Научно-исследовательская работа о постной пище и технология приготовления булочек "жаворонков".
Вложение | Размер |
---|---|
postnaya_kulinariya.docx | 1023.53 КБ |
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 73 603079, г. Нижний Новгород, Московское шоссе, д. 207/а тел. 279-27-57 Исследовательская работа «Православная постная кухня» Выполнила: Михнова Екатерина Евгеньевна, ученица 10а класса Руководитель: Макарова Ольга Валентиновна, учитель технологии Нижний Новгород 2013 |
Содержание
Введение.
I. Теоретическая часть.
1.Понятие поста
2.Пост в разных религиях
3.Православный пост
4.История поста
5.История русской постной кухни
6.Разновидности православного поста
7.О пользе поста
8. «В утешение постящимся» (постные блюда)
II. Практическая часть.
Вывод.
Литература.
Введение
При выборе темы по предмету технология моё внимание привлекла кулинария. Это искусство приготовления пищи, а также собирательное название кушаний.
Древние греки поставили своему полумифическому врачевателю Эскулапу памятник. А рядом изобразили двух его неразлучных помощниц- Гигиею, покровительницу здоровья, и Кулину,богиню кухни. В знак того, что Гигиея проводит в жизнь свои законы руками Кулины. Ведь пища дает нам энергию, и материал для построения тканей, и биологически активные вещества. Поэтому нет второстепенных пищевых компонентов, каждый в своем деле главный - белки и жиры, растительные волокна, углеводы, витамины, минеральные вещества….
Питаемся мы с вами не пищевыми веществами и даже не продуктами, а приготовленными из них блюдами. Роль кулинарии не сводится к простой поставке пищи человеку: она должна сбалансировать количество нужных ему веществ, дать их в определенном соотношении.
Хотя приготовление разных блюд – одно из самых увлекательных занятий, но меню нужно строить разумно и в соответствии с сезонностью и традициями.
Так как я стала посещать воскресную школу и узнала, что большую часть года в православном календаре занимают постные дни, то меня заинтересовала именно постная кухня.
Актуальность: За восемь десятилетий ХХ века православную веру в России пытались вырвать с корнем. Вера была вне государства. Пионерам, комсомольцам, а тем более коммунистам нельзя было посещать храмы, соблюдать традиции…Но вера в душе у каждого человека сохранилась на «генном уровне» благодаря бабушкам, прабабушкам. В наши дни происходит возрождение православной культуры. Возвращаются забытые традиции наших предков. Важное место среди них занимает пост…
Цель исследования:Выяснить, как духовный пост и постная кухня влияет на физическую и духовную сущность человека.
Потребность исследования:Так как я считаю себя православным человеком, то знания о постной кулинарии мне необходимы.
Основные задачи: Узнать, что такое пост. Какие посты и постные блюда бывают. Попытаться определить смысл поста.
1.Понятие поста
«Пост- колесница, возносящая на небо. Пост рождает Пророков; умудряет законодателей. Пост- доброе предохранение для души, надёжный сожитель телу. Пост- путь к покаянию…» (Св. Ефрем Сирин)
Пост - это особенное время воздержания и молитвы. Православные христиане стараются усугубить своё молитвенное правило, по возможности часто бывать в Божьем храме, меньше думать о мирском.
Все помышления, весь ритм жизни и весь семейный уклад делаются всё строже и воздержаннее.
Ограничение в пище это один из вспомогательных видов воздержания, обязательный наряду с другими в течение поста. Пост равен утончению. Нормальный, зоологический, благополучный человек недоступен влияниям высших сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идёт духовное его наполнение.
Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы - это просто диета.
Под постом надо разуметь не только воздержание в пище, но совокупность всех подвижнических средств в борьбе со страстями. Первая ступень его - воздержание от определенного состава пищи, ее обилия и сладости, а дальнейшие ступени касаются внутренних задач: воздержание от всяких вообще скверн.
Древнехристианский апологет Афинагор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа – музыкант, а тело – инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неизмеримо больше. Тело и душа составляют единую человеческую личность.
Совершенно очевидно, что подвиг Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта – души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному...
Покаяние и молитвы в посте должны сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от всяких развлечений - хождения в театры, кино и гости, легкого чтения, веселой музыки, смотрения телевизора для развлечения и т.п. Если все это еще влечет сердце христианина, то пусть он сделает усилие, чтобы оторвать от этого свое сердце, хотя бы в дни поста.
Здесь нужно вспомнить, что по пятницам прп. Серафим не только постился, но и пребывал в этот день в строгом молчании. Как пишет о. Александр Ельчанинов: "Пост - период духовного усилия. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов - усилим молитву, умножим милосердие, укротим страсти, примиримся с врагами".
Здесь приложимы слова премудрого Соломона: "Всему свое время и время всякой вещи под небом. ...время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать... время молчать и время говорить" и т.д, (Еккл. 3, 1-7).
2.Пост в разных религиях
Традиция поста существует в разных религиях: строгие посты в православии и в исламе, в католицизме и англиканстве, но их число незначительно. Все « постные» традиции между тем объединяет духовное значение поста для верующего.
У коптов (египетских христиан) есть 7 больших постов, важнейшие — это 46-дневный предрождественский («Пост Девы», считается, что Дева Мария именно такое время постилась перед рождением Иисуса). Помимо этого, копты постятся еженедельно в среду и пятницу — такой пост состоит в воздержании от вкушения мяса и молочных продуктов. В некоторые дни запрещается, есть рыбу. В Западносирийской Церкви, как и в Восточносирийской, есть посвящённый Деве Марии рождественский пост Суббарг. У маронитов(Ливан, Сирия, Кипр), помимо Великого поста и его преддверия, есть также рождественский пост Суборо, а перед Успением есть 14-дневный пост. В Халдейской Церкви Успение предваряет 5-дневный пост, а у несториан — 7-дневный. Много постов в Эфиопской Церкви. Кроме еженедельного поста по средам и пятницам, есть Великий Пост перед Пасхой, Рождественский, Апостольский (перед праздником святых Петра и Павла) и Успенский посты.
