Учебно-исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-issledovatelskaya_rabota.docx | 454.14 КБ |
ОБЛАСТНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНОСТЬ ПОМОРЬЯ»
Направление Социология
Интернет и его влияние на подростка
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 10 класса
муниципального бюджетного образовательного учреждения «Каменская общеобразовательная средняя школа Мезенского района»
Ружниковой Мариной Ивановной
Научный руководитель – учитель муниципального бюджетного образовательного учреждения «Каменская общеобразовательная средняя школа Мезенского района»
Яхова Анна Владимировна
г. Архангельск, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………... | 3 |
Глава 1. Анализ состояния проблемы влияния Интернета на подростка……………. | 4 |
Глава 2. Методы и организация исследования………………………………………… | 8 |
Заключение…………………………………………………………………………………... | 12 |
Список литературы …………………………………………………………………………. | 13 |
Приложение 1. Анкета…………………………………………………………………......... | 14 |
В наше время, все большее значение приобретает интернет. Он охватил весь мир и все сферы жизнедеятельности людей. Сейчас очень трудно представить нашу жизнь без этого ресурса. Интернет везде: в мобильном телефоне, домашнем и школьном компьютере, в библиотеке, в магазине и даже в автомобиле. Выявление места и роли Интернета в жизни современного общества составляет актуальную задачу. На сегодняшний день упоминание термина «Интернет» может содержать в себе смыслы не только компьютерной, но и социальной направленности. Международная компьютерная сеть стала новым СМИ, общедоступным средством массовой коммуникации, площадкой экономических и политических операций, местом проведения досуга. Интернет проник практически во все сферы общества, его широкое вхождение в нашу жизнь и быт произошло гораздо быстрее массового освоения таких технических изобретений конца XIX - первой половины XX в., как телефон, радио, телевидение.
Многие информационные данные доступны в электронном виде. Неумение пользоваться электронными сетями означает невозможность добыть ту или иную необходимую информацию. Все современные технологии направлены лишь на то, чтобы максимально быстро передать данные (текст, изображение, звук) из одной точки земного шара в другую.
Спутниковые системы передачи данных, бесчисленное множество широковещательных подстанций и вышек, миллионы километров подземных кабелей и навесных проводов - все это организовано и приведено в действие лишь для того, чтобы тысячи тысяч гигабайт данных перемещались по всей земле, чтобы в нужный момент они были доступны адресатам, чтобы они были получены вовремя и без искажений. Интернет коренным образом изменил структуру современного общества. Подростку необходимо получать информацию обо всем, что его интересует. Для того чтобы он всегда был в курсе событий, необходимо брать информацию из различных источников. Радио, телевидение, журналы уже не так привлекательны для него. Самым простым способом получения информации является Интернет. В Интернете содержится большое количество информации на разные темы. Получать такую информацию, можно, даже не выходя из дома. Это очень удобный способ, который затрачивает минимум усилия и сохраняет много времени.
Возникают противоречия между:
- Значительным ростом необходимой для жизнедеятельности информации, вызванным информационным прогрессом, и возможностями получения её любым подростком.
- Многочасовым использованием компьютера и его отрицательным влиянием на организм.
На основе анализа актуальности и противоречий сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении, обосновании влияния Интернета на подростка.
Проблема определила тему исследования: «Интернет и его влияние на подростка».
Цель исследования: выявить и обосновать положительное или отрицательное влияние Интернета на подростка.
На основе цели определились задачи исследования:
- дать определение понятию Интернета;
- определить, насколько Интернет популярен в настоящее время;
- опросить реальных пользователей моей школы как часто и для чего они используют Интернет, каково его влияние;
- систематизировать собранный материал;
- определить положительно или отрицательно влияет сеть на подростка.
Объект исследования: подростки в возрасте 10 - 17 лет – пользователи сети Интернет.
Предмет исследования: Интернет и его влияние на подростка.
Методы исследования: анализ, систематизация, обобщение, анкетирование.
Гипотеза: Интернет влияет как положительно, так и отрицательно на подростка.
Глава 1. Анализ состояния проблемы влияния Интернета на подростка
Определимся с тем, какой смысл мы вкладываем в понятие «Интернет». Интернет - всемирное объединение крупных и малых компьютерных сетей. Интернет был создан в 1969 году как военная компьютерная сеть и со временем разросся во всемирное средство связи.
Интернет - это огромный источник информации. С помощью него миллионы людей общаются, играют, слушают музыку, смотрят фильмы и т.д.
Но что же такое Интернет для современного подростка? Друзья, общение, самореализация или то, что губит его?
