Часто приходится слышать, как люди спрашивают: зачем молиться святым, если есть Бог? Хорошо ли это, правильно ли это, поклоняться кому-то еще, кроме Бога? Не есть ли это сотворение кумиров, что всегда считалось грехом? Кто такие святые?
Святым мы не поклоняемся и ни в коем случае их не обожествляем. Но мы почитаем их за подвиги любви и веры, за их служение Господу при жизни, за то, что они Богом прославлены и после смерти, на небесах.
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 59.18 КБ |
Комитет по образованию Калачинского муниципального района
VI Муниципальные Этические чтения
БОУ «Глуховская средняя общеобразовательная школа»
«Святая Матрона Московская»
Секция: «Образы святых в русской культуре»
Работу выполнила
Нестерова Виктория Александровна
Ученица 5а класса
БОУ г . Калачинска «Гимназия№1
Руководитель работы
Михайлова Светлана Петровна
учитель русского языка и литературы
БОУ г. Калачинска «Гимназия№1»
Калачинский Муниципальный район 2014
Содержание
Вступление
Глава 1. Как пришла к нам Матрона Московская…………………………стр. 4
1.1.Сон о белой птице………………………………………………………...стр.4
1.2.Сияние над купелью……………………………………………………..стр. 5
1.3.Крест нерукотворный…………………………………………………….стр.5
1.4.Девочка, выросшая в храме……………………………………………...стр.6
Глава 2. Очи слепы, а душа зряча……………………………………………стр.8
2.1.Дар чудотворства…………………………………………………………стр.8
2.2.Пророчество Иоанна Кронштадтского………………………………..стр.8-9
2.3.Крест праведника тяжел, но он же – и защита………………………….стр.9
2.4.Чудотворная икона……………………………………………………стр.9-10
2.5.«Она боролась за каждую душу»…………………………………...стр.10-12
Глава 3. Предсказания святой блаженной Матроны Московской……стр.13-15
Глава 4. Наставления матушки Матроны……………………………...стр.16-19
Глава5. Как просить помощи у святых………………………………..стр.20-21
Заключение…………………………………………………………………..стр.22
Библиографический список………………………………………………...стр.23
Вступление.
Часто приходится слышать, как люди спрашивают: зачем молиться святым, если есть Бог? Хорошо ли это, правильно ли это, поклоняться кому-то еще, кроме Бога? Не есть ли это сотворение кумиров, что всегда считалось грехом? Кто такие святые? Святым мы не поклоняемся и ни в коем случае их не обожествляем. Но мы почитаем их за подвиги любви и веры, за их служение Господу при жизни, за то, что они Богом прославлены и после смерти, на небесах.
Святые – это вовсе не посредники между человеком и Богом! Посредники нам с вами и впрямь не нужны, потому что каждый из нас может обратиться к Богу напрямую. А святые своим собственным примером просто помогают нам это сделать. Помогают найти нашу собственную дорогу к Богу.
В каждом из нас есть частичка Бога, и все-таки в нашей земной жизни мы подчас оказываемся очень далеко от Него, и забываем о той искре Божьей, что живет у нас в душе. В самом деле, Бог совершенен, Бог неизмеримо велик, Бог бесконечно любвеобилен. Как мы, простые смертные, можем хотя бы немного приблизиться к Его величию и совершенству? Иногда нам кажется, что это попросту невозможно. И вот тогда нам на помощь приходит пример святых. Они ведь смогли это сделать – хотя они вовсе не Боги, а обычные люди, такие же, как мы с вами. Они еще при жизни снискали Благодать, обрели Царствие Небесное. Значит, подражая им, мы тоже можем идти тем же путем, двигаться к большей любви, к большему совершенству, к Благодати, к Царствию Небесному.
Если святые смогли пройти этот путь, будучи обычными людьми, то по их следам могут идти и другие! Для нас с вами святые – это не идолы и не кумиры; они словно наши старшие братья, наставники, более мудрые, более знающие, большего достигшие. И теперь, даже после своей смерти, они продолжают с любовью и заботой наставлять нас, давать подсказки, направлять на истинный путь.
Сам Господь благословил их на это. Они любимы Богом, они прославлены Богом, и, почитая святых, мы тем самым воздаем свою дань любви и почитания и Господу тоже.
Таково предназначение у святых угодников Божиих, что и после смерти они принимают участие в жизни земной – потому что покровительствуют нам, живущим ныне на Земле, молятся о нас. Они заступники наши, они защищают нас в трудную минуту, помогают нам в нелегкой жизни земной и в нашем общении с Богом.
Издавна русские люди в бедах, в нуждах, в горестях обращались к святым. А святых на Руси ох как много! И каждый человек может найти своего помощника и заступника, наиболее близкого и любимого. А есть и такие, что любимы и почитаемы всеми верующими людьми. Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская, Матрона Московская – наверное, нет ни одного русского человека, который не слышал бы этих имен. И слава о них, об их деяниях и чудесах, творимых для людей, только растет и ширится год от года.
Глава 1. Как пришла к нам Матрона Московская
1.1.Сон о белой птице.
Вся жизнь Матронушки – ярчайший пример чудес, которые творит Господь для помощи нам, обычным людям, на всех наших жизненных путях. Сама ее судьба – ярчайший урок для всех нас, и еще – непререкаемое доказательство того, что Бог существует, что Он любит нас и почитает за своих детей. Во имя отеческой своей любви посылает он в наш земной мир таких сподвижников своих, как Матрона Московская.
Родилась Матрона Димитриевна Никонова в 1881 году в обычной крестьянской семье, в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии. У супругов Никоновых, Димитрия и Наталии, к тому времени уже было трое детей, братья Иван и Михаил и сестра Мария. Жили они бедно, троих могли прокормить с трудом, а тут – четвертая, да еще калека, слепая, без глаз!
Но семья была богобоязненной и чадолюбивой. Как бы бедно ни жили, а об умерщвлении нерожденного дитя в материнской утробе в те времена не могло быть и речи.
