Целью работы является изучение базисных материалов по бизнес-планированию и приобретение практических навыков по выбранной теме, оценка роли бизнес-плана в деятельности предприятия, компании или организации, изучение способов повышения его эффективности.
Задачами данной работы являются изучение нормативной базы и законодательства РФ по выбранной теме, изучение статистических данных, всестороннее рассмотрение процесса бизнес-планирования в теории и проведение анализа содержания составных частей бизнес-плана на примере компании ООО «Стиль – М».
Вложение | Размер |
---|---|
isledovatelskaya_rabota_na_yarmarku_idey_.doc | 208 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Московской области
«Краснозаводский химико-механический колледж»
(ГБОУ СПО МО КХМК)
Автор: Рыжова Кристина Сергеевна
Группа: 25
Курс: 2
Тема работы: Бизнес-планирование на
промышленном предприятии
Сергиево-Посадского мунгиципального района
Руководитель: Лапшина Елена Валерьевна, преподаватель экономических дисциплин
г. Краснозаводск
2013 г.
Содержание
Введение……………………………….………...………….…………........................................3
Глава 1. Теоретическое исследование изучаемой темы………….......................................4-12
1.1. Основы бизнес-планирования на предприятии ООО«Стиль – М»...............................4-6
1.2. Этапы разработки бизнес-плана и его структура..........................................................6-12
Глава 2. Практическая и аналитическая работа на примере разработки бизнес-плана предприятия ООО «Стиль – М»............................................................................................12-21 2.1. Поэтапная разработка бизнес-плана..............................................................................12-20
2.2. Анализ эффективности бизнес-плана............................................................................20-21
Заключение…………………………………………………………...........................................21
Список литературы……………....…………………………………..........................................22
Введение.
Любой большой путь начинается с одного маленького шага. В бизнесе и производственной деятельности таким первым шагом является бизнес-планирование.
Бизнес-план компании или предприятия - существенная необходимость для обеспечения успешного бизнеса, для достижения стабильности на конкурентном рынке, а так же инструмент привлечения инвестиций и финансовых ресурсов со стороны, что зачастую является залогом успешного старта и развития компании или предприятия. Поэтому молодым специалистам в области экономики и начинающим бизнесменам важно осознавать актуальность этой темы и понимать ценность бизнес-планирования.
Целью работы является изучение базисных материалов по бизнес-планированию и приобретение практических навыков по выбранной теме, оценка роли бизнес-плана в деятельности предприятия, компании или организации, изучение способов повышения его эффективности.
Задачами данной работы являются изучение нормативной базы и законодательства РФ по выбранной теме, изучение статистических данных, всестороннее рассмотрение процесса бизнес-планирования в теории и проведение анализа содержания составных частей бизнес-плана на примере компании ООО «Стиль – М».
Соответственно, объектом исследования данной работы является планирование деятельности предприятия в теории и ее аналитика на примере компании ООО «Стиль – М». Компания специализируется на пошиве мужской и женской одежды. Данная сфера выбрана ввиду того, швейная и торговая индустрии развиваются высокими темпами и охватывает широкий рынок товаров и услуг, ориентирована на различные социальные категории клиентов, поэтому является интересной для начинающих предпринимателей и для специалистов, уже работающих в этой отрасли. Предметом же исследования станут факторы, различные стороны, аспекты и проблемы успешного бизнес-планирования.
Методами исследования являются анализ, изучение нормативной базы, законодательства РФ, специальной литературы, работ и публикаций специалистов в выбранной теме.
По результатам проделанной работы будут сделаны основные наиболее важные выводы по грамотному составлению бизнес-плана, который обеспечит наиболее правильный выход на рынок новой компании и определение им наиболее конкурентоспособного места на рынке, что позволит извлекать высокую прибыль и избегать материальных и финансовых потерь в будущем.
Глава 1. Теоретическое исследование изучаемой темы.
1.1. Основы бизнес - планирования на предприятии.
Что же такое бизнес-план? Существует большое разнообразие определений этого термина. Дословно "бизнес-план" (англ. "business plan") переводится как план предпринимательской деятельности. Он представляет собой документ, в котором прописывается схема предпринимательских действий, система планомерно организованных мероприятий для достижения поставленных целей, таких как получение прибыли, привлечение инвестиций, минимизация потерь. Так же бизнес-план включает в себя обоснование предполагаемых бизнес-операций и бизнес-решений. В нем отражаются основные моменты будущего коммерческого предприятия, анализируются потенциальные возможные проблемы и определяются способы решения этих проблем.
Планирование - это определение вектора и цели развития определенных идей, разработка способов и средств достижения результата, разработка программы действий как на ближайшую, так и на будущую перспективу.
Бизнес-планирование - объективная оценка деятельности, предприятия, фирма, инструмент для осуществления проектно-инвестиционных решений в соответствии с условиями конкурентного рынка и экономической ситуацией в целом на конкретный момент времени.
