Данная работа раскрывает понятие "сленг" в школьной среде, выявлено насколько часто употребляются эти "резвые" словечки учениками. И основой работы является: как влияет употребление сленга на граммотность учащихся. Чтобы это понять Татьяна проводила анкетирование, просматривала тетради учащихся разных классов.
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.ppt | 2.77 МБ |
sleng_v_rechi_shkolnikov._konferentsiya.doc | 315.5 КБ |
МБОУ «Бриляковская СОШ»
Исследовательская работа по русскому языку
на тему:
«Сленг в речи школьников.»
Работу выполнила:
Короткова Татьяна, ученица 10 класса
Руководитель:
Свинцицкая Людмила Николаевна
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………………………………………….3-4
Глава I. Теоретический аспект исследования……………………………………………………………………….4-6
I.1. Общая характеристика сленга………………………………………………………………………………………….4
I.2. Молодежный сленг…………………………………………………………………………………………………………..4-5
I.3. Источники пополнения речи школьников сленгом………………………………………………………….5
I.4. Причины употребления…………………………………………………………………………………………………….6
Глава II. Практический аспект исследования……………………………………………………………………….6-8
II.1. Влияет ли употребление сленга в общении с друзьями на грамотность учащихся?...........6-7
II.2. Анкетирование учащихся……………………………………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………….7-8
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………….8
Приложение………………………………………………………………………………………………………………………….9-12
Введение.
С самого первого дня мы слышим русскую речь: мамину колыбельную, бабушкины сказки, дедушкины прибаутки. Когда мы были еще в утробе, мама с нами разговаривала на родном языке. Потом мы пошли в школу и начали изучать русский язык подробнее. И никто не сказал, что это ему не нужно, хотя это один из самых трудных школьных предметов.
Я верю, что русский язык «великий и могучий», и считаю верными слова всем известного писателя Александра Ивановича Куприна: «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью.» Почему же мы красивые русские слова, которые буквально могут литься из наших уст, заменяем дерзкими, вульгарными выражениями? Почему вместо: «Ты сегодня обворожительна?» , слышим : «Ты офигенно выглядишь!»?
Для того чтобы понять, почему происходит замена литературных слов жаргонизмами, мы решили проанализировать речь современных школьников.
Целью данной работы является исследование употребления сленга учащимися.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- познакомиться с молодежным сленгом;
- рассмотреть сленг как речевой пласт в среде учащихся;
- выявить причины употребления сленга учениками;
- узнать источники пополнения;
-провести анкетирование учащихся.
Методы исследования: изучение литературы по теме, анализ лексики школьников, классификация, обобщение.
Новизна работы заключается в том, что такое явление как сленг рассматривается не в целом, а только в среде учащихся.
Актуальность работы состоит в том, что употребление детьми сленга ведет к ухудшению их грамотности .
Теоретическая значимость: теоретический материал систематизирован и приведен в работе таким образом, что изучение сленга при помощи данного исследования становится возможным для любого желающего, поскольку все материалы доступны для понимания.
Практическая значимость: результаты исследования дают возможность проанализировать использование сленга школьниками в речи. Анкетирование помогает учителю постараться предотвратить использование сленга в сочинениях и изложениях путем подбора синонимов.
Глава I. Теоретический аспект исследования.
I.1. Общая характеристика сленга.
Что же такое сленг? Мы смотрели значение этого слова в различных словарях, энциклопедиях, в интернете. И одним из самых интересных и более подходящих к изучаемой теме, как нам показалось, мы нашли у И.Р. Гальперина:
Сленг, слэнг – экспрессивно и эмоционально окрашенная лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной нормы.
Главным образом сленг распространён среди школьников, студентов, военных, молодых рабочих. Сленг подвержен частым изменениям, что делает его языковой приметой поколений. Легко проникает в литературный язык, используется для речевой характеристики героев и авторской речи; например, у Панферова, Ф.В. Гладкова, В.Аксенова, У. Диккенса и др.
«Привет, Красная Шапочка, -писал внук бабушке,- извини, что долго не чирикал…Здесь базарят…» - из произведения В.Роньшина «Охоты на Красную Шапочку».
Сленг используют в своей речи и образованные люди, представители определенной возрастной или профессиональной группы (например, ЗЫ используется для удобства при наборе текста и является аналогом аббревиатуры P.S.( post scriptum, послесловие)).
Виды сленгов: армейский, журналистский, компьютерный, игровой, сетевой. И общеизвестным видом является молодежный сленг.
I.2.Молодежный сленг.
Молодежный сленг является средством общения большого количества людей , объединенных возрастом, да и то весьма условно. Носителями сленга являются ,как правило, люди 12-30 лет. Молодежный сленг возникает из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской:
- На тусовке было отстойно!
- Клевый у тебя сегодня прикид!
Очень часто из уст своих одноклассников слышишь такие слова, как зашибись, улет, класс, супер, клево. Эти и другие подобные словечки вытесняют нормальную речь.
Молодежный сленг подобен его носителям. Он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а так же знак «я свой». Язык здесь отражает внутреннее состояние молодых людей ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.
