Цель работы: узнать историю создания и проанализировать боевые действия эскадрильи «Нормандия» на козельской земле, выяснить, какой вклад она внесла в историю Великой Отечественной войны.
Задачи работы:
1) Сделать обзор литературы по данному вопросу.
2) Выяснить боевой путь легендарной эскадрильи.
3) Узнать какие награды были получены «Нормандией-Неман».
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_kraevedeniyu._normandiya-neman.doc | 107.5 КБ |
prilozheni1.doc | 2.26 МБ |
Региональный этап
Всероссийской олимпиады
школьников
по краеведению
Французские «ястребы»
в козельском небе
Автор: Папышкин Сергей, 10 «а» класс
МКОУ Средняя общеобразовательная школа №1
г. Козельск Калужской области
Руководитель: Косилова Светлана Ивановна, учитель истории
МКОУ Средняя общеобразовательная школа №1
г. Козельск Калужской области
Козельск
2014
Содержание:
I. Введение………………………………………………………………… 3
1.1. Обоснование темы………………………………………………............ 3
1.2. Цель и задачи……………………………………………………….........5
II. Основная часть……………………………………………………………5
2.2. История личного состава эскадрильи………………………………..6
III. Заключение………………………………………………………… ….. 10
IV. Список источников и литературы………………………………………12
Приложение
I. Введение
Самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны - это война. Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, детей, стариков. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. Всюду боль, грязь, ненависть и смерть. Вот это и есть война. Те, кто затевают войны, думают только о себе и видят только себя главным во всем мире. Это подтверждают недавние события в Волгограде и Ставропольском крае. Видно многие люди забыли, что такое война…
Сейчас события Великой Отечественной войны стали актуальны как никогда, потому что многие воспринимают их как легенду. Слишком мало осталось тех, кто знает о ней не понаслышке. Об этих испытаниях нам напоминают книги, фильмы, а так же памятники, известные, великие и малоизвестные.
Такой неприметный памятник стоит в красивой берёзовой роще на 12-ом километре шоссейной дороги Козельск - Мещовск. Многие проезжают мимо, только повернув голову и едва взглянув на него. Кто-то вспоминает своих родственников, погибших в войне, и кладёт к постаменту полевые ромашки, пучки яркой земляники или просто зелёную веточку берёзы.
Часто и я приходил сюда с другом собирать землянику, полюбоваться красотой русской природы. Повзрослев, я задал себе вопрос: «О чем может рассказать этот скромный обелиск, имеющий цвета российского флага, но, почему-то, расположенные вертикально?» Это теперь я знаю, что это флаг Франции. Как он попал сюда, в этот далёкий от той страны уголок? Этот вопрос побудил меня заняться исследованием вопроса, связанного с появлением этого памятника.
Начался краеведческий поиск. Он привел меня в Козельский филиал Калужского областного краеведческого музея. Его директор Н.А. Семенова рассказала, что большую работу по сбору материала о французских летчиках, воевавших на нашей козельской земле, и открытию памятника, на месте базирования французской эскадрильи, проделал наш первый краевед В.Н. Сорокин[1]. Вместе с Н.Н. Анисимовым[2] он написали книгу «Козельск». О войне в ней говорится следующее: «Город Козельск 81 день находился в фашистской оккупации. …День освобождения настал 28 декабря 1941 года в результате операции, начавшейся под Москвой. …Но после освобождения Козельска, те населенные пункты, которые прилегали к Ульяновскому району, еще до 1943 года были заняты немцами, и город оставался прифронтовым, переживал налеты вражеской авиации и бомбежки[3]».
Весной 1943 года в Козельск прилетели французские летчики эскадрильи «Нормандия». Об этой эскадрильи я много просмотрел материала и прочитал книг. Своими впечатлениями я поделился с лучшим другом Максимом Липовым. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что об этой истории Максим знал давно от своей прабабушки Веры Алексеевны Семенчёвой. В годы войны она проживала недалеко от деревни Хатенки Козельского района, в которой базировалась французская эскадрилья, в деревне Пустошки. Их, молодых девчат, неоднократно приглашали на уборку снега на аэродром. Я с Максимом отправился к ней в гости.
Из воспоминаний Семенчёвой Веры Алексеевны: «Убирать аэродром и чистить снег нам приходилось очень часто. Работали мы много и добросовестно, иначе самолеты могли не взлететь. Было очень холодно, поэтому после работы мы обогревались в солдатских землянках, которые были построены тут же в лесу. Обогревшись и попив кипятку, мы часто пели песни. Особенно французы любили «Катюшу» и «Синий платочек». Иногда молодые лётчики пускались в пляс, им очень нравились наши русские напевные мелодии. Не зная языка, мы объяснялись жестами, и даже некоторые французские имена называли на свой лад. Одного мы звали «Фино», его французское имя не помню, а другого, то ли «Матрас», то ли «Тюфяк». Ребята были добрые и поэтому на нас за это не обижались».
Эти воспоминания бабушки Максима дали толчок для моих дальнейших поисков, работа оказалась интересной.
1.2. Цели и задачи.
Цель работы: узнать историю создания и проанализировать боевые действия эскадрильи «Нормандия» на козельской земле, выяснить, какой вклад она внесла в историю Великой Отечественной войны.
Задачи работы:
II. Основная часть
2.1. Рождение эскадрильи «Нормандия».
В ходе моего исследования я выяснил, что из лучших пилотов 1-ой истребительной авиагруппы ВВС «Свободной Франции», базировавшейся в то время в Ливане, на авиабазе Раяк, 1 сентября 1942 г. была сформирована авиационная группа №3. Вскоре она была преобразована в эскадрилью, получившую, по желанию личного состава, название «Нормандия». Эскадрилья состояла из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Эскадрилья была укомплектована истребителями Як -1, позднее были введены в действие истребители Як-9 и Як-3.
22 марта 1943 года, после освоения личным составом боевой техники, эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав 303-й истребительной авиадивизии 1-ой воздушной армии. И уже 5 апреля 1943 года эскадрилья приступила к боевым действиям.
Позднее эскадрилья приняла в качестве своего символа герб провинции Нормандия, щит красного цвета с двумя золотистыми львами, и была преобразована в полк «Нормандия», в состав которого входили уже три эскадрильи, носившие названия трёх главных нормандских городов: «Руан», «Гавр» и «Шербур».
2.2. История личного состава эскадрильи.
Какими были знаменитые лётчики «Нормандии-Неман»? Об этом пишет в своих воспоминаниях Михаил Григорьевич Профателюк, заместитель начальника штаба «Нормандия-Неман», которые вышли в книге «Сердца и крылья[4]». В воспоминаниях сохранены имена лётчиков.
В числе первых прилетели майор Ж.Пуликен и начальник штаба старший лейтенант Ж.де Панж, а также пилоты Ж-Л. Тюлян, А.Литтольф, Ж.Риссо, А. Прециози, А.Познанский, Р.Дервиль, А.Дюран, М.Лефевр, Р.де ля Пуап, И. Бизьен, Д.Бегэн, М.Альбер и Н.Кастелэн. Группу технического состава возглавлял авиационный инженер А.Мишель. Под командованием майора Пуликена начались тренировки на учебных самолетах УТ-2, У-2, а потом на истребителях Як-7 и Як-1.
«Яки» французов украшали красные звезды, но между винтом и кабиной с обеих сторон каждой машины было нанесено по три цветные полосы: синяя, белая и красная – цвета французского государственного флага.
В середине марта, на аэродроме Северный, состоялась инспекторская проверка готовности эскадрильи к отправке на фронт. Ее проводили глава военной французской миссии бригадный генерал Э.Пети и представитель командующего ВВС Красной Армии полковник С.Т.Леванович. Он поставил перед французской эскадрильей боевую задачу: прикрыть бомбардировщиков, которые будут наносить удар по батареям противника. Получив боевое задание, летчики эскадрильи «Нормандия» тщательно готовились к его выполнению. Майор Тюлян сам проверял полетные карты и знание летчиками порядка взаимодействия с бомбардировщиками. Перед вылетом летчики выслушали последние указания своего командира. Он признал «Нормандию» полностью боеспособной.
2.3. «Нормандия » на козельской земле.
22 марта 1943 г. эскадрилья перелетела на прифронтовой аэродром в Полотняный Завод (в 25 км от Калуги), где базировались бомбардировщики, и временно вошла в состав 204-й бомбардировочной авиационной дивизии. 16 апреля их перебросили в Козельск. Именно там недалеко от Козельска, в деревне Хатенки, находился полевой аэродром, на котором базировалась легендарная эскадрилья «Нормандия».
Собирая материал по крупицам, меня заинтересовали несколько эпизодов о боевых действиях французских лётчиков в период базирования их на аэродроме в д. Хатенки.
Рано утром 14 июля на аэродроме были подняты советский и французский государственные флаги. Это был День взятия Бастилии. Для праздника удалось выкроить всего 10 минут. Войска 11-й гвардейской и 50-й армий, развернувшие наступления из под Козельска и Сухиничей на орловском и брянском направлениях, встретили упорное сопротивление противника и нуждались в помощи. В этот день «Нормандия» совершила 25 боевых вылетов и сбила три вражеских самолета: один «Мессершмитт» и два «Фокке-Вульфа».
Во второй половине дня 15 июля 8 экипажей из «Нормандии» во главе с капитаном Литольфом вылетели для прикрытия переправы наших войск в районе деревни Дурнево на юге Калужской области. Едва французские экипажи появились над переправой, как им сообщили по радио о подходе с запада большой группы вражеских самолетов. По команде Литольфа французские истребители устремились навстречу врагу и, не смотря на численное его превосходство, смело вступили в бой. В результате воздушного боя были сбиты три «мессера». Остальные вражеские машины в спешке сбросили бомбы и ушли на свои базы.
16 июля восемь «Яков» во главе с командиром Тюляном направились в район д. Красниково (на западе Калужской области вблизи Смоленской области), где на земле шли ожесточенные сражения сухопутных войск. Не успели самолеты подлететь к месту боя, как вскоре заметили два истребителя противника-«ФВ-190». Вскоре показались пятнадцать черных точек, превратившихся в тупорылых «лаптёжников» («Юнкерс Ю-87»). Их прикрывали истребители. Первым в гущу врага врезалось звено Литольфа. Один самолет с фашистской свастикой был подбит. Сбросив беспорядочно бомбы, вражеские бомбардировщики повернули назад. В этот момент лейтенант Леон увидел самолет Литольфа и следовавший за ним самолет Кастелэна. Преследуя «юнкерсов», они готовились к очередной атаке. Неожиданно на них напала только что подошедшая шестёрка «фоккеров». В этом воздушном бою Леону и Литольфу удалось сбить по одному самолету. Но кончался боезапас и пора было покидать воздушное сражение. Своих товарищей по звену Литольфа и Кастелэна он напрасно дожидался до поздней ночи на аэродроме в Хатенках. Они не вернулись ни в этот день, ни в последующие дни.
За время базирования на козельской земле эскадрилья провела 45 воздушных боёв, сбив 22 самолёта противника, но потеряла и 6 своих. Пал смертью храбрых Жан Тюлян. Это была тяжёлая потеря для неокрепшей эскадрильи «Нормандия». Из первой группы (14 человек) осталось только трое: Марсель Альбер, Пелен де ля Пуап, Жозеф Риссо.
Гитлеровцы стали очень бояться истребителей с нанесенной на фюзеляже стрелой-молнией и советовали своим асам при встрече с ними уклоняться от боя. Но это редко спасало их.
Аэродромы на Калужской земле, с которых французские лётчики улетали на боевые задания, размещались в пяти районах области: Козельском, Дзержинском, Мосальском, Спас-Деменском и Куйбышевском.
В 1944 году эскадрильи было присвоено звание «Нормадния-Неман» в честь форсирования реки Неман. Ее летчики были отмечены орденами и медалями, а четырем из них было присвоено звание « Героя Советского Союза».
2.4. 18-й гвардейский авиаполк («двойник» «Нормандии-Неман»)
В 1995 году в России появился «двойник» прославленного французского полка. В честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне почётное наименование «Нормандия-Неман» было присвоено 18-му гвардейскому Витебскому дважды Краснознамённому ордена Суворова второй степени штурмовому авиаполку, дислоцированному в Приморском крае на аэродроме Галёнки.
18-й гвардейский истребительный полк (до 7 марта 1943 года—6-й истребительный) был сформирован на Дальнем Востоке в 1938 году. С 20 июля 1941 года он участвовал в боях против немецких войск. С апреля по июнь 1943 года французская авиаэскадрилья «Нормандия», решением советского командования, была включена в состав 18-го гвардейского истребительного авиаполка в качестве 4-й эскадрильи. После того, как на базе «Нормандии» сформировали авиаполк, 18-й гвардейский авиаполк и полк французских лётчиков вместе входили в состав 303-й истребительной авиадивизии.
18 сентября 1992 года в Реймсе проходило празднование 50-летия авиаэскадрильи «Нормандия-Неман», на которое были приглашены ветераны «Нормандии» из стран, входивших в состав СССР. В праздновании приняли участие министр обороны и командующий ВВС РФ, а также пилотажная группа «Русские Витязи». После возвращения в Москву, Павел Грачёв предложил в честь российско-французской дружбы, назвать один из авиаполков «Нормандия-Неман». На эту роль и был выбран 18-й гвардейский штурмовой авиаполк. В 2006 году, правительство Франции «за мужество и героизм, проявленные в годы Второй мировой войны, за сохранение традиций и бережное отношение к памяти фронтовой дружбы» наградило 18-й гвардейский авиаполк государственной наградой Франции — крестом ордена Почётного легиона.В список личного состава 1-й эскадрильи 18-го гвардейского авиаполка навечно занесён гражданин Франции, лётчик эскадрильи «Нормандия-Неман» Марсель Лефевр.
18-й гвардейский Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова второй степени и Почётного легиона штурмовой авиаполк «Нормандия-Неман» был расформирован 19 ноября 2009 года.
2.5. Боевые результаты, награды, памятники, послевоенная история эскадрильи.
За время боевых действий на советско-германском фронте Второй мировой войны лётчики эскадрильи «Нормандия» совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, одержали 273 подтверждённых победы, 36 неподтверждённых и повредили более 80 немецких самолётов. Потери за время ведения боевых действий составили - 42 лётчика. Всего за время ведения боевых действий через эскадрилью прошло 96 человек боевого личного состава.
Героический путь эскадрильи отмечен следующими наградами: орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 французских лётчиков, проходивших службу в полку, награждены советскими боевыми наградами. Лейтенанты Марсель Альбер, Ролан де ла Пуап, Жак Андрэ награждены посмертно, командир третьей эскадрильи «Шербур» старший лейтенант Марсель Лефевр удостоен звания Героя Советского Союза.
Французское правительство наградило полк орденом Почётного легиона, орденом Освобождения, Военной медалью, Военным крестом 1939—1945г.г. (6 пальмовых ветвей) и Военным крестом иностранных театров военных действий (2 пальмовых ветви).
10 октября 2007 года в Москве, в Краснокурсантском сквере, президентами Франции и России был открыт памятник лётчикам «Нормандии-Неман» (скульптор Ковальчук А. Н.), Памятники лётчикам установлены: в Калининграде, в Полотняном заводе в Калужской области, в Ле-Бурже (Франция).Именем эскадрильи названы улицы в городах: Орле, Иваново, в Туле, в Смоленске, в Борисове.
Эскадрилья принимала участие в миротворческих операциях и в послевоенное время: 1994 год — операция «Бирюза» Вооружённых сил Франции по поддержанию мира в Руанде; 1994 год — операция НАТО в Боснии и Герцеговине по контролю зон запрещённых для полётов; 1999 год — операция НАТО «Союзная сила» в Союзной республике Югославия; 2002 год — операция «Ликорн» Вооружённых сил Франции по поддержанию мира в Кот-дИвуар; 2006 — операция «Епервье» Вооружённых сил Франции в Чаде, участие в миссии EUFOR Tchad/RCA (Чад, Судан, ЦАР); 2013 — операция «Сервал» в Мали.