В России бизнес-планирование, как элемент бизнеса появилось в 90-х годах ХХ века, придя на замену технико-экономическому обоснованию решений в духе социализма. Обусловлено это было осознанием важности и эффективности целей, задач и функций этого процесса.
Так в чем же состоят цели, задачи и функции бизнес-планирования?
Исходя из вышеприведенных терминов и дополняя их, общей целью бизнес-плана можно назвать планирование хозяйственной деятельности компании на конкретный период в соответствии с условиями и потребностями выбранного рынка товаров или услуг и возможностями получения ресурсов и финансовых результатов.
Среди целей можно выделить:
- получение стартового капитала, кредита или инвестиций;
- анализ и учет совокупных факторов для предвидения возможного состояния фирмы;
- оценка рыночной ситуации для определения степени реальности получения желаемых результатов;
- оценка целесообразности реорганизации существующей фирмы или создания новой;
- оптимизация работы компании;
- доказательство возможности достижения качественных или количественных показателей фирмы, прописанных в проекте;
- оценка рисков и их минимизация;
- предупреждение отрицательных последствий;
- организация эффективного управления компанией;
- эффективное распределение расходов компании в будущем и расчет необходимых вложений;
- организация эффективного контроля в процессе выполнения плана;
- документирование совершаемых действий для отслеживания деятельности сотрудников фирмы;
- проработка допустимого и наилучшего варианта развития проекта в частности или компании в целом.
Любые действия фирмы и ее сотрудников направлены на решение определенных задач. Задача бизнес-планирования состоит в обосновании концепции предпринимательской идеи, технических возможностей и экономической целесообразности планируемой деятельности, определяемой поставленной целью.
Такими задачами бизнес-планирования могут быть:
- уточнение правовых аспектов, нормативных ограничений и требований муниципальных органов управления;
- проведение анализа исходных материалов, таких как: показатели технического состояния бизнеса, социальных и демографических условий и прочих характерных показателей;
- рассмотрение и оценка объемов возможных потерь, связанных с организацией и развитием деятельности, упущенными выгодами (например, при досрочном прекращении аренды коммерческими организациями муниципальных структур), компенсационными выплатами и пр.;
- формирование инвестиционной программы проектируемого бизнеса и аналитика ее возможных вариантов;
- определение условий и форм реализации проекта;
- прогноз условий производства продукции или предоставления услуг, получения прибыли, финансовых отчислений и поступлений;
- разработка маркетинговой стратегии;
- формулировка плана организации функционирования объекта;
- определение сроков проектирования, производства и реализации товаров или услуг;
- определение необходимости и условий страхования;
- создание резюме с основными характеристиками и параметрами проектного предложения.
Все задачи бизнес-плана направлены на выполнение определенных функций, к основным из которых можно отнести следующие:
- разработка стратегии бизнеса;
- планирование;
- привлечение капитала;
- привлечение партнеров;
- координация и информирование сотрудников.
Также, для перехода к следующей части работы - рассмотрению этапов разработки бизнес-плана, стоит упомянуть об основополагающих принципах бизнес-планирования, направленных на создание успешной деятельности предприятия. К таким принципам относят: эластичность, гибкость решений, системность подхода, точность показателей и их детализация, оптимальную экономичность финансового планирования, связь уровней управления и участие в планировании и управлении руководящих органов и сотрудников.
Таким образом, мы рассмотрели основные критерии, характеристики, цели, функции, задачи и принципы бизнес-планирования. На их основании строятся этапы разработки конкретного бизнес-плана. Рассмотрим их ниже в разделе 1.2.
1.2. Этапы разработки бизнес-плана и его структура.
Первым шагом бизнес-планирования является идея. Предпринимательские идеи являются продуктом человеческой мыслительной деятельности и определяются совокупностью внутренних мотиваций и внешних факторов, основываются на нуждах, потребностях и задачах предпринимателя. После возникновения идеи происходит ее анализ и оценка. Условно действия по формированию предпринимательской идеи, предшествующие созданию бизнес плана, можно разделить на четыре основные фазы (Таб.1).
№ | Наименование фазы | Основание содержания |
1 | Поиск новой идеи и факторы ее возникновения | Мотивы, состояние рынка, достижение науки и техники, не осознанный или не удовлетворённый спрос и т.п. |
2 | Анализ потенциальной и реальной ценности идеи | Выявление необходимых условий и наличия технических, экономических и социальных возможностей реализации идеи (потребность) в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель) |
3 | Оценка риска | Виды рисков, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь. |
4 | Разработка бизнес-плана проекта | План действий по реализации цели: выбор техники, технологии, обеспечение ресурсами, управление процессом и т.д. |
После того, как идея сформулирована и прошла все этапы разработки, на ее основании формируется сам бизнес план. Этот процесс состоит из нескольких этапов.