Интернет зачастую усиливает пагубное влияние, оказываемое самим компьютером. Например, играя, подросток не замечает, как меняется его психика. У него появляется зависимость от игры. Еще более усилили подростковую компьютерную зависимость глобальные сети, где подросток играет уже не с компьютером, а с миллионами живых людей, которых он не идентифицирует за печатными текстами. Сеть тоже представляет собой сублимат ролевых игр. Здесь "играющий" придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая себя придуманного тысячам собеседников за себя реального. Здесь нет жестких правил и законов, есть лишь неписаные нормы поведения, несоблюдение которых не влечет к ответственности. "Играющий" действует уже не по законам, описанным программистами и дизайнерами, а по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и огромного количества участников процесса подталкивает подростка и даже уже сформировавшегося человека создавать собственные правила поведения, принимать решения, которые в целом не имеют отношения к реальной жизни. [5]
При вопросе: что же считать предметом психологической зависимости - компьютерные игры и сеть или саму виртуальную реальность, - можно уже фактически однозначно ответить: виртуальную реальность. Компьютер тянет подростка в тот мир, который он создает или в котором участвует. Он один, и может представляться кем угодно, никто (при желании) его не узнает. При возникновении сложностей или проблем он всегда может выключить компьютер и абстрагироваться от того мира, в котором он только что пребывал, что невозможно в реальном мире. Виртуальная реальность - это сказка, это отсутствие обязательств и проблем, это мир, в котором каждый может быть тем, кем он хочет, но кем не может быть в реальном мире.
Появляется такая же зависимость, как и от компьютерных игр. Подросток всё больше времени начинает проводить в Интернете. Это приводит к отрицательным последствиям. Всё больше денежных средств уходит на оплачивание счетов. Но помимо материальных, вред наносится и нематериальным ценностям. Происходит незаметное для подростка изменение в психике. Он становится более раздражительным, появляются отклонения в здоровье.
Существует также много подводных камней, на примере вирусов, которые просто кишат в Интернете.
Помимо отрицательных сторон Интернета существуют и положительные. Он помогает подростку тем, что тот начинает заниматься самообразованием. Он более быстро начинает постигать новое.
Помимо возможности более быстрого постижения нового, необходимо отметить и спектр доступной при обучении информации. Уже в детстве, осознав, что интернет - это неограниченный источник данных, ребенок или подросток начинают его исследовать. Процесс поиска в этом случае тоже является частью самообразования ребенка. Будучи завтрашним основным потребителем информации, он должен уметь в ней ориентироваться, ее находить и структурировать. Чтобы всего этого достичь, ему необходимо научиться пользоваться поисковыми системами, разобраться в булевой логике, понять тонкости формулировки ключевых слов для поиска и т.д. [4]
Подросток находит очень большой объем информации в сети. Это значительно облегчает процесс образования как индивидуального, так и общего. Именно благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить некоторое время назад интересовавшие его вопросы. На базе разрешенных вопросов возникнут новые. Давая возможность ребенку познавать информационный мир подобным образом, родители подтолкнут его к самостоятельному получению дополнительного, внеклассного образования. Это и есть ещё один плюс сети. Ведь если задуматься, мало где можно найти информацию полезную именно для тебя и нужную именно тебе.
Интернет - это обширная библиотека, где можно найти тексты на любую тему. В некоторых отношениях она лучше чем большинство библиотек, по крайней мере, с точки зрения подростка. Сколько информации может содержаться в общественной библиотеке о рок-группах или телевизионных звездах? С одной стороны, подобная информация бесполезна и лишена всякого практического значения. С другой стороны, интернет предоставляет подросткам самим решить для себя, какая информация полезна, а какая - нет.
Зачастую у человека в сети появляется желание завести с кем-нибудь разговор. Благодаря Интернету общаться можно с любым человеком на Земле. Общение – это важный компонент жизни человека. Общаясь, он узнаёт что-то новое, делится своими мыслями и идеями и получает тоже самое от своего собеседника.
В сети можно найти разные «виды» общения. Чат - один из них, общение происходит в реальном времени. Вести беседу можно с кем захочешь. Ещё есть другой «вид» - это форум. На форуме создаётся тема для обсуждения, и все, кому эта тема кажется привлекательной, «оставляют» свои комментарии, идеи, мысли. Таким образом, происходит локальное общение между людьми с общими интересами.
