В рамках курса литературного краеведения мы взялись за изучение темы «Легенды нашего края». Нам было интересно узнать о своем крае то, что не знали - легенды, предания, поверья, узнать, во что верили люди, жившие на территории Ивановской области, и во что верят их потомки сейчас. Начиная исследование, мы были уверены, что изучение легенд края будет способствовать более глубокому познанию исторического и культурного наследия Ивановской области.
Вложение | Размер |
---|---|
Описание работы над темой Легенды нашего края | 84.46 КБ |
Брошюра к работе Легенды нашего края | 1.81 МБ |
XXIV областные краеведческие чтения учащихся Ивановской области
ЛЕГЕНДЫ НАШЕГО КРАЯ
Парфенова Варвара Андреевна,
учащаяся 8 класса
Муниципальной средней образовательной школы №10 г.о. Тейково.
Научный руководитель:
Учитель русского языка и литературы МСОШ№10
Махалова Тамара Александровна
155050, Ивановская область, г.о. Тейково,
ул. Шестагинская, д. 48, кв. 97;
Т. 89208403401
Тейково, 2013
Содержание работы
I.Введение …………………………………………………………. …….. 3 стр
II. Экспериментальное исследование по теме
«Изучение легенд края как способ более глубокого познания
исторического и культурного наследия
ивановской области» ................................................................................ 4 стр
Легенды и действительность?........................................................... 5 стр
III. Заключение…………………………………………………… …….. 11 стр
IV. Приложение…………………………………………………………... 12 стр
VI. Брошюра «Там русский дух, там Русью пахнет, или
Легенды города Тейково и Тейковского района»………….. …….. 20 стр
Введение
На протяжении веков многие поколения людей пытались понять и дать объяснение тому, как устроен мир. Как и откуда появились люди? Есть ли жизнь после смерти? Почему вода родниковая одних лечит, другим помогает, а на третьих никак не действует. Вопросы, на которые человек не мог дать ответа, обрастали тайной, загадкой, люди фантазировали, так появились легенды: легенды о жизни и смерти, легенды о чудодейственных деревьях, реках, о людях, творящих чудеса. Они передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней, обрастая всё новыми подробностями.
В рамках курса литературного краеведения мы взялись за изучение темы «Легенды нашего края». Нам было интересно узнать о своем крае то, что не знали - легенды, предания, поверья, узнать, во что верили люди, жившие на территории Ивановской области, и во что верят их потомки сейчас. Начиная исследование, мы были уверены, что изучение легенд края будет способствовать более глубокому познанию исторического и культурного наследия Ивановской области. Тема, выбранная для исследования, конечно же, интересна, но выполнять работу было затруднительно, так как специальной литературы по теме написано мало, трудности возникали и из-за неоднозначности, а иногда и прямо противоположной в научной литературе трактовки необходимых нам для исследования темы терминов. Но цель, которую мы поставили – всесторонне изучить легенды Ивановского края, собрать в одном сборнике легенды города Тейково и Тейковского района, который можно будет использовать на уроках краеведения, причем не только литературного, но и географического, исторического, - заставила нас справиться с трудностями. Для этого нам предстояло решить следующие задачи: найти легенды края, систематизировать материал, издать сборник легенд города Тейково и Тейковского района для работы на уроках краеведения.
Экспериментальная часть нашего исследования проводилась на базе 8-х классов МСОШ №10 городского округа Тейково. Эксперимент предполагает проведение трех основных этапов по двум разным направлениям:
I этап - констатирующий, целью которого является проверка гипотезы: Изучение легенд края способствует более глубокому познанию исторического и культурного наследия Ивановской области - через
получение учащимся информации об истории и культурном наследии Ивановского края разными способами;
II этап – формирующий – работа 8 «А» класса над проектом «Легенды моего края», вовлечение в работу учащихся «Б» класса;
III этап - контрольный, исследование по выявлению знаний учащихся легенд Ивановского края, оценка полученных результатов, формулирование выводов, подтверждение гипотезы.
Экспериментальное исследование по теме
«Изучение Легенд края как способ более глубокого познания исторического и культурного наследия ивановской области»
На первом этапе эксперимента был проведен ряд интегрированных уроков, посвященных изучению истории и культурного наследия Ивановского края. Причем в 8 «Б» классе материал для урока выбирался из научной, научно-популярной и публицистической литературы, в то время как на уроках в 8 «А» классе помимо научно-популярной литературы, публицистики использовались и известные на территории области легенды. В заключении нам было предложено написать сочинение - эссе по теме «Мой Ивановский край…».
Представим отрывки из работ учащихся разных классов.
Из работы Маши А, 8 «А» класс (текст дан без существенных изменений):
Наш край - самое прекрасное место на земле. Великолепна его природа. Голубое небо, широкие равнины, разноцветные цветы родного края вдохновляли человека на творчество, хорошие поступки, добрые дела, поэтому наш край славится поэтами и писателями, меценатами, академиками… Богата история нашего края. Тесно связана она с историей страны. На нашей земле были и Екатерина II, и князь Голицын, и многие другие известные личности. Здесь живут хорошие люди, умеющие крепко любить, помогать друг другу. С нашим краем связано много легенд, это говорит о том, что наши земляки не оставались равнодушными ко всему необычному.
Из работы Максима С, 8 «Б» класс (текст дан без существенных изменений):
Мы живем на прекрасной Ивановской земле. Богата история нашего края. В разные времена здесь побывало немало выдающихся личностей. Сменяются поколения, оставляют нам в наследство свои достижения в различных отраслях науки, культуры, искусства. Но главное - они передают все это нам – будущему поколению. Мы живем на земле наших отцов, перенимая от них умение заботиться о ее благоденствии и процветании.
Сравнив несколько работ, мы заметили существенную разницу в восприятии материала и пришли к выводу, что не только необходимо продолжать работать по теме исследования, но и следует заинтересовать работой учащихся 8 «А» класса.
Одним из методов исследования мы избрали беседы – интервью со старейшими жителями города и района, а так же мы изучили много научной и краеведческой литературы, посетили Ивановский краеведческий музей имени Д. Бурылина, провели анкетирование среди учащихся школы и их родителей.
II этап – формирующий. Основная задача этого этапа – совместными усилиями учеников 8 «А» и «Б» классов, изучив теоретические основы материала по теме «Легенды» собрать «несказочную прозу», бытующую на территории Ивановского края, классифицировать легенды, издать сборник легенд города Тейково и Тейковского района.
Теоретическая основа вопроса. Легенды и действительность?
Ива́новская о́бласть — административно-территориальная единица в европейской части России, субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. B состав области входят 21 район, 6 городов областного подчинения, 11 городов районного подчинения и 31 рабочий поселок. У каждого края области своя история, свои легенды. Что же называется легендой?
Сам термин "легенда" пришел из средневековой письменности и в переводе с латинского языка означает "то, что должно быть прочитано" (legenda). Изучая терминологию по теме, мы выделили следующие определения понятия «легенда»:
ЛЕГЕ́НДА - поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.1
ЛЕГЕНДА - священное преданье, поверье о событии, относящемся до церкви, веры; четия, четья; вообще, преданье о чудесном событии.2
ЛЕГЕ́НДА - всякий фантастический рассказ, предание о каком-нибудь событии.3
ЛЕГЕНДА (иноск.) — выдумка4
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866, стр 238
2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М.: Эксмо, 2008. — 944 с.
3. Толковый словарь русского языка, под ред. Д. Н. Ушакова, т. 1—4, М.,1935—40; т.3, стр 147
4. Русская мысль и речь. В двух томах. Том 1 — Русские словари, 1994, стр 643
В своей работе мы решили опираться на определение, данное словарем Д. С. Ушакова, так как оно нам показалось более точным.
Как возникает легенда? В ответе на этот вопрос ученые не сходятся в едином мнении. Некоторые утверждают, что «легенды возникают из мифов … одни мифы постепенно эволюционируют, главные персонажи в них очеловечиваются, а поступки их записываются в виде человеческих деяний – так создается легенда»5. Другие поясняют: «Сначала какая – то правда, которая после многочисленных и многолетних пересказов из уст в уста с добавлениями и украшениями становится стройной и красивой сказкой»6.
Так как большинство легенд начали формироваться ещё тогда, когда письменности не было, а потому передавались из уст в уста, то каждым из рассказчиков добавлялись какие-то новые элементы, новые красочные детали, и легенда постепенно трансформировалась. Легенды никогда не бывают готовыми, они «бродят» по земле, изменяясь и перерабатываясь. Только потом, в последней стадии, мы получаем устойчивый вариант. Путь жизни легенд очень сложен и во многом интернационален. А так как события положенные в основу легенды, нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла, то учёные не считают их полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на какой – либо реалии.
По своим жанровым особенностям легенда близка к таким жанрам устного народного творчества, как миф, сказка, предания.
Легенда - это разновидность мифа, но от мифа её отличает прежде всего то, что
Близка легенда и к преданию. Но если предание - рассказы исторического содержания, народная и историческая проза, то легендой может быть рассказ, возникший и в современной действительности. Предание - то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того времени. Легенда же не всегда характеризует эпоху. Слово "легенда" в сознании современного человека более связано с вымыслом, откровенно неправдоподобной историей, которая приукрашивает действительность.
Бывает, что легенды перекликаются со сказками. Отличие их в том, что сказки рассказываются для веселья, для забавы. А легенды, несмотря на сходство сюжетов, воспринимаются совершенно серьезно, как действительный случай, из которого следует сделать выводы, извлечь мораль.
Для чего же человек создавал легенды? Только ли художественное восприятие человеком мира их породило? Нет ли тут конкретных практических причин?
Рождается ребенок, и старшие по возрасту оберегают сознание растущего существа от реальной жизни, рассказывая ему различные легенды, по-своему объясняя мир и тем самым подготавливая его к будущим трудностям.
Классификация легенд. Легенды нашего края
В ходе работы над темой мы встретили несколько классификаций легенд. Так литературоведческий словарь предлагает разделить все легенды на светские (социальные) - короткие и, на первый взгляд, правдоподобные (хотя обычно не соответствующие действительности) истории, опирающиеся на современную техническую и общественную реальность, обычно затрагивающие глубинные проблемы и страхи современного общества, и религиозные. К религиозным легендам относится большое количество произведений, разнообразных по содержанию и форме. Это рассказы о Боге-отце, о Христе, об ангелах и святых; сюжетные толкования церковного календаря, имен святых; рассказы о старцах и сектах.
Светских легенд, бытующих на территории Ивановской области много, нам удалось изучить 23, самой интересной нам показалась легенда о парском святом источнике, который находится на территории Родниковского района Ивановской области. Дело в том, что во время нашествия поляков на село в 1615 году одна из местных девушек взяла икону и спряталась у этого родничка, где пребывала два дня. Враги ее не нашли, так как ослепли оттого, что умылись в роднике и выпили оттуда воды. Поляки вообще скоро оставили село.
Из легенд, бытующих на территории нашего края мы только одну назовем религиозной. Она рассказывает о действовавшей с XVIII на территории края старообрядческой секты скопцев (по цензурным соображениям легенда в работе не представлена, 18+).
В основе другой классификации все легенды делятся на космогонические, этиологические и топонимические.
Основу космогонических легенд составляют сюжеты о небесных светилах. Они сохранили черты очень древних мифологических представлений об их связи с животными и людьми земного происхождения. Примером космологической легенды может быть легенда о закате на Рубском озере, что находится на территории Тейковского района. (Приложение 1.1)
Этиологические легенды - легенды о происхождении растений, животных и птиц, разных объектов природы. Таких легенд нами собрано немного, 2. Например, легенда об образовании Коптевского озера. Когда-то на месте озера было купецкое поселение, которое насчитывало несколько дворов и в том числе церковь (будто бы с позолоченным колоколом). Из-за климатических условии и рельефа местности, возможно из-за пожара, поселение исчезло, а церковь постепенно начала опускаться. Вскоре именно на этом месте и образовалось озеро. Говорят, будто бы в тихую погоду рано утром или на закате дня можно услышать отголоски старинного колокола.
Значительное место в народной «несказочной прозе» нашего края занимают топонимические легенды – легенды, рассказывающие о названиях городов, сел, улиц... К ним, например, относится записанная легенда о названии старинного села Колбацкое в Ивановском районе. Его история довольно полно описана нашими краеведами, начиная с XVII века. Однако происхождение названия села так и остается загадкой. По одной из версий название селения возникло от случайной встречи проезжего барина с местным крестьянином, который в это время рубил кустарник на дрова. "Мужик, скажи, как зовут твое село?" - кричит барин, высунувшись из окна кареты. Крепостной Голицыных (им принадлежало село в XIX веке ) был глуховат. Увлеченный своим делом и, не слыша барина, он лишь каждый раз приговаривал, ударяя топором: "Кол, бац! Кол, бац!" Так и пошло: Колбацкое.
По правдоподобности, достоверности все легенды можно разделить на реальные, легендарные, полулегендарные.
Реальными можно назвать те легенды, в основу которых положены реальные события, но с течением времени факты были искажены либо художественно домыслены. Таковой следует признать легенду о храме Иоанна Предтечи села Кибергино Тейковского района. (Приложение 1.2)
Легендарными называют «несказочную прозу», в основе которой лежит явный вымысел. Примером такой легенды может стать легенда «Здесь жил повелитель вьюг и холодов Морозко». Согласно этой легенде еще до принятия христианства было известно село Морозово Тейковского района. И названо оно было в честь Мороза, или Морозко, языческого покровителя вьюг и холодов на Руси. Морозко здесь жил и хранил леса. В окрестных лесах Морозово по-прежнему зверья много. Несколько лет назад огромный медведь заходил зимой в село. Следы, но не самого хозяина леса, видели многие морозовцы. А может быть, шепчутся в селе, это и был сам Морозко в медвежьей шкуре?
Полулегендарными называются легенды, рассказывающие о событиях которые могли быть, в которых действуют реальные исторические лица, но факт этих событий не доказан. Здесь можно вспомнить легенду о селе Золотниковская пустонь Тейковского района. Существует легенда, что проезжала как-то по нашим землям Екатерина II, захотела воды испить, остановилась около речки Змеянки, да и обронила золотое колечко, а испив воды, сказала: «Какая вода холодная, вкусная! Вода здесь золотая». С тех пор стали называть речку Золотоструйка. А село, звавшееся Пустынью, назвали Золотниковская Пустынь…
Изучив подробно учебную литературу по теме «Легенды», мы решили предложить свою классификацию легенд Ивановской области.
На территории Ивановской области бытует большое количество легенд, объясняющих названия населенных пунктов. Примерами таких легенд (нами было собрано 8 легенд этого типа) можно считать легенды о названии деревень Рюмкино, Четвёркино и Скалозубка, расположенных в Ивановском районе неподалеку друг от друга. (Приложение 1.3)
Среди собранных можно выделить группу легенд, рассказывающих о природных объектах (таких легенд мы нашли 4). Особо следует отметить легенду о Волотовой горе. (Приложение 1.4)
Особый интерес вызывают легенды о людях нашего края (Таких легенд мы нашли 3). Герои легенды «Хочешь – верь, хочешь - нет…» - жители села Поддыбье Тейковского района - восхищают силой своих чувств. (Приложение 1.5)
Легенды о предметах, представляющих культурную ценность Ивановской области (2 легенды). Мало кто из ивановцев знает, что в музее Д.И. Бурылина выставлены часы, которые специалисты называют восьмым чудом света. И уже совсем единицы в курсе того, что с этими часами связано немало зловещих и таинственных историй. Легенда о часах из коллекции Д.Бурылина показалась нам интересной. (Приложение 1.6)
Легенд о городских привидениях было собрано 2. Особого внимания заслуживает легенда, которая родилась не так давно и связана с реальными событиями. (Приложение 1.7)
Произведения «несказочной прозы» Ивановского края представляют интерес, как в познавательном, так и в эстетическом отношении. Их связь с действительностью проявляется в историзме и мировоззренческой направленности.
На контрольном III этапе исследования, основная цель которого – это подведение итогов работы, мы предложили учащимся 8-х классов пройти анкетирование (в опросе участвовало 40 респондентов) по следующим вопросам:
1. Вы знаете легенды нашего края?
2. Какая легенда привлекла ваше внимание больше?
17 человек ответили: легенды о часах из музея Д.И.Бурылина. О названии сел Четверкино, Рюмкино, Скалозубкино.
13человека ответили: легенды о Рубском озере, названии города Тейково
10 человек ответили: такие, как «Хочешь – верь, хочешь – не верь», «Легенда о приведениях»
3. Должны ли мы знать легенды нашего края?
4. Как вы думайте сегодня сочиняют легенды?
5. Интересно ли Вам изучать родной край, его историю и культуру?
Заключение
Исследовательская работа, целью которой было познакомиться с одним из видов местного фольклора – легендами, изучить их, классифицировать и систематизировать материалы (составили сборник «Там русский дух, Там Русью пахнет..» (Приложение 2)), завершилась, но требует дальнейшего продолжения. Результаты работы обобщены и позволяют сделать выводы - большинство учащихся заинтересовались изучением особенностей родного края через изучение легенд, что подтверждает предполагаемую нами гипотезу.
Мы пришли к выводу, что люди верят легендам, и легенды заставляют людей делать невероятные вещи. Мы собрали легенды нашей местности в брошюре и думаем, что она будет полезна на уроках краеведения.
Приложение 1.1
Космологическая легенда о закате на Рубском озере, Тейковский район.
У хозяина болота был прекраснейший и самый красивейший цветок. Но его красотой мог любоваться только хозяин болота. Днем его охраняли слуги, а с наступлением ночи, цветок оставался без присмотра, в непроходимых болотистых местах. Люди знали о существовании цветка и говорили, будто бы тот, кто раздобудет его, станет сказочно богат. Много совершалось попыток раздобыть этот цветок, но все они были четны.
И вот однажды ночью, выбрав подходящий момент, человеку удалось сорвать цветок. Рано утром хозяин болота отправился полюбоваться на свое чудо, но обнаружил лишь его пропажу.
Проходили дни, поиски цветка продолжались. Однажды стража, которая искала пропажу, заметила его ослепительную красоту в одном крестьянском доме. Цветок буквально пылал своей красотой. Но и счастливые люди, заметили то, что цветок нашли.
Для того чтобы сохранить его красоту и дать возможность наслаждаться его неповторимостью другим людям, они окунули его в небольшое озерцо. На удивление местных жителей озеро увеличилось в своих размерах. Теперь каждый может убедиться в красоте этого мифического цветка. На закате, когда солнце уходит с небосвода, оно уносит с собой этот цветок, спрятанный на дне Рубского озера, которое своим сиянием освещает небо ярко-красным, оранжевым, а иногда розовым светом.
Приложение 1.2
Легенда о храме Иоанна Предтечи села Кибергино Тейковского района.
До постройки каменной приходской церкви стоял тут Предтеченский монастырь. Первое документальное упоминание об этой обители относится к 1512 году. Хотя бытующая в народе легенда гласит о том, что монастырь существовал тут и ранее. Будто бы отряд манголо -татар двигавшийся по замёрзшей Нерли в сторону града Ростова, встретил на своём пути селение с монастырём. Татарский разведчик, посланный разузнать обстановку никого в монастыре не нашёл и стал звать своих соплеменников повторяя одно и тоже слово кибельди, что в переводе означает «иди сюда». Каково же было удивление непрошеных гостей, когда с монастырской стены в их сторону полетели стрелы, посыпались камни, полились потоки раскалённой смолы. Обозлённые басурмане подожгли монастырь, но когда огонь перестал полыхать, на пепелище они никого не обнаружили. Оказалось, что монахи покинули монастырь через подземный ход и схоронились в лесной чаще. Со временем монахи вновь отстроили монастырь, а селение стали именовать по запомнившейся им татарской фразе «кибельдень», которая со временем превратилась в название села Кибергино.
Приложение 1.3
Легенды о названии деревень Рюмкино, Четвёркино и Скалозубка, расположенных в Ивановском районе неподалеку друг от друга.
Среди местных жителей бытует следующее предание об истории происхождения этих названий. Путешествуя по России, императрица Екатерина II вместе с многочисленной свитой заехала и в эти глухие места, расположенные на границе Костромской и Владимирской губерний. Путешествие видимо затянулось, свита выбилась из сил и захотела подкрепиться. Один из сопровождающих сановников обратился к императрице с просьбой: "Матушка! Позволь попросить хоть у местных крестьян что-нибудь". Матушка милостиво соизволила разрешить, зная любовь своих подданных к своей венценосной особе. В первой же деревне и попросили у крестьян для подкрепления сил выпивки. Однако во всей деревне из горячительных напитков нашлась всего четверка. Делать нечего. Удовольствовались и этим. Выехав за околицу, обнаружили, что даже и это выпить не из чего - нет даже малого стаканчика. Решили соответствующую тару попросить в следующей деревне. Здесь на всю деревню нашлась всего одна рюмка. Императрица, не ожидавшего такого приема, начала гневаться и, не мешкая, приказала ехать в третью деревню. Здесь к радости свиты и полному удовлетворению Екатерины нашлись и выпивка, и закуска, и соответствующая компании посуда. Подкрепившись и придя в благожелательное расположение духа, императрица поведала местным крестьянам о том, как отнеслись к ее просьбе в двух предыдущих деревнях. Выслушав рассказ, крестьяне долго смеялись. Тут же Екатерина не откладывая, повелела отныне называть первую деревню Четвёркино, вторую - Рюмкино, ну а третью - Скалозубка, очевидно, за смешливый нрав жителей.
Приложение 1.4
Легенда о Волотовой горе.
Есть на севере Ивановской области очень примечательный объект – Волотова гора, что в нескольких километрах к Старой Вичуге от районного центра г. Фурманова. Выяснилось, что гора среди местного населения считается «нечистым» местом. Отношение к ней более чем неоднозначное. Считается, что она как- то связана с именем великана или богатыря Волота. Он зарыт под курганом. В «Живом великорусском словаре» В.Даля мы читаем: «…Волот - гигант, великан, могучий … богатырь, человек необычайного роста, а иногда и силы. В волотах сказочных, в богатырях, сила соединяется с ростом и дородством: остатки их народ видит в костях допотопных животных …». О самом Волоте, о его деяниях на нашей земле ничего не известно.
Приложение 1.5
Легенда о людях нашего края «Хочешь – верь, хочешь – не верь»
Жил здесь парень один по имени Иван. Богатырь. Косая сажень в плечах. Гнул подковы, коня приподнимал, в кулачных боях не было ему равных - один против «стенки» ходил. Девки по нему страдали , не одна девичья подушка слезами насквозь промокала. Вдовы, молодые да пригожие, соблазняли. Мужние жены хвосты задирали, на все для него готовые. Впустую. Любил Иван только одну девицу из Обезова, села соседского, - Марью, поповскую дочь. Только она на Ивана-ноль внимания, фунт презрения. И не то, чтобы красавица писаная – маленькая, худенькая, личико рябенькое, как яйцо кукушиное. Только всей и роскоши было, что глаза – огромные, зеленые, с поволокой, ведьмины глаза. И так он к ней подъезжал, и эдак, сватов засылал, целые ночи подряд под окнами поповского дома сидел, вздыхая. Чтоб удаль молодецкую показать и Марью в себя тем влюбить, поднял над головою огромный валун, да надорвался, пол зимы на печи провалялся, еле очухался.
А Маше той все нипочем. Подруги ей говорят, дескать, извела ты мужика, дура ненормальная. Дескать, кого тебе ещё надо? А она им отвечает: «Не люб!» - и баста.
Что делать Ивану – не знает он. Хоть камень на выю вешай да в Рубское озеро. Мучился он, страдал, пока кто-то не надоумил его навестить бабку-колдунью из соседней деревни. Была та бабка, говорят, в большом авторитете, вся округа ходила к ней – от болезней травами и нашептываниями лечиться, сглаза и озепы снимать. Умела она на скотину благодать насылать, а ещё девок к парням присушивать. Как, впрочем, и наоборот.…Знала бабка множество средств, как из нелюбой сделать любою. А то даст женке, к примеру, порошок из калгана, чтоб та домой принесла и его мужу в щи высыпала. Поест мужик тех щей и тут же женой залюбуется, и тут же её захочет, как никакую бабу на свете. Много она семей восстановила. Много сердец разбитых склеила. Память о ней в этих краях до сих пор жива. Звали её баба Фекла, и сейчас недалеко от Поддыбья Феклин овраг есть. Говорят, там ее изба и стояла.
Так вот, и пошел Иван к бабе Фекле совета попросить, зелья какого-нибудь у нее взять, чтоб приворожить к себе на веки вечные строптивую Марью – поповскую дочь. Колдунья его все выпросила, кости человечьи достала. Раскинула, чтоб посмотреть, что ему на роду написано. И говорит она: «Марью приворожить можно, полюбит она тебя и будет твоей до гробовой доски. Только помни, если женишься на ней – проживешь мало, сына своего не увидишь, а Марья будет жить долго и все тебя любить. Так дать тебе зелья?»
Раскинул Иван умом, вроде бы подольше охота землю потоптать, да любовь, видать, сильнее страха оказалась. «Все, - говорит, - отдам и самоей своей жизни не пожалею, лишь бы с Марьей повенчаться, да ласкать ее, лелеять, да своей называть». Дала ему Фекла порошка наговорного щепоть с тем, чтобы он его поповской дочке в питье или еду какую подсыпал.
Стал Иван думать, как порошком девку накормить. И придумал. Напросился к попу обезовскому в гости, приглашен к столу был да незаметно Марье в чашку и подсыпал. Ночью сделалось ей дурно, ломало сердешную, вся посинела, уже думала – кончается. Нет, к утру поправилась. Поправилась да и затосковала. Заныло ее девичье сердечко. Влюбилась она в Ваньку …. Что, в общем – то, ему и требовалось.
Они поженились. Венчались в церкви.
И все – то бы у них было хорошо и ладненько, да и получилось все, как старая ведьма предсказала.
Еще медовый месяц у молодых не закончился, еще любовью они не натешились вдосталь, как случилась беда. Проснулся Иван раз утром, только молодую жену обнять, а она холодная, окоченела вся. Умерла она…
Рыдал Иван, выл, рвал на себе волосы…
В гробу Марья будто спала. Ее некрасивое при жизни лицо казалось прекрасным. Капали на мертвое тело горькие мужицкие слезы. Но не могли оживить они молодайку, не могли вернуть любимую жену.
Марью отпели в той самой церкви, где совсем недавно венчали молодых. Похоронили ее на сельском погосте.
А Иван от горя в день похорон умер. Крепкий был мужик, а сердечко вот горя не вынесло. Такая у него любовь!
Вроде бы, солгала Ивану старая ведьма, что переживет его жена на долгие годы. Ан нет, не солгала.
Похоронить их решили рядом, чтобы гробики их в могиле стояли, друг дружки касаясь, будто лежат они не в сырой земле. А на брачном ложе. Стали мужики Ивану яму копать. Только немножко в землю углубились, как раздались из Марьиной могилы странные звуки, стоны, вой. Побросали они заступы и – бегом. Прибежали к попу поддыбьевскому, все ему рассказали. Кричат: «Кол надо в могилу забить! Видать, баба ведьма была». А поп был мужик трезвый, рассудительный. «Не горячитесь, - говорит, - православным миряне. Берите лопаты да и разройте Марью. Коли ведьма она, так мы, с Божьей помощью, с ней справимся. А ну как не досмотрели и живую ее похоронили? Бери заступы, миряне!» взялись мужики за лопаты, вырыли гроб. А в нем Марья живая. В истерике, конечно... Лицо свое в кровь изодрала, волосы клочьями вырвала . Но живая. Ее сразу отец к себе в село забрал. Долго она лежала, в себя прийти не могла. Она даже о смерти Ивана узнала дней, может, через десять.
Ивана похоронили в Марьину могилу. Он не воскрес… А месяцев через восемь или около того родила Марья здорового мальчика. Пережила она своего мужа ровно на семьдесят лет. И всю жизнь любила его одного и более замуж не выходила.
И легла с ним в землю рядом – теперь уж на веки вечные…
Приложение 1.6
Легенда о часах из коллекции Д.Бурылина.
Часы из коллекции Д.Бурылина практически никогда не функционировали в полном режиме — уж слишком долго возили их по разбитым дорогам Европы, показывая на ярмарках и балаганах.