1 этап: Определение философии предприятия, иначе называемой "миссией". Миссия призвана определить следующие характеристики будущей деятельности:
- ценности организации;
- этику компании;
- основные принципы работы;
- высшие цели предприятия;
- культуру и нормы поведения фирмы;
- внешний образ и авторитетность компании.
2 этап: Определение целей бизнес-плана, т. е. определение желаемого будущего состояния предприятия. Цели характеризуют конкретные направления будущей деятельности организации.
Первый и второй этапы необходимы для формирования стратегии предприятия.
3 этап Заключается в непосредственном формировании структуры самого бизнес-плана, которая будет зависеть от поставленных задач и размеров предприятия.
К 4 этапу можно отнести сборе материала и информации, необходимой для составления каждого отдельного раздела плана.
На 5 этапе происходит завершающая разработка отдельных разделов бизнес-плана и оформление его в виде единого документа (процесс планирования).
Структура бизнес-плана не имеет жестких рамок своего определения и обладает вариативностью составления, зависящей от целей и задач документа и от масштабов проекта, от сферы деятельности и прочих внешних и внутренних факторов. Бизнес-планы могут разрабатываться как для предприятия в целом, так и для его отдельных структурных единиц, могут быть рабочими и официальными.
Несмотря на отсутствие жесткой регламентированной структуры бизнес-плана, он все же имеет общие элементы, необходимые для описания, характеристики и аналитики. Рассмотрим подробнее структуру бизнес-плана по разделам.
1.) Резюме. Это общий раздел, представляющий собой быстро читаемый обзор основной информации по проекту в сжатой форме. Как правило, резюме создается в конце и по итогам составления плана, а размещается в его начале. В нем представлено краткое изложение результатов проработки всех последующих разделов. Основные моменты Резюме:
- цели и задачи бизнес плана;
- фактические данные предприятия, дата организации, организационно-правовая форма, форма собственности и пр.;
- характеристика продукции/услуг, их отличительные черты;
- предполагаемые объемы производства, выраженные в единицах, и объем реализации в денежном эквиваленте;
- основные и потенциальные потребители и клиенты;
- финансовые итоги: затраты на производство, себестоимость единицы продукции, конечная стоимость товара;
- эффективность проекта, его прибыльность, срок окупаемости, чистый доход;
- предполагаемые источники и объемы финансирования, обоснование привлечения инвестиций.
2.) Описание предприятия. Учитывает все характеристики, прямо или косвенно связанные с предстоящим проектом. Здесь указывают:
- когда и для чего было создано предприятие, где оно расположено;
- организационно-правовую форму;
- тип производства и характер выпускаемой продукции;
- производственные мощности, численность и квалификация работников;
- основные поставщики и заказчики;
- описание и характеристики необходимого оборудования;
- описание необходимых изменений, расширений, связанных с внедрением нового проекта.
3.) Описание отрасли - обзор, основные характеристики, анализ текущего и прогноз будущего состояния выбранной для деятельности отрасли.
- сектор (производство, услуги и т.п.);
- влияние внешних факторов на объемы реализации;
- масштаб рынка ( локальный, региональный и пр.);
- описание сегмента рынка;
- характеристика существующих и потенциальных клиентов;
- характеристика основных конкурентов (доля рынка, сильные и слабые стороны, доля рынка и пр.).
4.) Характеристика продукции/услуг. В этом разделе указывают функциональные способности товара, область его применения, сильные и слабые стороны, уникальные качества. Имеет цель показать потенциальным инвесторам конкурентоспособность проектируемого товара. Конкурентные преимущества достигаются за счет того, что:
- продукция имеет высокое качество и высокие потребительские свойства, обуславливающие ее высокую стоимость;
- продукция имеет очень низкую стоимость и, несмотря на более низкие потребительские свойства, доступна широкому кругу потребителей;
- продукция имеет необычное или многовариантное оформление;
- продукция является уникальной, как правило, рассчитанной на клиентов с очень высокими доходами.
5.) Исследование и анализ рынка сбыта. Раздел позволяет определять круг потребителей, емкость рынка производимых товаров или предоставляемых услуг, определять объемы производства, реализации и необходимые ресурсы. Для этого нужно:
- привести характеристику территории, исследование региона распространения товара;
- выделить основных конкурентов;
- выделить конкурентные преимущества проектируемого товара;
- описать основных потребителей продукции, назвать потенциальных клиентов и обосновать привлекательность товара для них;
- оценить реальные возможности сбыта;
- привести прогноз цен на товар.
6.) Оценка конкурентов. Цель раздела - выбор подходящей конкурентной стратегии. В этой части называют основных конкурентов и проводят их аналитику, оценивая:
- качественные характеристики их продукции;
- объемы продаж, доходы, сервис, техническое оснащение и пр.;
- интенсивность, масштабы и качество рекламы;
- уровень цен на продукцию.