Поколение молодых сменяется через пять-семь лет, а с ними меняется и сленг. Яркая особенность молодежного сленга- его быстрая обновляемость. Во времена молодости бабушек и дедушек деньги могли называться тугрики, во времена родителей – монеты, мани, а у нас в ходу бабки, баксы.
I.3. Источники пополнения речи школьников сленгом.
Мы дети, а дети, как известно, схватывают все на лету и быстро запоминают, впитывают в себя как губки и нужную, и ненужную информацию.
Большинство школьников с компьютером «на ты», значит, первым источником является развитие компьютерных технологий: интернет, игры, видео, мультфильмы.
Абсолютно все ребята слушают музыку, а современные музыкальные композиции насыщенны «яркими» словечками («Всё пучком, а у нас всё пучком…»- думаю, что всем приходилось слышать эту песню). Отсюда следует, что следующим источником является современная музыкальная культура.
Очень часто приходится слышать из уст сверстников блатные выражения: крышевать, побазарить, стрелка и др. Это слова из уголовного сленга.
Итак, сленг молодежи питает все новое, нетрадиционное или отвергаемое: речь музыкальных фанатов, телевидение, интернет-жаргон, просторечие, иностранные языки, воровское арго. Каждая из этих составляющих имеет свою сферу, свой предмет и в то же время представляет широкое поле для заимствования ( не грузи меня – из жаргона компьютерщиков, забить стрелку – из воровского). Впрочем, как раньше, так и сейчас источником сленга является обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается: мне это абсолютно параллельно, сугубо фиолетово.
I.4. Причины употребления.
Почему же школьники употребляют слова молодежного сленга?
1). Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. ( Сравним два выражения. Ты хороший парень. Ты крутой чувак.)
2). Сленг отделяет «своих» от «чужих». Благодаря знанию такого специального языка подростки чувствуют себя членами некой замкнутой группы. Сленг помогает поддерживает хорошие отношения со сверстниками.
3). Не желание следовать правилам, придуманными взрослыми.
4).Сленг позволяет школьникам повысить свой статус в группе, в классе, утвердиться как среди сверстников, так и в своих глазах.
5). Подражание своему идеалу. Поэтому в речи ребят много фраз из телевизионных передач, фильмов и музыкальных композиций.
6). Стремление к разнообразию: ведь всегда говорить правильно так скучно!
7). И одной из причин является нехватка словарного запаса для того, чтобы точно выразить свою мысль.
Глава II. Практический аспект исследования.
II.1. Влияет ли употребление сленга в общении с друзьями на грамотность учащихся?
Не все ребята попадают полностью под влияние «модных» слов, и это радует.
На вопрос: «Используешь ли ты сленг при написании сочинений, изложений и при устных ответах?», 89% ответили: нет.
Но, просматривая тетради учеников 7, 9, 10 классов, мы увидели такие фразы:
-Классный герой!
- Крутое письмо!
- Мне ваще фиолетово на эту картину!
Пример устного ответа:
- Я тащусь от этого произведения!
Отсюда следует, что есть ребята, которые все-таки попадают под влияние сленга и активно используют его не только в устной речи. Из-за увлечения сленгом ученики пишут с ошибками, искажающими устную и письменную речь не только на форумах, но и в повседневной жизни (в частности в тетрадях по русскому языку). В речи школьников появляется много иностранных слов без перевода, значение которых они чаще всего не знают.
II.2. Анкетирование учащихся.
Для того чтобы понять насколько же захватили речь школьников эти «резвые» словечки, мы провели анкетирование «Мое отношение к сленгу» и получили следующие результаты.
На вопрос : «Используешь ли ты сленг в общении с окружающими?» , 17 ответили : да, один – бывает, один – нет. Таким образом, практически все ученики используют сленг для общения и довольно часто.
Чаще всего школьники употребляют следующие слова: круто, капец, физ-ра,клево, клава (клавиатура), училка, энглиш, литра, мы в танке.
Среди причин употребления опрашиваемые отмечали следующие: «чтобы выразить эмоции»,«привычка», «для упрощения речи», «для краткости», «чтобы точнее донести свою мысль».
«Где ты впервые услышал эти слова?» с помощью этого вопроса выяснили, что ребята слышат сленг от взрослых, друзей, с экранов телевизора, читают в интернете.
Из бесед со взрослыми стало понятно, что и раньше, когда они учились, в школе сленг присутствовал. Они называют такие слова: блин, фигня, умора, павкши , но употребление этих выражений было низким, считалось зазорным произнести вслух при взрослом нелитературное слово. Учителя нашей школы знают много слов современного сленга, некоторые употребляют их в шутку.
Заключение.
Итак, сленг был, есть и будет в школьной лексике. Хорошо это или нет? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие- появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг заменяет ученику нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.
Не случайно в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе для придачи речи живости. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к тому, что только загрязняет русский язык. Это требование времени. Но чрезмерное употребление или замена нормальной речи языком сленга приводит к безграмотности и частым ошибкам.
Список литературы.
Приложение.
Вопросы анкеты.
1. 111Испотшмшщогшо
2.Клево, зашибись, круто.
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Осенняя паутина
Притча о гвоздях
Алые паруса
Прекрасное далёко