Целью исследования является выяснение истории происхождения гимнов - общенационального символа нашего народа, сокровища национальной культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
to_byl_rossii_klich.doc | 106 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛФЕРЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Номинация: «Исследовательская работа».
Название работы: «...То был России клич!»
Автор: Зайцев Никита Вячеславович,1998 года рождения,
учащийся 8 класса МОУ Алферьевской ООШ
Домашний адрес: 140616
Московская область, Зарайский район
д. Алферьево, д. 43, кв. 2
Руководитель: Минаева Любовь Сергеевна,
учитель истории
МОУ Алферьевской ООШ
Адрес ОУ: 140616, Московская область,
Зарайский район, д. Алферьево,
МОУ Алферьевская ООШ,
тел.: 8(496)6667187, 8(496)6667173
г. Зарайск
2011 г.
Содержание
Введение с.3
Глава 1. От военного марша до гимна с.4-6
Глава 2. Русский победный марш с.7-8
Глава 3. Песнь ангелов с.9
Глава 4. Гимн венценосной солидарности с.10-11
Глава 5. Шедевр А. Ф. Львова с.12-13
Глава 6. Временный гимн революции с.14
Глава 7. Гимн прощания с.15
Глава 8. Государственный гимн СССР (1944-1990 гг.) с.16-17
Глава 9. Государственный гимн РФ (с 2000 года) с.18
Заключение с.19
Список литературы с.20
Введение
«Национальные гимны вернее всего отражают характер нации»
В. Вундт
Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн - торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать, вдохновлять всю нацию. Праздничность и торжественность гимнов усиливает и укрепляет национальное и государственное самосознание, а в международных отношениях их исполнение, как и приветствие флагами, означает выражение почестей представителям иностранной державы. Так же как и подъем государственного флага, исполнение государственного гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к нему - вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием оружием военными.
Зарождение гимнов теряется в глубокой древности человечества, ныне они «разветвились» на религиозные, государственные, военные, революционные и партийные.
Тема русских гимнов практически не разработана ни историками, ни музыковедами, здесь много неясного и часть положений приходится давать в порядке постановки проблемы.
Целью моего исследования является выяснение истории происхождения гимнов - общенационального символа нашего народа, сокровища национальной культуры.
Задачи исследования: изучение, имеющейся научной литературы по данной теме; знакомство с существующими версиями происхождения гимнов России; анализ и систематизация этих версий.
Объект исследования: гимны России (XVIII в.-1917 г.)
Предмет исследования: события российской и европейской истории и их влияние на выбор новой символики.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что ее можно применить на уроках Отечественной истории и обществознания, внеклассных мероприятиях для воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании подростков.
Меня очень увлекла эта исследовательская работа, и я продолжу изучение наследия наших великих соотечественников и истории государственной символики Российской Федерации.
Глава 1. От военного марша до гимна
Вплоть до конца XVII в. в России в качестве государственной функционировала церковная символика. Религиозные изображения и церковные хоругви часто заменяли собой гербы и боевые знамена, церковная музыка исполнялась во время церемоний, на которых позже стал звучать государственный гимн. Какое духовное песнопение чаще всего исполнялось на государственных церемониях, сказать трудно из-за отсутствия специальных исследований. Однако мы знаем, что в период создания единого государства, в 1479 г., в год освящения главного кафедрального собора страны - Успенского - был создан профессиональный хор «государевых певчих дьяков».