7.) Маркетинговый план. Содержит изучение рынка и потребителей и стратегию продвижения и сбыта товаров. Может включать в себя подразделы:
- стратегию маркетинга;
- товарную политику;
- коммуникативную политику;
- ценовую политику;
- сбытовую политику;
- бюджет маркетинга.
Раздел отвечает на вопросы:
- по какой схеме будет распространяться товар;
- какими способами будет рекламироваться товар и какой на это будет выделен бюджет;
- какими методами будут стимулироваться продажи и привлекаться новые клиенты;
- как и какими средствами будет создаваться необходимая репутация товаров и организации в целом.
8.) Прогнозирование продаж. Служит основой для организации производственного процесса, эффективного разделения денежных средств и контроля над запасами.
Различают некоторые основные методы планирования товарооборота в рознице, такие как:
- экономико-математический;
- экономико-статистический;
- нормативный.
9.) Производственный план. Готовится только для производственных предприятий и содержит описание всего процесса производства. Содержит расчеты для подтверждения возможности производства предполагаемого количества товаров в нужные сроки с требуемым уровнем качества. Отвечает на вопросы:
- где будет производство;
- какие потребуются мощности для производства;
- где и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали;
- какое оборудование требуется и где будет закуплено;
- нужна ли производственная кооперация;
10.) Организационный план. Отражает с кем и как предполагается организовать дело и обеспечивать его функционирование. В этом разделе обязательно указывается, кто будет играть ведущую роль в развитии предприятия, как будет выглядеть организационная структура и разделение ответственности должностных лиц, насколько предприятие обеспечивается кадрами и как организована мотивация и оплаты труда.
11.) Финансовый план. Содержит обобщение предыдущих материалов в стоимостном выражении с вариантами финансового развития, включает в себя выполнение следующих расчетов:
- распределение чистой прибыли;
- баланс денежных средств;
- доходы и затраты;
- финансовый план предприятия на первый год;
- расчет и составление графика безубыточности.
12.) Оценка рисков. Задача раздела заключается в оценке возможности достижения планируемого результата. Состоит из нескольких подпунктов:
- анализ рисков;
- потери от риска;
- меры по профилактике и устранению рисков;
- страхование рисков.
13.) Приложения. Могут включать:
- биографии руководителей;
- результаты маркетинговых исследований;
- заключения аудиторов;
- отчет анализа финансово-хозяйственной деятельности за предыдущие 3-5 лет;
- технические характеристики продукции;
- схема предприятия;
- контракты, письма и пр. документация, связанная с поставщиками или потребителями;
- договора (аренды, найма, соглашения, лицензии и пр.)
- заключения госслужб;
- публикации из прессы о деятельности предприятия;
- рекомендательные письма, отзывы и пр.
Стоит подчеркнуть, что бизнес-план не имеет четкой регламентации и детализация его зависит от объемов производства и масштабов предприятия. В процессе составления основное внимание сосредотачивается на финансово-экономических показателях для достижения прибыльности результата, а технический и социальный аспекты рассматриваются менее подробно или отсутствуют вовсе. Однако, не стоит приуменьшать значение нематериальных ресурсов, т. к. технические и интеллектуальные ресурсы иногда могут сыграть решающую роль в принятии решения инвесторами о финансировании. Например, в Европе и Америке встречается утверждение инвесторов о том, что они вкладывают средства в менеджеров, а не в продукцию или идею. Это говорит о том, что в бизнес-планировании стоит учитывать все важные характеристики проекта, включая материальные и нематериальные, в этом случае бизнес-план будет иметь все шансы для успешного выполнения поставленных целей, привлечения капитала и эффективной реализации проекта.
Глава 2. Практическая и аналитическая работа на примере разработки бизнес-плана предприятия ООО «Стиль – М»
2.1. Поэтапная разработка бизнес-плана.
Для реализации теоретического, методологического и практического подходов в изучении бизнес-планирования разработан и проанализирован конкретный проект бизнес-плана для ООО «Стиль – М».
В нем содержатся 7 разделов: резюме, описание предприятия, характеристика товара, маркетинговый анализ и стратегия, план объема продаж, организация продаж, финансовый план.
I. Резюме.
Главным направлением деятельности ООО «Стиль – М» является пошив и продажа мужской и женской одежды населению и оказание дополнительных услуг. Отличием и конкурентным преимуществом является то, что вещи, представленные потребителям, отличаются стильным дизайном и высоким качеством, их цена будет не выше, чем цена аналогичных товаров, реализуемых у конкурентов в других магазинах и на оптовых рынках. Более того, ассортимент привлекателен большим выбором товаров.
ООО «Стиль – М» расположен по адресу: 141321, Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Краснозаводск, ул. Театральная, д.21, тел. 8(496)54-5-21-13. Месторасположение удобно для подъезда на общественном транспорте, находится в торговом проходимом районе. График работы с 10 до 20 часов.
