В 2013 году исполнилось 165 лет со дня рождения В.М.Васнецова. Ежегодно в его честь, на Вятской земле, собираются художники из разных стран на пленер – творческий фестиваль. Героями полотен деятелей современного искусства становятся вятская природа и люди, а также мой любимый город – Уржум. Чем же знаменит В.М.Васнецов? Его картины - иллюстрации русских народных сказок встречают нас в раннем детстве.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yurkina_sofya_urzhum.docx | 756.78 КБ |
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение
«Гимназия г.Уржума»
Исследовательский проект
«Выдающийся русский живописец
Виктор Михайлович Васнецов»
Работу выполнила:
Юркина Софья
ученица 4б класса.
Руководитель:
Чикулаева Елена
Алексеевна
учитель начальных
классов
г.Уржум, 2013
Тема: «Выдающийся русский живописец
Виктор Михайлович Васнецов»
Введение
На уроке литературного чтения, в разделе Волшебная старина, мы изучали русскую народную сказку «Иван – царевич и серый волк», к этому произведению, в картинной галерее, предлагалось рассмотреть репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке». Эта картина мне очень понравилась. В ней художник оживил сказочный сюжет, передавая красками таинственный дух народной фантазии.
В 2013 году исполнилось 165 лет со дня рождения В.М.Васнецова. Ежегодно в его честь, на Вятской земле, собираются художники из разных стран на пленер – творческий фестиваль. Героями полотен деятелей современного искусства становятся вятская природа и люди, а также мой любимый город – Уржум. Чем же знаменит В.М.Васнецов? Его картины - иллюстрации русских народных сказок встречают нас в раннем детстве.
Цель работы: Изучение биографии и творчества художника Виктора Михайловича Васнецова, создание буклета и фильма.
Задачи:
Гипотеза: предположим, что нужно знать биографию и творчество выдающегося художника В.М.Васнецова, так как его имя связано с историей Уржумского края. Как сделать так, чтобы все желающие могли узнать о нём быстро и интересно? Для этого необходимо создать буклет и фильм.
Объект исследования: жизнь и творчество В.М.Васнецова.
Предметом исследования: произведения художника.
Вклад работы: создание буклета и фильма.
Душа настоящего художника похожа на певчую птицу, которая заперта в клетке, накрытой невзрачной тканью. Мы не видим ее, но, услышав ее чудный голос, внезапно поражаемся удивительной внутренней красоте естества скрытой за накидкой птахи.
В 1873 году Виктор Михайловича Васнецов написал автопортрет, на котором очень трудно в чертах человека с бледным и усталым лицом рассмотреть какие-то особенные внешние признаки гениальности. Но стоит лишь взглянуть на созданные им полотна, как ощущаешь вдруг и сразу всю силу удивительного душевного дара и таланта того, чья рука водила кистью, создавая эти незабываемо прекрасные, без всякого преувеличения сказочные картины.
Изучив различные исторические материалы и составив, вопросы, провела анкетирование, в котором приняли участие ученики 4 класса (23 человека) и ученики 10 класса (также 23 человека). Оказалось, что:
На первый вопрос: Почему второй год в наш город съезжаются художники с разных уголков России и ближнего зарубежья?
Правильно смогли ответить 20 гимназистов-старшеклассников – это 87%, и 8 гимназистов младших классов – это 35%.
На второй вопрос: Где родился и провёл своё детство В.М.Васнецов?
Все старшеклассники правильно дали ответ, а среди учеников четвёртого класса правильно смогли ответить только 10 учащихся - это 43 %.
На третий вопрос: Чем знаменит В.М.Васнецов?
Большинство учащихся старших классов знакомы с творчеством Виктора Михайловича Васнецова - 82 % и 30% учеников младших классов.
Благодаря опросу мы поняли, что юные учащиеся нашей школы мало знают о Викторе Михайловиче Васнецове, но они очень хотели бы узнать больше по данной теме. Решила, что смогу помочь им в этом, создав буклет и фильм.
Фильм можно посмотреть на YouTube «Выдающийся русский живописец Виктор Михайлович Васнецов».
На формирование уникального внутреннего мира художника повлияли две главные взаимодополняющие первоосновы – семья и бытовое человеческое окружение. Сын сельского священника, Виктор Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, рос в российской глубинке (с.Рябово, Вятской губернии), среди крестьянских детей, всей душой впитывая красоту и поэзию русских народных былин и сказок.
В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам и астрономии, рисовали. И бабушка, и отец художника владели акварелью, именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо. Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника.
В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах “С квартиры на квартиру” (1876), “Военная телеграмма” (1878), “Книжная лавочка” (1876), “Балаганы в Париже” (1877).
В душе художника всегда жили образы народного эпоса. Окончательно избрав для своих картин национально-историческую тематику, художник объединяет знание народного эпоса с мастерством жанриста, преобразует русский исторический жанр, погружая мотивы Средневековья в атмосферу поэтической легенды или сказки. Началом новой идейно-художественной направленности творчества художника является полотно “Витязь на распутье” (1882).
Своим долгом художник считал написание полотна “Богатыри”, наброски к которому он исполнил еще в 1871 году. Эта картина, венчающая героический цикл работ Васнецова была написана в 1898 году. На создание “Богатырей” Васнецова вдохновили три огромных раскидистых дерева, растущих возле дома. Картина впечатляет огромными размерами – на всю стену.
В 1897 году художник создает картину “Царь Иван Васильевич Грозный”. В этой картине Васнецов воплотил идею создания национального стиля, сочетающего современную живопись с поэтикой русского искусства допетровской поры.
В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира).
В 1885 году предложили художнику работу по декорированию Владимирского собора в Киеве (1885-1896). Это стало исполнением желаний художника. Васнецов трудился над росписью собора более десяти лет. Это грандиозная работа, не имела аналогов в русском искусстве XIX века. При создании церковной росписи Васнецов стремился обновить византийские каноны, внося в них лирически-личностное начало, воплощая в ряде мозаик и фресок фольклорные образы, в которых явственно проявляется дух народного жизнеутверждения и пантеистической тайны. Возрождая монументальное искусство художник создал свой “васнецовский стиль”.
В 1889 году художник создал станковое полотно “Иван-царевич на Сером волке”, наполненное могучей силой природы. В этой картине “васнецовский пейзаж” окончательно обрел одно из своих самых ярких воплощений.
В 1885 году Васнецов создал серию рисунков для постановки в Московской частной русской опере Мамонтова оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка”, созданной по лирической сказке А. Н. Островского. В этих рисунках художник соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и современное ему народное творчество. В этих эскизах проявился одушевленный характер “васнецовской природы”. В постановке “Снегурочки” художник впервые утвердил творческое равноправие художника-оформителя с драматургом и композитором. “Снегурочка” стала стимулом новых явлений в русском театре.
Васнецов активно работает над введением фольклора в русскую живопись, отражает стороны русского национального характера (“Ковер-самолет”, 1880 г.). Эта картина в книжках на иллюстрациях производит эффект простора, а подлинник невелик – около полуметра. В своих картинах на сказочные сюжеты художник соединяет фольклорную фантастичность с религиозным учением и научным взглядом на мир. Тема мужественности и героизма проходит через его творчество вкупе с поисками идеала женской красоты. Художник пишет “Три царевны подземного царства” (1881), второй вариант которого, созданный в 1884 году, художник называл одной из самых ценных для него работ, в которой он связывал сказочный мотив с декоративностью формы.
В 1893 году Васнецов становится членом Академии художеств.
В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
Академик живописи, иллюстратор, декоратор и архитектор Виктор Михайлович Васнецов скончался в своем доме в Москве 23 июля 1926 и похоронен на Введенском кладбище. В доме художник, в переулке Васнецова, в 1953 году был открыт музей, где сегодня хранится около 25 тысяч экспонатов. Это предметы быта, коллекции, а также полотна мастера, отражающие патриотизм и душевность русского народа. Они стали национальным достоянием нашей страны.
Заключение
Творчество В.М.Васнецова навсегда останется в нашем сердце. Это был великий художник, мастер, который любил и воспевал нашу родину, Россию, её сказки, традиции, культуру, историю. Думаю, что биографию и творчество выдающегося русского художника Виктора Михайловича Васнецова, нужно знать для того, чтобы лучше узнать свои традиции, культуру, историю, крепче любить родную землю.
Библиографический список
Что общего у травы и собаки?
Снег своими руками
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Акварель + трафарет = ?
Две снежинки