Русский язык включает в себя наряду с литературным языком, народно-разговорную речь. Это такие выражения как: просторечные, местные или территориальные говоры, жаргоны, фразеологизмы.
В наши дни как никогда актуальна проблема речи школьников. Подростковый жаргон функционирует внутри системы русского языка. Таким образом, исследование языка подростков может оказаться полезным для изучения системы языка в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
vanya_kabakov.rar | 221.32 КБ |
МБОУ СОШ № 48 |
Фразеологизмы и жаргонные выражения в речи современных школьников |
Выполнил: ученик № 3 Б класса
Кабаков Иван
Руководитель: Ливанова Т Г.
Чита - 2014
Содержание
Фразеологизмы и жаргонные выражения в речи современных школьников
Введение
Однажды на уроке произошел такой диалог учителя и одного из моих одноклассников:
Учительница сделала замечание: Петя, не отвлекайся!
А Петя в ответ: Да они меня уже достали!
Учитель: Откуда они тебя достали?
В общем-то, в классе все ребята поняли, что Петя имел ввиду: «они мне надоели». А учительница показала нам, что мы иногда употребляем слова, не обращая внимания на значение этих слов. Может быть эти слова многозначны? Но моя учительница пояснила, что есть такая группа слов в русском языке, которая называется фразеологизмами и жаргонами.
Я начал замечать, что люди часто общаются между собой на каком-то своем языке, используют слова, которые понятны не всем, а только определенной группе. Например, в школе я часто слышу, что одноклассники, сверстники используют слова, которые ясны только им, но не всегда понятны окружающим. Это такие слова, как клево, супер, зашибись, отвянь, достали, не тормози и т.д. Мне стало интересно разобраться в истоках такой разновидности языка, как школьный жаргон.
Русский язык включает в себя наряду с литературным языком, народно-разговорную речь. Это такие выражения как: просторечные, местные или территориальные говоры, жаргоны, фразеологизмы.
В наши дни как никогда актуальна проблема речи школьников. Подростковый жаргон функционирует внутри системы русского языка. Таким образом, исследование языка подростков может оказаться полезным для изучения системы языка в целом. С другой стороны, подростковый жаргон, как и молодежный способен стимулировать изменения в стандартном русском языке.
Объектом исследования является лексика современного школьника.
Предмет исследования составляют лексические выражения, жаргонизмы и их значение в речи школьников – учащихся 3 класса школы №48 г.Чита.
Цель исследования заключается в описании языка современных школьников, составление словаря часто употребляемых выражений и жаргонизмов. Задачи исследования:
- познакомиться с понятиями «фразеологизм» и «жаргон»;
- изучить дополнительную литературу по теме;
- провести исследование (наблюдение и беседа): какие жаргонизмы используют школьники – учащиеся 3 класса СОШ №48
Наверное, трудно встретить ученика, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Молодежная лексика прочно вошла в разговорную речь, и если уж многие взрослые солидные люди не пренебрегают ее употреблением, стоит ли требовать от школьников высокого слога? Есть также выражения, которые, будучи вырванными из контекста, звучат вполне литературно, например: «Не наезжай!» или «Не тормози!», или, как из нашего примера, «Достали!». Интересно, что филологи и лингвисты относятся к такой лексике достаточно миролюбиво и воспринимают ее как естественный способ развития языка.
Фразеологизмы – это устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение и соотносится с отдельным словом. Если какой - то человек кажется вам очень умным, про него можно сказать «ясная голова», «чрезвычайно умён». Фразеология русского языка служит для создания образности и выразительности речи. Она необыкновенно богата и разнообразна. Некоторые фразеологизмы не допускают вмешательства и остаются устойчивыми сочетаниями. Такие выражения как «ни свет, ни заря», нельзя сказать «ни заря, ни свет», хотя смысл при этом не страдает. Другие не допускают менять множественное число на единственное и наоборот. Например, «бить баклуши» или «греть руки». Постоянство состава фразеологизмов позволяет говорить о «предсказуемости» их компонентов. Если мы говорим «закадычный», можно предположить, что это «друг», а если говорим «заклятый», то имеем ввиду «враг». Есть фразеологизмы, которые не допускают уточняющих слов и остаются абсолютно устойчивыми сочетаниями, такие как «потупить голову». Нельзя сказать «низко потупить голову». Однако, есть и другие, которые допускают вставку отдельных уточняющих слов, например, разжигать страсти», можно сказать «разжигать роковые страсти». Фразеология русского языка очень богата и интересна!.