Организация ООО «Стиль – М» представляет собой общество с ограниченной ответственностью, является юридическим лицом, действует на основании Устава, имеет расчетный счет, самостоятельный баланс и имущество в собственности, ведет деятельности на основе Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, ФЗ О защите прав потребителей.
ООО «Стиль – М» имеет размер уставного капитала 30 000 руб. и лицензию на осуществление розничной торговли Государственной Налоговой Инспекции.
II. Описание предприятия.
Трудовые отношения с работниками в ООО «Стиль – М» оформляются договорами подряда.
Отчет по показателям работы ООО «Стиль – М» в виде таблицы (Таб.2).
Наименование показателя | Единица измерения | Значение показателей | |
Прошлый год | Плановый год | ||
Товарооборот (с НДС) | рубли | 53 205 467 | 78 163 852 |
Товарооборот минимально допустимый (с НДС)
| рубли | _ | 53 205 449 |
Валовой доход (с НДС)
| рубли | 10 587 885 | 15 554 607 |
НДС | рубли | 1 764 648 | 2 372 737 |
Прибыль до налогообложения
| рубли | 1 400 000
| 3 000 000
|
Рентабельность продаж (прибыль/товарооборот) | проценты | 2,6 | 3,8 |
Рентабельность основного капитала или основных средств (прибыль/ стоимость основных фондов) | проценты | 24,6 | 52,9 |
Численность работающих
| Человек | 12 | 14 |
Фонд накопления Фонд потребления | проценты проценты | 70 30 | 70 30 |
Уровень издержек обращения (в процентах) к обороту | проценты | 13,55 | 12,58 |
Процент торговой надбавки | проценты | 19,9 | 19,9 |
III. Характеристика товара.
Компания «Стиль – М» предлагает следующий ассортимент:
- женская одежда;
- мужская одежда;
Преимущество товара по сравнению с конкурентами в превосходстве его по качеству при сохранении цены. Также конкурентным преимуществом станет качество сервиса.
Поставщиками выбраны надежные компании-партнеры, которые давно зарекомендовали себя на рынке, добросовестно поставляющие нужный товар в указанные сроки и в необходимом количестве.
Сотрудники в точках продаж выступают в роли продавцов-консультантов, помогая покупателям выбирать и находить товар, подбирая вещи для покупателей комплектами, что облегчает клиентам процесс покупок и увеличивает размер самой покупки.
Стратегия предприятия:
- освоение нового вида услуг, такого как химическая чистка одежды;
- дополнительная бесплатная опция - подшив одежды;
- дополнительная услуга - заказ товара через интернет.
Точки продаж - магазины - предоставляют свои услуги почти всем социальным слоям населения, поэтому магазин делает основной акцент на расширении ассортимента для предоставления товаров максимальному диапазону социальных групп, и на дополнительных услугах, как способе удерживать старых клиентов и привлекать новых.
Многообразие планов компании руководствуется единой целью: максимальное удовлетворение потребностей и запросов покупателей.
IV. Маркетинговый анализ и стратегия.
Анализ потенциального рынка сбыта - один из самых важных этапов подготовки будущего проекта. Предприятие заинтересовано в покупателях, которые приобретут товар по выгодной для предприятия цене, т. е. способной обеспечить прибыль на протяжении долгого периода в объеме, достаточном для существования и развития.
Первая задача - определить свой рынок. Для этого была произведена оценка уже имеющегося круга клиентов и потенциальных покупателей. Сводка анализа рынка сбыта приведена ниже в Таб.3
Показатели | Район расположения предприятия | Прилегающие городские поселения | Соседние округа |
Уровень спроса | высокий | высокий | средний |
Степень удовлетворения спроса | низкая | средняя | средняя |
Уровень конкуренции | средний | средний | высокий |
Доля потребителей готовых купить продукцию | 25% | 10% | 3% |
Оценка и анализ конкурентов приведены ниже в Таб.4
Характеристика конкурирующей продукции | Основные конкуренты | ||
1-ый | 2-ой | ООО «Стиль – М» | |
Товарооборот, руб. с учётом НДС | 40 000,0 | 50 000,0 | 53 205, 5 |
Занимаемая доля рынка (в процентах) | 20,0 | 25,0 | 26,6 |
Финансовое положение (рентабельность), (в процентах) | 19,0 | 21,0 | 24,6 |
Уровень обслуживания | средний | средний | высокий |
Качество продукции | низкое | высокое | высокое |
Реклама | да | да | нет |
Привлекательность внешнего вида | стандартная упаковка | отсутствует | стандартная упаковка |
Время деятельности предприятия, лет | 1 | 10 | 5 |
На основании таблицы можно сказать, что основным конкурентом ООО «Стиль – М» является второй конкурент, занимающий долю рынка 25% (против 20% первого конкурента), так же его сильной стороной можно назвать длительность его нахождения на рынке (10 лет).
