Исследовательская работа ученицы 5 класса Мустафиной Алины.
Вложение | Размер |
---|---|
misticheskie_svoystva_zerkala_i_rol_zerkala_v_literature.ppt | 1.14 МБ |
misticheskie_svoystva_zerkala_i_rol_zerkala_v_literature.doc | 78.5 КБ |
Мистические свойства зеркала,
и образ зеркала в литературе
Содержание
Введение | 3 |
Основная часть | |
Глава 1. Мистические свойства зеркала | 5 |
Глава 2. Образ зеркала в литературе | 7 |
Заключение | 9 |
Список литературы | 11 |
Приложение 1 | 12 |
Введение
Из всех предметов интерьера зеркало - наиболее загадочный и мистический предмет, который во все времена был окружен ореолом мистики и тайны. Жизнь современного человека невозможно представить без зеркала. Что значит зеркало в нашей жизни?
Зеркало - это, прежде всего, амальгамированное стекло; атрибут красоты; предмет, отражающий отношение людей друг к другу. Может, поэтому зеркало обрело свое магическое значение. Что мы видим в зеркале? Что кроется за ним?
Его история теряется в глубине веков. Первые зеркала делали еще в Древнем Шумере, Индии и Египте, позже уже в XII веке венецианские мастера, жившие и работавшие на острове Мурано.
С древних времен зеркала интриговали и притягивали своей магической сущностью.
В оккультной науке зеркало является не только отражающей поверхностью, но также связующим звеном между человеком и душой (сознанием и подсознанием).
Как в зеркале мы каждый раз видим новое свое отражение, так и у поэта образ зеркала в разные годы обретал новое значение.
Перед нами встал проблемный вопрос: каковы мистические свойства зеркала, и какова его роль в литературе?
В связи с этим была поставлена цель: выявление символического смысла использования образа зеркала в литературе;
Задачи: изучить литературу по данной теме, прочесть и проанализировать произведения, в которых присутствует образ зеркала
Предметом исследования является зеркало в истории культуры.
Объектом исследования – образ зеркала в литературе.
Актуальность работы обусловлена тем, что зеркало стало неотъемлемой частью нашего быта.
Зеркало – предмет и образ зеркала в искусстве являются объектами исследования широкого круга гуманитарных дисциплин.
В связи с этим нами была выдвинута гипотеза: образ зеркала имеет какой-то магический смысл, поэтому писатели часто используют его в своих произведениях
Научная новизна работы, на наш взгляд, состоит в том, что феномен зеркала рассмотрен в трех проекциях: зеркало-вещь, идея зеркала и зеркальности, образ зеркала в литературе. Несмотря на обилие публикаций, посвященных теме зеркала, в большинстве работ авторы обращаются только к одному из многих аспектов феномена зеркала. На фоне значительного числа публикаций обнаруживается недостаток комплексного исследования предмета.
Методы исследования: изучение литературы по данной теме, анализ произведений, в которых присутствует образ зеркала.
Культура зеркала многолика. Каковы мистические свойства зеркала и какова его роль в произведениях литературы?
Итак, зеркало...
Основная часть
Глава 1
Мистические свойства зеркала
Самое древнее объяснение мистических свойств зеркал принадлежит Парацельсу, который считал зеркала тоннелем, соединяющим материальный и тонкий миры. Сквозь зеркала тонкие энергии попадают к нам. Несомненно, эта энергия очень сильно воздействует на психику людей. Базируясь на предположении Парацельса, древние врачи употребляли свойства зеркал для гипнотических сеансов и всевозможных внушений.
Когда-то на Руси очень широкое распространение получило гадание: два зеркала направляли друг на друга, расставляли горящие свечи и внимательно смотрели в зеркальный коридор, создаваемый отражением двух зеркал, надеясь увидеть свою судьбу. До начала сеанса следует закрыть иконы, снять крестик и засунуть его под пятку — иными словами, полностью отказаться от всех священных сил. Возможно, поэтому существует поверье, будто бы зеркало людям дал Дьявол, чтоб они не томились в одиночестве и имели возможность разговаривать сами с собой.
