Вложение | Размер |
---|---|
rabota_slaven_don_radchenko_alina.docx | 224.64 КБ |
Областной этнографический конкурс
«Славен Дон – 2013»
Номинация: Традиционная культура
Прялка – предмет быта жителей села Койсуг
(западного микрорайона г. Батайска)
Исследовательская работа
Работу выполнила:
ученица 10 «А» класса
МБОУ СОШ №4 с УИОП
г. Батайска,Ростовской обл.
Радченко Алина
Руководитель:
учитель русского языкаи литературы
МБОУ СОШ №4 с УИОП
г. Батайска,Ростовской обл.
Зубова Галина Викторовна
2013 г.
Содержание
Электронное приложение к защите
Введение
Актуальность моей исследовательской работы заключается в приобщении подростков к изучению быта донских казаков.
Цель: исследовать прялку как предмет быта жителей села Койсуг.
Объект исследования:предметы быта жителей села Койсуг.
Предмет исследования:донская прялка Смирновой Нины Ивановны.
Методы исследования: наблюдение, социологический опрос, встречи и беседы с жителями села Койсуг, изучение литературы и интернет ресурсов.
Гипотеза:донская прялка – предмет быта донских казаков и жителей села Койсуг.
Прялка – предмет быта жителей села Койсуг.
Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки.Наверное, у каждого в доме имеется какая-либо старинная вещица, о которой он очень мало знает. Как-то я зашла в гости к соседской бабушке, Смирновой Нине Ивановне, которая проживает по адресу: пер. Хабаровский, 5. И увидела в ее доме прялку. Мне стало интересно узнать побольше об этом предмете быта. Соседка рассказала мне, что эта прялка стоит у нее не случайно, она передавалась из поколения впоколение и она ее хранит как память о своей прабабушке.Нина Ивановна считает, что прядение на прялке можно назвать настоящим искусством и чтобы научиться изготовлять хорошую, качественную пряжу, необходим опыт, сноровка и даже талант.
Прялка Смирновой Нины Ивановны – это память о предках.
Честно говоря, я даже не могла подумать, что так заинтересуюсь этой вещью. Ведь сейчас нам не понять всю ценность этого предмета. Нина Ивановна говорила о прялке с трепетной любовью, рассказывала, что прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи женщины. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила женщина за прялкой. «Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая искусная пряха могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!», - с удовольствием рассказывала мне соседка.
Безусловно, прялка в то время – это неотъемлемый предмет быта сельчанок. Вся их жизнь была связана с прядением, от самого детства и до старости. Во многих домах до сих пор остался этот предмет быта. Мне стало интересно, многие ли люди сохранили эту вещь, и я решила провести соцопрос среди моих соседей.
Вопросы соцопросника:
История возникновения прялки.
Изучая литературные материалы, я убедилась в том, что прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси.На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине. Это зависело от породы овец, в какой период времени года была пострижена овца и от многих других факторов. Правой рукой приводили в движение большое колесо, а левой рукой вытягивали прядь и подносили к веретену. В зависимости от угла наклона пряди к веретену происходило закручивание или наматывание пряди.
Усовершенствование прялок.
Прядением занимались женщины, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин. В 1530 году Юргенс из Брауншвейга изобрёл прялку с ножным приводом, при котором обе руки могли заниматься пряжей. Прялку стали называть самопрялкой. Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Последние две операции были в какой-то степени механизированы, но всё-таки вручную приходилось делать частичное закручивание. Только в 1735 году механик Джон Уайт, изобрёл вытяжной механизм, состоящий из двух вытяжных валиков, которые, наконец, заменили руки женщины. Но не совсем, на такой прялке можно было использовать волокна уже подготовленные, то есть частично вытянутые. В этом в дальнейшем помогла изобретённая чесальная машина. Вот тогда-то и собрал полностью механизированную прядильную машину тот же Джон Уайт. Это произошло в 1741 году. Можно сказать, что прядильная машина оказалась прообразом всех последующих станков и механизмов. В каком-то смысле ее появление символизировало собой рождение современного мира.
Но машина Джона Уайта все же не получила широкого распространения. Поскольку была слишком громоздкой и дорогой.
Следующей прялкой стала прялка «Дженни», изобретённая Харгвисом. Назвал он её в честь любимой дочери. Всё было хорошо в этой машине, но один недостаток – вытяжка была недостаточной, и пряжа получалась слабой, – приходилось добавлять для крепости пряжи нить льна.
И как оно часто бывает в технике, так и произошло – все недостатки предыдущих прялок были учтены, а достоинства объединили в одной, – так сделал свою прядильную машину Аркрайт. Процесс прядения был полностью автоматизирован. Но и потом, проходило время – замечали снова недостатки, и снова переделывали и усовершенствовали. Вследствие автоматизации всех процессов его агрегат получил возможность работать непрерывно.
Гораздо позднее, объединив достижения изобретателей, СамуэльКромптон создал мюль – машину. Именно она и внесла последнее слово в историю создания универсальной прядильной машины.А прялки отошли в далекое прошлое...
Изготовление и устройство донской прялки.