Да и вспомнила вдруг Наталия, что когда она дочку в утробе носила, приснился ей странный сон. Будто кружит над ней большая белая птица, а лицо у птицы – человеческое. И глаза веками закрыты. Кружит и кружит, и никак сесть не может. А потом вдруг на плече у Наталии примостилась.
Поняла тогда женщина, что сон тот вещий был, предвещал рождение необычного ребенка. Ведь и у новорожденной девочки глазные впадины были закрыты плотно сомкнутыми веками, в точности как у той белой птицы. Нет, не могла она душу, так доверчиво на белых ангельских крыльях к ней спустившуюся, чужим людям отдать. Муж тоже поддержал ее – главное, чтобы семья вся вместе была, а там можно и с хлеба на квас поперебиваться…
Конечно, они не догадывались тогда, что сон тот Наталиин не просто вещий был, что он уже указывал на то, что дитя отмечено Богом и участь ему уготована удивительная. Истинно верующие люди знают, что Господь еще до рождения человека готовит ему ту или иную участь. Известны слова, которые Всевышний сказал святому пророку Иеремии: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя». Как и многие святые, получающие от рождения тяжелый крест, особо трудную участь, которая, может быть, для простого смертного была бы непосильна, так и Матронушка получила такой крест, родившись без глаз. Смиренно и покорно приняв этот крест, достойно неся его всю жизнь, она выдержала это серьезнейшее испытание, подтвердив тем самым, что не зря была отмечена Господом еще до рождения.
1.2.Сияние над купелью.
Имя Матрона девочка получила во время крещения – потому что событие это совпало по святкам с днем памяти святой Матроны Константинопольской (по новому стилю это 22 ноября), которая и стала небесной покровительницей новорожденной.
Крестил Матрону отец Василий, священник, пришедший накануне в Себино, в церковь Успения Богородицы, из соседнего села, как будто специально, будто заранее знал, что предстоит ему совершить. Может, и правда знал, потому что батюшка этот был необыкновенный – и сам провидец, отличавшийся праведной жизнью. Во время крещения Бог послал еще один знак особой отмеченности Матронушки: невесть откуда взявшееся свечение и благоуханный дым над купелью. Видели это все, присутствующие при таинстве. Отец Василий сразу предрек ребенку необыкновенную участь. Так и сказал: что многих крестил он, но такое увидел в первый раз. И добавил, что эта девочка Богом дана, и непременно святой праведницей будет. И еще такие сказанные им слова передавали из уст в уста все, присутствовавшие при чуде: «Таковые – жертва Богу от всего общества; она – наша ограда».
Не все тогда поняли его, не все поверили. Все же видели, что девочка слепа, уродлива, немощна – как она может быть чьей-то оградой? Родителей ее жалели, что произвели на свет убогую и недужную. А отец Василий между тем велел Димитрию и Наталии девочку беречь, быть к ней особенно внимательными, и непременно выполнять все ее пожелания: «Если девочка что-то попросит, вы обязательно обратитесь прямо ко мне, идите и говорите прямо, что нужно».
1.3.Крест нерукотворный.
Еще одним необыкновенным знаком была отмечена Матрона – на ее груди была отчетливая выпуклость в виде креста. Был у нее это крест нерукотворный с рождения или появился позже, точно неизвестно. Но по одной из легенд дело было так: однажды в дом к Никоновым пришел седобородый старец и попросил воды. И тогда маленькая Матронушка, будто и не была незрячей, взяла ковш, зачерпнула воду и подала старцу. Тот, утолив жажду, слегка коснулся Матронушки и сказал: «Спаси тебя Христос!» После его ухода отец Матроны, Димитрий, сказал жене, что старец этот очень на Николу Угодника похож. Жена ахнула: «А может, это сам Никола и был?!»
Так и родилась легенда в селе, что приходил к Никоновым сам Николай Чудотворец, и девочку слепую благословил, после чего на груди ее и появился нерукотворный крест.
Родители не сразу обратили на это внимание. Но однажды девочка сняла свой нательный крестик, чтобы родители заметили другой крест на ее груди. Мать начала ругать ее: зачем сняла крестик? Тогда Матронушка и сказала, что есть у нее на груди такой крестик, который снять нельзя. Мать Матронушки, Наталия, когда увидела на груди дочки нерукотворный крест, только руками всплеснула: «Да, такой-то крестик ни снять, ни потерять невозможно! Тяжкий крест, видать, тебе достался, дитя ты мое несчастное…» А как с Матронушкой другие дети обходились… Они ведь здоровые, а она калека убогая. В селе, где родилась и росла Матрона, детишек было много, и, конечно, они гуляли, играли, дружили меж собой. Матрону же в такие компании не принимали. Да и как играть со слепой? Но если бы только дружить с ней не хотели, это бы еще полбеды – так еще и смеялись над ней, дразнили всячески. Бывало, что и жестоко забавлялись соседские дети: специально сталкивали слепую девочку в яму, а потом наблюдали, как она оттуда выбраться пытается, да до дому на ощупь дойти. Или, пользуясь тем, что не видит она, подкрадутся исподтишка да крапивой настегают…
Нет, не озлобилась Матронушка, обидам и слезам воли не давала. Молча, кротко, терпеливо сносила все издевательства. С самых ранних лет своих уже понимала она: это они несчастные да убогие, это они не ведают, что творят, это их пожалеть надо.
1.4.Девочка, выросшая в храме.
Не хотели другие дети с ней дружить – и не надо, сама она тоже не очень к этому и стремилась. Много времени проводила в уединении, с думами, с мыслями своими. А еще – с самого раннего возраста она научилась с иконами разговаривать. Ей еще и года не было, когда родители, бывало, уложат ее спать в печь, а ночью проснутся – нет ее. Оказывается, сидит она на полочке, где иконы, и тихонько о чем-то с ними говорит. Димитрий и Наталия понять ничего не могли: ребенок ведь незрячий! Как же Матронушка сама из печи выбралась, как на полку забралась, откуда узнала, что иконы там? И как она разговаривать с ними может, если не видит ни самих икон, ни того, что изображено на них?