Интересный исторический момент: Иван Грозный, очень страшившийся дурных сил и сглазов, распорядился, чтобы его жене зеркала делали лишь слепые умельцы. Тут нет ничего странного, поскольку на Руси бытовало мнение, что зеркало способно подхватить порчу и «подарить» ее любому, заглянувшему в него.
В Европе в мистические свойства зеркал верили ничуть не меньше — здесь часто монтировали зеркала в окна, чтобы отбить «вредную» энергию злого соседа, либо расположенных рядом «негативных» построек: промышленных объектов, темниц... В Испании на одеяние ребенка цепляли кучу небольших зеркал, чтобы оградить его от влияния взоров завистников. Даже королевские особы верили в магические зеркала и пользовались ими. Екатерина Медичи, страстно верившая в оккультные искусства, владела зеркалом, которое приоткрывало ей будущее Франции. Генрих IV также полагался на волшебное зеркало, чтобы раскрыть политические заговоры против себя.
В древнекитайской мифологии: “Зеркало было знаменательной эмблемой всевидящего ока их главного божества…”. В индийской традиции зеркало считается символом истины. В Корее в начале XX века вместилищем души женщины-шаманки масин манмэн было “медное зеркало”, которое помещалось в алтарь. “Кроме того, зеркало символизировало небесный свод. Вообще блеску зеркала приписывалась способность отгонять духов”.
И сейчас, в век технического прогресса, люди не забывают о мистике зеркал. Мы пугаемся, когда зеркало падает на пол, и заботливо проверяем — не откололся ли кусочек. Или, возвратившись за чем-то домой, перед уходом непременно посмотрим в зеркало. После визита неприятных людей обязательно моем зеркало, очищая от них его память. Если в доме находится покойник, зеркала занавешивают, боясь, как бы дух усопшего не ушел в зеркало, где он застрянет навечно...
Впервые человек встретился с собственным зеркальным отражением на поверхности водяной глади. Затем родилась мысль применять для изготовления зеркал как следует обработанные камни. Позже зеркала начали отливаться из различных металлов. В XVI веке было создано первое хрустальное зеркало.
Умельцы использовали в зеркальной поверхности золото и бронзу, благодаря которым смогли добиться прекрасного качества.
Однако, изобретя зеркало, люди и не догадывались, что изобрели чрезвычайно таинственную вещь. Со временем они начали постигать факт, что зеркало не просто умеет показывать окружающую действительность.
Мистические свойства зеркал начали применять гадалки и колдуны. Они нашло себе место в белой и черной магии.
Зеркало как предмет волшебный, обладающий магическими свойствами, наиболее часто используется в литературных произведениях.
Глава 2
Образ зеркала в литературе
В структуре произведений зеркало занимает весьма значительное место. Как правило, оно появляется на переломной фазе действия, выполняя организующую или предвещающую функцию.
Зеркало – волшебный и загадочный предмет. Оно всегда притягивало интерес людей, порождая суеверия и приметы. И это, конечно, не могло не отразится в фольклоре. Часто зеркало играет важную роль, а иногда бывает и главным героем в сказках, мистических произведениях
В литературе зеркало – достаточно распространенный персонаж или важная деталь.
В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (взгляд Горгоны превращал людей в камень).
В других произведениях зеркало является источником видений.
Так в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» зеркало рассказывало злой мачехе о том, что есть кто-то красивее неё.
В сказе П. Бажова «Таюткино зеркальце» рабочие находят в руднике необычный камень в виде зеркала. Барыня приказала его вырубить да ей привезти, так как она хозяйка горы. Настоящая Хозяйка горы рассердилась и разбила зеркало.
В сказке Оскара Уайльда «Звездный Мальчик», прогнав свою нищую мать, превращается в уродливого карлика, но долго не может признать себя в страшном существе, которое в зеркале повторяет все его движения...
В басне И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна» обезьяна кривляется перед зеркалом, видя свое отражение, не может понять, что это она сама.