В XV - XVII вв. хор пел православные духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников и событий общегосударственного значения. «Революция» Петра Великого открыла путь светской музыке. «Виват, Россия, именем преславна», «Радуйся, Российский Орле двоеглавый», «Возвеселися, Россие, правоверная страна» - такими и подобными им песнями прославлялись успехи молодой державы. Встречи коронованных особ и победы в Северной войне отмечались разновидностью гимна - «виватными кантами» - патриотическими песнопениями, перемежавшимися пением «Многая лета». Под залпы салюта, гром литавр и огни фейерверков канты восхваляли Бога, «российского орла» - царя и русское оружие.[1]
Музыка их была торжественно-маршевая. Канты исполнялись вплоть до 1780-х гг. В течение всего XVIII в. гимнические функции выполнял средневековый общеевропейский гимн «Тебя, Бога, хвалим», авторство которого долгое время ошибочно приписывалось Амвросию Медиоланскому. Его исполняли под гром пушек на полях битв русские войска после побед в Северной войне и во время триумфов. К хвалебным кантам, ораториям, кантатам и парадным концертам примыкал старейший русский «Преображенский марш Петра Великого».
В России, как и в других странах, военная музыка существовала с древности, но полковая оркестровая возникла одновременно с регулярной армией. Военная музыка, новые марши и новые патриотические песни, как и войны, заполняли всю эпоху Петра I.
Началом военно-оркестровой службы считается 19 февраля 1711 г., когда был
издан указ о штатах полковых оркестров. Лучшие оркестры были, конечно, у гвардейцев. В 1716 г. в лейб-гвардии Преображенском полку играло до 40 музыкантов - флейтистов, трубачей, валторнистов, барабанщиков и литаврщиков. С 1722 г. все полки были
обязаны иметь оркестры.
Главное для тогдашней военной музыки было держать ритм: мелодия считалась
делом второстепенным и строилась она на народных, солдатских и плясовых мотивах, что стало спецификой русских старинных маршей. «Преображенский марш» был создан неизвестным автором (вернее всего, одним из военных капельмейстеров).
«Преображенский марш» нес мощный заряд бодрости, выпрямлял и «делал соколом» любого солдата; начинался он как битва - залпом-аккордом и тут же накатывался вал звуков, как при неотразимой штыковой атаке русской линейной пехоты. Отрывистый и четкий ритм усиливал уверенность в себе и как бы звал скорее сойтись грудь грудью с противником.
Можно предположить, что вплоть до 1790-х гг., пока не появился «Гром победы», некоторые функции светского гимна при выходах императоров, на парадах, приемах послов также выполнял старейший русский «Преображенский марш» (наряду с духовным песнопением «Тебя, Бога, хвалим»).
Во второй половине XIX в. «марш Преображенского полка Петра Великого» пели на слова лихой солдатской песни «Славны были наши деды». В походах в это время солдаты и офицеры после команды «Песенники, вперед!» запевали «Преображенский марш» на слова поэта С. Марина:
Пойдем, братцы, за границу
Бить Отечества врагов.
Вспомним матушку-царицу,
Вспомним век ее каков!
Славный век Екатерины
Нам напомнит каждый шаг;
Те поля, леса, долины,
Где бежал от русских враг!
Вот Суворов где сражался!
Там Румянцев где разил!
Каждый воин отличался,
Путь ко славе находил.
В 1857 г. по Военному ведомству издан приказ: каждый полк должен иметь свой марш-эмблему. Полк оркестры начали играть уже не только военную музыку, но и оперную и симфоническую классику - Россини, Вагнера, Листа, Верди, Чайковского и др. Лучшие из них демонстрировали свое мастерство за рубежом, как, например, оркестр Преображенского полка в Париже в 1897 г.
К концу XIX в. марш элитного полка Российской империи, шефами которого были все российские императоры, занял особое место - он стал главным маршем России. Согласно «Положению для церемоний по случаю открытия и освящения памятников в Бозе почившим императорам» он исполнялся, когда весь парад войск делал «на караул», склонялись знамена и звучали выстрелы салюта.
С 1917 г. «Преображенский марш» выполнять функции гимна. После Октябрьской революции Белое движение было поставлено перед выбором новой символики. Возвращаться к гимну «Боже, царя храни» было невозможно по политическим мотивам, временный гимн Февральской революции «Марсельеза» был отвергнут, и на военных парадах, смотрах и во время приемов иностранных делегаций стали играть чаще всего «Марш Преображенского полка Петра Великого», временно расформированного 2 декабря 1917 г. его последним командиром - полковником А. П. Кутеповым.