Иначе как чудом и назвать это было трудно. А Матронушка в душе своей уже с Богом разговаривала, уже духовным зрением видела Его, уже счастье свое настоящее в этом обрела.
А когда чуть постарше стала, полюбила и в церковь ходить. Церковь Успения Божией Матери, где и крестили ее, неподалеку от их дома находилась. На службы туда приходили жители со всех окрестных деревень. Родители с малых лет детей брали с собой. Сначала на руках у матери, а затем держась за ее руку, бывала там и маленькая Матрона. Прекраснее всего на свете казались ей голоса певчих, аромат ладана и горящих свечей, напевные речи священника. Очень рано она начала ходить в церковь одна, без родителей. И дорогу к храму находила легко, и шла туда твердо и уверенно, будто бы зрячей была. Было у нее в церкви свое любимое местечко – слева от входной двери, у западной стены. Целыми днями могла она находиться там, знала уже наизусть все службы. Про нее потом так и говорили, что выросла она в храме.
Односельчане маленькой Матроны рассказывали: настоящее свечение исходило от лица слепой девочки во время церковной службы.
Многих это поражало до глубины души. Ведь такие лица могут быть только у праведников, каждый миг жизни которых наполнен радостью служения Господу.
Этот свет Божьей благодати, который осенял Матронушку всю ее жизнь, и давал ей силы нести свой крест. Ведь для избранника Господня временные неудобства, боль и зло, не имеют никакого значения. Ведь им ведомо – что преходяще, а что вечно. Потому что знают они: придет Царствие Небесное, и утрет Господь каждую слезинку страждущих.
Уже в раннем детстве Матронушка прекрасно помнила наизусть все молитвы и песнопения, и ее тонкий голосок нередко был слышен во время службы. Эта непрестанная молитва, в которой Матрона провела свое детство, продолжилась на протяжении всей ее жизни.
Глава 2. Очи слепы, а душа зряча.
2.1.Дар чудотворства.
Все больше и больше людей замечали, что маленькая Матронушка наделена необыкновенными способностями. Она предупреждала об опасностях и стихийных бедствиях. Недужные, за которых она помолилась, исцелялись. И людей она, лишенная глаз, словно насквозь видела! Без слов она знала, о чем люди думают. Ничего скрыть от нее нельзя было – грехи каждого были перед ней как на ладони. А было ей всего-то 7–8 лет!
И чем дальше – тем только креп и развивался ее дар. . Для обычной земной, мирской жизни Матронушка, конечно же, не создана была. А потом повозки, подводы и телеги с людьми начали прибывать к дому Никоновых уже сплошным потоком. Многие и пешком шли, даже издалека, веря в чудесный дар слепой девочки. Шли и шли к Матроне недужные и скорбящие, теперь уже не только из окрестных деревень, а даже за двести, за триста километров приезжали. Было ей лет двенадцать-тринадцать, когда уже необыкновенной исцелительницей и чудотворицей признали ее. Матронушка нужды всех без слов знала, за всех молилась, и по молитвам ее люди исцелялись, и помощь нужная им приходила. Даже лежачих к ней привозили, а они вставали после ее молитвы и своими ногами уходили.
Матрона исцеляла молитвами, которые читала над водой, и эту воду давала пить больным. Иногда еще давала какой-то конкретный совет. Была немногословной, никого ничему не учила, не проповедовала. Но помощь приходила. Как будто и не она исцеляла, а сам Господь через нее это делал, по молитве ее людям помогал.
Люди, благодарные за помощь, за исцеление от хворей несли в дом Никоновых кто что мог: вещи, деньги, съестные припасы… Так девочка, которую считали когда-то обузой и лишним ртом, стала для своей семьи настоящей кормилицей.
2.2.Пророчество Иоанна Кронштадтского.
Подросла Матрона, исполнилось ей четырнадцать лет. Слава о ней шла уже очень широко. Привечали ее не только в бедных, но и богатых семьях.
Во время поездки в Кронштадт, в Андреевском соборе произошло знаменательное для Матронушки событие. Сам Иоанн Кронштадтский заметил в толпе маленькую слепую девочку, подозвал к себе, и сказал: «Вот идет моя смена – восьмой столп России».
Значение этих слов точно объяснить трудно, но, по всей видимости, святой Иоанн Кронштадтский предвидел, что встанет Матронушка в ряду святых угодников земли Русской, и станет тем столпом, на котором в самые безбожные, атеистические годы православие держаться будет…
Сама Матрона никогда и никому об этой встрече не рассказывала – из скромности, смирения. Но свидетелей было много, спустя годы пришлось многим убедиться, какая участь выпала Матронушке – служить Богу, России и русскому православному народу во время гонений на церковь и православи
2.3.Крест праведника тяжел, но он же – и защита.
Когда Матроне было всего семнадцать лет, постигло ее новое испытание: отказали ноги. Теперь она не только не видела, но и ходить не могла. И до конца своей жизни, больше пятидесяти лет, в основном только сидела и лежала, а передвигаться могла лишь с посторонней помощью. Матронушка все видела насквозь, знала причины всего того, что происходит и с другими людьми, и с ней самой. Знала она и о том, почему беда с ее ногами приключилась. Об этом поведала близко знавшая Матрону Зинаида Владимировна Жданова, односельчанка матушки, переехавшая после в Москву: «Шла в храме после причастия и знала, что к ней подойдет женщина и отнимет у нее хождение». После этого Матронушка сказала: «Я не избегала этого – такова была воля Божия на это!»