Фактом также является и то что, общаясь в сети, иногда подростки начинают вести себя так, словно на другом конце провода робот, что порой выплескивается в банальную пошлую грубость. Возможность не открывать себя делает их абсолютно защищенными и позволяет безнаказанно оскорблять и говорить непристойности. Но даже в этом негативном моменте присутствует позитив. Подобные выходки - это всего лишь способ уйти от подростковых стрессов, неприятностей с родителями и учителями, это способ расслабиться. Таким образом, Интернет оказывает психологическую поддержку подростку. И тут наблюдается парадокс, сеть отрицательно влияет на него, оказывая психологическое расстройство, но тут же помогает уйти от проблем путем выплёскивания эмоций. [1]
Чем так притягивает подростка мир интернета? Что полезного несет и какие опасности таит проникновение в эту область, которая может стать краеугольным камнем тысячелетия?
Они попросту ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности молодые люди вступают в разнообразные отношения, они получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие вопросы.
Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции отдаления от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим. Интернет в этом плане особенно заманчив: он удовлетворяет потребности в лидерстве и стимулирует предприимчивость. Известно, что подростковый период - время стрессов. Подросток испытывает стресс везде: в школе, в семье, с друзьями. Что делать с этим чувством неудовлетворенности? Подростку необходимо дать выход своим эмоциям. Анонимный мир киберпространства подходит для этого как нельзя лучше.[2]
Если задуматься над тем, зачем ежедневно ходят на работу в свои офисы или конторы миллионы людей, то окажется, что только для того, чтобы сесть там за свой компьютер, изучить поступившую корреспонденцию, дать ответы на запросы, самим разослать письма, предложения или рекламу, позвонить по телефону, чтобы справится о ходе выполнения заказа или поступления товара и т.п. Теперь же для всего этого нет смысла переодеваться, выходить из дома и ехать в офис: достаточно соединить компьютер через модем и телефонную линию со своим офисом и выполнять всю эту работу, сидя в пижаме за своим рабочим столом.
Термины «виртуальный офис» и «работа в пижаме» уже широко распространились на Западе. Публикуется много предложений о найме на такого рода работу. В случае подключения домашних компьютеров сотрудников офиса к Интернету его «рабочий коллектив» может быть физически разнесен по огромной территории. Если связь по глобальной Сети осуществляется с континента на континент за секунды, то при найме на работу незачем ограничиваться выбором людей из своего региона, можно выбрать наиболее подходящие кандидатуры в любом уголке земного шара. Это на деле реализует принцип равных возможностей, когда ни страна проживания, ни гражданство, ни даже отсутствие прописки не могут повлиять на решение виртуального «отдела кадров» о приеме на работу.
Могут быть созданы, например, межконтинентальные консалтинговые фирмы, где профессор из Новой Зеландии отвечает на вопросы или дает консультации предпринимателям из Стокгольма или Рыбинска, а гонорары глава фирмы пересылает ему на банковский счет из Испании. При этом все участники никуда не выезжают, а сидят за своими домашними компьютерами. [3]
В ближайшие годы начнет реализовываться проект создания спутниковой цепочки, состоящей из нескольких сотен орбитальных станций, служащих для связи пользователей Интернета во всех уголках земного шара. Тогда для подключения к Сети вообще отпадет необходимость в модемах и телефонных линиях. С помощью спутниковой антенны размером с чайное блюдце можно будет подключиться к глобальной Сети на скорости, недоступной современным высокоскоростным модемам и позволяющие вести, кроме всего прочего, просмотр телепередач, использовать видеотелефон, участвовать в видеоконференциях …
Внедрение широкомасштабной спутниковой связи резко расширит число пользователей Интернета.
Глава 2. Методы и организация исследования
В данной главе рассмотрим, какие методы применялись для исследования популярности Интернета. Ведь одной из задач является «Определить, насколько Интернет популярен в настоящее время, где и для чего использует его современная молодежь».
Процесс развития Интернета идет уже давно. Не останавливаясь, он движется семимильными шагами. Число людей, использующих Интернет, стремительно растет во всем мире. Еще в 2003 году пользователей Интернета насчитывалось 580 млн. жителей планеты. По данным Internet World Stats за 2008 год в мире 995 млн. пользователей.
По данным статистики от аналитического ресурса Pingdom (данные по состоянию на июнь 2010 года) в млн.чел. – всего в мире 1,97 млрд.чел. пользователей Интернета:
К 30 июня 2012 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило более чем 2,4 млрд. человек, более трети населения Земли пользовалось услугами Интернета.
По данным ФОМ на осень 2012 года, проникновение интернета за год выросло на 5%.
