Моя мама работает преподавателем-организатором ОБЖ в школе и однажды на митинге, посвященном Дню Победы, среди песен военных лет я услышала песню Леонида Утесова «Дорога на Берлин»:
С боем взяли мы Орел, город весь прошли,
И последней улицы название прочли,
А название такое, право, слово боевое:
Брянская улица по городу идет -
Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога,
Брянская улица на запад нас ведёт.
«Брянская улица..» - я знаю, что есть такой город в России, меня заинтересовал вопрос: откуда улицы берут свои названия. Я решила провести исследование, почему моя улица так названа. Исходя из актуальности проблемы, я выбрала тему исследования:
История названия моей улицы.
Вложение | Размер |
---|---|
иссследовательская работа | 68.5 КБ |
Городское управление образования города Абакана
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18»
История названия моей улицы.
Выполнила: Филатова Вера,
ученица 3 класса А,
МБОУ «СОШ №18»
Абакан 2012
Оглавление.
Введение
Глава 1. Улицы поселка МПС Юго-Западного района
Глава 2. Подвиг людей, в честь которых названы улицы нашего района
Глава 3. Значение трассы Мужества в современном мире
Выводы
Список использованной литературы
Введение.
Моя мама работает преподавателем-организатором ОБЖ в школе и однажды на митинге, посвященном Дню Победы, среди песен военных лет я услышала песню Леонида Утесова «Дорога на Берлин»:
С боем взяли мы Орел, город весь прошли,
И последней улицы название прочли,
А название такое, право, слово боевое:
Брянская улица по городу идет -
Значит нам туда дорога, значит нам туда дорога,
Брянская улица на запад нас ведёт.
«Брянская улица..» - я знаю, что есть такой город в России, меня заинтересовал вопрос: откуда улицы берут свои названия. Я решила провести исследование, почему моя улица так названа. Исходя из актуальности проблемы, я выбрала тему исследования:
История названия моей улицы.
Цель исследования: Определение смысла названия улиц города.
Задачи:
Объект исследования: названия улиц поселка МПС в Юго-западном районе города.
Предмет исследования: название улицы Журавлева.
Гипотеза исследования: я думаю, что улица названа в честь человека, который прославил наш город.
Метод исследования:
- информационный поиск по исторической и краеведческой литературе;
- ознакомление с историей и теорией вопроса;
- анализ информации;
- анкетирование;
- консультации;
- метод опроса;
- статистическая обработка данных;
- обобщение и сравнение собранного материала.
Традиция давать названия улицам появилась давно. Имена великих полководцев и философов, знаменитых политиков и поэтов остаются в названиях улиц и площадей каждого города. Имя улицы – это не только дань уважения к человеку, это свидетельство тех ценностей, которые характеризуют наш образ жизни. Улицы, парки, проспекты и площади – это визитная карточка города, и каждый должен знать историю их возникновения, и в честь кого они названы.
Я спросила у своих одноклассники, знают ли они историю названия улиц, на которых они живут, предложила им ответить на вопросы:
Обработав данные ответов, получила следующие результаты:
По ответам своих одноклассников, я сделала вывод, что многие из них не предполагают, чем отличился человек, чьим именем названа улица, на которой они живут.
Свою работу я начала с опроса жителей улицы Журавлева. Жителям был предложен один вопрос: знаете ли вы, почему улица Журавлева так названа? После статистической обработки данных опроса представляем результаты:
Среди знающих жителей встречались те, которые давно живут в нашем районе, а не знающих и ли затрудняющихся ответить – те, кто недавно переехал жить в наш район.
Глава 1.
Улицы поселка МПС Юго-Западного района
Наша семья живет по улице Журавлева в поселке МПС в Юго-Западном районе. В нашем микрорайоне живут люди в основном, чья жизнь и работа связана с железной дорогой, отсюда название микрорайона поселок МПС. В поселке МПС есть всего 5 улиц: Пирятинская, Ломоносова, Журавлева, Кошурникова, Стофато.
Одна из улиц нашего района носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
Михаи́л (Миха́йло) Васи́льевич Ломоно́сов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств (адъюнкт физического класса с 1742, профессор химии с 1745).
Центром нашего района является Дворец культуры железнодорожников.
Возле ДК железнодорожников есть стела славы «Славный путь 309-й Пирятинской мотострелковой дивизии ».
Я знаю, что эта дивизия формировалась в Хакасии и не раз отличалась в боях за Родину, ее боевой путь пролег до города Пирятина, Украина (город – побратим Абакану), в этом году отмечалось 70-летие 309-й Пирятинской дивизии. Поэтому центральная улица нашего района носит название Пирятинская.
Про другие три улицы (Журавлева, Кошурникова, Стофато) я предположила, что названия им дали в честь людей, которые имели отношение к железной дороге, т.к. улицы находятся в поселке железнодорожников.
Изучив историческую и краеведческую литературу, посетив музей истории Красноярской железной дороги на ст. Абакан, я узнала, что в каждой эпохе есть люди, которые совершают подвиги на благо людей, порой ценой собственной жизни. Этим людям не нужна слава или деньги, они поступают так потому, что просто не могут поступить иначе. Именно такими людьми были члены изыскательской экспедиции руководитель Александр Кошурников, инженер Алексей Журавлев и техник Константин Стофато.
Глава 2.
