Работа содержит теоретическую часть о понятии, истории создания и видах социальных сетей, и практическую часть - исследование по проблеме: "снижается ли успеваемость учеников вследствие частого и длительного пребывания в социальных сетях? "
2014 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Основная часть……………………………………………………………………5
Глава 1. Понятие и виды социальных сетей……………………………….4
Глава 2. Социальные сети в жизни школьника……………………...........8
Заключение……………………………………………………………………….11
Список используемой литературы……………………………….......................12
Приложение 1. Анкета «Социальные сети в моей жизни»…………………....13
Приложение 2. Результаты анкетирования…………………………………….15
Введение
Относительно недавно (два года назад) у меня дома появился Интернет. И первым моим занятием было создание своего профиля в социальной сети «Вконтакте». Сначала я мало посещала свою страницу, потому что не знала всех возможностей социальной сети, но постепенно я узнавала все больше и больше. Я узнала, как слушать и находить музыку, смотреть и скачивать фильмы, узнавать новости своих друзей, нашла группы, близкие мне по духу и интересам. Но чем больше я узнавала, тем меньше мне хотелось заниматься чем-то другим: читать художественную литературу, смотреть телевизор или просто прогуляться с друзьями. Все это мне постепенно заменила социальная сеть.
Сейчас я очень много времени провожу «Вконтакте», но заметила только после того, как у меня начали появляться плохие отметки. Я пришла к выводу, что социальная сеть отрицательно повлияла на мою успеваемость в школе. Мне стало интересно, одна ли я такая? Если нет, то сколько нас? И как изменить такую отрицательную тенденцию?
Именно поэтому я взяла тему для исследования – «Влияние социальных сетей на успеваемость учеников».
В начале исследования я выдвинула гипотезу – социальные сети негативно влияют на успеваемость школьников.
Проблема исследования – негативное влияние социальных сетей на учеников.
Объект исследования - пользователи социальных сетей в возрасте от 11 до 18 лет.
Предмет исследования – изменения в сознании школьников вследствие частого посещения социальных сетей.
Цель исследования – изучить влияние социальных сетей на успеваемость учеников.
Задачи исследования:
План моей работы:
Методы исследования: сбор информации, изучение литературы, проведение анкетирования, анализ анкет, написание реферата, создание презентации и буклета.
Практическая значимость: можно использовать для выступления на классных часах.
Основная часть
Глава 1. Понятие и виды социальных сетей
Я начала свою работу с того, что нашла определение социальной сети.
Социальные сети (англ. social networking service) — интернет-сервис, предназначенный для общения реальных людей (друзей, родственников, коллег, одноклассников и однокурсников) и обмена информацией (фотографии, видео, интернет-ссылки) между ними. Характерной особенностью социальной сети является создание профиля пользователя, в котором указываются его реальные персональные данные, сведения о возрасте, образовании, работе, увлечениях. Сайт социальной сети состоит из множества персональных страниц пользователей, связанных друг с другом множеством разнообразных связей. Пользователь составляет список своих друзей, с которыми может активно общаться с помощью коротких сообщений, просматривать списки друзей своих друзей, посещать их персональные страницы. Дополнительно может предоставляться возможность создания групп пользователей по различным признакам.
Далее я познакомилась с историей возникновения и развития социальных сетей.
В Интернете социальные сети начали создаваться в 1995 году, одним из первых успешных проектов стал американский портал Classmates.com. Массовое увлечение социальными сетями началось в 2003–2004 годах, когда появились сервисы MySpace и Facebook. В России в 2006 году были запущены порталы Одноклассники (аналог Classmates) и ВКонтакте. Считается, что социальные сети удовлетворяют человеческую потребность в самовыражении, предоставляют ему возможность делиться своими мыслями и плодами творчества с аудиторией. К 2010 году наиболее популярными социальными сетями в мире стали Facebook и Google+, которые имеют многоязычный интерфейс, в том числе и русскоязычный.
Помимо общих социальных сетей существуют специализированные социальные сети, например, профессиональные (для общения на профессиональные темы, обмена опытом и информацией, поиска и предложения вакансий, развития деловых связей), возрастные и гендерные.
Социальные сети открыли рекламодателям возможности непосредственного контакта с потребителями. Ежедневно миллионы пользователей обсуждают между собой качество товаров и услуг, делятся своими мнениями и впечатлениями. С помощью рекламы компании пытаются улучшить свою репутацию. Объем рынка рекламы в социальных сетях постоянно растет и является одним из факторов дальнейшего развития социальных сетей.
К негативным сторонам социальных сетей относят: публичность размещения в Интернете персональных данных и частной информации, которой могут воспользоваться другие лица в неблаговидных целях; возможность развития психической зависимости от онлайн-общения.
В ходе своего исследования я рассмотрела самые известные в мире, но, тем не менее, не особо популярных в нашей стране, социальные сети.
MySpace (myspace.com) – можно сказать, родоначальник социальных сетей в современном их понимании. Несмотря на то, что MySpace - одна из самых популярных социальных сетей в мире, среди русскоязычной части Интернет-пользователей она не прижилась. Точнее, владелец этой сети принял решение не развивать ее в России.
