презентация о родном городе Тайшете.
Вложение | Размер |
---|---|
Описание достопримечательностей города. | 684.46 КБ |
Слайд 4
Тайшет возник в 1897 году в связи со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали как небольшой пристанционный посёлок Тайшет. Название посёлок получил по расположению на реке Тайшет (правый приток Бирюсы). Название реки, в свою очередь, происходит из кетского языка : та «холодный», шет «река». В 1904 году в Тайшете было построено паровозное депо. В 1906 году Тайшет стал селом Алзамайской волости. С 1910 года центр Тайшетской волости Канского округа Красноярского уезда Енисейской губернии .
Слайд 5
Первая улица города, современная Матросова.
Слайд 6
В 1937 г. село Тайшет преобразовали в рабочий поселок, который сразу стал районным центром в созданной в этом же году Иркутской области. В марте 1938 г. поселок получил статус города. В то время здесь работали два крупных лесопильных предприятия, шпалопропиточный завод, паровозное депо и вагоноремонтный пункт, кирпичный завод, машинно-тракторная мастерская, паровая мельница и две хлебопекарни. С 1938 г. в Тайшете разместили ряд подразделений ГУЛАГа , и он превратился в своеобразную «лагерную столицу» Иркутской области. Здесь начинался Западный участок БАМа . Вдоль трассы будущей железной дороги разместили лагпункты и колонны исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Этот мрачный период в истории города продолжался почти до 1960-х гг. В течение этого срока в Тайшете дислоцировались: — Тайшетлаг (ИТЛ У НКВД по Иркутской области); — Южлаг (ИТЛ ГУЛЖДС НКВД); — Озер лаг (ИТЛ № 7 с особо строгим режимом содержания заключенных, созданный в 1948-1949 гг. на базе Южлага )*.
Слайд 7
Используя даровой труд заключенных, власти рассчитывали быстро построить магистраль. Открыть движение поездов на участке Тайшет —Падун (350 км) планировали в 1940 г., а на участке Падун — Лена — в 1941 г. Но эти планы так и не были реализованы. Отчасти из-за низкой организации работ, их слабой инженерной подготовки и высокой затратности , но в основном по причине крайне неэффективного труда заключенных. Оказалось, что железнодорожное строительство, осуществляемое системой ГУЛАГа , значительно уступает по своей эффективности работам по сооружению Транссиба и других магистралей в дореволюционной России.
Слайд 8
В конце 1940-х гг. в двух ИТЛ собрали для строительных работ порядка 100 тыс. чел. (в Ангарлаге — около 60 тыс., в Озерлаге — 40 тыс.). Это почти вдвое больше, чем было задействовано при возведении Транссибирской магистрали в конце XIX в. Но даже такая масса даровой рабочей силы не могла компенсировать крайне низкого организационного и инженерно-технического обеспечения строительных работ. В какой-то степени положение спасали « харбинцы » — наши соотечественники, проживавшие в Маньчжурии, оказавшиеся после разгрома Квантунской армии осенью 1945 г. «врагами народа» и сосланные на строительство дороги. Многие из них имели большой опыт железнодорожного строительства (участвовали в возведении Транссиба и КВЖД) и остались работать в Харбине после революции. « Харбинцы » выделялись среди других заключенных своим трудолюбием и профессионализмом. Благодаря их участию сооружение магистрали пошло быстрее. В декабре 1947 г. железнодорожный путь проложили до старого Братска, куда пришел первый поезд с четырьмя вагонами-теплушками
Слайд 9
К 1970-м гг. планировалась организовать в Тайшете производство ферросплавов и электросталей, легированных ниобием, а также феррониобия и ниобия. Выпуск подобной продукции мог бы существенно снизить металлоемкость стальных конструкций и улучшить качество отечественных машиностроительных изделий. Однако, несмотря на тщательные предпроектные проработки, начало строительных работ все время откладывалось, даже вопреки тому что возведение комбината было рекомендовано специалистами ведущих научных и проектных институтов страны. Экспертный совет Госплана СССР предлагал завершить все работы в 1971-1980 гг., при этом ввод в строй прокатного комплекса в Тайшете намечался на 1974 г., а пуск первой очереди — на 1978 г.
Слайд 10
Но эти грандиозные планы реализовать не удалось. В середине 1980-х гг. в перспективных планах Минчермета СССР возможный ввод в эксплуатацию этого предприятия отодвинули за 2000 г. Распад Союза и последующий экономический кризис 1990-х гг. почти похоронили идею создания в регионе крупной металлургической промышленности. Но сейчас к ней вновь возвращаются. Возможность организации в Тайшете крупного производства по выпуску высококачественной стали интересует быстро развивающийся Китай.
Слайд 11
Архитектурные памятники Тайшета Первый фотосалон. Магазин купца
Слайд 12
Архитектурный памятник конца XIX века, расположенный в районе 51 квартала. Находится по улице Северо-Воклальная
Слайд 13
Первые вокзальные постройки Вокзал Вагонное депо
Слайд 14
Памятники героям Великой Отечественной войны Памятник на привокзальной площади
Слайд 15
Памятник на площади Юбилейной, посвящен землякам участвовавших боях за родину в 1941-1945 гг.
Слайд 16
Архитектура Часть города, расположенная к северу от железнодорожного вокзала, застроена кирпичными многоквартирными домами не выше пяти этажей. К югу от железнодорожного вокзала город представлен деревянной застройкой в один-два этажа. В городе сохранилось несколько сооружений дореволюционной постройки, например, водонапорная башня. Застройка южной части города Застройка северной части города
Слайд 17
Памятники к 100 - летию Восточно - Сибирской железной дороги
Слайд 18
Храм
Слайд 19
КОНЕЦ
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Зимний лес в вашем доме
Н. Гумилёв. Жираф
Лепесток и цветок
Ворона