Блаженная Матрона, наделенная Господом чудодейственными свойствами, поднимавшая на ноги умирающих – самой себе помочь, себя исцелить не хотела, предпочтя смиренно и терпеливо сносить все испытания. Про других так говорила: «Людям лечиться надо обязательно, тело – домик, Богом данный, его надо ремонтировать…» А со своими болезнями жила всю жизнь, не спеша их изгонять. Может быть, потому, что знала: таким, как она, Божьим людям, болезни и немощи телесные не просто так даются, а с особым смыслом. Для здорового-то человека сколько соблазнов в мире, сколько искушений! А праведника его болезни и немощи надежно от соблазнов огораживают, чтобы он и подумать не мог о мирском, чтобы только к Богу душой и сердцем стремился. И тогда все силы духовные на служение Господу идут, на познание Его истин, на совершенствование в Боге. Вот и получается, что в слабом теле дух лишь сильнее порой становится. И что болезни, увечья становятся щитом, дар праведника надежно оберегающим.
2.4.Чудотворная икона.
Подлинными чудесами сопровождалось появление на свет иконы Богоматери «Взыскание погибших», написанной по просьбе и благословению Матронушки.
Началось второе десятилетие XX века, но никто еще и не догадывался, какие страшные беды уже на пороге. И только Матронушка, провидица, все видела и знала заранее. «Мама, – сказала она однажды Наталии, – мне что-то снится икона “Взыскание погибших”. Видно, времена плохие идут, люди гибнуть будут. Вот и просится эта икона к нам, в нашу церковь».
Приближалась Первая мировая война, а затем и революция, и гражданская война, и сны Матронушки, конечно, были вещими.
Смирение Матроны перед своими недугами все большую силу придавало ее молитвам, наделяло ее все более чудодейственными возможностями, и попросила она передать священнику, что у него на книжной полке – назвала, на какой именно, и в каком ряду книг – хранится изображение этой редкой иконы. И что нужно найти иконописца, которые с этого образца настоящую икону напишет . И священник нашел у себя на книжной полке изображение иконы, и точь-в-точь там, где Матрона указала .Нашли и художника (имя которого не сохранилось. Так появилась икона, а какие чудеса сотворяла икона «Взыскание погибших»! Икону несли в церковь в деревню Себино крестным ходом. Был июль, стояла страшная жара, засуха. Крестный ход остановился на крутом берегу реки, начался молебен. Одна девочка, оступилась и упала с обрыва. Там было очень высоко, казалось, гибель неминуема… Все ахнули. Но падение ее каким-то чудом остановилось на кромке над рекой. Девочка не пострадала, молебен продолжился. А когда икону принесли в церковь в Себино, полил долгожданный ливень. И в последующие годы люди молились перед этой иконой, чтобы спасла от беды, от неурожая, от засухи – она всегда помогала.
2.5.«Она боролась за каждую душу».
До 1925 года жила Матрона в Себино. Все пережила, годы войны, лишений, революцию… И без конца шли к ней люди, и никому не отказывала она в помощи. Исцеляла, помогала, а главное – за каждую душу боролась, чтобы души заблудшие к Господу оборотить. А если уж человек грешен был – никаким образом от Матроны скрыть это невозможно оказывалось. О том времени жизни Матронушки осталось немало воспоминаний ее односельчан.
Вот что рассказала Анна Выборнова, односельчанка Матроны: ее дядя, брат матери, жил в селе Устье. Однажды оттуда приехала его дочь и сообщила, что у отца отнялись ноги. Утром проснулся – ноги как плети, и говорит еле-еле. А в способности Матроны он не верил. Но мать и отец Анны запрягли лошадь и поехали за братом, чтобы привезти его в Себино. Привезли, но сразу к Матронушке не повели, дома оставили. Мать пошла сначала у Матроны спросить, можно ли его привести. А Матронушка и говорит: «Ну что, говорил твой брат, что я ничего не могу, а сам сделался, как плетень». Даже не видя его, она все уже знала! Потом сказала: «Веди его ко мне, помогу». Помолилась над ним, дала воды выпить. После этого он заснул крепким сном. Долго спал как убитый, а на следующее утро встал здоровым. Хотел поблагодарить Матрону, а она ему сказала: «Свою сестру благодари, это ее вера тебя исцелила».
Вспоминают односельчане, что однажды обратился к Матроне мужчина, живший в нескольких километрах от ее деревни Себино. У несчастного отказали обе ноги, и он ждал, что святая угодница Божья поможет ему.
Матрона велела передать больному, чтобы он пришел к ней сам, как может, хоть ползком: «Пусть с утра идет ко мне, ползет. Часам к трем доползет, доползет». Мужчина верил в Богоизбранность пророчицы и с точностью выполнил ее указание. Он выполз из дома с утра и так преодолел те километры, что отделяли его дом от избы Матрены. Домой он возвращался уже на ногах.
Очевидцы рассказывали, что во время лечения нередко происходили удивительные вещи. Так, положит Матрона руки на голову недужному и говорит: «Ой, ой, сейчас я тебе крылышки подрежу, повоюй, повоюй пока!» И спрашивает после: «Ты кто такой?», а из человека слышится жужжание. И еще раз спросит. А потом молитву прочитает, скажет: «Ну, повоевал, комар, теперь хватит!», и все – жужжание стихает, а человек исцеляется.
Не раз и не два приводили к святой Матроне «одержимых» людей. Так, одну старушку, беспрерывно размахивающую руками, приходилось удерживать аж четырем мужчинам. После того, как праведница отчитала недужную, та успокоилась и излечилась.
По воспоминаниям современников, был еще и такой случай. Женщины из соседней деревни Орловки в дни Пасхальной недели пришли к Матроне за советом и благословением. Матронушка побеседовала с ними, и, прощаясь, дала одной из женщин просфору, другой – бутылочку с водой, а третьей – крашеное в красный цвет яйцо. Третьей женщине Матрона велела съесть яйцо, когда она уйдет за село, на гумно. Женщина, сунув яйцо за пазуху, попрощалась и вместе со своими спутницами двинулась в путь.
Выйдя на гумно, женщина по наказу Матроны и разбила яйцо. Тут разом взвизгнули все трое – под скорлупой сидела мышь. Изумленные женщины поспешили обратно – узнать, что все это означает.
