Исследвоательская работа по биологии
Министерство науки и образования Республики бурятия
МО «курумканский район»
МОУ «Майская Средняя Общеобразовательная Школа»
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция: биология и медицина
Исследование физического здоровья учащихся по антропометрическим данным
Выполнил:
Учащаяся 8 класса,
МОУ «МаСОШ» Ведерникова Софья
Руководитель: Просекина А.А.
п. Майский
2011 г
Содержание
Введение
1.2 . Методы антропометрических измерений.
2. Исследовательская часть
2.1. Анализ гармоничности
2.2. Анализ ОДС
2.3. Анализ заболеваний зубов и нарушения зрения
2.4. Анализ листка здоровья учащихся класса
2.5. Рекомендации по улучшению здоровья учащихся 8 класса
Выводы
Введение
На формирование здоровья человека оказывают влияние различные факторы, знание и управление которыми дает возможность уменьшить их негативное влияние.
Здоровье определяется образом жизни, генетическими факторами, зависит от здравоохранения. Но совершенно очевидно, что проблемой собственного здоровья человек должен заниматься и сам.
Важнейшими параметрами здоровья и индикаторами социального благополучия общества, по мнению многих авторов, являются показатели физического развития человека.
Показатели физического развития – это антропометрические данные, темпы их изменения в процессе роста, гармоничность развития, соотношение календарного и биологического возраста, конституционные особенности.
Эти знания позволяют использовать показатели физического развития для измерения, сравнения с нормативными показателями.
Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения. В этом мы видим актуальность нашей работы.
Цель исследования: оценить состояние здоровья учащихся 8 класса по антропометрическим показателям.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи: провести антропометрическое исследование учащихся 8 класса; выявить заболевания; провести анализ; предложить рекомендации по исправлению ситуации.
Объект исследования – учащиеся 8 класса, предмет исследования – антропометрические данные.
Методы исследования: измерение, анализ, опрос.
Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Темпы изменений массы, роста, окружностей тела в различные периоды жизни не одинаковы. Об этом может судить каждый из Вас, если вспомнит свое развитие в дошкольном и школьном возрасте. Отличительные особенности имеются у юношей и девушек, людей в зрелом возрасте и пожилом.
Ведущими формирующими факторами для детей и подростков считаются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.
Физическое развитие - это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности.
Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.
Физическое развитие человека в первую очередь оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (рост), массы, окружности грудной клетки.
Для измерения роста стоя, исследуемый становится босиком на площадку ростомера, касаясь его вертикальной планки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Результат отмечают по светлой шкале с точностью до 0,5 см.
Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения. Рост может значительно варьировать в зависимости от наследственности, внутриутробного развития и от наличия заболеваний.
Измерение веса тела.
Вес определяется с помощью медицинских весов с точностью до 50 г. Стоять следует строго в середине площадки весов. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.
С возрастными нормативами веса и роста можно ознакомиться в таблицах.
Процентные величины длины тела, см
Возраст
| Пол
| Коридор и соответствующие ему показатели | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
13 | м | 140,2 | 143,6 | 147,4 | 160,4 | 165,8 | 169,6 |
ж | 139,5 | 143,1 | 148,0 | 160,3 | 164,3 | 168,0 | |
14 | м | 144,9 | 148,3 | 152,4 | 166,4 | 172,2 | 176,0 |
ж | 144,0 | 147,4 | 152,4 | 164,2 | 168,0 | 170,5 | |
15 | м | 149,3 | 153,2 | 158,0 | 172,0 | 178,0 | 181,0 |
ж | 148,1 | 151,6 | 156,3 | 167,0 | 170,3 | 172,6 | |
16 | м | 154,0 | 158,0 | 162,2 | 177,4 | 182,0 | 185,0 |
ж | 151,7 | 155,0 | 158,3 | 169,0 | 172,0 | 174,1 | |
17 | м | 159,3 | 163,0 | 168,1 | 181,2 | 185,1 | 187,9 |
ж | 154,1 | 157,3 | 161,2 | 170,0 | 173,1 | 175,5 |
Процентные величины массы тела, кг
Возраст
| Пол
| Коридор и соответствующие ему показатели | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
13 | м | 31,0 | 33,4 | 39,8 | 49,0 | 56,2 | 63,6 |
ж | 32,0 | 35,3 | 40,0 | 51,8 | 56,8 | 64,2 | |
14 | м | 34,0 | 35,2 | 42,2 | 54,6 | 62,6 | 70,6 |
ж | 36,1 | 39,9 | 44,0 | 55,0 | 60,9 | 70,0 | |
15 | м | 37,8 | 40,8 | 46,9 | 60,2 | 65,1 | 76,5 |
ж | 39,4 | 43,7 | 47,6 | 58,0 | 63,9 | 73,6 | |
16 | м | 41,2 | 45,4 | 51,8 | 65,9 | 73,0 | 82,5 |
ж | 42,4 | 46,8 | 51,0 | 61,0 | 66,2 | 76,1 | |
17 | м | 46,4 | 50,5 | 56,8 | 70,6 | 78,0 | 86,2 |
ж | 45,2 | 48,4 | 52,4 | 62,0 | 68,0 | 79,0 |
Определение окружности груди
Измерение проводится дважды: на вдохе и выдохе. Находится среднее значение и определяется коридор для каждого.
