Цели: выяснить, какую роль играет сила трения в нашей жизни, как человек получил знания об этом явления, какова его природа.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_sila_treniya.ppt | 280.5 КБ |
Слайд 1
Проект «Сила трения» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Ильинка Каа-Хемского района РТ . Автор: учени ца 11класса Чооду Аржаана Руководитель: Доктугу О.Б. Учитель МОУ СОШ с.ИльинкаСлайд 2
Цель работы: Цели: выяснить, какую роль играет сила трения в нашей жизни, как человек получил знания об этом явления, какова его природа. Задачи: проследить исторический опыт человечества по использованию и применению этого явления; выяснить природу явления трения, закономерности трения; провести эксперименты, подтверждающие закономерности и зависимости силы трения; продумать и создать демонстрационные эксперименты, доказывающие зависимость силы трения от силы нормального давления, от свойств соприкасающихся поверхностей, от скорости относительного движения тел.
Слайд 3
Гипотеза: Физика –это наука понимать природу.
Слайд 4
Методы работы: Изучение литературы, источников, иллюстраций, исследовательская работа интернет-материалов по теме;
Слайд 5
В результате поисков я узнал а : «Занимались работой над проектом в свободное о учебы время». Кроме знаний в области физики мы расширили свои знания в области истории, истории физики, фольклора (сказки, пословицы, поговорки), математики. Мои знания были расширены по таким предметам, как литература, история, математика, а по физике мои знания стали более глубокими. Я стала понимать природу трения и могу объяснить ее другим.» Такой проект был для нас новшеством, было сложно искать материал, нужно было много пересмотреть и выбрать нужное, работать классом тое было сложно, но это очень здорово! Я хочу, чтобы таких проектов было больше!
Слайд 6
Отчет группы экспериментаторов Цель: выяснить зависимость силы трения скольжения от следующих факторов: --от нагрузки; --от площади соприкосновения трущихся поверхностей; --от трущихся материалов (при сухих поверхностях). Оборудование: динамометр лабораторный с жесткостью пружины 40 Н\м; динамометр круглый демонстрационный ( предел – 12ң); деревянные бруски – 2 штуки; набор грузов; деревянная дощечка; кусок металлического листа; плоский чугунный брусок; лед; резина. Результаты экспериментов Зависимость силы трения скольжения от нагрузки. м ( г) 120 620 1120 F тр (Н) 0,3 1,5 2,5
Слайд 8
Зависимость силы трения от площади соприкосновения трущихся поверхностей. S ( см ) 20 28 140 F тр (Н) 0,35 0,35 0,37
Слайд 9
. Роль силы трения В технике и в повседневной жизни силы трения играют огромную роль. В одних случаях силы трения приносят пользу, в других - вред. Силы трения удерживает вбитые гвозди, винты, гайки; удерживает нитки в материи, завязанные узлы и т.д. При отсутствии трения нельзя было бы сшить одежду, собрать станок, сколотить ящик. Наличие трения покоя позволяет человеку передвигаться по поверхности Земли. Идя, человек отталкивает от себя Землю назад, а Земля с той же силой толкает человека вперед. Сила, движущая человека вперед, равна силе трения покоя между подошвой ноги и Землей. Чем сильнее человек толкает Землю назад, тем больше сила трения покоя, приложенная к ноге, и тем быстрее движется человек. Когда человек отталкивает Землю с силой большей, чем предельная сила трения покоя, то нога скользит назад, и это затрудняет ходьбу. Вспомним, как трудно ходить по скользкому льду. Чтобы легче было идти, необходимо увеличить трения покоя. С этой целью скользкую поверхность посыпают песком. Сказанное относится и к движению электровоза, автомобиля. Колеса, соединенные с двигателем, называются ведущими. Когда ведущее колесо с силой, создаваемой двигателем, толкает рельс назад, то сила, равная трению покоя и приложенная к оси колеса, двигает вперед электровоз или автомобиль. Итак, трение между ведущим колесом и рельсом или Землей – полезно. Если оно мало, то колесо буксует, а электровоз и автомобиль стоит на месте. Трение же, например, между движущимися частями работающей машины вредно. Силой трения также пользуются для удержания тел в состоянии покоя или для их остановки, если они движутся. Вращение колес прекращается с помощью тормозных колодок, тем или иным способом прижимаемых к ободу колеса. Наиболее распространены воздушные тормоза, в которых тормозная колодка прижимается к колесу при помощи сжатого воздуха.
Слайд 10
В ы в о д ы по результатам работы над проектом - Мы выяснили, что человек издавна использует знания о явлении трения, полученные опытным путем. Начиная с XV - XVI веков, знания об этом явлении становятся научными: ставятся опыты по определению зависимостей силы трения от многих факторов, выясняются закономерности. -Теперь точно знаем, от чего зависит сила трения, а что не влияет на нее. Если говорить более конкретно, то сила трения зависит: от нагрузки или массы тела; от рода соприкасающихся поверхностей; от скорости относительного движения тел; от размера неровностей или шероховатостей поверхностей. А вот от площади соприкосновения она не зависит. - Теперь мы можем объяснить все наблюдаемые в практике закономерности строением вещества, силой взаимодействия между молекулами. - Мы провели серию экспериментов, проделали примерно такие же опыты, как и ученые, и получили примерно такие же результаты. Получилось, что экспериментально мы подтвердили все утверждения, высказанные нами. - Нами была создана серия экспериментов, помогающих понять и объяснить некоторые «трудные» наблюдения. - Но, наверное, самое главное – мы поняли, как здорово добывать знания самим, а потом делиться ими с другими.
Слайд 11
Литература 1.Блудов М.И. «Беседы пофизике»-М: Просвещение 1980г 2. Горелов Л.А. «Занимательные опыты по физике»-М: Просвещение 1985г 3.Дерягин Б.В. «Что такое трение»-М: Просвещение 1986г 4.Кабардин О.Ф. «Факультативный курс физики»-М: Просвещение 1977г 5. Мощанский В.Н, Савелов Е.В. «История физики в средней школе». Просвещение 1981г 6. Тарасов Л.В. «Физика в природе»-М: Просвещение 1988г 7. Русские народные сказки, пословицы, поговорки
Слайд 12
Доктугу О.Б-учитель физики В результате работы над проектом ученики самостоятельно искали информацию, отбирали из всего найденного необходимое, обсуждали в группах; защищали перед другими группами; отвечали на вопросы, каждая группа представила свою работу, а на презентации проекта была составлена общая картина исследования по проблемам от теоретического, экспериментального до практического применения. Некоторые ученики высказали пожелания шире использовать в обучении проектную деятельность, их увлекло то, что знания они добывают сами, учитель играет роль консультанта.
10 осенних мастер-классов для детей
Снеговик
Никто меня не любит
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Хризантема и Луковица