Матронушка, как только они пришли, сама начала разговор: «Что, гадко мыша-то есть? А как же ты людям продавала молоко, тем паче сиротам, вдовам, бедным, у которых нет коровы? Мышь была в молоке, ты ее вытаскивала, а молоко давала людям…» Женщина стала оправдываться – мол, не с мышью же продавала, вытаскивала же мышь из молока, а покупатели и не догадывались ни о чем. И услышала в ответ: «А Бог-то знает, что ты молоко от мыша продавала!» Богу все ведомо – и Матрона духовным зрением своим видела то, что некоторые люди ох как скрыть хотели! Но все тайное уж воистину станет явным.
Раз случилось, что приехали в деревню издалека две женщины, остановились у бабушки Анны Выборновой, а к Матроне отправились за исцелением. Но одна пришла с искренней верой, а вторая какую-то корысть, хитрость какую-то в душе затаила. Первой Матрона дала водички, над которой молилась, а второй ничего не дала. Вернулись женщины в дом к Выборновым, рассказали обо всем. Бабушка и говорит этой второй женщине: ну ничего, у меня есть Матронушкина водичка, я тебе дам ее. Налила Матронушкиной водички в бутылочку, а бутылочка и раскололась. Бабушка расстроилась, побежала к Матроне, а та и говорит: «Иди, иди! Я тебе сейчас покажу, как моей водичкой распоряжаться! У меня у самой воды разве нету? Раздобрилась, дала! Что, дала ей воды-то?» – «Нет, матушка, не дала. Бутылка вон лопнула…» – «Я знаю, что лопнула. У нее и в руках-то не должна моя водичка быть».
Нет, матушка вовсе не была строгой, никого не осуждала, ни для кого не хотела наказания, и к грехам людей терпима была. Но вот тех, кто в Бога не верил, кто над ней смеялся, не привечала. А таких было немало. Был случай, когда какой-то насмешник решил испытать Матрону или просто пошутить над слепой девушкой. Наврал ей с три короба, что он якобы жениться решил и пришел совета спросить. А она и говорит: «Ты грамотный, зрячий, а я неграмотная, слепая, к кому ты пришел? Ступай, ступай отсюда!»
Тех, у кого душа зрячая, обмануть невозможно. Убеждались в этом после встречи с Матронушкой даже самые неверующие.
«Мать Матрона всю жизнь боролась за каждую приходящую к ней душу и одерживала победу. Этот венец мученичества пронесла через свою жизнь. Ни разу не посетовала, не пожаловалась на трудности подвига».
И то, что она грешникам на их грехи указывала, это ведь тоже подвиг был, тоже борьба за заблудшие души – и многие, пораженные провидческим даром Матроны, раскаивались и на истинный путь обращались.
Глава 3. Предсказания святой блаженной Матроны Московской.
В самом раннем детстве у Матронушки проявился ее пророческий дар. Она могла и человека предупредить об опасности, и рассказать, что ждет его дальше, и о судьбе России будто все знала наперед. Конечно, поначалу речам ребенка мало кто верил, и даже мало кто понимал, о чем именно она говорит, но после оказалось, что все сбывается так, как Матрона скажет. Сейчас, вспоминая Матронушкины пророчества, мы уже ясно можем увидеть, как они осуществлялись.
Рассказывают, что в 1894 году она попросила у матери куриные перья. Выбрав самое большое и красивое, девочка ободрала его, приговаривая: «Вот так обдерут нашего царя-батюшку».
Пророчество начало сбываться уже в 1905 году, когда после завершения Русско-японской войны Россия лишилась Южного Сахалина и Ляодунского полуострова. Ну а дальнейшая история – революция 1917 года, отречение царя от престола и гибель царской семьи – нам всем известна.
В 1899 году Матрона не раз повторяла: «Будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». При этом она жестами показывала, как будут руки тянуть во все стороны, жадно хватать все что можно, лишь бы себе побольше досталось. «А потом все бросят, побегут кто куда. Земля никому не нужна будет».
И это пророчество сбылось. Революция 1917 года привела к разграблению страны, разрушению храмов. Множество людей лишились имущества, были изгнаны и из собственных домов, и из страны. Передел собственности привел к тому, что земля лишилась подлинных хозяев. Деревни приходили в запустение, сельское население перебиралось в города, и оказалось, что земля действительно никому не нужна. Государственная собственность на землю по сути обернулась тем, что люди потеряли заинтересованность в работе на земле.
Тогда же говорила Матронушка и про церковь в своей родной деревне Себино: «Обдерут нашу церковь Успения. Снимут иконы, облупят весь храм Успения Божьей Матушки».
Так и случилось: церковь пострадала и в революцию, и в войну.
А после войны Матронушка говорила про Себинскую церковь: «Откроется церковь, куда она денется, откроется».
Так и произошло. Вскоре односельчане начали хлопотать об открытии церкви, и храм был открыт.
В 1903 году матушка Матрона говорила: «Верующих будет мало, служить будет некому». Именно этим она объясняла, что большинство храмов будет закрыто.
Все мы знаем, что в 20-е годы XX века в России массово закрывались и разорялись храмы и монастыри. Лишь немногие церкви уцелели и остались действующими. Их посещало очень ограниченное количество людей.
Позже, объясняя, почему станет мало верующих, святая Матрона говорила: «Народ под гипнозом, сам не свой, страшная сила вступила в действие, эта сила существует в воздухе, проникает везде, раньше болота и дремучие леса были обитанием этой силы, так как люди ходили в храм, носили крест, и дома были защищены образами, лампадами и освящением, и бесы пролетали мимо таких домов, а теперь бесами заселяются и люди по неверию и отвержению от Бога».
Когда люди с детства воспитывались в православной традиции, они были защищены от многих бед. То, что пришло позже – духовное опустошение, кризис нравственности, отчуждение между людьми, распад семьи, множество морально-психологических проблем, душевных болезней, депрессия, ставшая массовым бедствием, болезнью века – все это последствия безбожия, которые и предрекала Матрона.