Католический пост имеет два вида — воздержание от употребления мясных продуктов («воздержание», «абстиненция») и ограничение приёмов пищи в течение дня, когда дозволяется только одна сытная трапеза и две более лёгких («пост»). Первый вид предписывается Церковью в пятницы всего года, кроме случаев, когда на пятницу приходится праздник в ранге Торжества (хотя на практике многие ограничивают соблюдение этого поста лишь периодами Великого поста и, иногда, Адвента). Другой вид соблюдается в Пепельную среду и в Страстную пятницу. Возрастные ограничения для поста первого рода — от 14 лет до конца жизни, для поста второго рода — от 21 года до 59 лет, при этом при различных причинах могут быть также диспенсации, то есть послабления или вообще освобождения от соблюдений. Современные католики в соблюдении постов руководствуются апостольской конституцией «Paenitemini», обнародованной папой Павлом VI 17 февраля 1966 г., согласно которой сорокадневный Великий пост (40 дней, не считая воскресений) является периодом покаяния, a местные епископские конференции могут менять сроки постов и формы их соблюдения, где это обусловлено необходимостью.
Лютеранская конфессия признает два поста: Адвент (европейский аналог Рождественского поста) и Великий Пост, который длится с Пепельной среды и до Пасхи. Однако в лютеранские посты можно есть мясо, поскольку они не подразумевают запрета на употребление определенных видов пищи. Верующим рекомендуется умеренная еда и особо благочестивая жизнь в это время.
В иудаизме имеется несколько постов. Наиболее известный — ЙомКипур (День Всепрощения), когда Галаха запрещает еду, питьё, умывание, кожаную обувь, умащение,маслами и супружескую близость. Этот пост, равно как и пост Девятого Ава (Тиша беАв) (в который также запрещены эти пять вещей), продолжается от захода солнца до появления звёзд вечером следующего дня, то есть более 24 часов. Пост Девятого Ава предваряется тремя траурными неделями, в течение последней недели нельзя, например, мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Менее строгие посты, когда запрещена еда и питьё отмечаются 3 Тишрея (Пост Гедальи), 10 Тевета и 17 Тамуза. Перед Пуримом отмечается пост Эстер в память о событиях, описанных в книге Эстер (Есфири), а перед Песахом существует, так называемый, пост первенцев. Все эти посты продолжаются от рассвета и до появления звёзд. Существует также ряд необязательных постов, например, в канун новомесячий, 3 дня понедельник-четверг-понедельних в месяц после праздников Песаха и Суккос.
Пост (по араб.«الصوم»-«ас-саум») в Исламе бывает 2 видов: Обязательный в месяце «Рамадан» (установленный по Шариату в 624 г., вошёл в число обязательных канонов) и рекомендуемый. В период поста мусульмане ежедневно от восхода солнца и до его заката отказываются от приёма пищи, питья, курения и пр. Но специфика поста в Исламе заключается в том, что ограничивает не состав пищи, а время её принятия (как и в раннем христианстве). При нарушении поста во время «Рамадана» верующий должен покаяться и соблюсти пост позже. Если же он увидел вкушающего человека, не соблюдающего пост, то тот должен ему напомнить. В то же время не одобряется плавание, так как можно проглотить воду. Пророк Мухаммед, согласно преданию, неблагосклонно относился к аскетизму, и в хадисах (рассказах о жизни и поступках пророка) передаются его слова: «В исламе нет аскетизма». Тем не менее, всем хорошо известен мусульманский пост Рамадан, самим же Мухаммедом и введенный. Это единственный пост у мусульман, в отличие от христиан. К тому же он весьма специфичен, поскольку ограничивает не состав пищи, а время ее принятия. На самом деле Рамадан — название не поста, а девятого месяца традиционного арабского лунного календаря, в течение которого (все тридцать дней) этот пост длится. Повинуясь законам обращения Луны вокруг Земли, Рамадан перемещается каждый год на одиннадцать дней вперед. Пост в Рамадан (саум) является довольно экзотическим добавлением к традиционным пищевым ограничениям в исламе, касающимся свинины, крови и алкоголя. Впервые он был введен в 624 году, то есть на втором году пребывания Мухаммеда в Медине, куда пророк бежал из родной Мекки от преследований врагов. О приближении Рамадана в Сирии легко узнавали по появлению на улицах продавцов праздничных хрустящих лепешек наим, помазанных финиковым сиропом дибс. В дни Рамадана мусульманин должен будет воздерживаться в светлое время суток от еды, питья (включая глотание слюны), вдыхания благовоний и сексуальных отношений. Со временем добавились запреты на то, чего не мог в свое время предвидеть пророк: на курение и использование жвачки. Зато когда наступал вечер, а значит вот-вот раздавался сигнал к ифтару - ежевечернему разговению.
Упасатха (буддийский пост-обет) - является одним из древнейших предписаний буддийского учения. Его целью является очищение духовное и физическое, укрощение власти плоти над духом.
Обеты упасатхи соблюдаются в три дня ново- и полнолуния, а также по одному дню в четверть-луния. Кроме того, эти обеты могут приниматься и в любой другой день, по желанию принимающего.
Пост принимается верующим "рано утром", поскольку он есть дисциплина суточная. Если же пост был принят днем раньше, то увеличение продолжительности поста сопряжено с еще утренним словесным ритуалом его возобновления, но только в пределах восьми суток. Соблюдение поста предполагает голодание, поэтому при желании увеличивать число постных дней можно по завершении каждых суток поста, а потом опять принять пост на сутки.
Пост длится, начиная с предрассветных сумерек ("окончание ночи") и до восхода солнца следующего дня. Суточному воздержанию от приема пищи, сопровождавшему очистительный пост, придается особое значение: если голодание длится только в течение ночи, предшествующей посту, и дня (т. е. до захода солнца), то в этом случае говорить о соблюдении поста неуместно.
Буддистский пост не является обязательным – это скорее выражения глубины веры постящегося.
«Постные» традиции в разных религиозных культах объединяет вера в духовное очищение человека через физический отказ от некоторых видов пищи или пищи вообще.
3.Православный пост и постная кухня
Православный пост - это пост, установленный Иисусом Христом и Апостолами, это пост Древней Церкви, всегда неизменный и сопряженный с молитвою. В этом состоит его принципиальное отличие от постов других церквей и особенно западных. Сильно измененное отношение к посту у католической церкви: здесь не только уменьшено количество постных дней и значительно ослаблен пост, но и дана возможность верующим заменять пост другими добродетелями. А протестанты вообще отбросили пост как ненужное средство для духовной жизни. И это тогда, когда Сам Господь Наш Иисус Христос говорит о сочетании молитвы и поста и учит о них, как о необходимых средствах для достижения совершенства в духовной жизни.