О том, что в Добровольческой армии «Преображенский марш» заменил гимн, имеются прямые свидетельства участников гражданской войны. В 1921 г. «Преображенским маршем», греческим и французским гимнами русские воины прощались с «Долиной смерти и роз» в Галлиполи, уходя в Болгарию и Сербию. Та же роль осталась за ним и в русском зарубежье, когда он исполнялся вместе с государственными гимнами европейских народов на церемониях почтения павших и при выносе боевых знамен и русского национального флага.
Сила и привлекательность марша стали настолько известны в Европе, что в 1950-е гг. адмирал английского флота, шеф королевской морской пехоты присвоил его Третьей бригаде морских пехотинцев (указание историка А. А. Васильева).
Не был забыт «Преображенский марш» и в советское время: он создавал праздничное настроение на парадах, демонстрациях и народных праздниках, записывался на пластинках и неоднократно звучал в исторических фильмах.
В отличие от этого полкового марша другой марш - «Гром победы» - стал неофициальным гимном со дня своего рождения.
Глава 2. Русский победный марш
Гимн-марш побед появился во время второй, «Суворовской», войны 1787-1791 гг. с Турцией в честь подвига чудо-богатырей А. В. Суворова, уничтоживших тридцатитысячную турецкую армию, взяв 11 декабря 1790 г. штурмом крепость Измаил. Текст его был сложен в 1791 г. первым поэтом России Г. Р. Державиным и положен на музыку композитором Осипом Антоновичем Козловским (1751 - 1831). «Гром победы» Козловский написал в форме торжественного красивого западно-славянского марша-полонеза, который был создан творческим гением польского народа и с XVI в. известен как европейский придворный танец.
Наравне с «Громом победы» стоит полонез, посвященный изгнанию войск Наполеона из России: « На победы светлейшего князя М. И. Голенищева-Кутузова Смоленского, спасителя Отечества». Впервые «Гром победы» (по припеву он также назывался «Славься сим, Екатерина»)[2] был исполнен 28 апреля (9 мая) 1791 г. в составе праздничной сюиты композитора.
Рыцарственная, «мужественно-героическая, с бетховенским пафосом» музыка волновала, вызывала гордость за величие страны, звала к подвигу. По словам Державина, у многих на глазах стояли тогда слезы. В полной мере к этому гимну можно отнести слова композитора Б. В. Асафьева: это был «горделиво парящий, как в одах, и одновременно возбужденный, как бы взнузданный поток музыки с подчеркнутыми, словно пришпоренными ритмическими акцентами».
Все торжественные приемы и балы открывались аристократическим полонезом. «Гром победы» гремел и в царских дворцах и в парках дворянских усадеб, под грохот оружейных залпов он звучал и на полях битв. Звучание «Грома победы» стало ярче, когда в оркестры ввели «янычарскую музыку»: турецкий (большой) барабан, тарелки, треугольник и бунчук с тарелочками и колокольцами. Слог Державина, который кажется сейчас выспренным и архаичным, был естественной нормой «высокого штиля» литературного языка.
Огромную роль сыграл марш побед в годину русской славы 1812 г. Французы при походе на восток, как и раньше, вдохновляли себя «Марсельезой». Россию в 1812 г. достойно защищала не только армия, но и русский гимн-марш теперь уже с другим текстом:
Гром оружий, раздавайся,
Раздавайся, трубный глас,
Сонм героев, подвизайся,
Александр предводит вас!
Славьтеся, сыны России,
Александр предводит вас!
Оба победных марша - «Преображенский» и «Гром победы» ярче всего отразили век славы русского оружия. Они пробуждали чувство долга, веру в русскую непобедимость, готовность достойно встретить смерть. Частое исполнение полонеза Козловского на торжественных церемониях придали ему функции дворянского гимна. Однако он никогда не был официально-государственным, и центральная власть никогда не ставила вопрос о его утверждении в этом качестве.
