Это статья о Тамаре Константиновне Нестеровой, малолетней узнице концлагеря, которая в годы Великой Отечественной войны вместе со своей мамой и сестрой Розой были насильно угнаны в немецкий концлагерь Банцлау. О том, как они - будучи маленькими детьми, работали нянями в детском саду. Ухаживали за детьми до которых они боялись прикоснуться, потому что тельца тех детей состояли из костей обтянутых кожей. Те дети постоянно умирали, за ними приезжал человек весь в черном и забирал их тельца и всем было понятно куда.... О том, как малолетним узникам постоянно хотелось есть, как им было холодно и страшно. О том, как произошло освобождение узников концлагеря и как сложилась дальнейшая судьба этой удивительной женщины.
Вложение | Размер |
---|---|
poiskovo-issled._rabota_uzniki.docx | 66.27 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вязовская основная общеобразовательная школа
Вязниковского района Владимирской области»
ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Нестерова Тамара Константиновна»
(номинация «Земляки»)
Выполнили:
ученицы 9 класса Харитонова Ирина,
Уварова Виктория;
Руководитель:
Морозова Татьяна Вячеславовна
учитель истории.
Ст. Мстёра 2014 год
Оглавление.
1 Актуальность выбора темы.
2. Цели и задачи работы.
3. Семья Нестеровой Тамары Константиновны до войны.
4. Концлагерь «Бранденбау» в Германии.
5. Уроки мужества и стойкости.
6. Заключение.
7. Итоги социологического опроса.
8. Список использованной литературы.
Введение
Тема моего исследования является очень важной, по моему мнению, потому что, я считаю, что есть вопросы, о которых нельзя говорить, актуальны они или нет. Память вечна! Нельзя забыть полное, бесправное, каждодневное унижение и страх за свою жизнь малолетних узников концлагерей. Людей, которые выжили, остается все меньше и меньше, и нужно спешить помочь им оставить в назидание потомкам урок мужества и стойкости.
Актуальность темы исследования заключается еще и в том, что сейчас в современном мире находятся определённые политические силы, которые стремятся пересмотреть итоги Второй мировой войны, которые не считают фашизм «чумой 20-го века». Я считаю, что людей, которые прошли фашистские лагеря никогда нельзя забывать. Десятки миллионов людей погибли ради того, чтобы мы могли мирно жить и надо всегда об этом помнить.
Казалось бы, простые истины: никто не имеет право отнимать у человека жизнь, нарушать его права, но в истории это прослеживается постоянно. Нацистские концлагеря - лагеря смерти, не верится, что человек смог такое создать. Знакомясь с документами, воспоминаниями очевидцев мне становилось страшно оттого, что такие бесчеловечные, аморальные и просто чудовищные условия содержания людей, да и вообще существование концлагерей смог позволить себе человек. И то восхваление, какое-то даже обожание фашизма как государственного строя, идеологии у некоторых слоёв населения просто недопустимо, неприемлемо - не имеет право на существование.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение трагических страниц истории Великой Отечественной войны, воспитание у подрастающего поколения активной гражданской позиции и ненависти к фашизму.
Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
• Собрать материал о жизни малолетней узнице концлагеря Тамары Константиновны Нестеровой.
• Расширить знания учащихся об узниках нацистских концлагерей.
• Показать ужасающие условия жизни в немецких концлагерях.
•.Выяснить условия существования и работы малолетних узников в нацистских концлагерях на основе воспоминаний малолетней узницы концлагеря .
В качестве специальных методов исследования я использовала:
-исследовательский;
-теоретический;
-эмпирический.
Основным результатом моего исследования являются выводы, свидетельствующие о жизни малолетних узников концлагеря на основе воспоминаний очевидца; невозможности существования бесчеловечного режима-фашизма.
Нет, сильны мы - мы найдем дорогу,
Нам ничто не преградит пути.
Нас, идущих к светлой цели, много,
Мы туда не можем не дойти!
Не страшась кровопролитной битвы,
Мы пойдем, как буря, напролом.
Пусть кому-то быть из нас убитым, -
Никому из нас не быть рабом!
Работу я решила начать со слов человека, который прошёл ад концлагерей - Муссы Джалиля.
А сколько малолетних узников концлагерей умирали не выдержав бесчеловечных условий жизни, над ними издевались, их гнали перед немецкими солдатами, идущими в атаку, у них брали кровь для различных целей, над ними проводили медицинские опыты, их, наравне со взрослыми, привлекали к непосильному рабскому труду.
Семья Нестеровой Тамары Константиновны до войны.
Нестерова (Айвазова) Тамара Константиновна родилась 6 марта 1932 года в городе Ржеве Калининской области в семье служащего. Отец, Айвазов Константин Георгиевич (1905 года рождения), в 1937 году был репрессирован, отбыл в лагерях как враг народа 10 лет. Реабилитирован в 1956 году.