По количеству пользователей интернета Россия в 2012 году вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия, и на шестое место в мире.
По данным опроса, проведенного Левада-Центр в конце октября 2013 года, 59% россиян пользуются интернетом. 6
Стремительный рост продолжает аудитория мобильного Интернета. За год количество «мобильных» пользователей выросло на 48%.
По данным ВЦИОМ, среди тех, кто ежедневно выходят в Сеть 76% составляет молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. По данным Левада-Центр, среди россиян моложе 25 лет пользователей интернета 91%, в возрасте 25-40 лет - 84%, а старше 55 лет – 23%.
Для определения популярности интернета среди подростков в пос. Каменка мною было проведено исследование, которое заключалось в анкетировании обучающихся 5 – 11 классов Каменской СОШ. Общее количество опрошенных 129 человек. Анкета приведена в Приложении 1.
На первый вопрос «Пользуешься ли ты Интернетом?» все опрошенные за исключением 4 человек ответили «да» (эти 4 человека - обучающиеся 5-6 классов). Это говорит о том, что развивается популярность сети среди подростков. Интернет стал более доступным, что, конечно же, отразилось на популярности. Можно сделать прогноз, что в ближайшее время будет рост в показателях пользователей Интернета.
На второй вопрос «Как часто ты используешь Интернет?» 51 человек ответили «раз в день», 16 человек-«раз в неделю», 2 человека-«раз в месяц» и 60 человек предложили свой вариант ответа, это «всегда в сети», «несколько раз в день» и т.д. Из результатов видим, что наибольшее число опрошенных использует сеть ежедневно, что ещё раз подтверждает доступность сети.
На третий вопрос «Для каких целей ты пользуешься Интернетом?» 98 опрошенных ответили «социальные сети (общение)», 104 опрошенных – «поиск информации», 51 опрошенный - «игры и развлечения» и 8 опрошенных предложили свой вариант ответа, это «скачивание и прослушивание музыки», «просмотр и скачивание фильмов» и т.д. Из диаграммы видим, что часть опрошенных воспринимает интернет как обитель информации, но почти столько же подростков как средство общения, третьи как развлекательный центр. Это доказательство неполноценного и неграмотного использования сети.
На четвертый вопрос «Зарегистрированы ли вы хотя бы в одной социальной сети?» 125 человек ответили «да», остальные 4 человека ответили «нет» и опять же эти 4 человека-это учащиеся 5-6классов. Это подтверждение факта того, что подростки используют Интернет в качестве средства коммуникации.
На пятый вопрос «Случалось ли такое, что вы не успевали выполнить домашнее задание или какое-то важное дело из-за долгого времяпрепровождения в сети?» ответы распределились так: «часто» - 14 человек, «иногда» - 23 человека, «редко»-36 человек и «никогда» - 56 человек. Более половина опрошенных дали положительный ответ - это объясняет факт, что подростки не умеют эффективно распоряжаться своим временем, находясь в сети.
На шестой вопрос «Считаете ли вы социальные сети злом, наркотиком, «плохой» тенденцией?» 28 человек ответили положительно, 64 человека - отрицательно и 37 человек затруднились ответить.
На седьмой вопрос «Влияет ли соцсеть на ваши поступки в реальной жизни?» больше половины опрошенных ответили «нет», 24 человека-«не знаю» и 23 человека согласились, что соцсеть влияет на их поступки в реальной жизни.
Анализируя ответы на 6 – 7 вопросы, видим, что часть подростков согласна с тем, что соцсети влияют на их поступки.
На восьмой вопрос «Считаешь ли ты себя Интернет-зависимым?» - 36 учащихся считают себя зависимыми от Интернета, а 93 обучающихся категорически ответили «нет» - это можно отнести к положительной ситуации.
На девятый вопрос «Сколько времени ты можешь обходиться без Интернета» ответы отпрошенных были такими: 35 человек - хоть сколько, 20 человек-неделя, 16 человек - меньше недели, 15человек-месяц, 8 человек-год, 7 человек- больше недели, 8 человек-день, 2 человека-меньше года, 1 человек-больше года. Из ответов на 8 и 9 вопросы видим, что около четверти респондентов не могут долгое время обходиться без Интернета, т.е. проявляется интернет-зависимость.
На десятый вопрос «Какие физические неудобства испытывает твой организм при длительном нахождении за компьютером в Интернете?» в порядке убывания ответы распределились так: «изменение режима сна» - 54 человека, «болят глаза» - 48 человек, «спина» - 36 человек, «болит голова» - 27 человек, «мышцы рук» - 18 человек, «расстройства сна» - 15 человек, «мигрень» - 5 человек, «ничего» - 4 человека. Из ответов видно, что большая часть опрошенных ощущает негативное воздействие на свой организм при длительной работе за компьютером, пребывая в сети.