Подвиг людей, в честь которых названы улицы нашего района
Идея строительства железной дороги через Саяны появилась ещё в середине XIX века. Но изучение характера местности неоднократно вынуждало отказываться от строительства дороги. Эксперты признавали невозможность её строительства из-за сложного рельефа, больших перепадов высот.
Проектирование дороги возобновилось только в 1935 году. Было предложено 5 вариантов трассировки линии, из которых наиболее целесообразными были линии с выходом на Нижнеудинск и Тайшет. Удобство выхода трассы к Нижнеудинску признавал и сам Кошурников. Но выбран был второй вариант, благодаря которому станция Тайшет стала крупным железнодорожным узлом, где ныне заканчивается трасса Абакан — Тайшет и начинается Байкало-Амурская магистраль.
Работы по проектированию активизировались с началом Великой Отечественной войны. К тому времени в горах геологами были обнаружены два крупных месторождения железной руды, необходимой металлургическим предприятиям Кузбасса.
В суровые военные годы возникла необходимость найти самую выгодную трассу железнодорожной ветки линии Абакан- Тайшет через Салаирский кряж и наметить выход Южно-Сибирской магистрали на главную Сибирскую дорогу. Экспедиция из трех человек под руководством Александра Кошурникова направилась на обследование долины реки Казыр и горного перевала.
5 октября 1942 года отряд Кошурникова вышел на оленях из села Верх-Гутары, за неделю достиг Казыра и двинулся вниз по реке на плоту. Работать приходилось при несовершенном техническом оснащении и экстремальных погодных условиях, зима в этот год наступила раньше обычного. Когда река начала замерзать, им много раз пришлось бросать плот и проходить замёрзшие участки берегом, а затем снова строить новый плот, чтобы плыть дальше. Так отряд прошел по реке 180 километров и миновал все наиболее опасные места. До ближайшего населенного пункта оставалось 52 километра, но силы участников экспедиции падали, измождённые и вымотанные они всё же продолжали выполнять свой долг. 2 ноября случилась трагедия, их плот на стремительной реке затащило под лед и только одному Кошурникову удалось добраться до берега, но он замерз.
Руководитель изыскательской партии Александр Кошурников вёл дневник, в котором подробно описывал долину Казыра и его притоков, геологическое строение террас, водные характеристики реки, а также будни членов экспедиции. Последняя запись была сделана 3 ноября 1942 года:
"3 ноября. Вторник. Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа: погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, скоро замерзну".
Поиски экспедиции начались, когда она не вышла в условленный срок к предгорьям Саяна. Во время проведения поисково-спасательной операции удалось обнаружить три мешка с вещами и продуктами. Что могло произойти с пропавшей группой отважных изыскателей? Ответ на этот вопрос удалось получить лишь летом 1943 года, когда был найден труп Александра Кошурникова и его дневник.
Дневник Кошурникова, бесценный по зафиксированным в нем данным изысканий и потрясающий документ человеческой силы духа... Кошурников знал, что погибает не зря. И недаром непостижимым образом уцелел его последний дневник. Как напутствие. Как надежда, которая будет реализована. Сбудутся нынешние надежды и родятся новые
Каждый из них был простым человеком, у каждого была семья. Всё то время, что продолжались поиски, в сердцах родных и друзей не угасала надежда на то, что они живы. Отец Александра Кошурникова не поверил, когда ему говорили, что возможно его сын с товарищами ушёл за границу. А Константин Стофато так и не увидел своего новорожденного ребёнка.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1966 г. сотрудники Новосибирского проектного института "Сибгипротранс" были посмертно награждены: Александр Михайлович Кошурников - орденом Ленина, Константин Аристидович Стофато и Алексей Диомидович Журавлев - орденами Трудового Красного Знамени
Сейчас именами этих отважных людей названы станции (Журавлево, Кошурниково, Стофато) и улицы магистрали Абакан-Тайшет (сейчас её называют трассой мужества). В посёлке Кошурниково возведён мемориал А. М. Кошурникову и памятник А. Стофато и К. Журавлёву, а в средней школе N 22 этого же посёлка есть небольшой народный музей памяти первых изыскателей дороги.
Глава 3.
Значение трассы Мужества в современном мире
9 декабря 1965 года железная дорога Абакан — Тайшет была принята Государственной комиссией в постоянную эксплуатацию. Это была первая дорога в СССР, электрифицированная сразу, во время строительства, а также оборудованная всеми новейшими средствами автоматизации управления движением и началось постоянное движение электровозов с грузами по графику МПС. Строительство железной дороги в этом регионе способствовало развитию промышленности, освоению новых районов. Сегодня эта магистраль играет в жизни Сибири — Восточной и Западной — важную роль. По ней перевозят лес, уголь, раз в сутки ходит пассажирский поезд. Вот только время нахождения в пути заметно сократилось. Если в 1965 году первый поезд за 18 часов прошел полпути, то сейчас этого времени хватает на преодоление всего участка дороги.
В 1962 году знаменитый бард Юрий Визбор написал песню "Абакан — Тайшет", в которой воспел путеукладчиков:
От Тайшета к Абакану
Не кончаются туманы,
По туманам до Тайшета
Тянем мы дорогу эту.
Выводы
Список использованной литературы
Подарок
Отчего синичка развеселилась
Юрий Визбор. Милая моя
Смекалка против Змея-Горыныча
Несчастный Андрей