Процентные величины окружности груди
возраст | пол | Коридор и соответствующие ему показатели | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
13 | м | 64,7 | 66,9 | 70,2 | 78,2 | 87,2 | 87 |
ж | 64,3 | 66,8 | 70 | 80,9 | 85 | 88 | |
14 | м | 67 | 68,6 | 73,1 | 81,8 | 86,2 | 91 |
ж | 67 | 69,6 | 73 | 83,5 | 87,6 | 91 | |
15 | м | 70 | 72,6 | 76,3 | 85,7 | 90,1 | 94,2 |
ж | 70 | 72,9 | 76,2 | 85,5 | 89,3 | 92,6 | |
16 | м | 73,3 | 76,1 | 80 | 89,9 | 93,6 | 97 |
ж | 73 | 75,9 | 78,8 | 87,1 | 90,6 | 93,9 | |
17 | м | 77 | 80,1 | 82,9 | 92,2 | 95,5 | 98,4 |
ж | 75,4 | 78 | 80,7 | 88 | 91,1 | 94,6 |
Соответствие или несоответствие физического развития норме, гармоничность развития можно определять методом «коридоров». Если показатели массы и веса находятся в одном «коридоре» или в соседних, то имеет место гармоничное развитие.
Мы провели антропометрические измерения учащихся 8 класса в количестве 11 человек. Для этого использовали показатели роста, веса, окружности груди и определили соответствующий им "коридор". Исходя из данных "коридора", выяснили степень гармоничности развития. Также был проведен опрос о наличии заболеваний зубов, нарушения зрения. Помимо этого оценили состояние ОДС учащихся 8 класса. Затем мы просчитали процент по группам здоровья.
Результаты работы представлены в таблице:
Учащиеся 8 класса | Возраст, пол | Вес (кг) | Рост (см) | ОГ (см) | Гармонич- ность |
Р. С. | 13, м | 53 | 172 | 85 | + |
С. Д. | 13, м | 63 | 173 | 89 | + |
Б.К. | 14, ж | 50 | 158 | 85 | + |
П.К. | 13, ж | 60 | 166 | 88 | + |
С.В. | 13, м | 50 | 160 | 82 | + |
Г. А. | 13, м | 43 | 160 | 78 | + |
Л. Ю. | 13, м | 56 | 167 | 77 | + |
У. Н. | 13, ж | 36 | 154 | 65 | - |
А. Н. | 14, ж | 44 | 160 | 78 | + |
В.А. | 14,ж | 50 | 168 | 84 | + |
В.С. | 13,ж | 55 | 158 | 88 | + |
Вес (кг) | Рост (см) | ОГ(см) | |
Среднее в общем | 50.7 | 163.2 | 81.72 |
Мальчики (среднее число) | 47 | 167 | 82.2 |
Девочки (среднее число) | 56 | 160 | 81.3 |
Вывод: из таблицы видно, что в целом в классе все гармонично развиты, кроме 1 человека.
В ходе исследования проведен анализ ОДС испытуемых. Для этого мы определили наличие нарушения осанки и плоскостопия (методом плантограммы). Провели оценку гибкости учащихся. Данные занесли в таблицу.