Каждый год в России православные люди соблюдают около 200 постных дней. Среди них, еженедельные, однодневные и многодневные посты. Еженедельные посты – среда и пятница.
Однодневные посты: Крещенский сочельник – 18 января; воздвижение Креста Господня – 27 сентября.
Самыми значительными считаются многодневные посты: Великий Пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост.
Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различать 5 степеней физического поста:
1) Отказ от мяса.
2) Отказ от молочного.
3) Отказ от рыбы.
4) Отказ от масла.
5) Лишение себя пищи вообще на какие-то сроки.
Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует правилам первая степень поста. Дети до 7 лет освобождаются от поста.
Постясь телесно нельзя забывать, ради чего мы постимся, какой цели служит это церковное средство. Пост это подвиг нашего церковного единства, единства не просто традиционалистического, не просто проявления единства наших убеждений, а прежде всего проявления единства евхаристического, без которого пост превращается просто в пустую внешнюю форму.
Прекрасным примером правильного отношения к Евхаристии, служит историческое повествование о гонениях римского императора Диоклетиана (конец lll - начало lV века) гонения эти были самыми сильными за всю трехсотлетнюю историю гонений. Никто до него не проливал столько христианской крови.
Император, будучи человеком весьма неглупым, сумел найти основной нервный узел Церкви и нанести в него удар. Он своим указом объявил вне закона евхаристические собрания христиан, а тех, кто в них участвует - государственными преступниками, заслуживающими смертной казни. Диоклетиан издал такое распоряжение, прекрасно зная, что христиане не смогут не собираться на Евхаристию, не смогут жить без Причастия, иконечно же не ошибся. Возможность участвовать в Евхаристии была для первых христиан дороже жизни.
Легко можно себе представить, как бы был озадачен великий гонитель, если бы попытался провернуть такой маневр сегодня. Кругом вроде бы христиане а хватать и львам скармливать некого.
Суть поста не в посте а в Пасхе, а суть Пасхи в спасении, даруемой нам через Причастие.
Поэтому православный пост, как и вообще христианская жизнь, должен свидетельствовать о том, что христианин живет для того, ради чего не страшно умереть.
4.История поста
Пост начался из послушания и благоговения к Богу в первобытной и ветхозаветной Церкви Божией. Принимая пост в смысле более пространном, можно сказать, что он начался от самого создания человека. Ибо Творец первоначально благословил ему употреблять в пищу древесные плоды и растения (Быт. 1, 29). После потопа уже, при благословении нового бытия мира и обещаний от Бога не поразити более всякую плоть живущую, за дела человеческия, Бог благословил человеку употреблять в снедь и всякое движущееся, еже есть живо (Быт. 8, 21; 9, 3). Яснее начало поста указаны во дни Моисея, который, беседуя с Богом на горе Синай, четыредесять дней и четыредесять нощей хлеба не яде и воды не пи (Исход. 34, 28).
Частный пост в Ветхом Завете налагали на себя временно, при известных обстоятельствах, по особенному благоговению и добровольному усердию к Богу, и некоторые благочестивые люди и целые общества. Так, в несчастную междоусобную войну Израильтян с коленом Вениаминовым, Израильтяне постились в Вефиле целый день (Суд. 20, 26). По возвращении кивота Господня из плена иноплеменников, все Израильтяне, по совету Самуила, постились также целый день (1 Царст. 7, 6). По погребенииИонафана и Саула, падших на горе Гелвуе в несчастной битве с иноплеменниками, Израильтяне постились семь дней (1 Царств. 31, 13). Царь Давид по случаю убиения Авенира постился целый день (2 Царст. 3, 35), и прочие (Псал. 34, 13; Лук. 2, 37).
Подобно Церкви Божией ветхозаветной и Церковь христианская от самого начала своего освятила пост, который примером и учением Самого Совершителя веры - Иисуса Христа и св. Его учеников и Апостолов, вместе с прочими средствами ко спасению, положен в основание здания Церкви Божией. Иисус Христос сам постился 40 дней, и во время своей спасительной проповеди Евангелия заповедал: егдапоститеся, не будите якожелицемери. Ты же постяся, помажи главу твою, и лице твоеумый (Матф. 6, 16 - 17). Приидутдние, егдаотимется от них Жених, и тогда постятся (Матф. 9, 15). Сей род ничем же может изыти, токмо молитвою и постом (Матф. 17, 21). По примеру и наставлению Иисуса Христа Апостолы и ученики Его и сами также постились (Деян. 13, 2; 14, 23; 2 Коринф. 6, 5; 11, 27) и заповедали верующим посты (1 Коринф. 7, 5), которые Церковь Православная непрерывно доселе сохраняет.
5.История русской постной кухни
Если обратиться к истории, то можно отметить, что на формирование традиционной русской кухни значительное влияние оказывало Православие с его строгими и частыми постами. Именно поэтому в русской национальной кухне преобладают грибные и рыбные блюда, кушанья из зерна, овощей, лесных ягод и трав. Овощи ели в сыром, вареном, пареном и печеном, виде. Рыбу готовили на пару, варили, жарили, тушили, пекли (в чешуе и без), фаршировали ее различными начинками (например, из каши или грибов). Делали из нее тельную, заливную, ели ее соленой, вяленой, сушеной, квашенной и мороженой.
Так же в рацион постного стола входила икра. Ее употребляли не только просоленную, но и вареную в уксусе и маковом молоке. Разнообразие каш базировалось на многообразии зерновых культур, растущих в России. Причем, из каждого вида зерна делалось несколько сортов круп – от целых до дробленых различными способами. Многие русские постные блюда не имеют аналогов в зарубежных кухнях: квашеная капуста, соленые огурчики, сухие белые грибы. В наше время существует множество оригинальных рецептов блюд с использованием этих продуктов.