Но почему же не «Гром победы», а «Преображенский марш» возродился как гимн? Скорее всего помпезное песнопение Державина на музыку Козловского теряло популярность вместе с изменением исторической психологии и угасло одновременно с дворянским сословием.
Напротив, военный «Преображенский марш» не мог исчезнуть, ибо жил одно жизнью с русской армией и был так же освящен русской кровью, как и боевые знамена.
Другая музыкальная эмблема, возникшая почти одновременно с «Громом победы», относится к сфере духовной музыки. В нотных тетрадях она сопровождалась пометкой «Национальный русский гимн».
Глава 3. Песнь ангелов
Одновременно с «Громом победы» возник русский духовный (нецерковный) гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Он был рожден талантом русского композитора Дмитрия Степановича Бортнянского (1751 - 1825) на основе народных и церковных напевов.
В отличие от военного и громозвучного «Грома победы», «Коль славен...» своей душевностью и хрустальной чистотой создавал возвышенное настроение. Построен он был на основе церковных и широких русских народных напевов и исполнялся в медленном темпе. Гимн стал любимым и популярным среди народа.
Ежевечернее исполнение при молитве гимна «Коль славен...» создавало к концу дня светлое настроение, что имело особое воспитательное значение для солдат. Возможно, его красота была причиной того, что прусская армия приняла «русскую форму» вечерней молитвы: в 1813 г. прусский король Фридрих-Вильгельм III, объезжая вместе с Александром I русский армейский лагерь, был очарован звуками музыки Бортнянского и распорядился исполнять «русскую вечернюю зарю» в своем войске.
В XIX в. гимн «Коль славен...» подлежал исполнению во время торжественных церемоний несветского характера. «Коль славен...» же был всеобщим национальным духовным гимном России. Он занимал почетное место в нотных сборниках патриотической музыки в 1914 - 1917 гг. Попытки использовать мелодию Бортнянского как государственный гимн при Временном правительстве не увенчались успехом.
Шестьдесят один год, с 1856 г. по октябрь 1917 г., главная башня Московского Кремля - Спасская тридцатью семью колоколами вызванивала гимн Бортнянского, ежедневно в 15 и 21 час. (В 12 и 18 часов оттуда разносились звуки «Преображенского марша».)[3] С августа 1918 г. эти мелодии были заменены международным пролетарским гимном - «Интернационалом» и траурной песнью «Вы жертвою пали».
«Коль славен...» - единственный из старых русских гимнов жив и поныне. В нашей стране (и в Финляндии) его знают и часто поют православные и протестантские верующие, общественные клубы духовного совершенствования. В русском зарубежье он исполнялся в начале торжественных собраний, на церемониях памяти павших и каждое утро и вечер на сборах скаутов, русских витязей и русских разведчиков.
Глава 4. Гимн венценосной солидарности
Первым официальным государственным гимном России была «Молитва русских», слова которой написал поэт В. А. Жуковский (1783 - 1852). Во второй половине XVIII в. большинство государств Европы встречало своих суверенов мелодией, заимствованной у англичан - «Боже, храни короля».
В нашей стране английская мелодия утвердилась после войны 1812 г. Все были охвачены гордостью за русских героев, освободивших Европу. Вероятно, впервые «Песнь» прозвучала 15 ноября 1813 г. на концерте, устроенном в пользу инвалидов Отечественной войны санкт-петербургским филармоническим обществом. Исполнял ее певец Самойлов в сопровождении хора певчих:
Прими побед венец,
Отечества Отец, Хвала Тебе!
Престола с высоты
Почувствуй сладость
Ты От всех любиму быть,
Хвала Тебе!