Учащиеся 8 класса | Возраст, пол | Быстро- та реакции | Гиб- Кость (см) | Осан- ка (наруш) | Плоскостопие |
Р. С. | 13, м | 10 | +5 | - | - |
С. Д. | 13, м | 10 | +7 | + | - |
Б.К. | 14, ж | 8 | +8.5 | - | - |
П.К. | 13, ж | 8 | +0.5 | - | - |
С.В. | 13, м | 10 | +10 | - | - |
Г. А. | 13, м | 10 | +10.5 | - | - |
Л. Ю. | 13, м | 9 | +5 | - | - |
У. Н. | 13, ж | 10 | -4 | - | - |
А. Н. | 14, ж | 10 | +3.5 | - | - |
В.А. | 14,ж | - | -2 | + | - |
В.С. | 13,ж | 8 | +7 | + | - |
Вывод: По результатам видно, что с нарушениями осанки 3 учащихся, что составляет в процентном соотношении – 27 %. Страдающих плоскостопием в нашем классе нет. Практически все обладают высокой быстротой реакции.
Учащиеся 8 класса | Зрение (наруш) | Зубы (наруш) |
Р. С. | - | + |
С. Д. | - | + |
Б.К. | + | + |
П.К. | + | + |
С.В. | - | - |
Г. А. | - | + |
Л. Ю. | - | - |
У. Н. | - | + |
А. Н. | + | + |
В.А. | + | + |
В.С. | + | + |
Вывод: 45 % учащихся нашего класса страдают нарушением зрения, что связано с высокой нагрузкой. И только 2 человека (18%) не имеют больных зубов.
Группа | Кол – во человек | Итого (%) |
1 | 7 | 63,6 |
2 | 5 | 45 |
3 | 2 | 18 |
Специальная | 2 | 18 |
подготовительная | 3 | 27,3 |
основная | 9 | 81,8 |
Вывод: большая часть учащихся относится к основной группе здоровья. И только двое- к специальной.
В 1-ю группу входят дети без отклонений здоровья, во 2-ю группу относят детей с нарушением зрения, кариесом, незначительными нарушениями осанки. Дети 3-ей группы состоят на диспансерном учете в больнице по разным заболеваниям.
Прослеживается устойчивая тенденция к ухудшению зрения за время обучения. Зрение дети сажают, часами смотря телевизор или сидя за компьютерами. Родители должны с раннего возраста следить за зрением своего ребенка, чтобы избежать неприятных последствий. Необходимо установить контроль над временем, проведенным у телевизора и компьютера, за качественным питанием с необходимым количеством витаминов, за своевременным лечением заболеваний глаз. Можно предложить учащимся поставить на компьютеры программы для снятия утомления с глаз.
Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении. Формируется осанка с самого раннего возраста в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру красивой и способствует нормальной деятельности двигательного аппарата и всего организма.
К нарушению осанки у детей могут привести различные заболевания, в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, инфекционные заболевания, плоскостопие, а также нерациональный режим отдыха, неполноценное питание, неверно подобранная мебель дома и в школе, неправильное ношение портфеля. Поэтому наблюдается нарушения осанки.
Предупредить некоторые заболевания гораздо легче, чем лечить. Поэтому родители, сотрудники дошкольных и школьных учреждений, должны постоянно следить за формированием осанки у детей, за посадкой детей в классе с учетом зрения. Важно для формирования здоровья своевременное и полноценное питание, свежий воздух, закаливающие процедуры, подбор мебели в соответствии с ростом. Так же одежда во время подвижных игр должна быть свободной и не стеснять движений. Физическая нагрузка строго дозируется, чередуется с отдыхом. Во время занятий с детьми нужно обращать внимание на освещенность помещения. При недостаточном освещении дети сутулятся, принимают неправильные позы. Большое значение имеет достаточный сон, который дает отдых нервной системе, мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник, суставы ребенка.
Выводы
Рецензия
на работу Ведерниковой Софьи
«Исследование физического здоровья учащихся по антропометрическим данным»
Как известно на формирование здоровья человека оказывают влияние различные факторы, знание и управление которыми дает возможность уменьшить их негативное влияние. В своей работе Соня провела исследование физического здоровья учащихся 8 класса на основе антропометрических измерений.
Показатели физического развития – это антропометрические данные, темпы их изменения в процессе роста, гармоничность развития, соотношение календарного и биологического возраста, конституционные особенности. Актуальность работы заключается в том, что на основе простых и доступных методах можно провести анализ собственного здоровья, которое каждый формирует самостоятельно. А практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.
В ходе исследования цель и задачи были успешно достигнуты. Данное исследование можно продолжить.
Работа заслуживает хорошей оценки.
Руководитель работы
учитель биологии и
экологии МОУ «МСОШ»» А.А.Просекина
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Растрёпанный воробей
Одеяльце
Именинный пирог
Что такое музыка?