Методические рекомендации по дисциплине ТМФВ для студентов и преподавателей, удобно при подготовке к экзаменам и зачетам!
Вложение | Размер |
---|---|
tmfv_r_b_gjagjssgjdjpr.docx | 220.3 КБ |
Общеметодические и специальные принципы ФВ
Принцип – наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания.
Общеметодические принципы
Итог всех трех принципов.
1.
2. 3.
Специфические принципы ФВ
Чтобы в совершенстве овладеть техникой движения или действия, обучающийся должен сознательно или целеустремленно применять свои способности для достижения конечной цели, при этом преодолевая трудности.
Это создание определенного понятия или образа действия, созерцание внешней картины движения и выявление простейших механизмов движения в элементе техники.
Достижение совершенной техники ДД. Особенно сложное по технике ДД изучается и закрепляется только при многократном его повторении через оптимальные промежутки времени.
Заключается в следующем:1) от простого к сложному;2) от усвоенного к неусвоенному.
Применение физических нагрузок в процессе обучения с усложнением техники выполняемых ДД. Чрезмерная нагрузка негативно влияет на организм «новичка». Величина нагрузок зависит от :
- Пола спортсмена;
- Возраста спортсмена;
- Уровня тренированности;
- Квалификации.
1 - временное снижение
2 – стабилизацию
3 – временное увеличенное (волнообразное).
Процесс ФВ – это замкнутый круговорот занятий, этапов, которые образуют цикл.
- Микроцикл (неделя).
- Мезоцикл (месяц).
- Макроцикл (1 год, олимпийский- 4 года).
Обязывает последовательно изменять направленность ФВ в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека (дошкольный, младший, средний, старший возраст).
Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе ФВ является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий, оперируют различными вариантами и отдыха, а так же величиной нагрузок можно добиться максимального эффекта от занятий.
- Рациональная повторность занятий.
- Рациональное чередование нагрузок и отдыха.
- Повторность и вариативность заданий и нагрузок.
X. Принцип постепенного наращивания тренировочных воздействий.
Систематичное повышение требований и проявленное у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложных заданий и увеличений нагрузок, то есть предусматривает полномерное увеличение и обновление, увеличение интенсивности.
Основы обучения двигательных действий
Схема формирования двигательного умения и двигательного навыка
Овладение ДД осуществляется следующей методической последовательностью
Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, её поведение.
Мотив достижения – это выработанный психикой механизм достижения, действующий по формуле: «мотив « жажда успеха» - активность – цель – достижение успеха».
Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показа.
Фаза 1. Характеризуется возбуждением нервных процессов с ответной реакцией и вовлечение в работу многих мышц.
Фаза 2. Характеризуется концентрацией возбуждения улучшением координацией, устранение излишних движений.
Фаза 3. Характеризуется стабилизацией, высокой степенью координацией движений.
Законы формирования ДД
Навык формируется не только постепенно и не равномерно. Неравномерность имеет две разновидности:
а) в начале обучения происходит быстрое овладение действием, затем качественный прирост навыка замедляется;
б) в начале обучения качественный прирост навыка не значителен, а затем он резко возрастает.
а) внутренняя причина характеризуется протеканием незаметных приспособительных протеканий в организме;
б) внешние причины вызваны неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.
Он появляется, когда длительное время не повторяется действие. Угасание памяти происходит постепенно.
Совершенствование ДД продолжается на протяжении всей жизни в избранном виде спорта.
Структура процесса обучения и его этапы
Обучение – это целенаправленный процесс формирования и развития необходимых качеств для выполнения каких-либо функций.
Учение – это деятельность обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыку.
Преподавание – это педагогическая деятельность учителя по упражнению и организации учебной деятельностью занимающихся.
Этапы обучения и их особенности
Цель :сформировать у ученика основы техники изучаемого движения его выполнения в общих чертах.
Задачи:
Причинами ошибок могут быть:
Пути исправления ошибок
Необходимо указать на ошибку; показать правильное исполнение и представить ученику дополнительные попытки овладением правильным движением; продолжительность этапа (от сложности, уровня подготовленности, от индивидуальных способностей) .
Цель : сформировать у учащегося полноценное двигательное умение.
Задачи :
Средства:
Цель: двигательное умение перевести в навык.
