документов ООН она определена как «основная глобальная стратегия содействия гендерному равенству», обязательная для всех государств – членов ООН. Она должна стать центральной во всех общественных проектах.
Депутат FPÖ (Австрийская партия свободы) K. Клемент выступил в венском парламенте с резкой критикой этого и подобных ему проектов Gender Mainstreaming’а, за что был раскритикован представителями левых партий, в отличие от вдохновительницы проекта Ренаты Браунер.
Педагоги из мюнхенской организации «Диссенс» проводили с подростками из Марцана так называемый «Конкурс предубеждений», который должен был показать, что мужчины и женщины различаются в гораздо меньшей степени, чем это принято считать.
Во Франции американскую гендерную теорию сегодня продвигают "АВCD-равенство" совместно с министерством Образования и министерством равноправия женщин Франции.
Они запустили общефранцузский образовательный проект под названием "Теори де жанр" для малышей детских садов и учеников начальной школы Франции.
После пилотного запуска этого проекта по половому перевоспитанию всех детей Франции из девочек и мальчиков в представителей нового гомочеловечества - в 2013 году, эта гомотеория будет распространена на всю Францию с сентября 2014 года.
Целью данного перевоспитания первоклашек является "борьба против гендерных стереотипов в процессах обучения". С начала 2013 учебного года планировалось ввести преподавание "теори де жанр" в вузах для подготовки "нового гомопоколения" преподавателей и профессуры с целью вытеснения из числа педагогов ретроградных "мужчин" и "женщин", которых гомосообщество уже записало в "гендерные инвалиды".
В марте прошлого года Национальное Собрание Франции приняло в первом чтении проект закона о гендерном перевоспитании детей во всех французских школах с 6 лет, что на деле означало отмену "девочек" и "мальчиков". Традиционные французские родители начинают собирать подписи под петицией об отмене этой поправки.
Одной из главных целей ЕС является установление гендерного равенства. Оно же провозглашено ООН, как одна из восьми целей второго тысячелетия.
Лиссабонский договор от 01.12.2009, в статье 5b закрепил, что «в своей политике и деятельности Евросоюз должен бороться с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации».
На развитие гендерной системы сконцентрирован весь административный ресурс Совета Европы и соответствующих европейских органов.
С распространением этого течения в обществе стали возникать конфликты внутри традиционных семей, между их сторонниками и оппонентами.
Любой гендерный конфликт базируется на явлениях полоролевой дифференциации и иерархичности статусов мужчин и женщин в обществе.
Выделяют несколько самых распространенных типов ситуаций, в которых появляется ролевой конфликт или другие формы ролевого стресса.
Несовместимость различных ролей: эта ситуация возникает тогда, когда различные роли (или компоненты ролевого кластера) не могут функционировать одновременно или когда одна роль существенно затрудняет исполнение другой. Примером тут могут служить противоречия между семейными и профессиональными ролями.
Противоречия между ролевыми ожиданиями разных людей: это противоречивые или взаимоисключающие требования со стороны разных людей из значимого окружения личности. Пример: роль молодой жены муж видит иначе, чем свекровь.
Противоречия между ролевым поведением и ролевыми ожиданиями. Тут возможны ситуации односторонних и двусторонних противоречий (случаи дивергентных ролей, или полная ролевая несовместимость). Пример: поведение жены не совпадает с идеальными представлениями мужа о роли традиционной жены.
Мы никак не можем со стопроцентной уверенностью сказать, что гендерные различия можно обосновать биологически. На нашу гендерную роль влияет огромное количество внешних факторов с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением наших родителей и других взрослых, стараясь подражать людям своего гендера, играем в определенные игры. Средства массовой информации создают в нашем обществе стереотипы женственности и мужественности, которые мы не можем оставлять без внимания. Дети нашей страны вырастают, стараясь в большинстве своем соответствовать своей роли, быть настоящим мужчиной или настоящей женщиной, далеко не всегда соглашаясь с тем что, предписывает нам общество, особенно современное европейское общество, ориентированное на создание однополого контингента со всеми вытекающими отсюда проблемами.
Конечно, не стоит стремится к абсолютному гендерному равенству. В определенных ситуациях все-таки стоит оставить привилегию мужчинам быть сильными и мужественными, а женщинам быть нежными, слабыми, женственными. Просто необходимо уменьшить негативные последствия, которые накладывает на нас наша гендерная роль, а это возможно лишь при склонении в какой-то степени к гендерному равенству.
Литература
1 Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998. С.19-20.
2 Riabova Tatiana. 'Ours' and 'Theirs' in Russian Political Discourse: Gender Aspect
3 Рябова Т.Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация..
4 Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1999. с. 309.
5Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов.// Вопросы психологии. 1987. № 2.
6 Feldman-Summers, S.,
Шелковая горка
Барсучья кладовая. Александр Барков
10 осенних мастер-классов для детей
Усатый нянь
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью