Работа исследовательского характера о значении толерантности в жизни современного человека. Авторы выдвигают гипотезу о том, что толерантный человек неконфликтный, менее агрессивный, легче приспосабливается к изменениям социокультурной обстановки, более социализирован и успешен. Вывод: толерантным быть выгодно!
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа о значении толерантности | 87 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Поярковская средняя общеобразовательная школа № 1"
Толерантность – норма жизни в мире разнообразия
Работу выполнила:
Хмелёва Арина, ученица 6 А класса
Научный руководитель:
Силаева В.А.
Поярково, 2014 г.
Содержание
1. Введение..........................................................................................................3
2. Методика исследования..........................................................................5
3. Обзор информационных источников.......................................................8
3.1. Что такое толерантность.....................................................................8
3.2. Толерантность и терпимость..................................................................9
3.3. Толерантный человек............................................................................9
3.4. Интолерантный человек.........................................................................10
3.5. Глоссарий.................................................................................................11
4. Результаты исследования..........................................................................12
5. Выводы..........................................................................................................17
6. Приложения..................................................................................................18
7. Информационные источники...................................................................28
Введение
Сегодня в школах России начинают внедрять новые стандарты образования. Уже два года мы учимся по ФГОСам. Нам стало интересно, а какими мы должны стать к 11 классу? При изучении литературы выяснилось, что существует современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации (1). Такими мы можем стать, если у нас будет сформировано на высоком уровне такое качество личности как толерантность.
Изучая различные источники информации, мы обратили внимание на то, что люди, обладающие высоким уровнем толерантности, наиболее успешно интегрируют в новую среду. Недаром на страницах современной литературы по этой теме часто можно встретить такие высказывания как "Толерантность - норма жизни в мире разнообразия" (3).
Мы немного расширили предыдущую мысль и выдвинули следующую гипотезу: толерантные люди – неконфликтные, имеют широкий кругозор, открыты для новых знаний, быстрее интегрируют в новую среду, лучше социализированы.
Цель: выявить уровень толерантности обучающихся школы, подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Задачи:
1. Выявить уровень толерантности обучающихся 8-11 классов.
2. Выбрать респондентов с высоким уровнем толерантности и интолерантных.
3. Среди выбранных респондентов провести исследования на уровень агрессивности и конфликтности, уровень эрудиции, способность интегрировать в новую социокультурную среду. Изучить уровень социализации исследуемых через успешность в учебной и внеучебной деятельности.
Методика исследования
В ходе исследования были использованы следующие методики:
Обзор информационных источников
Что такое толерантность.
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Все словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям (2).
Как важный элемент культуры общения толерантность признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений.
Толерантность является ключевым нравственным принципом гражданского общества. В то же время, как показывает опыт, абсолютизированная терпимость открывает путь произволу и насилию; так что ни при каких обстоятельствах толерантность не должна оборачиваться попустительством ко злу, в частности терпимостью по отношению к посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека.
Нравственная толерантность является характерной особенностью ряда практик общения. Во-первых, это, прежде всего, практика подлинно духовного отношения к человеку. Так, многие положения мировых религий и, в частности, многие притчи Нового завета, основаны на нравственной толерантности, совершенно непонятной для здравого смысла, выходящей за рамки той или иной морали, но каждый раз преисполненной подлинной мудростью, глубоким жизненным смыслом. Во-вторых, это практика подлинно нравственного отношения к человеку, всегда преодолевающая узкий горизонт любой морали, поддерживающая в любом человеке его свободу, достоинство и самоценность. Прекрасные примеры такого нравственного и толерантного отношения к человеку дает классическая художественная литература (В.Гюго, Ф.Достоевский, Л.Толстой и др.).
Можно сказать, что толерантность - это «ценность взаимодействия в условиях противоречия»; «принятие иных, отличающихся от твоих собственных, интересов и целей»; «дружелюбие, спокойствие, мирная настроенность, антипод агрессивности, злобности и раздражительности»; «способность выслушивать, пытаться вынести из полученной информации зерна разума и уживаться с различными точками зрения, как бы выслушанное ни противоречило собственным воззрениям»; «стремление к согласию, бесконфликтность».
Толерантность и терпимость.
Являются ли синонимами слова толерантность и терпимость на самом деле? Есть определенная традиция понимания слова «терпимость». Вплоть до середины прошлого века оно трактовалось, как пассивная позиция: терпеть — значит, наступать на себя, уступать кому-то. Слово «толерантность» несёт в себе другие смыслы. «Толерантность» — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. Под толерантностью не подразумевается уступка чужим убеждениям, снисхождение или потворство, терпимости к социальной несправедливости; она не равносильна безразличию. Быть толерантным не означает отказа от своих убеждений, принятия иного мировоззрения (образа жизни), а также навязывания своих убеждений другим людям (2).
Толерантный человек.
Для толерантного человека характерно:
Интолерантный человек.
Глоссарий.
Личностная толерантность включает в себя, прежде всего ценностно-смысловое содержание, в котором центральное место занимают «уважение к человеку, его право и свобода ответственности за собственную жизнь и признание таковой за каждым человеком (6).
Социальная толерантность – это партнёрское взаимодействия личности с различными социальными группами общества, она направлена на равновесие в обществе, на защиту прав и интересов личности в составе различных социальных групп (6).
Этническая толерантность, как отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе (6).
Коммуникативная толерантность в общении (которая способствует пониманию других) коротко можно охарактеризовать следующей фразой (статусом): позволь себе быть собой, а другим - другими (5).
Результаты исследования
На первом этапе велось изучение уровня толерантности с целью разделить учащихся на группы.
При помощи экспресс-опросника «Индекс толерантности» выяснили уровень толерантности обучающихся 8, 10, 11 классов нашей школы. Был опрошен 71 респондент. Выяснилось, что высоким индексом толерантности обладают 11,3%, средние показатели характерны для 83%, низкий уровень толерантности у 5,7 % опрошенных (4 обучающихся) (Приложение 1).
Таким образом, для большинства обучающихся 8,10,11 классов характерен средний показатель индекса толерантности, то есть ребята проявляют как толерантные, так и интолерантные черты личности. В одних ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Ребята с высоким уровнем толерантности обладают выраженными чертами толерантной личности. Хорошо то, что результатов, приближающихся к верхней границе нет, они могли бы свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», связанном с психологическим инфантилизмом, склонностью к попустительству, снисходительности или безразличию. Для учащихся с низким уровнем толерантности характерно интолерантное поведение в большинстве ситуаций. Им необходимо сознательно вырабатывать у себя более терпимое отношение к окружающему миру.
Для качественного анализа аспектов толерантности мы использовали три субшкалы, по которым выяснили этническую, социальную и коммуникативную толерантность. Субшкала «этническая толерантность» выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Высоким уровнем этнической толерантности обладают 22,5 % респондентов, средним уровнем – 76 %, низкий уровень характерен для 1,5 % (1 обучающийся) (Приложение 2).
Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (преступников, психически больных людей и др.). Высокий уровень социальной толерантности характерен для 16,8 % обучающихся, средний – для 81,7 %, низкий – для 1,5 % (1 обучающийся) (Приложение 3).
Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. Высокая степень толерантности как черты личности можно отметить у 45 % респондентов, средний уровень – у 55 %, низкий не отмечается ни у кого (Приложение 9).
Можно сделать вывод, что большинство ребят данных классов обладают высоким и средним уровнем этнической, социальной толерантности и достаточно терпимо относятся к окружающей действительности.
На следующем этапе работа велась с двумя группами обучающимися. Первая группа (11 человек) – ребята с высоким уровнем толерантности или с показателями, близкими к высоким. Вторая группа (10 человек) - с низким уровнем толерантности или с показателями, близкими к ним. При помощи методики «Личная агрессивность и конфликтность» выяснялся уровень позитивной и негативной агрессивности, конфликтности. Выяснялись такие черты личности как напористость, неуступчивость (в сумме позитивная агрессивность), нетерпимость к мнению других, мстительность (в сумме негативная агрессивность), бескомпромиссность, вспыльчивость, обидчивость, подозрительность (в сумме конфликтность).
Ребята с высоким уровнем толерантности имеют средние и низкие показатели позитивной агрессивности (средний уровень – 63,6 %, низкий – 36,4 %), то есть часть из них могут быть напористыми и отстоять свою позицию. Ребята с низким уровнем толерантности обладают более высокими показателями позитивной агрессивности (высокий уровень – 30 %; средний – 60%; низкий – 10 %) (Приложение 10).
То же мы видим и в отношении негативной агрессивности. Группа с высокими показателями толерантности характеризуется средними (54,5 %) и низкими показателями (45,5 %). Более агрессивными оказались ребята из группы с низкой толерантностью: высокий уровень негативной агрессивности у 30 %, средний у 60 %, низкий у 10 % опрошенных (Приложение 4). Соответственно и более конфликтными являются ребята из группы с низким уровнем толерантности. Высоким уровнем конфликтности обладают 20 %, средним – 80 % респондентов этой группы. Все ребята с высокой толерантностью характеризуются средним уровнем конфликтности (Приложение 5). Причём для всех опрошенных характерен высокий уровень бескомпромиссности, то есть ребята не умеют идти на компромисс, находить взаимовыгодные решения.
Для выяснения уровня эрудиции была применена методика «Эрудит» (Школьный тест умственного развития). Для более наглядного представления результатов мы составили рейтинг, условно обозначив ребят из группы с высоким уровнем толерантности как «толерантный», ребят из группы с низким уровнем толерантности как «интолерантный». Получился следующий рейтинг: 1. толерантный, 2. толерантный, 3. толерантный, 4. толерантный, 5. интолерантный, 6. толерантный, 7. толерантный, 8. интолерантный, 9. толерантный, 10. толерантный, 11. интолерантный, 12. толерантный, 13. толерантный, 14. интолерантный, 15. толерантный, 16. интолерантный, 17. интолерантный, 18. интолерантный, 19. интолерантный, 20. интолерантный, 21. интолерантный. Как видно из предложенного рейтинга, ребята с высоким уровнем толерантности обладают более высоким уровнем эрудиции, имеют более широкие взгляды на мир, более открыты к восприятию нового.
При помощи теста "Адаптация личности к новой социокультурной среде" был определен преобладающий тип адаптации для данных групп. Для ребят с высоким уровнем толерантности характерен адаптивный (90,9 %) и интерактивный (9,1 %) тип адаптации (Приложение 6). Адаптивный тип свидетельствует о личной удовлетворённости, положительном отношении к окружающим и принятии их, чувстве социальной и физической защищённости, чувстве принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним. Для таких людей характерны: стремление к самореализации, высокий уровень активности, уверенность в отношениях с другими, планирование своего будущего, основанных на собственных возможностях и прошлом опыте.
Для интерактивного типа характерны принятие данной среды, активному вхождению в эту среду, настроенность на расширение социальных связей, чувство уверенности в своих возможностях, критичность к собственному поведению, готовность к самопреобразованию, желание реализовать себя путём достижения материальной независимости, направленность на сотрудничество с другими, контроль над собственным поведением с учётом социальных норм, ролей и социальных установок данного общества, направленность себя на определённую цель и подчинения себя этой цели.
Для группы обучающихся с низким уровнем толерантности характерны следующие типы адаптации к новой социокультурной среде: ностальгический - 40 %, адаптивный - 30 %, интерактивный - 10 %, конформный - 10 %, отчуждённый - 10 % респондентов (Приложение 7).
Для ностальгического типа характерны внутреннее расстройство и смятение, проистекающее из-за чувства разъединённости с традиционными ценностями и невозможности обрести новые., бесприютность, ощущение того, что человек не на своём месте. Эмоциональное состояние таких людей характеризуется мечтательностью, тоской, меланхолией, опустошенностью.
Конформный тип характеризуется стремлением при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентацией на социальное одобрение, зависимость от группы, потребностью в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми, принятием системы ценностей и норм поведения данной среды. Поведение таких людей формируется под воздействием ожиданий группы в зависимости от степени заинтересованности в достижениях своих целей и от предполагаемого вознаграждения.
Отчуждённый тип характеризуется неприятием нового социума, низкой самооценке, несогласованностью притязаний и реальных возможностей, озабоченностью своей идентичностью и своим статусом, убеждённостью, что собственные усилия могут лишь в незначительной степени повлиять на ситуацию. Для таких людей характерны беспокойство по поводу неспособности удовлетворить свои потребности, паника, беспомощность, ощущение покинутости, нетерпеливость.
Таким образом, ребята с высоким уровнем толерантности более легко приспосабливаются к новой социокультурной среде, быстро и активно адаптируются, более уверены в своих силах, настроены на сотрудничество с другими, стремятся к самореализации.
Степень социализации выясняли, анализируя успехи в учёбе, внеурочной деятельности, участие в конкурсах, олимпиадах. Выяснилось, что среди обучающихся с высоким уровнем толерантности 54,5 % учатся на "4" и "5", спортом занимаются 54,5 %, являются победителями олимпиад, конкурсов различного уровня 72,7 %, все ребята принимают активное участие в классных и школьных мероприятиях. Среди обучающиеся с низким уровнем толерантности являются спортсменами 10 %, обучаются на "4" и "5" - 10 %, принимают участие в общественной жизни школы - 30 % ребят (Приложение 8). Следовательно, ребята с высоким уровнем толерантности более социализированы.
Выводы
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
Вернёмся к нашей гипотезе: толерантные люди – неконфликтные, имеют широкий кругозор, открыты для новых знаний, быстрее интегрируют в новую среду, лучше социализированы. Таким образом, в ходе исследования гипотеза была подтверждена.
Информационные источники
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2009
2. http://ru.wikipedia.org
3. http://shkolazhizni.ru
4. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/TOLERANTNOST.html
5. http://www.c-psy.ru
6. http://www.gurutestov.ru
7. http://pedagogico.elsu.ru
8. http://ichelovek.lik10.ru
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Пока бьют часы
Упрямый зяблик
Сказка на ночь про Снеговика
Снегири и коты