Задачи:
Основы развития физических качеств
Физическое
Основные физические качества
Сила | Это способность человека противостоять внешнему сопротивлению за счёт мышечных масс. |
Быстрота | Это способность человека выполнять максимальное количество движений за минимальный промежуток времени. |
Выносливость | Это способность человека противостоять утомлению. |
Гибкость | Это способность человека выполнять упражнения с максимальной амплитудой. |
Ловкость | Это способность человека перестраиваться к быстро меняющейся обстановке. |
Быстрота и методика ее развития
Виды быстроты. |
|
| |
| |
Методы развития быстроты |
|
| |
| |
Средства развития быстроты |
|
| |
| |
Возраст развития быстроты | 7 - 11 лет |
Тесты определения быстроты | Бег на 30 – 60 м |
Ловкость и методика ее развития
Виды ловкости |
|
| |
| |
| |
Методы развития ловкости |
|
| |
3.Игровой метод. | |
| |
Средства развития ловкости |
|
| |
| |
Возраст развития ловкости | 11 – 14 лет; 16 – 18 лет. |
Тесты определения ловкости |
|
| |
|
Сила и методика ее развития
Сила – это способность человека противостоять внешнему сопротивлению за счет мышечных масс.
Сила
Виды силы |
|
| |
| |
| |
| |
| |
Методы развития силы |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Средства развития силы |
|
| |
| |
| |
Возраст развития силы | - Юноши: 13 – 14 лет; 16 – 18 лет. - Девушки: 11 – 12 лет; 15 – 16 лет. |
Тесты для развития силы |
|
| |
| |
| |
|
Силовые способности | Соединение силовых и других физических способностей. | ||||
Собственно силовые способности | Скоростно – силовые способности | ||||
Динамическая сила. | Статическая сила | Быстрая сила | Взрывная сила | ||
Активная статическая сила | Пассивная статическая сила | Стартовая сила | Ускоряющая сила | ||
Силовая ловкость | |||||
К циклической работе | К динамической работе | ||||
Силовая выносливость | |||||
К ациклической работе | К статистической работе |
Выносливость и методика ее развития
Выносливость – это способность человека противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Виды выносливости |
|
| |
Методы развития выносливости |
|
| |
| |
| |
| |
Средства развития выносливости |
|
| |
| |
| |
Возраст развития выносливости | 14 – 20 лет. |
Тесты для развития выносливости |
2) Средние классы – 1000-1500 м; 3) Старшие классы – 2000-3000 м. |
|
Гибкость и методика ее развития
Гибкость – это способность человека выполнять упражнения с максимальной амплитудой.
Виды гибкости |
|
| |
2)Специальная гибкость. | |
Методы развития гибкости |
|
| |
| |
Средства развития гибкости |
|
| |
| |
| |
Возраст развития гибкости | 6 – 7 лет; 9 – 10 лет; 10 – 14 лет. |
Тесты для развития гибкости |
|
| |
| |
| |
|
Форма построения занятий
I. Урочные формы
- урок ФВ в школе;
-спортивно – тренировочные занятия в секции.
II. Внеурочные формы
2) Крупные формы
Форма и содержание занятия, структура занятий
Для урочных форм занятий характерно, что двигательной деятельностью управляет педагог по ФК в строго установленное время с постоянным по составу занимающихся.
Для неурочных форм занятий производятся согласно календарному плану.
В физкультурной спортивной практике применяются
Происходит организация учеников, их психологический настрой, функциональная подготовка, организация к высоким нагрузкам в основной части, она может носить не только вспомогательный характер, но и решать образовательные задачи с изучением строевых упражнений развития силы с предметами ОРУ (8 – 15 минут), в классе до 25 минут.
Компоненты подготовительной части.
ОРУ. В средних и старших классах можно использовать подводящие и подготовительные упражнения.
Разминка состоит из двух частей.
Комплекс ОРУ выполняется в парах, в шеренгах. Число ОРУ от 6-8 до 10-20, каждое ОРУ повторяется 6-12 раз. В младших классах необходимо обратить внимание на осанку и дыхание. Специальная разминка обеспечивает врабатывание организма в предстоящую деятельность. Она необходима, если основная часть начинается выполнением высоко интенсивных и координационно сложных упражнений.
Определяется его содержанием .
Продолжительность: основная часть занимает большую часть времени от урока (до 30 мин., если урок 45 мин.).
Основные задачи:
Различают два вида структуры основной части
В начале основной части изучаются новые сложно – координационные упражнения, так как они требуют повышенного внимания и напряжения психомоторной функции. Затем закрепляются и совершенствуются ранее изученные упражнения и в конце развиваются физические качества. Если урок направлен на развитие физических качеств, то сначала развивают ловкость и быстроту, затем гибкость, силу и выносливость. Количество повторений выполнений упражнений зависти от индивидуальных особенностей учащихся, материальная оснащенность урока, методов организации и управление учащимися. Каждое упражнение должно выполняться не менее 4 - 6 раз. Особенно способствует применение соревновательного метода между подгруппами. Комплексно использование учебного материала значительно повышает интерес к занятиям, проведение эстафет, использование тренажеров и применение спортивных упражнений.
Имеет восстановительную направленность, активный отдых, переключение на другую деятельность, не вызывающую утомление.