Слабой ООО «Стиль – М» стороной является экономия средств на рекламу.
Компания торгует (производит пошив) знакомым, ранее предлагавшимся товаром на устоявшемся рынке. Цена будет определяться себестоимостью продукции.
Ценовая политика компании ООО «Стиль – М» отражена ниже в Таб.5
Постановка вопроса при исследовании объекта или метод его анализа | Характеристика и оценка фактического состояния дел | Прогноз положения дел, оценка его показателями и действия по его улучшению |
Насколько цены отражают издержки вашего предприятия, конкурентоспособность товара, спрос на него | В полной мере. Уровень издержек среднерыночный | Сохранится в полной мере. Постоянный анализ структуры издержек и их оптимизация. |
Какова вероятная реакция на повышение (понижение) цены? | Спрос эластичен, снижение цены ведет к росту объемов продаж. | При сохранении качества товара, «эластичность» стремится к 1. |
Как оценивают покупатели уровень цен на товары вашего предприятия? | Уровень цен приемлем | При сохранении качества товара, цена станет вторичным критерием. |
Как относятся покупатели к установленным ценам? | Положительно | Положительно, даже при увеличении в случае обоснованности. |
Используются ли предприятием (фирмой) политика стимулирующих цен? | Предусматривается | Возможна проработка дополнительных мер, при ужесточении конкуренции. |
Как действует предприятие, когда конкуренты изменяют цены? | Проводится анализ конъюнктуры рынка, определяются возможные причины подобных действий конкурентов, принимаются меры для снижения возможных потерь. |
Аналогичные действия, и, кроме того, могут проводиться переговоры с конкурентами. |
Так же предприятие будет проводить рекламную компанию своей деятельности, планируемые мероприятия и смета отражены ниже в Таб.6
Наименование рекламного мероприятия | Сумма в рублях |
Размещение в средствах массовой информации | 440 050 |
Изготовление пакетов и рекламной атрибутики с фирменными знаками | 360 040 |
Рекламные щиты | 320 010 |
Выездная торговля на благотворительных ярмарках | 400 010 |
ИТОГО: | 1 520 110 |
Кроме того, ООО «Стиль – М» будет один раз в месяц выпускать купоны для покупки со скидкой и будет введена система дисконтных карт для постоянных клиентов, дающих 5% при покупке на сумму от 5000 руб.
В данный момент ведутся переговоры о сотрудничестве с компанией по химической чистке одежды "Clean Smart" и переговоры с "Совкомбанком" о возможности предоставления кредита клиентам.
Для создания благоприятного общественного мнения о компании PR-отделом будут разработаны рекламные макеты и статьи для размещения их в СМИ, также компания будет организовывать благотворительные ярмарки для распродажи остатков товаров по сильно заниженным ценам.
V. План объема продаж.
Товарооборот в рознице - основной экономический показатель работы предприятия. От него зависит объем прибыли и валового дохода.
Планируемая прибыль составляет 3 000 000 руб.
При расчете будет использован метод деления издержек обращения на условно-постоянные (независящие от количества продаж) и переменные затраты (зависящие от продаж).
По статистическим данным прошлого года, уровень валового дохода составил 19,9%, уровень переменных затрат равен 7,88%. Соответственно уровень валового дохода, необходимого для формирования прибыли и покрытия расходов будет равен 12,02%
У` вд = У вд – У перемен = 19,90% – 7,88% = 12,02%
Исходя из данных прошедшего года эта сумма составила 6 395 295руб. Для того, чтобы покрыть издержки, нужен товарооборот минимум 53 205 449руб., что обеспечит восмещение всех издержек но не принесет прибыли.
Т.об.мин. = Зпостоян/У'вд*100% = 6395295/12,02*100=53 205 449руб.
Для того, чтобы получить желаемую прибыль в размере 3 000 000руб., необходим планируемый товарооборот 78 163 852руб.
Т.об.планир.= (З постоян+П желаемая)/У'вд*100%=
(6395295+3000 000)/12,02*100 = 78 163 852руб.
Таким образом, можем составить таблицу плановых показателей на будущий год (Таб.7)
Показатели | Единицы измерения | Прошлый год | Плановый год | Темпы роста (проценты) |
Розничный товарооборот | рубли | 53 205 467 | 78 163 852 | + 46,9 |
Численность обслуживаемого населения | человек | 23641 | 31 009 | + 31,2 |
Товарооборот на одного жителя | рубли | 2 250,6 | 2 520,7 | + 12,0 |
Основной упор при повышении товарооборота делается на привлечение новых покупателей. Упор на увеличение товарооборота на одного жителя не делается и связывается только с ожидаемой инфляцией в размере 12%.