И соответственно эти же факторы влияли на формирование меню ресторанов и таверн дореволюционной России. Во время постов во всех ресторациях, трактирах, даже в самых престижных заведениях на Невском проспекте выбор блюд мал, ничем не отличался от монастырского стола. В одном из лучших трактиров Петербурга, "Строгановском", во время Великого поста из меню исключались не только мясные, но и рыбные продукты. Посетителям предлагали разнообразные грибные, гороховые кушанья и кисели: ягодные, овсяные, гороховые, с патокой, сытой и миндальным молоком. Постный стол так же являлся одним из объединяющих факторов различных слоев населения. Натуральная простая добротная и полезная еда была основой каждодневного стола как у представителей высшего общества так у простого народа.
Часто постный стол путают с вегетарианским. Но в отличие от вегетарианских в состав постных блюд не входят все продукты животного происхождения: мясо, масло, молоко, сметана, сыры, яйца.
6.Разновидности православного поста и православной постной кухни
Однодневные посты:
Пост в день Воздвижения Креста Господня
Животворящий Крест Господень напоминает нам о добровольных, спасительных за нас страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа. В этот день Церковь, перенося наши мысли к печальному событию на Голгофе, внушая нам деятельное участие в страданиях и смерти распятого за нас Господа и Спасителя, установила пост, располагающий нас к покаянию и свидетельствующий о нашем живом участии в страданиях и смерти Господа.
На трапезе в день Воздвижения животворящего Креста Господня положено вкушать овощи и растительное масло. «Сыра же и яиц и рыбы никакоже дерзнем коснутися»,— пишется в Уставе церковном.
Пост в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи
Благоговея к посту, страданиям и смерти Господа и святых Его, Церковь установила пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, великого постника, питавшегося в пустыне акридами и диким медом. «Достоит нам в той день сетованием унылым быти, а не чревоугождениеимети, ради воздержательнаго жития святаго, и скверноубейственного кровопролития его от Ирода. Глава Предтечева усечена была на пиру, где было плясаниеблудныяплясавицы, и чревоугодие, и заклание, и кровопролитие различных животных: и нам посему не подобает вкушать ни от единого от таковых животных, из них же кровь изливается, ниже рыб, ибо и они кровь имеют, хотя и в воде живут, и от тваей животных суть, да не явимся сообщниками Иродовому чревоугодию. Как можем мы почтить честное усекновение Крестителево? Станем ли есть мясо или иные различные брашна? Он жил в пустыне безводной и безтравной: ни хлеба не ел, ни трапезы не имел! Вино ли пием? Он никогда не пил вина, ни инаго пития мирского! Итак, братия, усердно почтим день сей молитвою и постом».
Пост 11 сентября, установлен вероятно вместе с праздником, начало которого относится к первым временам Церкви христианской. Древность поста в день Усекновения главы Предтечевой подтверждается уставом Саввы Освященного, где на оснавании древнего предания говорится, что пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи «завещан древними святыми отцами».
Пост в день Усекновения главы Иоанна Предтечи должен состоять, по уставу Церкви, в воздержании не только от мясной и сырной пищи, но и от рыбной, и следовательно состоять «в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых».
Пост в навечерие Богоявления Господня
Пост в навечерие праздника Богоявления Господня, как и в навечерие праздника Рождества Христова, по древнему соединению сих праздников в один день, называется также сочельником или сочевником, и поэтому есть весьма древний христианский пост. В 4 веке о нем упоминают в святых писаниях Филистарий, умерший в 387 году, и Феофил Александрийский 385 -412. К повсюдному происхождению и распространению этого поста могло служить древле крещение оглашенных в навечерие Богоявления и причащение новокрещенных в этот великий праздник, ибо приготовление христиан к принятию таинств крещения и причащения всегда сопровождалось молитвою и постом. К хранению поста в навечерие Богоявления издревле также побуждает христиан благочестивое ожидание освященной воды, до вкушения которой православные христиане, поступая по древнему священному преданию и уставу Церкви, утвердившей это предание, не вкушают пищи, "дондеже, как говорится в уставе, освятятся водным кроплением и причащение, т.е. питием".
В сочельник в навечерие праздника Крещения, когда должно говеть до вкушения св. воды, предписана, так же как и в навечерие дня Рождества Христова, трапеза единожды после Божественной литургии. На трапезе, правилами Церкви, постановлено вкушать "и с елеем. Сыра же и подобных ему, и рыб, никакоже дерзнем ясти".
Еженедельный пост: пост в среду и пятницу.
Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу — в воспоминание самих страданий и смерти Его.
Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». Пост среды и пятницы столь же важен, как и другие посты. Много грешат те, кто не постится в среду и пятницу, говорил преподобный Серафим Саровский. Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты. Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его. По 69-му Апостольскому правилу: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».
Но хотя пост среды и пятницы и сравнивается с постом Четыредесятницы, он менее строг Великого поста.
В среду и пятницу разрешается сваренная пища с елеем.
В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница — дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.
Сплошные седмицы (седмицей называется неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.
Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы:
1. Святки — с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея — за две недели до Великого поста.
3. Сырная (масленица) — неделя перед Великим постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи.
5. Троицкая — неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).
Многодневные посты:
Великий пост – длится от Прощеного воскресенья до Пасхи – 49 дней.
Исходя из предназначения поста как необходимого усилительного действия для молитвы, Церковь установила совершать многодневные посты перед особо важными праздниками. По этому Пасха, Христово Воскресение как праздник и торжество из торжеств предваряется и самым важным для духовной жизни христианина Великим постом, который состоит из Четыредесятницы и Страстной недели. Важность его состоит еще и в том, что св. Апостолы установили поститься в Четыредесятницу по примеру Самого Иисуса Христа, Который пред тем, как начать проповедовать Свое Евангельское учение, 40 дней постился в пустыне.
Великий пост начинается, когда в природе происходит поворот к весне, к обновлению. В старые времена это время было связано с подготовкой к весеннему севу, ожидались испытания, требующие от человека и душевного и физического напряжения.
Петров пост – от Недели Всех Святых (спустя неделю после Троицы) до дня апостолов Петра и Павла. Продолжительность этого поста различна, иногда по числу постных дней он может приближаться к Великому посту.
Петровский пост приходится на самый разгар лета, летний зной, в старину был связан с полевыми работами. Это время, когда человеческий организм испытывал необходимость освобождения от тяжелой мясной и нуждался в витаминизированной растительной пище. Петров пост по сравнению с Великим постом довольно щадящий, есть можно все, кроме мяса, яиц и молочных продуктов. В понедельник, среду и пятницу исключаются также рыба и растительное масло. Основу постного стола составляют грибы.
