Анализ фильмов о Великой Отечественной войне в кинематографе советского и российского периодов.Материалом для размышлений и выводов в данной работе послужили фильмы о Великой Отечественной войне советского и российского периода, такие как, например, «Брестская крепость», «Судьба человека», «Сталинград».
Вложение | Размер |
---|---|
zyatikov_a.doc | 51.5 КБ |
«Страницы
Великой Отечественной войны
глазами отечественного кинематографа»
(исследовательская работа)
Выполнил: Зятиков Андрей,
учащийся 10 «А» класса
Воронеж, 2014
Проблема оценки Великой Отечественной войны отечественным кинематографом является одной из интереснейших и важнейших проблем искусства кино.
Актуальность избранной темы предопределяется, прежде всего её новизной и современностью. Великая Отечественная война – гордость, слава, боль русского народа. Это время подъема народного духа, стойкости, терпения и возвышения советского характера. Искусство кино, рассказывая об этом времени, не может, не имеет права говорить неправду. Военно-патриотическая тема, тема Великой Отечественной войны – не сезонная и не юбилейная для отечественных кинематографистов. Ее постоянность связана с самой идейно-политической сущностью отечественного кинематографа. Ее постоянность связана с местом, которое заняла Отечественная война в жизни и душе русского народа, в истории человечества.
Мою семью тоже не обошла стороной война.
Мой прапрадед, Чеботарев Николай Алексеевич 1909 года рождения был призван солдатом (стрелок) 30 июля 1941 года Петропавловским РВК Воронежской области на фронт. В это время шли ожесточенные бои под Москвой. После Московской битвы фашисты начали наступать в южном направлении. По рассказам моей прабабушки, от прапрадеда в 1942 году пришло только одно письмо, в котором он упоминал, что немцы двигаются на юг в район Сталинграда.
Больше писем и никакой информации от прапрадеда не поступало. И только после войны в военкомате прапрабабушке сообщили, что Чеботарев Николай Алексеевич является без вести пропавшим и его смерть датируется мартом 1943 года (1942-1943 – ожесточенные бои в направлении Сталинграда и Курской дуги).
Так и пошло, что прапрадед погиб под Сталинградом.
Я знаю об истории Великой Отечественной войны со страниц учебников, книг и фильмов. В последнее время к юбилейным датам вышло много кинопродукции. Всю ее нельзя рассматривать однозначно. Я просмотрел недавно несколько фильмов о войне 1941-1945 годов. В них поднимаются различные темы: и начало войны и судьба человека, и невзгоды военной действительности, и нечуждые человеку в любое время любовные романы.
Просматривая эти фильмы, я представлял, что переживал мой прапрадед в ужасные для нашего государства годы. Именно это стало толчком для создания этой работы и анализа тех проблем, которые поднимает отечественный кинематограф.
Изучение и анализ работ отечественных режиссеров, посвященных теме Великой Отечественной войны, представляется интересным и новым моментом в кино.
Целью работы является анализ фильмов о Великой Отечественной войне в кинематографе советского и российского периодов.
Задачи: 1) рассмотреть сюжеты фильмов о Великой Отечественной войне
различных периодов;
2) соотнести реальные факты и вымыслы режиссёров;
3) привлечь внимание к фрагментам фильмов, в которых существуют
исторические несоответствия;
4) показать значимость и актуальность военных фильмов для нашего поколения.
Достижение этой цели возможно только после анализа конкретного материала, поэтому объектом исследования в моей работе являются фильмы о Великой Отечественной войне.
Материалом для размышлений и выводов в данной работе послужили фильмы о Великой Отечественной войне советского и российского периода, такие как, например, «Брестская крепость», «Судьба человека», «Сталинград».
Методы исследования: анализ статей и мнений критиков о фильмах, сопоставление исторической литературы с некоторыми сюжетами из фильмов.
В своей работе я проанализирую фильмы о войне в хронологическом порядке.
В российском кинематографе вышел фильм, посвященный событиям июля 1941года.
Брестская крепость память и слёзы.
В трауре плачут над Бугом берёзы.
Сколько тут пулей оборванных судеб.
Кто пережил, никогда не забудет.
«Брестская крепость» - художественный фильм 2010 года об обороне Брестской крепости во время Великой Отечественной войны в июне-июле 1941 года.
22 июня 1941 года немецкие войска перешли границы Советского Союза. Брестская крепость, которую защищали части Красной Армии, пограничных и конвойных войск НКВД, приняла на себя один из первых ударов. Сценарий писался на основании исторических фактов, главные герои фильма имеют реальные исторические прототипы. Фильм рассказывает о трёх главных очагах сопротивления, возглавляемых командиром 44-го стрелкового полка майором Петром Гавриловым, комиссаром 84-го стрелкового полка Ефимом Фоминым и начальником 9-й погранзаставы лейтенантом Андреем Кижеватовым.
В музее Мемориального комплекса «Брестская крепость-герой» теперь есть экспозиция, посвящённая съёмкам фильма, среди прочего там находится форма Кижеватова, в которой снимался Андрей Мерзликин, и пострадавшая от взрыва гранаты труба Сашки Акимова (Алексей Копашов).
Большинство немецких солдат в фильме вооружены винтовками Mauser 98k (что исторически верно), однако винтовки укомплектованы несоответствующими им ремнями (вероятно от винтовки Мосина).
Показанный в конце фильма немецкий огнемётный танк не мог использоваться в 1941 году.
Роли немецких танков в фильме, судя по ходовой части и пушке, играют переделанные БМП-1.