VI. Организация продаж.
Главное управление компанией ООО «Стиль – М» осуществляет исполнительный директор. Годовой фонд оплаты труда составляет 1 137 500 руб.
Расчет отчислений во внебюджетные фонды и на соц.нужды представлен в Таб.8.
Отчисления | Проценты | Рубли |
Фонд з/п на месяц | - | 87 500 |
Фонд з/п годовой | - | 1 050 000 |
Премия годовая | - | 87 500 |
Фонд оплаты труда | - | 1 137 500 |
Страховые взносы | 30 | 341250 |
Налог на травматизм | 1,2 | 13 650 |
Всего | 27,2 | 354900 |
VII. Финансовый план.
Расчет валового дохода от продажи товаров.
Расчет по методу технико-экономического расчета предполагает вычисление торговой надбавки на розничную цену товара и вычисление суммы валового дохода.
Для того, чтобы вычислить среднюю торговую надбавку, обратимся к сводной таблице по основным товарным группам (Таб.9).
Группа товаров | Удельный вес в годовом товарообороте (в процентах) | Торговая надбавка (в процентах) |
Костюмы женские летние | 30 | 25 |
Костюмы женские демисезонные | 25 | 24 |
Костюмы мужские | 25 | 26 |
Прочие | 30 | 23 |
Среднюю торговую надбавку на цену реализации вычисляют по формуле:
Надбавка на розничную цену (Н рц) = Н оц*100% / (Н оц+100%),
где Н оц - это процент надбавки за отпускную цену.
А процент надбавки за отпускную цену (Н оц) равен сумме произведений удельного веса в годовом товарообороте на торговую надбавку поставщика, деленной на 100%.
Из расчетов по таблице мы получаем:
Н оц = (30*25+25*24+ 25*26+30*23)/100 = 24,85%
Н рц = 24,85*100/ (24,85+100) = 19,90%
Теперь вычисляем сумму валового дохода (Вд) в плановом году:
Вд = Н рц*Планируемый товарооборот = 19,90%*78 163 852 = 15 554 607 руб. Т.е. сумма валового дохода должна составить 15 554 607 руб.
Номенклатура статей издержек для компании включает:
1) Расходы на оплату труда
2) Расходы на и аренду помещения и оборудования
3) Логистические расходы
4) Расходы на ремонт и содержание помещения и оборудования
5) Расходы на амортизацию
6) Коммунальные расходы
7) Отчисления на социальные нужды
8) Расходы на упаковку товаров
9) Реклама
10) Потери товаров и кражи
11) Оплата процентов по займу
12) Прочие расходы
Ниже приведена таблица с данными, полученными методом прямого счета по четырем статьям, остальные вычислены укрупнено ввиду нестабильности и недостатка точных данных по необходимой информации (Таб.10)
Наименование статьи затрат | Сумма (в руб.) |
Оплата труда | 1 137 500 |
Отчисления на соц. нужды | 354900 |
Реклама | 1 520 110 |
Амортизация | 262 710 |
Прочие расходы (логистика, содержание помещения, налоги, коммунальные платежи и пр) | 6 889 130 |
Итоговая сумма издержек | 10 118 850 |
Уровень издержек обращения к обороту (в процентах) | 12,58 |
Амортизация основных средств (Таб.11)
Наименование основных средств | Стоимость баланса | Норма амортизации | Сумма амортизации |
Помещение | 4 200 000 | 2,5% | 105 000 |
Технологическое оборудование | 1 050 000 | 12,5% | 131 250 |
Прочие основные фонды | 420 000 | 6,3% | 26 460 |
ИТОГО | 5 670 000 | 262 710 |
Итоговая стоимость основных фондов составляет 5 670 000 руб.
В планируемом году объем продаж должен возрасти на 46,9% при возрастании прибыли на 114%, что объясняется относительной стабильностью амортизационных издержек при росте товарооборота.
Ценовая политика предприятия направлена на вытеснение из рынка конкурентов и привлечение клиентов с закрывающихся и открытых рынков, также делается упор на более эффективное использование линейно-функциональной структуры организации предприятия, т. к. ранее эта система использовалась не в полной мере.
2.2. Анализ эффективности бизнес-плана.
Итак, после составления и подробного рассмотрения рабочей версии бизнес-плана для ООО «Стиль – М», стоит перейти к оценке его эффективности.
В качестве основного показателя эффективности используется показатель точки безубыточности. Он дает понимание того, какой уровень продаж потребуется для достижения прибыльности предприятия.
Чтобы ответить на вопрос, какое количество товара необходимо продать, проводят анализ безубыточности. Для его проведения валовая прибыль умножается на количество проданной продукции: в случае, когда общая валовая прибыль равна постоянным затратам говорят о достижении точки безубыточности.
Соответственно, при выручке 53 205 499 руб. деятельность предприятия будет являться безубыточной, а при большей выручке - получает прибыль.