Обеспечивает снижение функциональной активности занимающихся.
Продолжительность заключительной части составляет 3 минуты в старших классах, 5 минут – в младших.
ФУ выполняются для снятия напряжения, на дыхание, на внимание, лёгкие танцевальные движения. Учитель подводит итоги урока, оценивая дисциплину, даёт домашнее задание (практическое).
Домашенке задание может быть общим и индивидуальным, должно быть доступным и не травматичным, направлено на закрепление пройденного материала, развитие физических качеств, исправление индивидуальных отклонений в развитии.
Проводится на открытой площадке и в просторных помещениях, непосредственно перед уроками. Она способствует регуляции ЦНС. В комплексы включаются только упражнения в положении стоя: упражнения на осанку, упражнения на группы мышц, интенсивные упражнения, упражнения на дыхание и координацию. Комплекс включает 6 -8 упражнений, длительность гимнастики 6 – 8 минут. Смена комплекса происходит каждые две недели. Гимнастику проводит учитель – предметник.
Проводится непосредственно в классе на уроке или при выполнении домашнего задания в группах продленного дня (ГПД). Физкультминутка позволяет снять умственное или статическое напряжение, активизировать кровообращение и включает внимание. Используются упражнения на растягивание, специальные упражнения для глаз, мышц спины, ног и шеи.
Проводить ее рекомендуется ежедневно на пике утомления, после 3-4 урока. Кроме ФУ-п. и., прогулки, спортивные развлечения. Физкультпауза начинается с упражнения на растягивание, затем для мышц туловища (3-4 упр.), заканчивается круговыми движениями рук и ног. Дозировка 6-8 упр. Интенсивность – средняя, быстрая.
Используются в качестве активного отдыха с целью снижения утомления после учебной деятельности. Этот вид отдыха проводится на больших переменах. Основным содержанием являются глобальные упражнения: всевозможные прыжки, ходьба, бег. Продолжительность 15 – 20 мин., игра должна занимать 15 – 20 мин. В начальных классах основным содержанием перемен являются п. и. В среднем школьном возрасте дают спортивные игры. Игры должны соответствовать учебной программе или конкретному разделу. Методика проведений п. и. подчиняется общим требованиям: проводить чётко, оперативно с привлечением всех детей. При повторении игры следует включать в нее новые элементы. Необходимо поощрять инициативу, самостоятельность выбора игры. Необходимо соблюдать организованное начало, постепенное нарастание нагрузки и снижение её к концу перемены.
Интерес занимающихся стимулируется соревнованиями. В ГПД соревнования рекомендуется проводить в конце каждой четверти или триместра. Соревновательные упражнения должны соответствовать возрасту, уровню подготовленности и интересов детей. Можно проводить различные эстафеты на скорость и точность движений.
Включаются дети, имеющие низкий уровень ФПа и отстающие в физическом развитии.
Занятия могут посещать дети только с основной группой здоровья.Проводятся по видам спорта школьной программы или другим видам спорта, вызывающих интерес у школьников (2-3 раза в неделю, по 1 или 2 часа). В содержание занятий входит упражнения по ОФП (40 -45 %) и специальные упражнения по видам спорта. По пройденному материалу проводятся соревнования между школами, районами, округу.
Это формы физкультурно – оздоровительной работы выходного дня. В занятиях используются упражнения либо общего, либо вокального воздействия, используются рекомендации системы закаливания, атлетической и ритмической гимнастики.
Существую на базе общеобразовательных школ, имеют основные задачи, связанные с выполнением разрядных нормативов по видам спорта. Занятия отличаются узкой специализированной направленностью, и готовит детей к выполнению к выступлению на соревнованиях.
Проводятся в личном, командном, лично – командном первенстве.
Основная задача соревнований: подведение итогов работы в спортивных секциях и выявление уровня физической подготовленности детей.
Соревнования проводятся в соответствии с календарем спортивных и фикультурно – массовых мероприятий, составляющихся в начале года.
Положение о соревновании должно разрабатываться заранее с учетом данного соревнования.
Проводятся накануне праздников или как самостоятельная форма.
Основная задача физкультурных праздников: пропаганда физкультуры и спорта, приобщение родителей и детей. Красочным украшением таких праздников являются выступления акробатов, гимнастов, восточных единоборств, танцевальных коллективов.
Внешкольная работа по ФВ
Проводится с целью получения данных об общей моторной плотности урока, о распределении времени на уроке.
а) общая плотность урока – это затраченное время к общему времени урока;
б) моторная плотность урока – это затраченное время на выполнение ФУ;
На основании показателя пулься выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенными упражнениями или сериями упраженений, а также оценивается динамика этих реакций на протяжении всего урока.
Как нарисовать портрет?
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Лягушка-путешественница
Весенние чудеса
Сказка об одной Тайне