Периодически в кадр попадает советский снайпер, вооружённый самозарядной винтовкой СВТ-40. Несмотря на то, что в 1941 году эта винтовка была относительно массовой, данный фильм — один из немногих фильмов с «участием» СВТ-40.
Мне удалось побывать в музейном зале, посвященном событиям Великой Отечественной войны и поговорить с экскурсоводом, который подтвердил некоторые факты упомянутые мной выше.
О самых тяжелых и героических страницах истории Великой Отечественной войны рассказывают страницы киноленты «Сталинград»
«Сталинград» — российская военная драма режиссёра Фёдора Бондарчука. Картина рассказывает о кровопролитных сражениях времен Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, действие разворачивается в 1942 году на оккупированном нацистскими войсками берегу Волги, где несколько советских солдат героически держат оборонительные позиции на подступах к Сталинграду. В ролях — Пётр Фёдоров, Алексей Барабаш, Андрей Смоляков и Томас Кречманн
Несмотря на то, что фильм претендует на историческую достоверность, хотелось бы отметить некоторые исторические недостоверности:
1) Герой Томаса Кречманна говорит Маше, что он из благородного прусского рода и его приглашал фельдмаршал Паулюс к себе домой. Однако, действия фильма происходят в 1942 году, в то время как Паулюс получил звание фельдмаршала только в январе 1943 года.
2) Сразу же бросаются топографическо/географические несоответствия: Дом Павлова (4-этажный жилой дом, расположенный на площади Ленина в Волгограде) и фонтан (Привокзальная площадь) не могли находиться на одной площади. Также рядом не может стоять и Театр им. Горького.
3) За площадью, слева направо, располагались здание облисполкома, два жилых здания, общежитие облисполкома, Дом Красной Армии (бывший дом Яблокова, надстроенный двумя этажами), напротив, по ул. Гоголя — гостиница «Большая Сталинградская», возведённая в 1935 г. Кроме универмага на площади находились Дом летчиков и гостиница Интурист.
4) Т-44 изображает T-IV mod. Ausf.H, но дело в том, что эти панцеры сошли с конвейера в апреле 1943 года. А Сталинградская битва закончилась 2 февраля 1943.
5) Самолёт вертикальной посадки, как могли сбить самолёт так, что упав, не задев верхушек домов и оставшись практически целым, он лежит себе спокойно среди близкорасположенных разрушенных домов.
И все же этот фильм о героических страницах нашей Великой Родины, которые небесследно прошли для нашего государства. Это страницы героизма, патриотизма, отваги, мужества, любви к Родине.
Велико значение картин: «Судьба человека», «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Живые и мертвые», «Отец солдата», «Дом, в котором я живу», «Последние залпы», «Третья ракета», «Майские звезды», «Если дорог тебе твой дом», фильмов «малого эпоса», которые вновь утвердили — на основе уже сделанного литературой — тему Отечественной войны как народную тему.
Исследуя тему, мне стало интересно, а что думают мои сверстники об отечественном кинематографе. И вот, что у меня получилось.
Я составил анкету, которую раздал одноклассникам. В ней были вопросы:
1. Нравятся ли тебе фильмы о Великой Отечественной войне?
2. Какие фильмы о Великой Отечественной войне ты смотрел?
3. Какие вопросы, поднятые в фильмах, тебе были интересны?
4. Как ты считаешь, нужны ли фильмы о событиях 1941-1945 годах?
5. Как ты относишься к историческим неточностям? Имеют ли они место быть?
Итоги опроса я представил в виде схем и диаграмм.
В работе мной был проанализирован комплекс проблем, связанных с военной темой.
В ходе работы были сделаны следующие выводы:
воссоздаваемые кинематографом уроки войны помогают развитию исторического мышления современника. Историческое мышление – важнейшая черта духовного и нравственного мира народов. Оно помогает отчетливее видеть прошлое, глубже понимать настоящее, точнее определять координаты будущего. Тема Великой Отечественной войны, имеющая в киноискусстве особую патриотически-воспитательную и идейно-эстетическую значимость, неисчерпаема. Пройдут годы, и на экране появятся новые фильмы, рассказывающие о минувшей войне. Время откроет в ней новые грани, даст художникам иные возможности воплощения темы, расширит круг их размышлений. С течением времени, вероятно, может измениться оценка фильмов, критики и киноведы точнее определят их место в истории кино.
Сейчас, когда эпоха Великой Отечественной войны стала историей, фильмы о минувшем времени постепенно, но неизбежно начинают обретать исторический характер, особенно с точки зрения нас - новых зрительских поколений, живущих в сегодняшнем мире.
Но существуют фильмы, в которых прошлое и настоящее, историческое и современное неразделимы и взаимосвязаны, которые оказываются средоточием и узлом проблем и идей времени.
Да что я знаю о войне, да что я знаю о разлуке
Когда степной горит ковыль, и пустоту хватают руки
И мрамор туч, сколь хватит глаз, чеканит марш кусками неба
Ты, не таясь, ответь, солдат, какой имеет вкус победа
Список литературы:
1.Бондарчук С. Ф. Желание чуда – М.: Молодая гвардия. – 1984
2. http://www.clubochek.ru/vers.php?id=10661
3. http://nnm.me/blogs/aleeks1/falsifikatory-istorii-lyapy-filma-stalingrad/
4. М. Шолохов «Судьба человека» //Нева. — 1959. — № 9.
Учимся ткать миленький коврик
Сказка про Серого Зайку
Прекрасная арфа
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Девятая загадочная планета Солнечной системы