Вторым этапом оценки эффективности бизнес-плана является расчет чистого дисконтированного дохода. Он необходим для определения эффективности распоряжения денежными средствами и принятии решения об инвестировании. Рассчитывается через следующие формулы:
где PI - индекс прибыльности проекта, NVP - чистый приведенный денежный поток, Со - первоначальные затраты,
где В - выгоды проекта, С - затраты проекта, Bt - выгоды в планируемый год t, Ct - затраты в год t.
Инвестировать рентабельно только те проекты, NPV которых имеет положительное значение. Если NPV=0, то показатель называют внутренней нормой рентабельности, в ООО «Стиль – М» она равна 0,15 (или 15%).
По результатам анализа экономической эффективности предприятия, выявлена острая реакция на изменение цены товара, уже при снижении цены на 20% предприятие вступит в зону убытков. Меньшая чувствительность выявлена по отношению к предполагаемому сбыту, постоянным и переменным затратам. Уменьшение объема спроса допустимо на четверть до вступления в зону убытков, увеличение постоянных затрат допустимо на 30%, а затрат переменных на 20%.
Из анализа следует, что ликвидность проекта обеспечена, что означает положительный показатель чистого денежного потока в течение всего планового периода.
Заключение.
Итак, мы провели исследовательскую, аналитическую и практическую работу по изучению законодательной базы, норм, правил, методологии, существующего опыта по бизнес планированию и составлению бизнес-плана.
На основании нее, можно утверждать, что бизнес-планирование и бизнес-план - неоспоримо важные элементы деятельности любого предприятия, необходимые для обеспечения ее эффективности, т. к. они позволяют:
- разрабатывать и реализовывать конкретные направления деятельности бизнеса или предприятия, его цели, соответствующие объективным требованиям рынка и его перспективам;
- более тщательно разрабатывать и осуществлять маркетинговые мероприятия по исследованию рынка, рекламе, ценообразованию, каналам сбыта, стимулированию продаж и пр.;
- планировать переподготовку персонала обосновывать соответствие подготовки персонала возрастающим требованиям;
- привлекать инвестиции или партнерский бизнес, капитал и новые технологии;
- усиливать влияние компании и решать проблему адаптации продукции в условиях динамики рынков, происходящих изменений в законодательстве;
- позволяет прогнозировать и нейтрализовать риски;
- использовать положительный опыт работы партнеров и конкурентных организаций.
В заключение стоит сказать, что несмотря на отсутствие жесткой регламентации по структуре бизнес-плана, существуют общие критерии и нормы по его составлению., если их придерживаться и ответственно подходит к процессу аналитики, потсчетов и оценки будущего проекта, то предприятие или фирма в целом имеют очень высокие шансы на успех и реализацию поставленных целей и задач, что приведет к конечному получению желаемой прибыли.
Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации. – СПб.: Литера, 2012г. – 64с.
2. Гражданский Кодекс РФ. – М.: Проспект, 2012г. – 544с.
3. Трудовой Кодекс РФ - М.: Эксмо, 2012г - 256с.
4. Налоговый Кодекс РФ - М.: Омега-Л, 2012г. - 736с.
5. Большая Советская Энциклопедия в 30т. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978гг - 18240с. (с использованием портала #"Times New Roman">6. Куликов С., Финансовый анализ страховых организаций: учебное пособие/ С. Куликов - Ростов: Феникс, 2006г. – 224с.
7. Алексеева М.М., Планирование деятельности фирмы: учебно-методическое пособие/ М.М. Алексеева - М.: Финансы и статистика, 2005г. - 246с.
8. Сухова Л.Ф., Чернова Н.А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: учебное пособие/ Ф.Л. Сухова – М.: Финансы и статистика, 2007г. - 160с.
9. Аксель З., Бизнес-план. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов/ З.Аксель – М.: Ось-89, 2007 г. - 240с.
10. Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план. Теория и практика/О.Н. Бекетова – М.: Приор-издат, 2007 г. - 288с.
11. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии. Основы наук/ А.В. Горемыкин - М.: Высшее образование, 2007г. - 624с.
12. Ушаков И.И. Бизнес – планирование/И.И. Ушаков – СПб.: Питер, 2006 г. - 224с.
13. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру как создать завоевать и удержать рынок/ Ф.Котлер перев. под науч. ред. Н.М. Абдикеев – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007г., - 294с.
14. Сьюэлл К., Браун П. Клиенты на всю жизнь/ К. Сьюэлл, пер. Фербер М., Иванов М. под ред. Потемкиной Ю. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012г. - 232с.
15.http://www.be5.biz/ekonomika/flur/13.htm
16.http://www.managment.aaanet.ru/management/analiz-likvidnosti.php
Мальчик и колокольчики ландышей
Валентин Берестов. Аист и соловей
Компас своими руками
Щелкунчик
Загадочная система из шести экзопланет