Этот пост целесообразен и с медицинской точки зрения. Обычно он совпадает с самым жарким временем года, когда мясо усваивается плохо, поэтому считается, что исключение продуктов животного происхождения приносит только пользу.
Успенский пост начинается с Медового Спаса и продолжается до Успения Пресвятой Богородицы (Хлебный Спас).
По строгости Успенский почти равен Великому посту, но он значительно короче - всего две недели. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста православные люди питаются растительной не вареной пищей. Во вторник и четверг едят вареное, но блюдо должно быть приготовлено без масла. В субботу и воскресенье разрешается вареная пища с растительным маслом.
Рыбу в Успенский пост едят только в праздник Преображения Господня . В этот же день совершается первое освящение плодов нового урожая, и с этого дня они входят в рацион питания.
Такая строгость связана с тем, что этот пост является данью уважения ко дню земной кончины Божией Матери, ее мирному Успению. Потому пост телесный обязательно должен сопровождаться постом духовным - то есть воздержанием от развлечений и, тем более, от плохих дел, слов, мыслей и чувств. Нельзя в это время совершать свадьбы и потому в храмах в этот период не бывает венчаний. Успенский пост с давних времен ассоциируется у русского народа с проводами лета, подготовкой к страдной поре (жатва, сбор урожая). Время, требующие собранности в предстоящей трудовой схватке, в борьбе с силами природы, в стремлении отвоевать каждый погожий день, как говорит русская пословица: «осенний день год кормит». И так до самого Покрова до окончания уборочной.
Рождественский пост, или Филипповский, длится 40 дней.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу уставом запрещается рыба и вино, и рекомендуется принимать пищу без масла (сухоядение) только вечером. В остальные дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время этого поста разрешается в субботние и воскресные дни и Великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни Великих Святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если праздники в среду или пятницу, то исключаются рыбные продукты, но разрешается вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыбные блюда исключаются.
7.О пользе поста и постной пищи
В прежнее время против поста, установленного Церковью, сильно возражала медицина, утверждала, что пост убивает силы человека. Однако в последнее время указания медицины близко сошлись с требованиями религии. Прежде всего, выяснено, что люди употребляют в пищу чересчур большое количество мяса, и что эта мясная обильная пища бывает причиною серьезной порчи организма, порождая значительные недуги, из которых самый распространенный, при сидячем образе жизни и такой пище, - атеросклероз. Серьезные врачи в один голос требуют употребления разнообразной пищи и настаивают на том, чтобы заменять мясо зеленью и всевозможными кушаньями из круп.
Медицина пришла также к тому, что мы постоянно переобременяем себя излишним количеством пищи, с которым организм не справляется, отчего постоянно происходит засорение и отяжеление организма. Некоторые доктора пришли даже к выводу, что необходимо давать организму совершенный отдых от пищи раз в неделю в течение полных суток, не принимая в течение этого времени ничего, кроме малого количества воды и, сверх того, проводя сутки в усиленном движении. Наконец, никто уже не возражает теперь против того положения, что наиболее полезным для человека является чередование пищи растительной и мясной: то именно распределение, которого придерживаются люди, исполняющие церковное установление о постах.
Русский народ, который в предшествующие века строжайшим образом соблюдал посты, был крупнейшим по росту и по силе народом, здоровью и виду которого завидовали иностранцы. Так было в Париже, когда мы заняли его после наполеоновских войн: парижане изумлялись росту и здоровью русских солдат. Давая отдых организму, мы способствуем увеличению продолжительности жизни. Замечено также, что строгие постники, в каких бы трудах они ни находились, жили гораздо дольше, постоянно слишком обильно питающихся.
8.«В утешение постящимся» (постные блюда)
Обширный перечень разнообразных постных блюд мы находим у В. И. Даля: пироги ни с чем вприхлебку с суслом; вареные волнухи, ломтевый картофель с уксусом; похлебка из конопляного сока с груздями; пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле. Гороховый кисель с конопляным маслом; сусло с вишней, черемухой, клубникой, костяникой, земляникой, бояркой, брусникой (семь блюд). Пироги – репник, морковник, луковник, свекольник, грибной с крупою. Блины, шанежки, калитки, оладьи, мерзлая брусника; пирог с одной малиной, маковник с медом. Заедки – орехи, изюм, пряники.
Какие из упомянутых блюд используют сегодня или хотя бы знают или слышали о них домохозяйки или посетители кафе и ресторанов? Уже давно преданы забвению те простые и вкусные кушанья, которые готовили наши бабушки в постные дни. Многие рецепты основывались на знании технологий приготовления пищи и умении создать из одного продукта множество блюд. Вот некоторые из них.
Первые блюда
Тюря – самое распространенное и безыскусное старинное постное блюдо – холодная подсоленная вода с кусочками хлеба и репчатым луком. Сегодня это кушанье может вызвать недоумение. Но дело не в том, что входит в его состав, а в том, как к этому относиться. Аскеза – отказ от удовольствий, определенный психологический настрой создавали у глубоко верующего человека благодарственное приятие самой простой еды. Кроме того, голод считался – лучшей приправой к пище, даже если это хлеб с водой, солью и луком.
Полевка – это жидкая похлебка, которую готовили из ржаной муки, а точнее из заквашенного ржаного теста – расчины (расчина – от слова зачинять или затворять квашню, в старославянских языках так называли кислое тесто для приготовления хлеба). Расчину ставили накануне, и, когда она достаточно закисала, из нее готовили полевку. Для этого в горшке кипятили воду, добавляли соль, лавровый лист, репчатый лук, расчину и взбивали «колотовкой». Колотовка – это приспособление, которое в старину вырезали из молодого тщательно оструганного соснового деревца. На нем оставляли тонкие веерообразные сучки (длиною 3-4 сантиметра), с помощью которых достигалась такая степень однородности любой пюре- образной массы, какую едва ли можно получить, сегодня используя миксер. Полевку заправляли луком, сушеными грибами, сельдью, вяленой рыбой и снетками.
