Цель: исследование значения зрения в деятельности человека.
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_u_cheloveka_dva_glaza.docx | 1012.22 КБ |
Всероссийский открытый фестиваль исследовательских работ
«Я познаю мир»
Почему у человека два глаза?
Автор: Мякишев Константин,
ученик 2 б класса
МАОУ СОШ №1 «Полифорум»
Руководители: Бочкарева Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов,
Малкова Светлана Валентиновна,
педагог-психолог
г. Серов
2013г
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… 3
1. Теоретическая часть ………………………………………………………..4-5
2. Практическая часть …………………………………………………………6-7
Заключение………………………………………………………………….. 8
Литература…………………………………………………………………….. 9
Приложение …………………………………………………………………… 10
Введение
Мало кто будет спорить, что жизнь была бы невыразимо скучна, если бы у человека не было пяти органов чувств. Все они очень важны для нас. Но если меня спросят, с каким из них я меньше всего готов расстаться, я бы выбрал зрение. Закрой глаза – и всё словно исчезает, остаётся одна чернота. Открой глаза – и мир снова наполнится разнообразными красками.
Однажды я читал заметки путешественников о столице Непала и смотрел их фотографии. Меня заинтересовали глаза, нарисованные на ступах. Странные и необычные, они украшают почти каждое священное место в Катманду. Когда я смотрел на эти фотографии, я задумался. Мне стало интересно, а почему у человека два глаза? Ведь оба глаза смотрят в одну сторону.
Я решил узнать, почему у человека два глаза.
Цель моего проекта: исследование значения зрения в деятельности человека.
Гипотеза: действительно ли человеку необходимы два глаза?
Чтобы проверить гипотезу, я поставил перед собой следующие задачи:
1. Рассмотреть строение глаза как органа зрения.
2. Провести экспериментальные исследования.
3. Определить, какую роль играет зрение в жизни человека.
План моих действий:
1. Изучить литературу.
2. Провести анкетирование среди одноклассников.
3. Провести эксперименты.
4. Взять интервью у врача–окулиста.
5. Выпустить буклет: «Береги своё зрение».
6. Создать физминутку для глаз и разучить их с ребятами.
В своем исследовании я применил следующие методы:
– поисковый:
а) изучение литературы;
б) анкетирование;
в) интервью.
– методы обработки информации:
а) метод анализа и синтеза;
б) методы математической обработки.
1 Теоретическая часть
Я спросил одноклассников: «Почему у человека два глаза?» и получил следующие ответы:
«Двумя глазами удобнее смотреть» (18 человек),
«Чтобы видеть, куда идешь и что делаешь» (2 человека),
«Чтобы идти и не споткнуться» (1 человек),
«Чтобы отличиться от других» (1 человек),
«Без двух глаз человек ослеп бы» (1 человек),
«Одним глазом видел бы только часть предмета».
Мнения были разные, и я решил изучить литературу по данному вопросу. Посмотрев видеофильм «Анатомии для детей», я узнал о строении глаза.
Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах. Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием – веко. Потечет со лба пот – его остановит «изгородь» из бровей. Ветер понесет в лицо пыль – ее задержат реснички. А если пылинки и сядут на глаз, то его «слизнет» мигающее веко, так как с внутренней стороны веки влажные.
Как же работают глаза?
От всех предметов отражается свет. Луч света от предмета, на который мы обратили взгляд, проходит через роговицу глаза и преломляется. Через хрусталик лучи по зрительному нерву попадают в мозг. Мозг обрабатывает полученную информацию, и после этого мы видим изображения. Значит, функция глаз состоит в том, чтобы собирать нужную информацию о предмете, на который вы смотрите.
Из беседы с врачом-окулистом Микрохирургии глаза Кочетовой В.В. я узнал, что зрение двумя глазами позволяет заметно улучшить зрительные функции. Зрение оценивается по следующим параметрам: острота зрения, цветоощущение, поле зрения, светоощущение. Всё это помогает человеку видеть окружающий мир более четко.
Под остротой зрения принято понимать способность глаза воспринимать раздельно точки, расположенные друг от друга на минимальном расстоянии. Для исследования остроты зрения врачи используют таблицу, которая находится на расстоянии 5 метров от человека. На таблице напечатаны несколько рядов специально подобранных знаков. В каждом ряду размеры знаков одинаковы, но постепенно уменьшаются от первого ряда к последнему. Чем меньше размером мы видим знаки, тем лучше острота зрения.
Валентина Васильевна посоветовала беречь зрение и регулярно проверять его у врача. И делать физминутки для глаз: при постоянном выполнении она улучшает зрение.
2 Практическая часть
Я провел 3 эксперимента, которые помогли понять, почему у человека именно два глаза.