О, Александр, живи
И царствуй - царь любви,
Хвала Тебе![4]
- таковы были слова до 1815 г., пока В. А. Жуковский не опубликовал в «Сыне Отечества» новый, более удачный текст под названием «Молитва русских»:
Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю -
Все низпошли![5]
Как все гимнические песнопения, «Молитва русских» была краткой и легко запоминающейся.
Однако на празднике в Павловске 27 июля 1814 г. в честь возвращения Александра I из Парижа монарха встречали хоровой музыкой Бортнянского «Гряди, гряди, Благословенный». Не звучали ни «Молитва русских», ни «Коль славен...», ни «Гром победы» - обычай встречать императора одним и тем же гимном еще не сложился.
В то время система образования предусматривала исполнение учащимися гимна в торжественных случаях, поэтому он часто звучал в петербургских учебных заведениях. Тогда же Александр I издал указ исполнять «Молитву русских» полковым оркестрам всегда при встречах императора. С этого времени этот гимн можно считать первым официальным гимном России.
Утверждение его произошло одновременно с утверждением немецких черно-желто-белых (имперских) цветов в армейской и государственной символике России.
Однако, спустя 17 лет, Россия получила новый гимн, написанный и русским композитором и русским поэтом.
Глава 5. Шедевр А. Ф. Львова
Еще одна точка зрения – первым официальным гимном России, по крайне мере первым оригинальным национальным гимном был гимн, созданный в 1833 году «Боже, царя храни».
Боже, Царя храни
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам,
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, Царя храни![6]
В 1833 Николай I объявил закрытый конкурс на создание первого оригинального национального гимна, в котором победил вариант А. Ф. Львова и В. А. Жуковского, называвшийся «Молитва русского народа». Гимн понравился императору, поскольку обладал простой и запоминающейся мелодией и текстом, подобным европейским образцам. В конкурсе участвовал и М. И. Глинка с хором «Славься» из оперы «Жизнь за царя» и «Патриотической песней» на стихи В. А. Жуковского.
Алексей Федорович Львов — выходец из старинной дворянской фамилии, в его послужном списке — служба в аракчеевских военных поселениях и в качестве секретаря при шефе жандармов графе А. Х. Бенкендорфе. Почти все его музыкальные сочинения канули в Лету, кроме одного — «Боже, Царя храни», благодаря которому в Рождество 1833 года он проснулся знаменитым.
Накануне будущий гимн исполнили публично, и сам император аплодировал. Наградой Львову стал чин флигель-адъютанта. Через девять лет он уже генерал-майор свиты его величества, а спустя 40 лет удостоился почетного места на аллегорической картине Репина «Славянские композиторы» между Глинкой, Даргомыжским, Римским-Корсаковым, Балакиревым, Шопеном, Огинским и пр.
Что касается текста, то рассказывают, что Николаю I хотелось, чтобы гимн был гимном из гимнов. Василий Жуковский мучился этой проблемой. Первый стих уже был готов — калька с английского. Жуковскому, по слухам, подсказал Пушкин. Получилось:
«Дай на земли Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю,
Все ниспошли».
Михаил Глинка, тоже не последний среди государственных деятелей — он был директором Придворной императорской певческой капеллы, т. е. главным официальным музыкантом России, — предлагал два варианта. Сначала, чтобы государственным гимном России стал заключительный хор из его оперы «Жизнь за царя», некоторое время называвшейся «Иван Сусанин» (теперь она опять «Жизнь за царя») — хор «Славься». Второй вариант — «Патриотическая песня» на стихи Жуковского. Оба были отвергнуты, и Глинка очень расстроился.
Итак, 25 декабря 1833 года стало днем рождения государственной молитвы Российской империи за своего царя, единственного и официального гимна вплоть до 2 марта 1917 года, дня отречения Николая II от престола, однако на праздниках исполнялась и мелодия «Патриотической песни» М.И. Глинки.