В 1941 году Тамара Константиновна закончила первый класс на «отлично» с похвальной грамотой, но началась война, и школы закрыли под госпитали.
Глубокой осенью 1941 года фашисты оккупировали деревню Грыжнево, где находилась семья Айвазовых: мама, маленькая Тамарочка и старшая сестра Роза.
Из воспоминаний Тамары Константиновны: "После новогодних праздников фашисты начали выгонять всех из домов. Гнали людей и скот. На какой-то станции нас загнали в товарные вагоны и отправили состав. Когда состав остановился в городе Ржеве, мы спрятались в подвальном помещении разбитого вокзала на станции Ржев-1. Мамина тетя приютила нас, давала маме свои вещи, с которыми она ходила по деревням обменивать на продукты питания. Часто наша мамочка приходила без продуктов с распухшими ногами и подолгу лежала больная. Летом питались лебедой и крапивой. Нам с сестрой приходилось просить подаяния.
На всю жизнь мне запомнились три парня, которых повесили фашисты на площади в городе Ржев. И было это в марте 1942 года. Помню их лица, и в чем они были одеты. А перед этим случаем, я заболела сыпным тифом, и меня и маминого дядю, который тоже заболел тифом, положили рядом в пустой дом и никого туда не пускали. Мама приходила ночью и топила печку, а в доме у нас были поселены семь фашистов СС. Один из них заболел, и от него заболели мы, так как они вешали свои шинели над нашей кроватью.
Осенью, в городе есть совсем было нечего и мы пошли в деревню Пашино. Там наша мама заболела сыпным тифом, ее увезли в деревню Обрашково, а нас погнали в деревню Толстиково.
В деревне Толстиково мы прожили всю зиму, а в марте 1943 года фашисты стали выгонять народ из домов. Как сейчас помню, было очень холодно, мела метель. Мамочка взяла санки, посадила меня на них, а сестренка помогала ей вести меня, и погнали нас со всем народом под фашистским конвоем. Гнали нас и по смоленской земле, и через город Смоленск. Видели мы, как фашисты минировали здания в городе Смоленске. Когда пригнали в город Оршу, было это зимой, держали долго на вокзале абсолютно голодными, потом загнали в холодные товарные выгоны и повезли в неизвестном направлении. И только в Каменец-Подольске случайно услышали мы через стенки вагонов, как на улице кто-то сказал, что этот состав идет в Германию и нам стало так жутко.
Концлагерь «Бранденбау» в Германии.
В декабре 1943 года нас привезли в Германию. Поместили в лагерь «Бранденбау» в холодные каменные бараки. Постоянно хотелось есть и от этого, наверное, еще больше ощущался холод. В столовой один раз в день нам давали в металлических мисках баланду из брюквы, брюквы почти не было, была просто вонючая вода. Давали очень мало хлеба, который делили так: нарезали пайками, раскладывали на столе, один человек отворачивался, а другой показывал на пайку и спрашивал у него: "Это кому?". Помню, как комендантша и ее помощники каждое утро кричали: "Абштейн!"- «Вставай!». Затем, немного погодя, только успевали люди одеться. снова кричали: "Антрент" – «Стройся!». И угоняли людей на работу. Помню, как стучали колодки, обутые на ноги людей, это такая деревянная обувь, и от одного этого стука было жутко и страшно. В нашем лагере была злющая комендантша, все звали ее Шубирша, а как правильно ее звали, я никогда не слышала. Она била людей кулаками на глазах у всех. Помню, однажды пролетел наш самолет высоко над нашим лагерем, и комендантша загоняла всех, кто был на этот момент на территории лагеря, она загоняла людей в бараки или бункеры, одна женщина медленно передвигалась, так Шубирша прострелила ей рот. А однажды комендантша залепила мне пощечину так, что у меня слетела с головы красная с черной кисточкой испанка, которую я по своей глупости надела и пошла чистить картофель для немецкой кухни. Помню, как она в ярости топтала мою испанку и кричала: "Коммунист!"