Каши
На Руси каша с древних времен занимала важнейшее место в питании народа, являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша». Кашей в Древней Руси называли не только крупяные блюда, а вообще все, что варилось из измельченных продуктов. Так, в старинных источниках упоминаются хлебные каши, которые делали из сухарей. А также самые разнообразные рыбные каши: сельдяная, сиговая, семужья, лососевая, стерляжья, осетровая и белужья. Скорее всего, рыбу мелко крошили и, возможно смешивали с разваренной крупой. В XVIII – XIX веках крупу разваривали вместе с картофелем. Заправленное луком и постным маслом – это блюдо получило название кулеш. Готовили также гороховые, соковые (на конопляном масле), морковные, из репы и другие каши.
Сочиво - готовили в каждой семье в последний день Рождественского поста (сочельник).
Зерна пшеницы толкли в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяли от шелухи, просеивали и промывали. На воде из чистых зерен варили обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждали и подслащивали по вкусу.
Отдельно растирали мак до получения макового молочка, добавляли мед, все перемешивали и добавляли к пшенице. Если каша получалась густая, ее разбавляли охлажденной кипяченой водой. В конце добавляли толченые ядра грецких орехов.
Традиционный рецепт этого блюда, которое готовится и в наши дни: 1 стакан зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1-3 столовые ложки меда, сахар по вкусу.
Иногда сочиво делают из риса, но рис готовят особым способом - стакан риса заливают полутора стаканами кипятка, плотно накрывают кастрюлю крышкой, варят рис три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три - на маленьком. Еще двенадцать минут не открывают крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно. Для подслащивания лучше использовать только мед.
Сочиво из пшеницы с сытой:
Стакан зерен лущеной пшеницы (можно пшеничной крупы) заливают холодной водой, варят до размягчения и откидывают на дуршлаг. Мед разводят водой 1:2 и этой смесью (сытой) заливают пшеницу. Затем ее ставят на слабый огонь, доводят до кипения и охлаждают.
Сочиво из риса с вареньем:
На сваренный рис выкладывают стакан ягод и фруктов, взятых из варенья, но без сиропа. И подливают немного сладкой кипяченой воды.
Десерты
Солодуха – бодрящее, приятное, холодное, так же как и полевка – жидкое кушанье. Супом, однако, ее не назовешь это скорее десерт. Она имеет кисло-сладкий вкус, медовый аромат и розовый цвет. Солодуху готовили из ржаного солода, то есть ржаного зерна, хорошо пророщенного, высушенного, смолотого и просеянного. Это блюдо ели в дни Великого и Рождественского постов, когда на дворе стояли холода, и испытывался недостаток витаминов. А ведь что такое солод? Это продукт бурной деятельности ферментов, по существу конгломерат зародышей, кладезь витаминов и здоровья. Поэтому так популярна и любима в народе была солодуха.
В глиняном горшке кипятили воду, охлаждали до температуры 35 градусов, засыпали солод и приколачивали (интенсивно перемешивая) мутовкой, чтобы не было комков. Полученную массу ставили на припечек, и, пока русская печь топилась, солодуха стояла в тепле. Для того, что бы кушанье стало сладким, тщательно соблюдался тепловой баланс во время ее приготовления. В горшок с солодухой время от времени бросали кусочки льда или снега, чтобы она не перегревалась, иначе могло прекратиться действие ферментов, и она не стала бы сладкой. А поскольку при добавлении снега или льда солодуха немного разжижалась, в нее так же добавляли ржаной солод, чуть-чуть подсыпая и часто перемешивая. Процесс соложения было делом тонким, хозяйка должна была «нести вахту» и постоянно держать в поле зрения готовящееся блюдо, часто пробуя его на вкус. Когда этот процесс заканчивался, что определялось исключительно по степени сладости, горшок ставили в печь, и доводили до кипения. После чего вынимали и быстро охлаждали до 25-30 градусов, затем опускали в горшок корочку ржаного хлеба и, прикрыв сверху чистым рушником, ставили в теплое место, как правило, на русскую печь. При этом солодуха настаивалась, закисала, приобретала свой характерный хлебный кисло-сладкий вкус, медовый аромат и розоватый цвет. Готовили это блюдо неспешно, со знанием дела, учитывая традиции многовекового народного опыта, который передавался из поколения впокаленее. Ферментативные процессы – вообще дело очень тонкое. Практически все пищевые технологии основаны на работе ферментов: хлебопечение, сыроварение, пивоварение, виноделие, квашение и соление. А наши предки очень хорошо владели этим таинством и с его помощью превращали процесс приготовления пищи в настоящее кулинарное искусство. Обычно солодуху подавали в конце трапезы в глиняных мисках с деревянными ложками.
Кулага, можно сказать, родная сестра солодухи. Этот десерт так же приготавливали из ржаного солода. По внешнему виду кулага напоминает очень густую (почти твердую) кашу. Цвет кулаги от золотисто-розоватого до темно-коричневого, вкус кисло-сладкий, аромат – медовый. Кулагу готовят около суток. Ее приготовление, так же как и солодухи, основывается на ферментативном превращении крахмала муки и картофеля в глюкозу. Поэтому кулага имеет сладкий вкус. Для приготовления этого блюда отваренный картофель в мундире, охлаждали, очищали от кожицы, и делали из него пюреобразную массу. Затем замешивали солодом (просеянной ржаной мукой) полу-густое тесто, перекладывали в глиняный горшок и, закрыв крышкой, ставили в истопленную русскую печь. Через час горшок вынимали, колотовкой (мутовкой) хорошо взбивали массу, вновь закрывали крышкой и ставили в печь. Еще через час горшок вынимали из печи и, сняв крышку, охлаждали кулагу. Затем, переложив в новую посуду (небольшую денежку), прикрывали рушником, ставили на сутки в теплое место (русскую печь) для закисания, следя за тем, чтобы она не слишком перекисла. После чего вновь перекладывали в глиняный горшок и, закрыв крышкой, ставили в печь для закисания. Для того чтобы оценить вкусовые и ароматные качества этого блюда – кулагу обычно едят холодной, тогда она кажется еще слаще.
Толокно приготавливали из овса, обжаренного, точнее, выдержанного в продолжение ночи в уже не слишком горячей, но достаточно теплой русской печи. При этом белки зерна претерпевали изменения, денатурировались. А мука, полученная из такого зерна, теряла способность образовывать клейковину, но зато хорошо набухала в воде и быстро загустевала. Толокно замешивали на охлажденной кипяченой воде, приправленной солью. Оно было любимым лакомством детей, которые из загустевшей массы с удовольствием лепили разных зверюшек. Толокном обычно полдничали, так как между обедом и ужином проходило достаточно времени, и ужинали перед сном.