Глава 6. Временный гимн революции
В феврале 1917 г. в России произошла революция. «Боже, царя храни!» был отменен 1 марта 1917 г. и уже на следующий день - 2 марта - Временным правительством был утвержден новый государственный гимн: им стала «Марсельеза». Решающим фактором в выборе «Марсельезы» было желание Временного правительства продемонстрировать свою верность союзникам, в первую очередь Франции.
Временное правительство было не единственным органом, претендовавшим на власть в сотрясаемой революцией России. Кроме Временного правительства в Петрограде активно действовал Совет рабочих и солдатских депутатов. Решением Совета 4 апреля 1917 г. гимном России был провозглашен «Интернационал» (во многом потому, что Совет выступал за немедленный выход России из войны и требовал отказа от всех союзнических обязательств перед Францией и другими странами).
Взаимоотношения Временного правительства и Совета были сложными, и определить чье решение в отношении гимна являлось правомочным, так и не смогли. В результате, сторонники Временного правительства признавали государственным гимном «Марсельезу», сторонники Совета - «Интернационал». С падением Временного правительства, государственным гимном революционной России стал Интернационал.
Датой официального утверждения «Интернационала» в качестве государственного гимна считается 10 января 1918 г., когда «Интернационал» был исполнен на открытии высшего законодательного органа нового политического режима - Всероссийского съезда советов. «Интернационал» был создан французским композитором Эженом Потье в 1871 г., впервые исполнен на слова поэта Пьера Дегейтера в 1888 г. во французском городе Лилль[7].
Эта песня, призывающая рабочих всех стран объединиться для борьбы за свои права, не пользовалась широкой популярностью в Европе. «Интернационал» как государственный гимн - уникальное явление, подобного которому не было ни в одной стране мира. Ни в тексте, ни в музыке его нет ничего национального, нет ни единого слова связанного с конкретной страной - той страной, государственным символом которой он являлся, но если вспомнить, что большевики в 1917-1918 году считали, что вслед за революцией в России произойдет мировая революция, то становится понятно, почему «Интернационал» устраивал эту партию.
Глава 7. Гимн прощания
Еще один музыкальный символ завоевал в России общенародную любовь и признание. Сквозь всю трагичную историю нашего народа в XX в. прошел марш «Прощание славянки», создатель - Василий Иванович Агапкин (1884 - 1964). Под этот марш русские солдаты прощались с мирной жизнью и уходили на встречу неизвестности и в первую мировую, и в гражданскую, и в Великую Отечественную войны. Марш удивительно точно выразил и чувство прощания, и рвущую боль разлуки, и сожаление о рухнувшей мирной жизни, и высокое русское мужество, готовность к смерти, верность долгу и родной земле.
И так же, как раньше «Преображенский марш» и «Гром победы», на фронтах Великой Отечественной войны провожала наших героев в атаку «Славянка».
Под щемящие звуки «Славянки» провожают призывников и отслуживших солдат, а также отходящие пассажирские поезда на вокзалах некоторых городов. Мелодия перешагнула границы нашей страны, и за рубежом ее считают своей, например, в Польше, где на эту мелодию пели партизанскую песню «Расшумелись плакучие ивы». Помимо «Прощания славянки» в России хорошо знали и другую песнь славянской солидарности - «Гей, славяне!»[8].
Этот гимн был создан словацким поэтом, евангелическим пастором Само Томашиком. В России, где сочувственное отношение к зарубежным славянам усиливалось в результате внутриполитических репрессий, гимн «Гей, славяне!» был хорошо известен. Он неоднократно печатался, особенно после «войны за славян» 1877 - 1878 гг., а также среди «Гимнов союзных наций» в период первой мировой войны, которая начиналась под лозунгом «Час славянства пробил». Во всяком случае, фронтовые русские солдаты и офицеры были с ним знакомы.
Глава 8. Государственный гимн СССР (1944-1990 гг.)
