Изучая в курсе природоведения питание и дыхание растений мы с девочками решили поставить ряд простых, но для них интересных опытов.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа по природоведению 5 класс | 2.68 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» пгт. Троицко-Печорск
Тема: «Фабрика растения».
Авторы работы: Голышева Анастасия, Лызлова Ксения, ученицы 5 «а» класса
Руководитель: Глинкова Оксана Владимировна, учитель географии
пгт. Троицко-Печорск
2014 год
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………….…………………. 3
Список литературы ……………………………………………………………………………. 8
2
Введение.
Цель исследования:
Установить, какие вещества создает растение, и какова роль этих веществ в природе.
Задачи:
Объект исследования: растение
Предмет исследования: вещества, образующиеся в растении.
Метод исследования: лабораторный, эксперимент
Актуальность:
Всем известно, что от растений зависит жизнь на Земле. Растения играют огромную роль в поддержании жизни на нашей планете только благодаря тому, что подобно огромной фабрике образуют различные вещества, от которых зависит жизнь других организмов. Эти незаменимые вещества способны образовать только растения, а зависит от них и наша с вами жизнь в том числе. Какие же вещества производит фабрика растения?
Изучать эту тему мы начали на уроках природоведения. Но полученных знаний нам показалось недостаточно, поэтому мы решили рассмотреть эту тему более подробно. Основным источником информации стал для нас интернет.
Ссылки на сайты вы найдете в списке литературы.
3
1 . Продукт №1 - Кислород.
Из курса природоведения и окружающего мира мы знаем, что растения выделяют кислород. Мы решили заложить опыт, доказывающий образование кислорода в растении.
Для этого мы побег герани поместили под стеклянный колпак на стеклянной подставке. Залепили пластилином щель по низу колпака и оставили в темном шкафу на четверо суток. Через 4 дня достали растение и проверили с помощью лучинки, какой газ образовался под колпаком. Лучинка погасла, значит, образовался не кислород, который поддерживает дыхание, а углекислый газ. Сделали вывод: в темноте кислород не образуется.
Оставили герметично закрытый колпак с растением на свету на 2 суток. Через два дня проверили лучинкой газ под колпаком. Лучинка вспыхнула, значит, под колпаком на свету образовался кислород.
Значение кислорода в природе огромно. Этот газ необходим для дыхания растениям и животным. При участии кислорода сложные вещества в клетках распадаются до более простых. При этом выделяется энергия, необходимая для жизни.
Кислород выделяется зелеными растениями через поры – устьица на нижней части листьев на свету.
Именно кислород является условием для существования жизни на нашей планете. Образующие его растения выполняют космическую роль – поддерживают атмосферу, пригодную для жизни, поэтому леса называют «легкими планеты».
4
2. Продукт №2 – органические вещества.
Вторым по значению продуктом фабрики растения являются органические вещества. Мы заложили опыт, доказывающий образование органических веществ в растении.
Для этого мы взяли герань и поместили на трое суток в темный шкаф, для того чтобы произошел отток органических веществ из листьев.
Через 3 дня мы достали герань и прикрепили на два листа трафареты из черной бумаги. Герань оставили под лампой на сутки. Через сутки мы срезали листья герани. Сняли с них трафареты. Листок опустили сначала в кипяток, а затем в горячий спирт. При этом клетки должны были разрушиться, а органические вещества выйти в лист.
Проверили, есть ли органические вещества, поместив лист в раствор йода. Крахмал при воздействии йода дает синюю окраску.
Результат: те части листа, на которые не попадал свет – не окрасились, а те части листа, где свет попадал, окрасились в синий цвет.
Вывод: органические вещества образуются только на свету.
Этот процесс получил название – фотосинтез. Фотосинтез – основа жизни на планете Земля, потому что растения кормят всех, даже хищников, передавая по пищевой цепи энергию и органические вещества.
Климент Аркадьевич Тимирязев, великий русский ученый всю жизнь изучавший этот процесс сказал так:
« Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного света и целую речку чистой воды и попросите из всего этого приготовить сахар, крахмал, зерно, он решит, что вы над ним смеетесь…»
А растения готовят пищу на весь земной шар.
5
3. Продукт №3 – Фитонциды.
Есть ли еще какие-нибудь вещества, которые могут образовать только растения? Да, это фитонциды.
Фитонциды были открыты в 1928 году выдающимся русским ученым Борисом Петровичем Токиным от греч. «фитон» - растение, «цидо» - убиваю. Фитонциды – это вещества, содержащиеся в растениях и губительно действующие на болезнетворные бактерии и плесневые грибы. Фитонциды содержатся в тканях растения и выделяются при их травмировании.
Фитонциды содержат все растения, но в разных количествах. Больше всего фитонцидов выделяют мята, душица, ромашка, шалфей, черемуха, пижма. По подсчетам ученых , один гектар соснового леса выделяет за сутки до 5 кг фитонцидов, можжевелового до 30 кг. Алоэ, бегония и герань снижают содержание бактерий в воздухе на 40 – 50 %.
Чемпионом по количеству и губительному на микроорганизмы действию является лук и чеснок.
На основании полученной информации мы заложили два опыта.
Опыт № 1. Цель: доказать губительное влияние фитонцидов на плесневые грибы. Мы взяли кусочек хлеба с плесенью и разделили его на три равные части. Один кусочек поместили в чашку рядом с измельченным луком, другой – в чашку рядом с измельченным чесноком, третий кусочек был контрольным. Через четыре дня сравнили результаты. В чашке с луком плесень затормозила свой рост, по сравнению с контрольной. А в чашке с чесноком плесень вообще не развилась.
Вывод: фитонциды чеснока оказались губительны для плесени.
Опыт №2. Цель: доказать губительное влияние фитонцидов на бактерии. Мы взяли для опыта два вареных куриных яйца , и подвесили их на сетке в двух одинаковых банках. Но в одной банке на яйцо действовали фитонциды горчицы и был закрыт доступ воздуха, а в другой нет. В течение 10 дней яйцо с доступом воздуха испортилось, яйцо во второй банке с горчицей не изменилось в течение месяца.
Вывод: фитонциды горчицы убили бактерии в банке и воздух стал стерилен. 6
Заключение.
В результате проведенной работы мы доказали, что фабрика растения вырабатывает вещества играющие важную роль в природе и поддержании жизни на Земле.
Вывод:
Растения – это огромная фабрика, создающая условия для жизни всем живым организмам на планете. Продукцией этой фабрики является не только кислород, который необходим для дыхания всего живого. Растения дают животным органические вещества – главный строительный материал и источник энергии. Также большое значение в природе имеют фитонциды, они сдерживают рост бактерий и плесневых грибов и очищают воздух.
Полученные знания дают возможность человеку широко использовать растения для лечения, в быту, а главное – бережно к ним относиться, ведь пока есть растения – на планете будет жизнь.
К сожалению, в одной работе невозможно рассмотреть всю продукцию фабрики растения, поэтому работу возможно продолжить.
7
Список литературы:
8
Что есть на свете красота?
Флейта и Ветер
Простые новогодние шары из бумаги
Рисуем акварельное мороженое
Северное сияние