Раскрыта проблема общности происхождения язычества народов России на примере язычества славян и шаманизма бурят
Вложение | Размер |
---|---|
zvezda_vostoka.docx | 25.68 КБ |
Заявка
на участие в II Республиканской
научно - практической конференции «Звезда Востока»
Образовательное учреждение | МБОУ Майская СОШ |
Почтовый адрес, телефон ОУ | 671636, Бурятия, Курумканский район, п. Майский, ул. Школьная, 7А 830149 98 282 |
Ф.И.О. участника | Николаева Виктория Алексеевна |
Год рождения | 1997 |
Cекция | Философия и религия Востока |
Тема | Проблема общности происхождения язычества народов России (на примере язычества славян и шаманизма бурят) |
Телефон | 89243579633 |
Ф.И.О. руководителя | Ерофеева Анна Александровна |
Контактный телефон руководителя | 89246573988 |
Министерство науки и образования Республики бурятия
МО «курумканский район»
МБОУ «Майская Средняя Общеобразовательная Школа»
Научно-практическая конференция «Звезда Востока»
Секция: Философия и религия Востока
Проблема общности происхождения язычества народов России (на примере язычества славян и шаманизма бурят)
Выполнил:
Учащаяся 10 класса,
МБОУ «МаСОШ» Николаева Виктория
Руководитель: Ерофеева Анна Александровна
п. Майский
2014 г
Содержание
Введение …………………………………………………………………..3
Развитие язычества славян. Мифы и легенды…………………………..4
Развитие язычества (шаманизма) бурят – монголов……………………5
Заключение и выводы……………………………………………………..6
Литература …………………………………………………………………7
Введение
Исследование проблем общности происхождения язычества народов России вызывает неослабевающий интерес у современных исследователей, которые чаще обращаются в своих работах к переосмыслению религии в жизни человека.
После распада СССР четко обозначился процесс возврата народов России к своим национальным, историческим корням, что ведет в свою очередь к широкому возрождению национально – религиозных воззрений.
Часть национально – религиозных воззрений сводится к обширному понятию «язычество».
«Язычество» - крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде. Он первоначально означал все дохристианские и нехристианские верования. Этим термином покрывались разнородные, разного уровня религиозные проявления: ведическая гимнография Индии, литературно – обработанная мифология классической Греции, годовой цикл славянских или кельтских аграрных обрядов, шаманство сибирских охотников и т.д.
Несмотря на широту этого термина, он обладает рядом достоинств: он пригоден для обозначения всех стадий первобытно религиозных воззрений, вплоть до появления выросших из язычества мировых религий. Выбор темы объясняется интересом значимости истоков традиций народов, населяющих Россию, общности происхождения этих традиций, несмотря на хронологическую и территориальную разницу, разделяющую народы.
Можно констатировать, что историография проблемы архаических религиозных воззрений монгольских народов получила свое развитие несколько позднее, поскольку в период развития апогея развития язычества славян, у тюркско – монгольской общности завершался процесс распада и становление собственно монгольских народов со своим религиозным мировоззрением.
В свете выше сказанного, перед нами была поставлена цель: проследить путь развития национально – религиозных воззрений русских и бурят, выявить общие древние корни, наибольшее количество объединяющих черт, в язычестве русских и шаманизме бурят, которые присущи всем религиозным архаическим воззрениям.
Задачи исследования:
- сбор и анализ информации, источников по данной проблеме;
- исследовать процесс развития восточно-славянского язычества;
- рассмотреть становление архаических, религиозных воззрений коренных сибирских народов, на примере бурят;
- проанализировать язычество русских и шаманизм коренных сибирских народов для выявления общих черт в мифах и легендах;
- на основе анализа дать характеристику традиционным религиям славянских и монгольских народов, которая показывала бы общность их истоков.
Объект исследования: архаические, религиозные воззрения народов России.
Предмет исследования – проблема общности происхождения язычества народов России.