В первом эксперименте мои одноклассники вырезали круг.
Имя участника | Двумя глазами (время) | Одним глазом (время) | Разница |
Никита | 32 сек | 58сек | 26сек |
Михаил | 57 сек | 1мин 10сек | 13 сек |
Цель эксперимента: определить, когда человек совершает действие быстрее: когда смотрит двумя или одним глазом.
Сравнив время, которое потратили участники на выполнение эксперимента, я выяснил, что бинокулярное зрение (двумя глазами) помогает человеку быстрее выполнять действия руками, чем зрение одним глазом.
Во втором эксперименте принимали участие мои родственники и друзья. Они вдевали нитку в иголку.
Имя участника | Двумя глазами (время) | Одним глазом (время) | Разница |
1 участник | 3 сек | 39 сек | 36 сек |
2 участник | 1 сек | 5 сек | 4 сек |
3 участник | 2 сек | 22 сек | 20 сек |
4 участник | 3 сек | 11 сек | 8 сек |
Цель эксперимента: определить, когда действие человека точнее: при бинокулярном зрении или зрении одним глазом.
Сделав математические расчеты, я пришел к выводу, что бинокулярное зрение позволяет человеку действовать руками точнее, чем когда он смотрит одним глазом.
Третий эксперимент позволяет определить поле зрения человека.
Цель: определить поле зрения человека.
Условия проведения эксперимента: в комнате справа от участника расположено окно, телевизор, слева – кресло, дверь.
Прямо перед участником находится стол, а на столе несколько предметов: книга, набор карандашей, мягкая игрушка.
Ход работы:
1. Закрыть правый глаз и перечислить, какие предметы он видит перед собой и боковым зрением.
2. Закрыть левый глаз и повторить действия.
3. Смотря двумя глазами, перечислить, какие предметы он видит перед собой, а какие боковым зрением.
Результаты эксперимента
Номер участника | Двумя глазами | Левый глаз смотрит | Правый глаз смотрит |
1 участник | Книга, набор карандашей, мягкая игрушка, окно, телевизор, кресло, дверь. (7) | Книга, набор карандашей, мягкая игрушка, кресло, дверь. (7) | Книга, набор карандашей, мягкая игрушка, окно, телевизор. (7) |
2 участник | Книга, набор карандашей, мягкая игрушка, окно, телевизор, кресло, дверь. (7) | Книга, набор карандашей, мягкая игрушка, кресло, дверь. (5) | Книга, набор карандашей, мягкая игрушка, окно, телевизор. (5) |
3 участник | Книга, набор карандашей, мягкая игрушка, окно, телевизор, кресло, дверь. (7) | Книга, набор карандашей, мягкая игрушка, кресло, дверь. (5) | Книга, набор карандашей, мягкая игрушка, окно, телевизор. (5) |
Вывод: поле зрения одного глаза меньше, чем поле зрения двух глаз.
Заключение
Проведенные мною исследования показали, что моя гипотеза подтвердилась. Бинокулярное зрение (двумя глазами) расширяет поле зрения, повышает его остроту, позволяет человеку объемно воспринимать мир. Людям действительно необходимы два глаза: они помогают человеку действовать точнее, быстрее и быть увереннее в жизненных ситуациях.
Практическое применение.
В ходе своего исследования я разработал и создал буклет «Береги свое зрение!». Он поможет ребятам сохранить зрение и узнать много интересного и полезного (Приложение1)
Следуя совету врача-окулиста, я придумал физминутку для глаз, которую мы используем во время уроков (Презентация 1)
Говорят, что глаза также красноречивы, как и уста. Чтобы доказать эту истину, я придумал игру «Угадай друга». Ребятам она очень понравилась. А ещё её можно использовать как физминутку для глаз (Презентация 2).
Со своим проектом я выступал на школьной НПК «Хочу все знать!» (Презентация 3).
Глаза - это дар природы, который позволяет человеку видеть красоту мира. И это дар мы должны беречь!
Литература
1. Анатомический атлас/ сост. Тревоур Уэстон, доктор медицины. Издано «Маршал Кэвендиш Букс» (отделение «Маршалл Партуеркс Лимитед»). Лондон W1V3TD, русское издание, 1996-1998.
2. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника.-М.: Махаон, 2007
3. «Анатомия для детей». ООО “Видеостудия «КВАРТ», 2006г.
4. http:// medicus.ru
5. http://tourist-area.com/nepal/dostoprimechatelnosti-katmandu-svyatini-nepala
6. http://shaf.livejournal.com/17454.html
Приложение 1
Спасибо тебе, дедушка!
Как зима кончилась
О чем поет Шотландская волынка?
Снежная книга
Ледяная внучка