Facebook (facebook.com) – крупнейшая и самая популярная в мире социальная сеть. Идея создания этой сети – объединить людей, которые учатся или учились вместе в одном учебном заведении. Со временем разрослась до невероятных масштабов. Масса функций и возможностей, постоянное совершенствование, удобный и понятный интерфейс и многое другое. На начало 2011 года количество пользователей в России 3 401 000.
Из информационных источников, я выявила, следующие самые популярные в России социальные сети. На первом месте по использованию находится социальная сеть - «Одноклассники».
Глава 2. Социальные сети в жизни школьника
После изучения теоретической части своей работы я перешла к проведению анкетирования (см. приложение 1).
Объектом моего исследования были ученики с 5 по 11 класс в количестве 158 человек (см. приложение 2). 96% из числа опрошенных зарегистрированы и активно используют социальные сети, из которых 72% составляют дети с 11 до 15 лет. Но ведь не секрет, что ведь в социальных сетях очень много вредной и опасной информации, которая отрицательно влияет на развитие и психику ребенка.
Выяснилось, что большая часть учеников посещают социальные сети несколько раз в день.
Многие родители часто задают вопрос: «Что можно делать в Интернете такое количество времени?». На аналогичный вопрос ответы учеников распределились следующим образом.
63 % опрошенных ответили, что использую соц. сети для общения с друзьями, одноклассниками, родственниками.
49% заходят в соц. сети для того что бы поиграть в онлайн-приложения или игры, послушать музыку, посмотреть фильм или смешное видео.
28% любят «посидеть» в группах. В социальных сетях множество различных групп. На мой взгляд, есть хорошие и познавательные, только почему-то именно на эти паблики подписано меньшее количество народа.
26% заводят в Интернете новые знакомства. И, действительно, познакомиться в Интернете намного легче, чем просто подойти к человеку и сказать: «Привет! Как тебя зовут?».
И, наконец, самое маленькое количество (16%) заходят в соц. сети ради учебы. Лично я, пользуясь соц. сетью вконтакте, не знаю, где можно найти информацию, которая пригодилась бы мне в школе. Хотя в контакте есть многочисленные ГДЗ (готовые домашние задания), но это только отрицательно влияет на успеваемость, так как учебный материал все равно остается непонятым, а это еще раз говорит о негативном влиянии социальных сетей на успеваемость.
Следующий вопрос в моей анкете звучал так: «Использование социальной сети как-то повлияло на ваш образ жизни?»
Из анализа этой диаграммы видно, что социальная сеть, по мнению учеников, в основном положительно влияет на их образ жизни. 22% она помогла в учебе, 40% - в общении, 17% просто весело проводят там время (но такие ответы были у большинства учеников в возрасте от 11 до 15 лет). У учеников старше 15 были ответы распределились немного по-другому: для 8% частое посещение соц. сети повлияло отрицательно на свободное время, у 7% вызвало зависимость.
По-моему мнению, ученики младших классов просто не знают, что у них уже есть зависимость от социальной сети или просто они не хотят ее признавать.
Заключение
Проведя анкетирование среди учеников 5-11 классов, я пришла к выводу, что ученики среднего звена не осознают зависимость от социальных сетей, проводят в них большое количество времени, играя в игры, общаясь с друзьями, и считают, что социальные сети не оказывают вреда ни на учебу, ни на здоровье. Мнения же учеников старших классов противоположны.
Но после анализа успеваемости школьников, моя гипотеза нашла подтверждение – социальные сети негативно влияют на успеваемость школьников: чем больше времени ученики проводят в социальных сетях, тем меньше времени у них остается на подготовку к урокам и тем хуже учителя оценивают их знания.
Результаты моего исследования должны быть использованы на классных часах для учащихся среднего звена для профилактики негативных последствий влияния социальных сетей на успеваемость и пропаганду невиртуального образа жизни.
Список литературы и использованных источников
Приложение 1. Анкета «Социальные сети в моей жизни»
а) Да
б) Нет
а) несколько раз в день
б) ежедневно
в) несколько раз в неделю
г) раз в несколько недель
а) поиск друзей, одноклассников и общение с ними
б) знакомство и общение с новыми людьми
в) помощь в поиске и организации учебы
г) группы по интересам
д) способ связи
е) Развлечения (игры, музыка, фильмы, фото)
ж) самовыражения (социальная сеть помогает мне заявить о себе, показать свое творчество)
а) Да
б) Нет
а) Да
б) Нет
а) Помогло в учебе
б) Помогло в личной жизни и общении с друзьями
в) Помогло в организации досуга, в поиске групп по интересам
г) никак не повлияло
д) Повлияло отрицательно на свободное время
е) Вызвало зависимость
ж) Другое ____________________________________________________
а) наличие способа связи, экономящей средство и время
б) Возможность найти интересующую для меня музыку, фото, фильм
в) Способ поиска и обмена информации
а) Да
б) Нет
в) Затруднительный вопрос
а) Да
б) Нет
а) Женский
б) мужской
а) от 11 до15
б) от 15 до 18
Приложение 2. Результаты анкетирования
Несчастный Андрей
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Хрюк на ёлке
10 осенних мастер-классов для детей
Рисуем подснежники гуашью