«Интернационал» был государственным гимном СССР 25 лет, и уступил место другому гимну в годы Великой Отечественной войны. СССР тесно сотрудничал с Великобританией, США и другими странами антигитлеровской коалиции. Но международные договоры о сотрудничестве, торговле и военной помощи заключались с проведением установленных церемоний, а на этих церемониях исполнялись гимны союзных стран. Советский «Интернационал» в этих ситуациях звучал весьма некорректно - СССР договаривался о дружбе и военной помощи, а его гимн призывал уничтожить правительства союзных государств и присоединить их к СССР.
В этой ситуации в июле 1943 г. начала работу правительственная комиссия по созданию нового гимна, объявившая конкурс среди поэтов и композиторов. В конце сентября 1943 г. Сталин остановил свой выбор на словах, написанных поэтами С. В. Михалковым и Г. А. Урекляном (известного под литературным псевдонимом Г. Эль-Регистан). В качестве музыки гимна было решено использовать музыку А. В. Александрова, написанную в 30-е года как «Гимн партии большевиков». Окончательное прослушивание нового гимна СССР состоялось в Москве в Большом театре 28 декабря 1943 г. Сталин остался доволен и распорядился исполнить гимн по радио в ночь с 31 декабря 1943 на 1 января 1944 г.
В 1953 г. умер И. В. Сталин, новый лидер государства Н.С. Хрущев объявил Сталина виновным в многочисленных преступлениях перед собственным народом, осудил культ личности своего предшественника. Между тем, в тексте советского государственного гимна были слова, вполне очевидно прославлявшего покойного вождя
«Сквозь грозы сияло нам солнце свободы
И Ленин великий наш путь озарил
Нас вырастил Сталин на благо народу
На труд и на подвиг он нас вдохновил».[9]
Гимн СССР вообще не нравился Н. С. Хрущеву, но заменить его он не решился (хотя и было создано несколько новых вариантов музыки и текста). Выход нашелся простой - с 1955 г. гимн СССР всегда и всюду исполнялся без слов. Сменивший Хрущева новый лидер страны Л.Б. Брежнев отдал распоряжение об исправлении существующего текста. С.В. Михалков быстро переработал стихи, исключив из них имя Сталина и некоторые формулировки, слишком тесно связанные с Великой Отечественной войной. В новогоднюю ночь 1971 г. гимн СССР после 15-летнего перерыва снова был исполнен со словами.
В 1990 году Верховный Совет РСФСР принял решение о создании российского гимна. В жарких дискуссиях победила точка зрения тех, кто настаивал на том, что Россия - преемница всех государственных образований, существовавших на ее территории, что она черпает свою силу в исторической традиции, и только благодаря трудам многих поколений наших предков мы можем с уверенностью смотреть в будущее.
Поэтому, гимном России должно стать одно из сокровищ классической российской музыки. После долгих поисков и сомнений выбор был остановлен на произведении М. И. Глинки «Патриотическая песнь». В декабре 1991 г. прекратил свое существование СССР, и Россия стала независимым, суверенным государством. Новая Россия унаследовала от РСФСР - российской республики в составе СССР - ее гимн - «Патриотическую песнь» М. И. Глинки, однако Государственная Дума РФ этот гимн как официальный гимн не утвердила.
Глава 9. Государственный гимн РФ (с 2000 года)
20 декабря 2000 года мелодия Александра Александрова (1883-1946) вновь стала гимном Российской Федерации. Слова для Гимна РФ были написаны Сергеем Михалковым (1913 г. р.) и Габриэлем Эль-Регистан (1899-1945).[10]
В новогоднюю ночь 2000 г. над нашей страной снова прозвучала мелодия А. В. Александрова. Впервые после почти 10-летнего перерыва государственный гимн исполнялся со словами. Эти новые слова написал С. В. Михалков - создатель текста гимна СССР. Почему выбор остановился на гимне А. В. Александрова со словами С. В. Михалкова? Наверное, потому, что этот гимн стал самым ярким и запоминающимся символом советской России - такой России, какой она была более 70 лет, какой она прошла большую часть ХХ в.