III. Заключение.
В деревне Хатенки находится памятник советско-французскому боевому братству, в роще, где маскировались наши самолеты и находились землянки, в которых жил личный состав подразделений, в том числе и командир «Нормандии-Неман» Ж. Л. Тюлян. На памятнике есть табличка с надписью «Здесь родилась боевая дружба советских и французских летчиков в борьбе с фашистами». В домах деревни Хатенки квартировали летчики эскадрильи «Нормандия — Неман». Именно здесь проходил праздник, посвящённый 75-летию авиаполка «Нормандия-Неман». Инициатором праздника стал полковник Анатолий Фетисов - президент ассоциации "Нормандия-Неман" и руководитель аэроклуба. В торжествах принял участие военный атташе Посольства Республики Франция в России бригадный генерал Ги Нуйттенс. На праздник приехал легендарный советский летчик-испытатель, герой Советского Союза, полковник авиации Георгий Мосолов. Он не воевал вместе с французскими летчиками, но был знаком с ними, дружил с Роланом де ля Пуапом, знаменитым летчиком из "Нормандии-Неман", героем Советского Союза. О своих достижениях и легендарных полетах Мосолов не рассказывал. Он показал бесценную реликвию - визитную карточку своего друга Ролана с собственноручно сделанными на ней записями. Ролан де ля Пуап, не дожил до этого дня, умер в 2012 году.
История не прощает, когда её забывают и, что хуже всего, предают. Имеет ли право на существование народ, не помнящий своего прошлого? Как показывает история, он умирает. К сожалению, сейчас все труднее дается сохранение традиций. Взгляды и ценности меняются. Поэтому для нас, молодых, так важно собрать по крупицам воспоминания очевидцев тех событий и воссоздать их реальную картину. Память о французских героях живет в названиях улиц и памятников.
В Козельске есть улицы названные именами козельчан Героев Советского Союза, но нет названия улицы, которая напоминала бы о подвиге легендарных французских летчиков. Цель моей работы не просто изучить эпизоды военных действий французских летчиков на козельской земле, а что бы к следующему юбилею в моем родном городе появилась улица с красивым французским названием «Нормандия-Неман». Понимаю, что не в моих силах решить данный вопрос, поэтому хотелось бы чтобы козельские и калужские краеведы обратили внимание на этот исторический пробел в истории моего города и помогли бы решить эту проблему.
Мы живем в то время, когда происходит крушение многих идеалов. В Конституции РФ говорится о том, что память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, и есть человеческая ценность. Мне хочется, чтобы моя работа способствовала дальнейшему развитию интереса моего поколения к изучению истории родного края, а также формированию патриотизма, о котором мои сверстники, к сожалению, иногда забывают
IV. Список источников и литературы
Анисимов Н.Н., В.Н. Сорокин «Козельск». Тула 1967.
Вторая мировая война. Итоги и уроки. М., военное издательство 1989.
С. Дыбов. «Нормандия — Неман». Подлинная история легендарного авиаполка. — М.: Эксмо, 2011.
А. Котлобовский. Французы на Востоке. Авиация и время. — 2006. — № 2, 4, 5.
Лукашин В. И. Против общего врага. М.: Воениздат, 1976.
Смирнов Н.И. «Когда бушуют грозы» Калуга. 1968.
Советская военная энциклопедия, т. 6. М., военное издательство 1990.
Учебное пособие по истории СССР «Изучай свой край». Тула 1974.
Франсуа де Жоффр. Нормандия — Неман. / Перевод с французского языка Г. П. Загревского. — М.: Воениздат, 1960.
Франсуа де Жоффр. Нормандия — Неман: Воспоминания лётчика. Пер. с франц. Г. П. Загревского. — Изд. 2-е. — М.: Воениздат, 1982.
«Дружба, рожденная в боях». Газета «Знамя», 24 июня 1966г.
«В небесах мы летали одних». Газета «Правда», 21 апреля 1985 г.
«Нормандия» в калужском небе». Газета «Знамя», 22 октября 1985г.
Сайт ветеранов 18-го гвардейского Витебского дважды Краснознаменного орденов Суворова II-й степени и Почетного Легиона авиационного полка «Нормандия-Неман»
[1] - Василий Николаевич Сорокин (1915 - 1981) – краевед, педагог, один из основателей и директор Козельского краеведческого музея.
[2] -Николай Николаевич Анисимов (1897-1988) - краевед, основатель и руководитель Козельского краеведческого музея на общественных началах с 1957 по 1967 год.
[3] -Н.Анисимов, В.Сорокин. Козельск. – Приокское книжное издательство.- Тула, 1967 г.
[4] - М.Профателюк. Сердца и крылья.- М:Деловой ритм., 20007 г.
Ералаш
Акварельные гвоздики
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Рисуем подснежники гуашью
Почему люди кричат, когда ссорятся?