Научная новизна заключается в том, что дана попытка проведения сравнительно – исторического анализа славяно – русского язычества и бурятского шаманизма с целью показать общность происхождения традиционных религий народов России.
Главным материалом для изучения язычества является этнографический – обряды, хороводы, песни, заговоры, заклинания, детские игры, в которые выродилась архаичная обрядность. Развитие религиозных представлений происходило путем наслаивания нового на сохранившееся старое. В славянском язычестве отложилось многое из того, что следует отнести к общему индоевропейскому единству.
В ходе развития первоначальные функции божеств, возникшие в определенных условиях, со временем видоизменялись и обрастали новыми функциями, менялось также и их место в пантеоне.
В середине 2 тысячелетия до н.э. начинает оформляться и обособляться массив праславянских племен.
В самом начале 12 века русский писатель игумен Даниил дал интересную периодизацию славянского язычества:
- Культ упырей и берегинь – дуалистический анимизм первобытных охотников каменного века, одухотворяющий всю природу и деливший духов на враждебных и благожелательных.
- Культ земледельческих небесных божеств – Рода и рожаниц. Автор считает, что культ Рода был присущ не только славянам, но и многим народам Ближнего Востока.
- Культ Перуна, являющегося в древности богом грозы, молний и грома, а в дальнейшем ставший божеством войны.
После принятия на Руси христианства в 988 году язычество продолжало существовать на окраинах государства.
Человек – часть природы, он всегда осознавал связь с ней. Протомонгольские племена эпохи неолита, бронзы и железа, а затем и позднейшие халка - монголы, айраты, буряты, дакуры адаптировались в окружающей их природе через систему хозяйственной деятельности и комплекс материальной и духовной культуры. Своеобразное отражение их материальной деятельности проявляется в шаманизме. Первобытная связь человека с природой определяла характер обрядовой системы: в жертву приносились продукты природы. Следующий период характеризуется тем, что основной вид деятельности – скотоводство. В период шаманизм сливается с тотемизмом. Одухотворяется весь мир, каждое явление природы. позднее возникает политеизм с признаком верховного божества в образе Голубого Неба. В пределах родоплеменных территориальных и военно – административных делений образуется своя система локальных богов и духов. Поскольку война становится постоянным уделом, в числе великих богов выдвигаются боги воители: Баатар – тэнгри, Дайчин – тэнгри, Кисаган –тэнгри. К концу 1 тысячелетия н.э. шаманизм в центральной Азии и Южной Сибири получил свой законченный вид. В 14 18 веках в результате формирования монголоязычных этносов происходит распад шаманизм на верования, образуя этнические типы. В этот же период шаманизм подвергается натиску буддизма и христианства и оказывается в значительной степени вытесненным.
Если провести анализ мифов славян и монгольских народов можно найти общие черты. Например, поклонения духу огня. Некоторые обряды, например, свадебные ритуалы очень схожи. Славяне, живущие в лесах, относились к деревьям с большим почтением, наделяя почти каждое сверхъестественными свойствами. Известно, что монгольские народы повязывали на священные деревья лоскуты материи в знак подчинения к хозяину местности (эжину). Славянами и монгольскими народами почитаются не только деревья, но ми целые рощи, которые у славян посвящались какому- либо богу, в основном Перуну, а у монгольских народов священные рощи были связаны с культами когда – то живших, а впоследствии ставших известными шаманов.
Заключение и выводы
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
- становление язычества народов России длительный и сложный процесс.
- нами рассмотрен процесс становление архаических, религиозных воззрений коренных сибирских народов, на примере бурят;
- по анализу мифов и легенд можно выявить ряд схожих черт.
Религиозная сущность обрядов игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнаментов забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательное повторяемы потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес, как яркий компонент культуры коренных народов России, как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими далекими предками.
Литература
Акварельные гвоздики
Волшебные звуки ноктюрна
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Петушок из русских сказок
Астрономический календарь. Июнь, 2019