В 1939–1940 годах Матрона часто предсказывала, что вот-вот начнется война. Тогда же она говорила: «Конечно, народу много погибнет, но наш русский народ победит». В военные годы она не уставала предрекать победу России, даже когда перевес был на стороне немцев: «Красный петух победит черного».
Красная армия (после войны ставшая Советской армией) под красным знаменем в победном мае 1945 года низвергла фашизм, скинув с берлинского Рейхстага флаги с черной свастикой.
В 1950 году Матрона много говорила о предстоящих глобальных переменах в стране: «Сначала уберут Сталина, потом после него будут правители – один хуже другого. Растащат Россию. "Товарищи" после войны поездят по загранице, зубы «сломают» и обратно на Родину потянутся. И появится в то время Михаил (она поднимала высоко руки, прикладывала их к сердцу и к голове) – вот какой будет! Захочет он помочь, все изменить, перевернуть, но если бы он знал, что ничего он не изменит… Начнутся смуты, распри, резня, пойдут одна партия на другую. Будет такое на малое время. Вздохнете, но малое… Все будет – и молебен на Красной площади, и панихиды по убиенном Помазаннике Божием и его семье».
Людям, жившим во второй половине XX века, не нужно расшифровывать это предсказание – все именно так и произошло: в 1953 году умер Сталин, в 1956 году были разоблачены ужасы сталинизма, последующие правители – Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко – не оправдали надежд народа на лучшую жизнь. Вставший у власти в 1985 году Михаил Горбачев поначалу увлек огромные массы народа идеями перестройки, но на деле перемены принесли много бед и разочарований. Были и «смуты, распри, резня». Но стали мы свидетелями и панихид по расстрелянной царской семье, и причисления Николая II к лику святых.
В разговорах со своими близкими святая старица нередко высказывала сочувствие им: «Как мне вас жаль, доживете до последних времен. Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами положат крест и хлеб, и скажут – выбирайте!»
Ее окружали люди глубоко верующие, так что для них не было никаких сомнений в том, что они выберут – конечно же, крест, то есть ценности духовные, а не материальные. Но как же без хлеба? Православные люди никогда не забывали слова главной православной молитвы: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Господь не оставляет того, кто не гонится за несметными богатствами и роскошью, а твердо верит, что «будет день – будет и пища».
И тяжелые времена предсказывала Матронушка, но иногда предрекала и хорошие, благополучные годы впереди. Когда окончилась Великая Отечественная война, она говорила: «Не бойтесь, войны больше не будет. Будет жизнь хорошая, мы еще и не дождались таких времен. Вы все это еще увидите».
Отчасти оправдалось это предсказание в «оттепель» шестидесятых. А может, смотрела она дальше в будущее, и видела даже наши дни? Ведь еще раньше Матрона говорила: вздохнете, но на малое время (как мы сейчас понимаем, речь шла как раз про послеперестроечный период российской истории). А может, эта хорошая жизнь у нас еще впереди? Хотелось бы на это надеяться.
Матушка Матрона часто говорила иносказательно, и не всегда сразу можно понять, что она имеет в виду. Так, пока непонятно нам еще одно предсказание святой провидицы. «Войны не будет, без войны все умрете, – говорила он. – Жертв много будет, все мертвые на земле будут лежать. А еще я вам скажу: вечером все будет на земле, а утром восстанете – все уйдет в землю. Без войны война идет».
Но и надежду на лучшее дает нам одно очень важное пророчество матушки Матроны: «Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»
Глава 4. Наставления матушки Матроны.
Матронушка никого не поучала, не была она никому ни духовным наставником, ни проповедником. Из смирения своего не могла она взять на себя роль учителя, не умела ни осуждать, ни воспитывать других. Вообще была она немногословной, просто так никогда ничего не говорила. Пустых разговоров, болтовни и вовсе не приветствовала.
Но если уж она говорила, если давала кому-то совет – то он всегда был конкретным, точным и единственно правильным, потому что она духовными своими очами видела, что именно требуется душе каждого человека. Чистая душа ее была чутка к высшей, Божественной истине. Бог многое открывал ей, что скрыто от обычных людей. И ее устами передавал людям то, что важно и нужно им знать.
Именно поэтому, хоть и не стремилась Матронушка учить никого – а люди все равно у нее учились. Не хотела она давать наставлений – а люди слушали и записывали ее наставления. Вот и получилось, что для многих она стала все же и наставником, и учителем, и проповедником. Главным образом потому, что самой своей жизнью другим пример подавала.
Те истины, которые звучали из уст матушки Матроны, в прямом смысле наставлениями назвать нельзя. Это были просто советы, предупреждения, высказанные с любовью и заботой о людях, которым она это говорила, с желанием им добра. Но и сегодня мы видим, что в ее словах звучит истина, не теряющая своей актуальности даже по прошествии многих лет. И по сей день ее слова заставляют нас остановиться, задуматься: правильно ли мы живем, не нарушаем ли завещанных нам от Господа законов, не предаем ли свою душу, не гонимся ли за ложными ценностями?
• Матронушка говорила, что не надо осуждать ближних: «Зачем осуждать других? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?»
• Призывала матушка жить с молитвой. Почаще налагать на себя крестное знамение. «Враг подступает – надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом – ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую – добрые дела. Чаще креститесь! Крест – такой же замок, как на двери».
• Говорила, что надо обязательно крестить еду, а на ночь ее убирать и накрывать, чтобы из воздуха злые силы не проникли.
• Также она советовала почаще крестить все вещи, предметы вокруг себя.«Силою Честнаго и Животворящаго Креста спасайтесь и защищайтесь!» Советовала причащаться. Говорила: «Защищайтесь крестом, молитвою, святой водой, причащением частым… Перед иконами пусть горят лампады».
• Говорила, что хорошо бы иметь в доме комнату окнами на восток, и в этой комнате поставить стол – Престол Божий, для икон и молитв, есть и пить на нем нельзя.
• Часто она говорила о том, что надо уметь отказываться от собственной воли, и отдавать себя в руки Божьи. Тогда будешь жить, как дитя в саночках – тебя везут, и ты забот не знаешь, а Бог сам все устроит.