Особенность постного стола заключалась так же в приготовлении продуктов в отдельности друг от друга. Например, рыбные блюда готовились особым для той или иной рыбы способом. Поэтому и уха делалась из каждой рыбы отдельно и называлась соответственно – окуневой, ершовой, налимьей (мневой), стерляжьей, а не просто рыбным супом, как у других народов.
Рецепты постных блюд до революции знали в каждой семье, передаваемые от поколения к поколению они сохраняли традиции сбалансированного витаминизированного питания и прекрасных вкусовых качеств.
А современная кулинария предлагает следующие рецепты
Блюда из рыбы
Морская рыба в тесте 500 г филе палтуса или камбалы, 3 ст. ложки пшеничной муки, 2 ст. ложки винного уксуса или лимонного сока, 1/2 стакана растительного масла, 5-6 веточек петрушки, соль. Муку всыпать в глубокую миску, добавить 1 ч. ложку соли и 2 ст. ложки растительного масла, хорошо перемешать. Влить в миску 1/2 стакана теплой воды и замесить жидкое тесто. Накрыть миску полотенцем и оставить на 15 минут для набухания клейковины. Рыбное филе нарезать продолговатыми ломтиками шириной 1,5 см, полить смесью винного уксуса (или лимонного сока) с растительным маслом и оставить так на 15-20 минут. Затем обмакнуть каждый кусочек в тесто и обжарить на сковороде с разогретым растительным маслом. Поджаренную рыбу выложить горкой на блюдо и украсить зеленью петрушки. Можно подать с отварным картофелем, поместив кусочки рыбы в тесте на листики зеленого салата. Котлеты из филе трески 500 г филе трески, 3 ст. ложки растительного масла, 100 г батона без корки, 1/2 стакана панировочных сухарей, черный молотый перец, соль. Филе трески отделить от кожи, пропустить через мясорубку, добавить батон, размоченный в воде. Фарш поперчить, посолить и второй раз пропустить через мясорубку. Сбрызнуть растительным маслом, хорошо перемешать, сформовать котлеты - dopinfo.ru. Обвалять каждую в сухарях и обжарить с двух сторон в разогретом растительном масле. Чтобы фарш внутри не был сырым, потушить котлеты 5-7 минут под крышкой. Подать на стол с гарниром из фасоли, цветной капусты или зеленого горошка. Такие котлеты можно приготовить и из филе речной рыбы (сома, сазана, щуки и др.). Каши и постные крупяные блюда |
Рассыпчатая гречневая каша с грибами 1,5 стакана гречневой крупы, 3-4 шт. сухих белых грибов, 2 луковицы, 5-6 ст. ложек растительного масла, 3,5 стакана воды, соль по вкусу. Белые грибы размолоть в кофемолке. Крупу перебрать и всыпать в кастрюлю (не мыть!), смешав с размолотыми грибами. Залить водой, накрыть крышкой, поставить на большой огонь и дать закипеть. После закипания уменьшить огонь, посолить. Варить до полного выпаривания воды. В это время нашинковать лук и поджарить его на растительном масле до золотистого цвета. Когда каша сварится, добавить в нее лук с растительным маслом и хорошо перемешать. Плов с овощами 2 стакана длиннозерного риса, 250-300 г моркови, 3-4 луковицы, 1/2 стакана растительного масла, 1 ч. ложка сухих ягод барбариса, 1 ст. ложка рубленой зелени укропа, 1 ч. ложка красного молотого перца, соль по вкусу. Морковь нарезать соломкой, лук — крупными кубиками. В кастрюле с толстыми закругленными стенками (неэмалированной) хорошо разогреть на слабом огне растительное масло. В раскаленное масло положить морковь и лук и слегка обжарить. В обжаренные овощи добавить перец, соль, зелень укропа, барбарис, перемешать. Промытый в холодной воде рис выложить на овощи и разровнять с помощью ложки. Вскипятить воду и залить ею рис так, чтобы струя воды падала в подставленный половник и переливалась через него - dopinfo.ru. Это делается для того, чтобы овощи оставались под слоем риса, не перемешиваясь с ним. Уровень воды должен быть выше крупы примерно на 1,5 пальца или немного выше. Доливать воду в процессе варки плова не рекомендуется. Затем воду посолить, кастрюлю закрыть крышкой и поставить на огонь. Варить до полного выпаривания воды. Определить готовность плова можно, стукнув ложкой по его поверхности: если звук глухой, воды в кастрюле нет. После этого кастрюлю снять с огня, плотно закрыть крышкой и оставить на 20 минут для упревания. На стол плов подают на блюде, выложив сначала вареный рис, а затем овощи. Постная выпечка 800 г готового постного дрожжевого теста, 2 стакана квашеной капусты, 0,5 кг соленой горбуши или трески, 2 луковицы, 1/2 стакана растительного масла, молотый черный перец. Лук нашинковать и жарить до золотистого цвета на сковороде с растительным маслом. Добавить капусту, перец, закрыть крышкой и тушить на слабом огне, пока капуста не станет мягкой. При необходимости можно налить немного воды или рыбного бульона. Рыбу отделить от костей, нарезать тонкими ломтиками и обжарить на растительном масле. На нижний пласт пирога положить остывший слой капусты с луком, затем охлажденный слой рыбы. Накрыть пирог верхним пластом, дать отстояться и поставить в печь. Вместо соленой рыбы можно использовать сваренные, а затем обжаренные на растительном масле сухие грибы. Пирог с яблоками 800 г готового постного дрожжевого теста, 1 кг сладких или кисло-сладких яблок, 1/2 стакана сахарного песка, 2 ст. ложки меда, 1 ч. ложка порошка корицы. Яблоки очистить от кожицы, удалить сердцевину, нарезать небольшими ломтиками, сложить в эмалированную миску или кастрюлю, пересыпав сахаром, и оставить на 15-20 минут. Когда из яблок выйдет излишек сока, положить фрукты на нижний пласт теста, смазать яблочный слой медом и посыпать корицей. Вместо яблок можно использовать свежие ягоды. Если берется вишня или черешня, корицу лучше заменить бадьяном. Пирог с вареньем или повидлом делают открытым, при этом на нижний более толстый пласт должно пойти 2/3 части теста, остаток следует использовать на решетку пирога. Перед помещением в духовку открытый пирог с вареньем обмазывают смесью муки, сахарной пудры и растительного масла. Блины постные 250 г гречневой муки, 150 г пшеничной муки, 50 г дрожжей, 1 ч. ложка сахара, 0,5 л воды, 2 ст. ложки растительного масла, 1 ч. ложка соли. В 250 г теплой воды положить сахар и дрожжи, добавить гречневую муку, вымешать веселкой тесто. Поместить его в теплое место. Когда тесто увеличится в объеме в 1,5-2 раза, влить в него остаток воды, растительное масло, всыпать пшеничную муку, посолить и хорошо перемешать. Когда тесто поднимется во второй раз, можно выпекать блины на сковороде, смазанной растительным маслом. Блины можно подать с рыбьей икрой. Салаты |
Салат из пекинской капусты с ананасами
Состав
* капуста пекинская - 200 г,
* ананас другой либо консервированный - 50 г,
* яблоки - 0,5-1 шт,
* апельсины - 0,5-1 шт,
* соль либо сахар,
* сок 0,5 лимона,
* растительное масло - по желанию
Приготовление
Новый ананас очистить от кожицы, вырезать глазки и порезать кубиками.