На одиннадцатый вопрос «Как ты считаешь, какое влияние оказывает на тебя Интернет?» 60 опрошенных считают, что Интернет влияет на них хорошо, 17 опрошенных считают, что плохо, 20 опрошенных считают, что Интернет оказывает на них нормальное влияние(не положительное и не отрицательное), 11 опрошенных затрудняются ответить на этот вопрос и дают ответ «не знаю», 21 опрошенный считает, что Интернет не оказывает на них никакого влияния.
Анализируя результаты исследования, можно сделать следующие выводы: гипотеза о том, Интернет влияет как положительно, так и отрицательно на подростка, оказалась верной. Глобальная база данных экономит время, но не стоит забывать, что чрезмерное пользование Интернетом может повлиять на психику, а также вызвать такое расстройство, как интернет-зависимость. Не зря есть такая поговорка: «Всё хорошо в меру».
Заключение
Итак, я считаю, что Интернет необходимо рассматривать с двух противоположных сторон. Одна сторона показывает нам Интернет, как неотъемлемую часть нашего быта и повседневной жизни, с возможностью быстрой передачи данных, доступа к различным источникам информации и удобную структуру в поисках любого знания. Другая же сторона описывает Интернет, как негативный источник зла и всего плохого, что можно только себе представить. Интернет способен влиять на сознание людей и манипулировать им. Но тут уже проблема в самих людях. Правильно сказал патриарх Кирилл, что «Интернет, как молоток. Им можно человека убить, а можно и гвоздь забить, а потом на него картину повесить». И в этом с ним трудно не согласиться. Выходит, что человек в состоянии сам выбрать Интернет как средство помощи в определённой ситуации или как источник зла и негатива, плохих учений и опасных знаний.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета / Гуманитарные исследования в Интернете/под ред. А.Е.Войскунского.- М.: Можайск-Терра, 2000.- С. 100-131.
2. Интернет и российское общество / под ред. И. Семенова; Московский Центр Карнеги. -М.: Гендальф, 2002.- 110с.
3. Курицкий А.Б. Интернет: инфраструктура информационного общества. - СПб.: Судостроение, 1999.- 62с.
4. Международная конференция "Компьютерная сеть Relcom" (Москва, 21-24 апреля 1992 г.): доклады / под ред. Ю. Горнастаева.- М.: Межд. центр науч. и техн. информации, 1992.- 190с.
5. Носов Н.А. Виртуальная психология.- М.: Аграф, 2000.- 213с.
6. Фомин С. Интернет в России. Количество пользователей Интернета в России и другие показатели ВЕБ-аудитории. 2013 год: [Электронный ресурс].- Режим доступа:
HTTP://WWW.BIZHIT.RU/INDEX/USERS_COUNT/0-151
Приложение 1
Анкета
Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на данные вопросы.
1.Пользуешься ли ты Интернетом?
а) да б) нет
2.Как часто ты используешь Интернет?
а) раз в день
б) раз в неделю
в) раз в месяц
г) свой вариант _____________
3.Для каких целей ты пользуешься Интернетом? (укажи все варианты)
а) социальные сети (общение)
б) поиск информации
в) игры, развлечения
г) свой вариант _____________
4.Зарегистрированы ли вы хотя бы в одной социальной сети?
а) да б) нет
5.Случалось ли такое, что вы не успевали выполнить домашнее задание или какое-то важное дело из-за долгого времяпрепровождения в сети?
а) часто
б) иногда
в) редко
г) никогда
6.Считаете ли вы социальные сети злом, наркотиком, «плохой» тенденцией?
а) да б) нет в) не знаю
7.Влияет ли соцсеть на ваши поступки в реальной жизни?
а) да б) нет в) не знаю
8.Считаешь ли ты себя Интернет-зависимым?
а) да б) нет
9.Сколько времени ты можешь обходиться без Интернета?
________________________________________________________________
10.Какие физические неудобства испытывает твой организм при длительном нахождении за компьютером в Интернете? (укажи все варианты)
а) болят глаза
б) болит голова
в) мышцы рук
г) спина
д) мигрень
е) расстройства сна
ж) изменение режима сна
11.Как ты считаешь, какое влияние оказывает на тебя Интернет?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пчёлки на разведках
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Зимняя сказка
Бабочка
10 осенних мастер-классов для детей