В прошлом столетии некий профессор математики местного педагогического института взялся было за восстановление часов. Вывел некие формулы, стал подгонять колесики и винтики под общую схему. Ему удалось запустить еще несколько неработающих ранее блоков чудо-часов. Однако судьба распорядилась иначе: нестарый еще мужчина умер в одночасье, так и не успев закончить свою работу. Часы просто не хотели работать в полную силу!
Каждый последующий мастер, который пытался что-то сделать с часами, или заболевал, или умирал.
Последним, кто пытался наладить механизм, был работающий в музее в 90-х годах прошлого века тихий, скромный, интеллигентный человек. Он почти добился своей цели, при этом страшно ругая того самого профессора, который подгонял шестеренки чуть ли не молотком и изрядно испортил устройство.
Так вот — однажды, уже в самом конце своей работы, когда можно было бы механизм часов уже и запустить, этот молодой еще мужчина вышел после работы из здания музея ненастным осенним вечером и … пропал. Искали родственники, искала милиция. Только весной его труп вытаял из сугроба где-то на окраине Иванова. Причем, было совершенно непонятно, что он мог делать в этом районе города? Следов криминального воздействия на теле не обнаружили.
Но самые удивительные события связаны с привидением музея, которое жить не может без этих самых часов.
Много лет работал смотрителем в этом заведении пожилой уже человек, хромой из-за травмы ноги. Он больше всего любил этот экспонат, часами мог дивиться на золоченые стрелочки и циферблаты. Был он человеком не слишком здоровым, поэтому его смерть никого не удивила. Вот только спустя какое-то время в ночном гулком музее, в зале, где располагались часы, стали раздаваться шаги. Кто-то медленно проходил по анфиладе помещений и обязательно останавливался около часов. Впрочем, «кто-то» - определение не совсем верное. Старые сотрудники знали, кто расхаживает по ночам по темным залам — ведь, судя по четким шагам, привидение это сильно хромало!
Причем, часы эти нередко переставляли из зала в зал. Привидение неизменно находило свой любимый экспонат, с которым решило не расставаться даже после смерти, в любой части здания! И хромающие шаги слышались именно там, куда переставили часы.
Приложение 1.7
Легенда о городском привидении
Летом 1984 года по Ивановской, Ярославской, Костромской, Калининской и Московской областям прогремели сильные смерчи. Он был отнесен к категории наиболее сильных за последние годы. В Иванове смерч обрушился на район Балино. Он крушил дома, переворачивал троллейбусы и автобусы, ломал столбы и деревья, перевернул подъемный кран весом 350 т, затем смерч обрушился на старое кладбище, на котором в связи с субботним днем было много народа. Это продолжалось полторы-две минуты. Когда смерч передвинулся, все было неузнаваемо: разрушенные могилы, поваленные или унесенные кресты и памятники, сметенные сады, вывернутые с корнем деревья, груды искореженного металла, а то немногое, что осталось, было залеплено серой грязью.
И стразу же пошли слухи. О висящих на заборах мертвецах, о летающих коровах, о развороченном кладбище, о пробитых щепками автомобилях говорили еще очень долго. Возникла и легенда о «белом старике» -
якобы одновременно в самых разных местах территории, пострадавшей от смерча, видели старика в белом, который все искал свою погибшую под завалами дома внучку.
Список использованной литературы
Оформители
М.Погорелов, В.Погорелов, П. Королева,
М.Аверкина, В.Парфенова
Брошюра «Там русский дух, там Русью пахнет, или
Легенды города Тейково и Тейковского района»/
Собиратели - учащиеся
8–х классов МСОШ № 10 г.о. Тейково
В сборник вошли легенды, собранные учащимися
из разных источников: периодической печати,
сети Интернет, из книги М.Смирнова, С Кузьмина
«Тее ково? Книга о Тейкове и тейковцах»
Уважаемые читатели!
Мы просим Вас присоединиться к нам и продолжить
работу над проектом. Здесь Вы можете записать легенды,
известные Вам, или прислать их на сайт нашей школы
https://portal.iv-edu.ru/dep/mouoteikovo/teikovo_school10/default.aspx
За чашкой чая
Как нарисовать небо акварелью
Новый снимок Юпитера
Нас с братом в деревню отправили к деду...
"Не жалею, не зову, не плачу…"