Апельсины очистить от кожуры, разделить на дольки и всякую дольку разрезать на 3-4 статье.
Капусту тонко нашинковать.
Яблоки порезать небольшими кубиками либо натереть на крупной терке.
Смешать параллельно капусту, ананасы, апельсины и яблоки, посолить (возможно посахарить - по вкусу) и заправить салат лимонным соком и растительным маслом (либо только лишь лимонным соком).
Салат с фасолью
1 банка маринованных грибов, небольшая банка оливок без косточек, 0,5 стакана фасоли, растительное масло, 2 зубчика чеснока, сок половины лимона, пучок зеленого лука, соль, перец.
Для приготовления салата с фасолью фасоль замочите на ночь в холодной воде. Затем воду слейте, залейте свежей холодной водой, доведите до кипения, посолите и варите до готовности.
Маринованные грибы для салата промойте и порежьте тонкими ломтиками.
Оливки для салата порежьте кольцами. Чеснок и зеленый лук для салата мелко порежьте.
Соедините грибы, оливки, вареную фасоль и половину зеленого лука.
Приготовьте для салата заправку. Для этого в растительное масло добавьте чеснок и лимонный сок, посолите, поперчите. Приготовленной заправкой полейте салат, хорошо перемешайте. Приготовленный салат переложите в салатницу и подавайте к столу.
Практическая часть
Я выбрала блюдо «Жаворонки», потому что оно не очень затратное и, глядя на него, появляется весеннее настроение.
По традициям таких жаворонков пекут на день памяти 40 мучеников Севастийских (22 марта). Их пекут и на другие праздники.
Состав
Приготовление
Приготовить дрожжевое тесто.
1.В большую миску высыпаем дрожжи
2.Выливае 500 мл теплой воды
3.Добавляем соль и сахар
4.Выливаем растительное масло
5.Теперь все тщательно перемешиваем
6.Во вторую миску просеиваем муку
7. Делаем в муке небольшое отверстие в виде воронки и в него выливаем дрожжи, осторожно помешивая (таким образом тесто получается без комочков)
8.Вываливаем тесто из миски и начинаем месить
9.Положить тесто в миску, накрыть крышкой и дать настояться минут 30.
10.Готовое тесто раскатать в жгут и разделить его на несколько равных частей(В зависимости от того, какого размера вы хотите жаворонков)
11.Теперь берем один кусочек теста и раскатываем из него жгут
12.Завязать жгут узлом, придавая одному кончику форму головки птицы.
13. Другой кончик немного расплющить и сделать несколько надрезов в виде хвостика птицы.
14.Сделать глазки из изюма
15.На смазанный маслом противень выложить жаворонков и поставить в теплое место, чтобы жаворонки немного поднялись.
Когда жаворонки подойдут, смазать их растительным маслом или сладким чаем.
16.Выпекать булочки ~20-25 минут при температуре 180°С.
Готовых жаворонков снять с противня, положить на деревянную поверхность, слегка сбрызнуть водой, накрыть полотенцем и оставить отдохнуть на ~10-15 минут.
Вывод
Я выяснила, что пост и постная кухня благотворно влияет на физическую и духовную сущность человека. Перефразируя пословицу «В здоровом теле – здоровый дух», можно сказать «Будет здоровым дух- будет здоровым тело»
Теперь я узнала то, что меня интересовало по этой теме: какие посты бывают, как правильно их соблюдать, какие продукты можно употреблять, нашла много интересных рецептов, некоторые из них уже опробовала…Эти знания помогли мне более осознанно подойти к соблюдению поста.
Мы видим пост, Богом заповеданный еще в раю, как величайшее сокровище, на протяжении всей истории человечества сохранялся всеми, любящими Бога. Ибо любящие Бога соблюдают заповеди Его. Сам Господь освятил пост, показал нам пример. Святая Православная Церковь установила посты для нашего блага и научила нас отличать истинный пост от ложного. И более этого: «Поелику мы не постились, то изринуты из рая, потому будем поститься, чтобы снова войти в рай». Заканчивая слово о православном посте и православной постной кухне, прислушаемся к словам Святителя Иоанна Златоуста, который советует всем нам и говорит: «Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил от смерти, спас от искушений и привёл тебя к пристани Царства Небесного…»
Литература
Электронные источники
1)http://www.nerastannoe-khram.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=156:2011-11-27-17-21-00&catid=40:2011-04-24-04-15-56&Itemid=90
2)http://www.obedaem.ru/post/open.html
3)http://www.pravpost.org.ua/list-c-uchenie_oposte.html
4)http://azbyka.ru/tserkov/o_postah/5g9_1.shtml
5)http://www.pravmir.ru/
6)http://hramnagorke.ru/
7)http://www.good-cook.ru/tort/tort_377.shtml
8)http://saint-nikolay.mk.ua/library/articles/758-2011-04-03-19-54-45
Круговорот воды в пакете
Как нарисовать портрет?
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Почта
Убунту: я существую, потому что мы существуем