• Призывала Матронушка каяться в своих грехах. Говорила, что без покаяния жить нельзя, а если целый народ живет без покаяния, то его постигают бедствия, и он гибнет и исчезает с лица земли.
• Святая Матрона не советовала постоянно искать духовных наставников, учителей, «старцев» и «прозорливцев» И предостерегала от излишнего интереса к частной жизни священников.
• Матушка советовала вести себя осторожно даже в церкви, ведь там душа открыта как нигде. Нельзя отвлекаться от молитвы, чтобы не стать жертвой чьего-то дурного влияния: «Ходи в храм и ни на кого не смотри, молись с закрытыми глазами или смотри на какой-нибудь образ, икону»..
• Призывала владеть собой, не пребывать в состоянии расслабления духа, не бояться, не нервничать: «Не дрожи – от Бога все равно не убежишь», «Какие нервы, вот на войне и в тюрьме нет нервов… Надо владеть собой, терпеть».
• Учила праведница любить и прощать старых, немощных, больных: «Если вам что-нибудь будут неприятное или обидное говорить старые, больные или кто из ума выжил, то не слушайте, а просто им помогите. Помогать больным нужно со всем усердием и прощать им надо, что бы они ни сказали и ни сделали».
• О снах она говорила: «Не обращай на них внимания, сны бывают от лукавого – расстроить человека, опутать мыслями».
• Тем, кто желал совершенствоваться в христианской вере, Матрона советовала не носить черной одежды, не выделяться внешне из толпы, а одеваться и выглядеть обыкновенно, никак своим видом не подчеркивая свои духовные устремления.
• Женщин матушка Матрона учила беречь свою естественную красоту, не скрывая ее под декоративной косметикой. Ведь красота поддельная, не та, которую дал человеку Бог, ведет душу к развращению.
• Матрона поддерживала тех девушек, которые хотели посвятить свою жизнь служению Всевышнему: «Вам, девицам, Бог все простит, если будете преданы Богу. Кто себя обрекает не выходить замуж, та должна держаться до конца. Господь за это венец даст».
• Сама терпеливо несущая свой тяжкий крест, блаженная старица и других учила принимать скорби с благодарностью и смирением.
• Принимая смиренно болезни, Матронушка все же не советовала отказываться от лечения.
• От обращения к колдунам и знахарям предостерегала.
• Говорила: «Боже упаси поднимать на улице что-либо из вещей или денег». Вместе с ними можно какую-нибудь болезнь на себя взять, некоторые из которых таким образом специально насылают.
• Она учила своих близких, как защищаться от влияния бесовских сил. .
• А это Матронушкино наставление можно воспринимать и как шутливое, и как серьезное: «Цепляйтесь все, все за мою пяточку, и спасетесь, и не отрывайтесь от меня, держитесь крепче». Говорила, что после ее смерти таких как она уже не будет. И искать не надо, если не хотим, чтобы нас обманули. Лучше приходить на ее могилку, и разговаривать, и помощи просить, как у живой» 2мая 1952 она почила. 3мая в Троицко-Сергиевой лавре на панихиду была подана записка об успокоении новопреставленной блаженной Матроны. Среди множества других она привлекла внимание служащего иеромонаха. «Кто подал записку ?- взволнованно спросил он, - что она умерла?»…Так лавровские монахи узнали о кончине Матроны и смогли приехать на ее погребение .После отпевания все присутствующие подходили и прикладывались к ее руке. 4мая в Неделю жен-мироносиц при большом скоплении народа состоялось погребение блаженной матроны. По ее желанию она была погребена на Даниловском кладбище, чтобы «слушать службу». Отпевание и погребение блаженной были началом ее прославления в народе как угодницы Божьей. Матрона Московская всю жизнь жила без собственного дома и имущества, и смиренно, безропотно принимала свои физические изъяны, не чувствуя себя из-за них обездоленной или несчастной.
Когда отрекается человек от всего мирского и суетного, и начинает беззаветно любить Бога и служить только ему, нисходит на него Благодать, и становится он тем, кто снискал Царствие Небесное уже при земной своей жизни. Недаром некоторых святых называют блаженными – вот и Матронушка наша блаженная … Блаженна она, потому что в сердце своем, в душе рай небесный носит, и какие бы бури вокруг ни бушевали, ничто и никто свет любви Божественной в ее душе не погасит, никакими силами не нарушит умиротворения и чистой радости ее святого сердца…
За жизнь праведную, за подвиги любви и веры, за то, что свет Божественный в людских душах горит не угасая, наделяет Господь удивительными способностями – чудеса совершать, будущее видеть, молитвой исцелять, одним лишь словом своим заблудшие души на путь истинный наставлять.
При жизни святого люди не всегда понимают, кто перед ними. Могут и смеяться над ними. Могут и обманывать, и отбирать последнее, как бывало с Матронушкой. Ведь очень часто смиренны святые и безропотны, а люди принимают это за слабость. Но на самом деле сила и величие самого Господа живет в немощном порой, с виду обычном человеческом теле. Но святые праведники смиренно и спокойно принимают все – и несправедливость, и гонения, и насмешки. Прощают они людям такое обращение с собой – потому что прозорливы, потому что знают: люди ведут себя так не потому, что они по природе своей плохие, а потому, что сами несчастны, потому что не знают Царства Небесного, и не ведают, что творят…
А когда уходит святой праведник на небеса как Матрона, Господь особо его привечает, приближает к своему Престолу, и дает силы и полномочия людям на земле помогать, как делали они это при земной своей жизни. Потому и молимся мы святым, потому и просим их походатайствовать за нас перед Богом – потому что всегда они рядом с Богом, и их молитвы за нас обязательно будут Им услышаны…
Глава5. Как просить помощи у святых.
Чтобы нам было легче просить помощи у святых после того, как окончилась их земная жизнь, есть у нас молитвы, есть иконы с их изображением, и есть их святые мощи.