Помню, как нас отправили работать в ясли к маленьким детям как взрослых. Когда мы пришли туда - увидели, что на кроватках лежали без движения уже большенькие дети. Мы сами были «заморыши», но что нам пришлось увидеть, это было ужасно! Дети были настолько худые, что их страшно было не только брать на руки, но даже обрабатывать их тельце. Брать на руки мы их боялись, думали, что они в руках сломаются, они состояли из косточек обтянутых кожицей. Одному было, как нам сказали, три года, другому было поменьше. Одного звали Рихард, а другого - Генрих. Еще была девочка, ее звали - Нюня. Это были польские дети. Еще были русские, белорусские, украинские дети. Кормили их два раза в день. Давали с каким-то запахом молоко и еще "моцу" - что-то прозрачное, жидкое, наподобие киселя из воды и крахмала. А еще давали один раз в день так называемые "крошки", размоченный хлеб в молоке с запахом. Давали очень мало, чтобы дети только могли существовать. От этого питания они и были явными дистрофиками. Потом у них начинались поносы - белый, жидкий с гнилостным запахом стул и от этого они умирали. За все время пока болели и умирали дети, меры никакие не принимались со стороны немецких работников, никто не приходил, только помню, как приезжала черная машина, заходил человек одетый во все черное. Заносил черные гробики, одевал на мертвых детей бумажные, кружевные маечки, укладывал их в черные гробики и увозил. Мы хоть и дети были, а догадывались, что их будут сжигать без гробиков. По каждому из них нами было пролито море слез. Прошло много лет, но я до сих пор помню тех детей, которые лежали без движений в постельках и умирали на наших глазах.
Уроки мужества и стойкости.
Если бы люди могли представить, что творилось в наших детских душах!!!
3 мая 1945 года нас освободили английские солдаты и вскоре в лагерь приехали с англичанами наши военные и объявили, что мы все сможем скоро вернуться домой. С первой партией машин мы уехали из лагеря. Нас привели в город Рыбнетц, где стояли наши войска, а через три месяца мы в августе приехали в свой родной город Ржев. Весь город был в руинах, по дороге домой я и сестренка Роза заболели брюшным тифом. Нас положили в больницу и только в октябре месяце я пошла учиться во второй класс, было мне в это время 13 лет. В своем классе я сама организовала совет отряда, художественную самодеятельность….".
Тамара Константиновна всю свою жизнь отдала детям, она работала заведующей детским садом на станции Мстера.
Тамара Константиновна частый гость всех наших школьных и классных мероприятий, она приходит не только на праздники, но и в будни. И как бы не тяжело было вспоминать то жестокое время, Тамара Константиновна всегда со слезами на глазах рассказывает о нацистских концлагерях, показывает фотографии.
Тамара Константиновна пишет книгу о своих воспоминаниях, о том тяжелом времени.
Заключение.
По статистике, которая велась в нашей стране, в годы войны, попали в фашистский плен более 4,5 млн. граждан СССР (по статистическим данным Германии - 5,7 млн. человек).
Причины пленения были самыми различными. По всей видимости, Германия включила в это число и так называемых перемещённых лиц. Это было в основном гражданское население оккупированной территории СССР.
Судьба этих людей была поистине трагичной. С подачи Сталина на них закрепилось клеймо «предатели». Вырвавшись из фашистского плена, они попадали в объятия «ГУЛАГА». Репрессиям подвергались их родственники и дети. Глубокий страх засел в душах этих людей. По возможности они меняли фамилии и давали себе обет молчания на всю оставшуюся жизнь. Эта страница истории наглухо была закрыта. Об этом не говорилось и не писалось. Но это вовсе не значит, что мы не должны об этом знать.
Судьба малолетней узницы концлагеря очень поучительна для нас и сегодня. Она учит нас быть милосердными, внимательными и уважительными к старшему поколению, быть настоящими патриотами своей Родины. Это поколение восхищает своей стойкостью духа. А эти страницы истории взывают нас делать всё возможное, чтобы люди никогда больше не испытывали всех ужасов фашизма.
Данные социологического опроса
Мы провели социологическое исследование среди учащихся 8-9 классов нашей школы по таким вопросам, как:
1. Знаком ли вам термин концлагерь?
2. Ваше отношение к возникновению концлагерей?
3. Вам известно, какими методами фашисты издевались над людьми в нацистских лагерях?
4. Ваше отношение к медицинским экспериментам, проводившимися фашистами над людьми в концлагерях?
5. Как относятся в нашей стране к бывшим узникам концлагерей?
Из итогов социологического опроса можно сделать вывод, что знания школьников о бывших узниках нацистских концлагерей очень краткие и поверхностные, в основном, из-за недостатка информации. Подростки слишком далеки от исторических фактов, даже изучив события 1941-1945гг. на уроках истории. Результаты анкетирования еще раз подчеркивают актуальность рассматриваемой темы.
Список литературы:
Константиновны Нестеровой.
литературы, 1988 - 414 с.
3. Мацуленко В.А. Великая Победа //История, № 4, 1985
4. Николаева С. А., Дети и война: Очерки/Оформл. Г. Комарова. – М.: Дет.
Лит., 1991. – 160 с.
Как нарисовать портрет?
Фильм "Золушка"
Ель
Галка в чужих перьях
Рисуем пшеничное поле гуашью