История советского времени противоречива, многие ее страницы страшны и неприглядны. Но это время - наше прошлое, от которого нельзя отказаться. В те годы жили наши отцы, деды и прадеды, жили, трудились и выстояли в самых тяжелых испытаниях, которые только можно представить. То, как прошли эти годы, определило наш сегодняшний день, и будет еще сказываться на судьбах нескольких поколений наших потомков.
Россия — священная наша держава!
Россия — любимая наша страна!
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена.
Припев:
Славься, Отечество наше свободное
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная,
Славься страна! Мы гордимся тобой!
Впервые Российский гимн прозвучал 30 декабря 2000 г. на Государственном приеме в Большом Кремлевском дворце. Исполнители гимна России: Государственная капелла Московского Кремля (художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Геннадий Дмитряк); Президентский оркестр Российской Федерации (художественный руководитель и главный дирижер, народный артист Российской Федерации Павел Овсянников).
Заключение
В заключении хотелось бы представить общий перечень гимнов России, как официальных, так и неофициальных. Проанализировав литературу, посвященную изучению государственного гимна, я насчитал 7 официальных вариантов Государственного гимна в России:
- Молитва русских (1815-1833 гг.)
- Боже, Царя храни (1833-1917 гг.)
- Рабочая Марсельеза (1917-1918 гг.)
- Интернационал (1918-1944 гг.)
- Гимн СССР (1943-1991 гг.)
- Патриотическая песня (1991-2000)
- Гимн России (с 2000).
Неофициальные» гимны, однако оценка «неофициальный гимн» очень относительна, так как в период их создания и звучания они считались вполне официальными:
- Преображенский марш
- Коль славен господь наш в Сионе.
Подобно всем общенациональным символам, гимны каждого народа - это сокровища национальной культуры. В отличие от прочих музыкальных произведений, гимны способны с необычайной силой воскрешать забытые эмоции и образы прошедших эпох. Более того, гимны утверждают преемственность прошлого, настоящего и будущего в исторической жизни народа.
Подводя итоги своей работы, мне хочется сказать, что достоинство гражданина своей страны в том, чтобы помнить прошлое и не забывать его и учиться на опыте своей истории. Изучая историю государственного гимна в России, я больше узнал об истории своей страны, проблемах и достижениях ее развития.
История же изучения гимнов России содержит достаточно много вопросов, на которые по-прежнему нет однозначных ответов, много еще предстоит исследовать, изучить, что я и постарался сделать в своей работе.
Использованная литература
1. Большая российская энциклопедия, 2001 год.
2. Герб, гимн, флаг России. Справочник школьника, С-Петербург, 2006.
3. Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
4. Н.А. Соболева «Российская государственная символика. История и современность», 2002 г.
5. http://geraldika.ru/symbols.php?coatid=1 – геральдика Российской Федерации
6. http://www.rossimvolika.ru/ - Российская символика
7. http://www.statesymbol.ru/ - Символика РФ
8. http://www.constitution.ru/symbols/anthem.htm - Государственный гимн РФ
9. http://archive.kremlin.ru/articles/state_insignia_01.shtml - Всё про символику РФ на сайте президента РФ
[1] Н.А. Соболева «Российская государственная символика. История и современность», 2002 г.
[2] Н.А. Соболева «Российская государственная символика. История и современность», 2002 г.
[3] http://www.constitution.ru/symbols/anthem.htm - Государственный гимн РФ
[4] http://www.rossimvolika.ru/ - Российская символика
[6] Н.А. Соболева «Российская государственная символика. История и современность», 2002 г.
[7] http://www.statesymbol.ru/ - Символика РФ
[8] Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
[9] Герб, гимн, флаг России. Справочник школьника, С-Петербург, 2006.
[10] http://www.constitution.ru/symbols/anthem.htm - Государственный гимн РФ
Астрономический календарь. Май, 2019
Каргопольская игрушка
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Усатый нянь
Ласточка. Корейская народная сказка