Есть такое понятие как молодёжный сленг. Слово сленг взято с английского языка, на русском языке оно звучит как «жаргон». Определим, что же такое жаргон. Жаргон – это своего рода язык в языке. Это слово пришло из французского языка, где первоначально обозначало «щебетание, болтовню, непонятный язык». В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» даётся следующее определение: «Жаргон (франц. jargon) - разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно-устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии (жаргон программистов), положения в обществе (жаргон русского дворянства в ХIX веке), интересов (жаргон филателистов) или возраста (молодежный жаргон)» Жаргон - это условный язык, понятный только в определенной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выражений. Жаргон противостоит официальному, общепринятому языку.
Молодёжный сленг даёт по-своему высказать и выразить свои чувства и эмоции, по-своему передать яркость образа. Возможно, он грубоват, фамильярен или даже юмористичен. Как все социальные диалекты, он представляет собой лексикон, который паразитирует на общенациональном языке.
Двойственное положение молодёжи, когда они не хотят быть детьми, но и во взрослую жизнь их не пускают, приводит их к образованию субкультур, где они собираются чтобы самореализоваться. Молодёжный сленг нацелен на то, чтобы «свои» стали ближе, а «чужие» дальше. Судьба лексических выражений молодёжи неодинакова. Одни из них приживаются и переходят в общеупотребительную речь, а другие со временем исчезают, а третьи приживаются и переходят из поколения в поколение, такие как: «шпаргалка» - подсказка, «ржать» - смеяться, «сачёк» - прогульщик, «тубзик» - туалет, «домашка» - домашняя работа и т.д.
Увлечения молодёжи компьютерными играми послужило источником новых слов в лексике молодёжи. Например, «комп» - компьютер, «инет» - интернет, «клава» - клавиатура».
Общее свойство жаргонной лексики – переосмысление общеупотребительных слов и создание выразительных , ярких метафор.
В нашем исследовании мы пользовались методами наблюдения и беседы.
В ходе исследования составили следующий словарь школьников:
бабки – деньги
базарь – говори
балванка – пустой диск
въезжаешь – понимаешь
гонишь – не пониаешь, делаешь не правильно
греть уши – подслушивать
достал – надоел
клевый, клёво, классный - имеет значение хороший, привлекательный, интересный;
локаторы – уши
мобила, сотик, труба - мобильный телефон
не ломайся – не отговаривайся
не парься – не беспокойся
не тупи – не прикидывайся
олень – несообразительный человек
отвали – отстань, не надоедай
очкуешь – боишься
подтянись – подойди
пробей – найди
прикид – одежда
прикол, прикольно – необычно, интересно
телек - телевизор
тормоз – глуповатый несообразительный человек;
угарно, угарать – смешно, смеяться
хавчик – еда
чайник - голова, начинающий в каком-то деле, (несведущий) в каком- то деле
чувак – пацан
шары – глаза
Выводы
Молодежный жаргон — это словотворчество, а не коверкание языка. Хотя слова зачастую грубы и им придается смысл, противоположный первоначальному значению, они весьма важны для общения в подростковой среде. Это подтверждается и тем, что жаргон видоизменяется со временем, но не исчезает совершенно. Жаргонизмы используются в речи учащихся разных возрастных групп.
Речь является прямым отражением образа жизни и степени образованности ее носителей. Исследуя речь, мы можем составить портрет современного ученика. Это человек, который достаточно хорошо ориентируется в окружающем мире, имеет отрывочные научные знания, мало читает книг, часто смотрит телевизор, активный компьютерный пользователь, остроумный, изобретательный, но несколько нагловатый, имеет привычку высказывать свои соображения людям в лицо. Речь засорена просторечиями и словами собственного сочинения.
Школьникам, по моему мнению, необходимо правильно выбирать языковые средства, адекватные конкретной ситуации общения, учитывать при этом кому предназначена речь, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь. А взрослым желательно узнать значения хотя бы некоторых жаргонных слов, чтобы лучше понимать подрастающее поколение, и вмешиваться в речь подростка только тогда, когда речь страдает от нецензурных выражений. Остальные же слова со временем исчезнут, от них не останется даже следа.
Литература:
Лиса-охотница
Две снежинки
Как зима кончилась
3 загадки Солнечной системы
Свадьба в Малиновке