Некоторые люди думают, что святым церковь признает лишь того человека, чьи останки остались нетленными и через много лет после окончания его земного пути. Это не так. Есть святые, чьи мощи нетленны, есть и такие, чьи останки истлели точно так же, как если бы это был обычный человек. Нетление останков – чудесное явление, и точного объяснения ему до сих пор нет. Может быть, тело человека, всю жизнь свою обращенного помыслами к высшему, духовному, а не к земному и тленному, само обретает свойства духа – вечного, бессмертного, нетленного… Только нужен для этого особой силы дух, особой стойкости душа, особой чистоты мысли и чувства.
Однако святые мощи почитаются на Руси независимо от того, являются они нетленными или нет. Почитаемы останки святых и тогда, когда они представляют собой только кости, или даже только пепел. Ведь если Благодатью было наполнено все существо святого при его жизни, то благодатны и его останки. Благодатные, Божественные силы действуют на людей через мощи святого, потому что сами они становятся носителем Божественной Благодати. Вот почему, находясь рядом со святыми мощами, мы ощущаем присутствие Святого Духа, вот почему нисходит на нас умиротворение и светлая радость, вот почему мощи святых врачуют и душу, и тело.
Если хотите получить от святого помощь, помолитесь перед его иконой, прикоснитесь губами к раке со святыми мощами. Только обязательно делайте это с глубокой, искренней верой, что вас услышат, вам помогут, что Господь не откажет вам в вашей просьбе.
Побывав в храме, поклонившись святому и его мощам, обязательно приобретите его икону. Пусть она стоит у вас дома, либо постоянно сопровождает вас во всех ваших путях-дорогах. И тогда вы сможете в любой момент обратиться к святому и почувствовать себя под его защитой и покровительством. И в конечном итоге уже будет не важно, разговариваете вы с ним языком молитвы, или своими словами. Главное, чтобы слова ваши были честными, искренними, простыми, и шли от сердца.
Даже если перед глазами нет иконы, вы сможете просто подумать о святом, вспомнить его, и вы обязательно ощутите его присутствие. Вы почувствуете, как он с любовью и заботой смотрит на вас. А главное – он видит все, что творится у вас на душе и на сердце, знает все ваши нужды, все ваши печали и тревоги, знает, в какой помощи вы нуждаетесь. И помните, что человеку, открывшему свое сердце перед Богом, представшему перед Ним искренним и честным, не откажет в помощи ни сам Господь, ни его святые угодники.
Заключение.
Святая праведная Матрона Московская являет нам совсем другой пример восприятия скорби. Ни ропота, ни выражения боли, ни стремления на других возложить часть своей скорби не было — мирно и светло, несмотря на внешнюю, физическую темноту, протекала ее внутренняя жизнь. И мы сегодня вспоминаем с благоговением ее имя, потому что она явила нам образец христианского восприятия креста, скорби, страдания . Сила Моя в немощи совершается», — говорит Господь .Почему Он явил такое богатство благодати над святой Матроной? Да потому, что она заслужила это. Она заслужила Божию милость, она заслужила Божию благодать безропотным, радостным и мирным своего креста. Вокруг нее собирались люди, к ней тянулись, ведь тянутся к светлому, а не к темному. Страдание само по себе не может притягивать — вот почему некоторым тяжело посещать места страданий: больницы, тюрьмы… Страдание отталкивает, а страдание Матроны притягивало, потому что через это страдание, праведно его неся, она стяжала великую благодать. Этой благодатью она и сегодня делится с нами.
Но ведь сюда, в этот монастырь, к ее цельбоносным мощам приходят люди не от хорошей жизни. Ведь каждый, кто приходит, приходит со страданием, и просят Матронушку: «Помоги!» И, наверное, никто не задается вопросом: « А почему Матронушка была светла и счастлива в своей слепоте? Почему ни на кого она не возлагала бремя своего крестоношения? Почему с такой духовной силой и с таким внутренним миром она несла свою скорбь?» И когда мы прикладываемся к мощам блаженной Матроны Московской, мы должны не только слепо просить у нее «помоги, помоги, помоги», оставаясь теми, кем мы являемся, — не умеющими нести креста и скорби, не изменяющими своего сердца, не стремящимися встретить скорбь по Божиему закону, сохраняя мир в сердце, любовь к ближним, тепло своего сердца.
Идут и идут люди к Матроне, и в Покровский монастырь, и на могилку ее на Даниловском кладбище, хотя в могилке той уже и нет ничего – а вот слышит и там нас матушка, помогает и тем, кто бывшему месту ее захоронения поклониться пришел. Идут люди с обычными своими бедами, с житейскими проблемами, кои есть у всех. Кто-то об исцелении просит, кто-то о счастье семейном грезит, близкую душу встретить хочет, кому-то работу хорошую найти необходимо, чтобы от безденежья не страдать, кому-то защита от недобрых людей требуется…
И у многих в руках цветы, ведь к Матронушке принято с цветами приходить, и обязательно живыми, ни в коем случае не искусственными. Цветы можно купить и у метро, и на остановке троллейбуса, который довезет вас до монастыря – там они продаются всегда, именно для того, чтобы люди могли Матроне букет преподнести. У Матронушкиной иконы можно просто помолиться, можно попросить о чем-то про себя, или тихонько вслух, а можно записочку с просьбой за раму положить, так многие делают. Напишите коротко и просто о том, в чем ваша нужда состоит.
Рассказывайте святым о своих нуждах. Общайтесь с ними как с живыми. Вы почувствуете, что они слышат вас и отвечают вам. Святая Матрона Московская недаром просила нас рассказывать ей как живой все о наших горестях и бедах.
Рассказывайте святым о своих скорбях, как живым! Вы ощутите на себе такой поток любви и Благодати, какой могут дать нам только Небеса. И с помощью Небес потечет ваша жизнь ровно, гладко, без ударов и потрясений. Только с Божьей помощью сегодня возможно это…
Библиографический список
Сказка об осеннем ветре
Золотой циркуль
"Портрет". Н.В. Гоголь
Прекрасная арфа
Сочини стихи, Машина