Изучая данную тему, я для себя сделала открытие, чтопрялки бывают разных размеров, формы, они изготовляются из разных пород дерева, имеют разнообразный стиль исполнения. В одном конце этого разнообразия можно найти античную салонную прялку с искусной резьбой по дереву, инкрустированную полудрагоценными камнями и слоновой костью, с другой стороны высокотехнологичная электрическая прялка. А вот донская прялка была устроена следующим образом. Верхняя часть прялки называется матка (1). Боковые стойки (2) поддерживают вращающуюся головку. Их можно сдвигать для установки или снятия катушки (3). Вращающаяся головка (4) с крючками (5) вдоль лапок. Нить проходит сквозь отверстие (6) впереди головки, над крючками и накручивается на катушку. Нить передвигают с крючка на крючок, чтобы катушка заполнялась равномерно. Катушка вращается медленнее чем головка и нить накручивается на катушку сама. Когда катушка заполняется, ее можно снять и поставить на полочку(7).Прялка работает как велосипед. Когда ноги стоят на педалях (8) рычаг (9) поворачивает вал (10) который вращает колесо (11). Когда колесо вращается, ремень (12) вращает головку, катушку или их вместе. Это вращение передается волокну и скучивает его в нить.Для регулировки скорости обратите внимание на следующие части прялки. Блок (13) отвечает за скорость скручивания нити. Его устанавливают на головке. Тормозное устройство (14) давит на катушку замедляя ее вращение. Приспособление для натяжения ремня (15) собственно контролирует его натяжение. Чем оно больше, тем быстрее вращается колесо. Чем быстрее вращается колесо, тем быстрее нить накручивается на катушку. Если ремень ослабить, колесо будет вращаться медленнее, нить медленнее будет наматываться на катушку, но будет более скрученной.
Пряха - лицо женского пола, владеющее умением прясть.Статус пряхи определялся ответственностью самого прядения — главного женского занятия, которым мужчины никогда не занимались. С интересом отмечаю, что по народным представлениям, прикосновение мужчины к веретену лишало его силы и ловкости, а неправильное обращение пряхи с куделью могло сделать женщину мужеподобной: у нее начинала расти борода.
Оказывается, жизнь донской казачкии жительницы села Койсуг с ранних лет была связана с прядением и с его атрибутами. Девочке, чтобы она легко приобщалась к прядению, перерезали пуповину на прялке или веретене, а также прикладывали эти предметы к новорожденной. Старались отрезать пуповину так, чтобы она упала на женскую работу, в частности, пряжу. Кроме того, помещали в ее колыбель детскую прялку. Во время крестин, возвращаясь из церкви, крестная брала кудель и садилась прясть, чтобы девочка успешно овладела этими операциями; с той же целью ребенка передавали крестной через прялку. С 5—6 лет девочку начинали учить прясть и ей впервые разрешали спрясть нитку из грубой шерсти или очесов. Пряжу затем сжигали, а золу девочка должна была съесть, запив и закусив кусочком хлеба, под приговор: «Етазъяси — будщи хорошая пряха». В некоторых местах она глотала дымок от зажженной пряжи, чтобы работа в ее руках горела.
К моменту достижения совершеннолетия девушки полностью осваивали это мастерство и становились искусными пряхами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.
Связь прядения и удачного замужества прослеживается во многих магических действиях добрачной, свадебной и семейной обрядности. Так, девушки пряли «благовещенскую» или «четверговую» нить с приговором о суженом, гадали о браке на «новине», во время ее расстилания, молились о даровании умения «прясть, ткать и узоры брать», то есть приготовить себе приданое. Хлестали сватов мотком ниток для удачного сватовства. Известны свадебные приговоры, в которых выступает символика «недремавшей» невесты: «Наша молода не спала, не дремала, тонко пряла, звонко ткала, бело белила и нас подарила». Кроме того, на второй день свадьбы свекровь во время утренних хозяйственных заданий поручала молодице спрясть нитку, а в течение специальной «прядильной недели» Великого поста молодицу приучали к новой жизни в кругу женской родни мужа.
Хочу отметить, что в обычной жизни после выхода замуж женщина не расставалась с прялкой и не переставала прясть, хотя по статусу молодицы как бы теряла свое значение пряхи. В традиционных представлениях девушка — пряха, а молодица — непряха. Для женщины главным становилось ткачество.
Проводя исследования, убеждаемся, что значение прядения на Дону было так велико, что с древности, так же как и ткачество, являлось символом женского труда, а пряхи имели своих святых покровителей. Ведь уже на византийских мозаиках и миниатюрах IX в. Богородица изображалась с веретеном и пряжей; из Византии это изображение пришло на Русь. А прядение, наряду с колодцем и Священным Писанием, стало одним из трех легендарно-иконографических символов Благовещения.
Из рассказов Нины Ивановны я узнала, что прядение, особенно в большие годовые праздники, могло повлиять на здоровье людей, животных, на благополучие дома. Так, прядение заговоренной шерсти служило «для чарования скота и дома». Поэтому не разрешалось прясть и ткать по большим праздникам, так как в «поворотные», «переходные» моменты (Рождество, Святки) мир мог быть как правильно, так и неправильно «свит, сплетен, сшит или спряден, соткан».
Заключение.
Все проведённые мной исследования служат ярким подтверждением того, что донская прялка, действительно, была предметом быта и донских казаков, и жителей села Койсуг (западного микрорайона г. Батайска). Во многих семьях койсужане с бережностью хранят прялки как память о своих предках, напоминание о прошлом.
Список литературы
Прекрасное далёко
О чем поет Шотландская волынка?
Весёлые польки для детей
Без сердца что поймём?
А теперь — мультфильм