Всё началось с зеркала и в сказке Андерсена «Снежная Королева» Играя с солнечным светом, Тролль разбил зеркало, а его осколок попал Каю в сердце. Так начинается новая история….
В книге Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье», большой любитель головоломок, парадоксов и «перевертышей», автор уже ставшей знаменитой «Алисы в Стране Чудес» отправляет свою любимую героиню девочку Алису в другую сказочную страну — Зазеркалье.
Как и в прошлый раз, Алиса пускается в приключения благодаря своему любопытному и симпатичному зверьку — черному котенку, с которым она в полудреме играет. А по ту сторону волшебной зеркальной грани начинаются разнообразные чудеса и превращения.
Одной из самых популярных книг известного детского писателя Виталия Губарева является повесть-сказка «Королевство кривых зеркал» (1951). Главной героине Оле волшебное говорящее зеркало предлагает “побывать по ту сторону зеркала”. С этого времени Оля принадлежит двум пространствам – миру Предзеркалья и миру Зазеркалья. Зеркало делается своеобразным транспортным средством.
Мотив, принцип, образ зеркала могут реализовываться на всех уровнях произведения: сюжетном, композиционном и образном.
Зеркало в произведении может играть и положительную, и отрицательную роль.
В мифе о Персее зеркало играет положительную роль, так как помогает герою избавиться от страшного чудовища. А в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» у зеркала отрицательная роль, потому что Кай из доброго, веселого мальчика превращается в злого и грубого, и спасти его смогла только любовь Герды.
В повести-сказке «Королевство кривых зеркал» героине Оле удается избавиться от своих недостатков, так как она видит поведение Яло – своего зеркального отражения. Значит роль зеркала тоже положительная.
В сказке «Звездный мальчик» главный герой благодаря зеркалу осознает, что совершил нечто ужасное, выгнав свою мать. А в «Таюткином зеркальце» Хозяйка горы, разбив зеркало, наказывает жадную барыню. И в том и в другом произведении роль зеркала положительная.
В книге «Алиса в Зазеркалье» зеркало не имеет ни положительной, ни отрицательной роли, оно является просто проводником в другой мир.
Заключение
В каждой культуре, в каждом времени, на каждом возрастном этапе – свои зеркала и свои отражения. Образ зеркала в жизни и в литературе трактуется неоднозначно, порой противоречиво.
Разумеется, перечнем только тех произведений, которые были рассмотрены нами, тему "зеркала в литературе " не исчерпать.
Говорить о зеркалах - это значит видеть недорисованное и слышать недослышанное, чего так много в произведениях литературы, особенно, если читать между строк.
Даже беглое знакомство с трактовкой образа зеркал тревожит некоей недосказанностью и загадочностью.
Именно поэтому можно считать, что наша гипотеза подтверждена. Безусловно, образ зеркала имеет какой-то магический смысл, поэтому оккультисты используют его в различного рода ритуалах и обрядах, а писатели часто используют в своих произведениях.
Нами было изучено 8 произведений, в которых символика зеркала несет большую смысловую нагрузку и является важным для понимания образов героев, их действий и поступков.
Проведя исследования, проанализировав произведения, ознакомившись с различными статьями на данную тему, мы сделали вывод: в литературном произведении зеркало может являться: источником видений, носителем правды, дверью в Зазеркалье, отрицательным или положительным персонажем.
Зеркало есть символ вечности, поскольку в нем есть все, что минуло, что есть сейчас и все, что грядет.
Поэтому вокруг зеркала возникает своя собственная мифология, которая получает свое творческое оформление и выражается в литературе.
Список литературы
1.Борухов Б.Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры. Логический анализ языка. Культурные концепты./ Б.Л.Борухов - М., Наука, 1991.-е. 109 - 117.
2. Дегтярева О.А. Зеркало как общекультурный феномен./О.А.Дегтярев - СПб., 2002. - 24 с.
3. Дубин В. Зеркало в центре лабиринта (О символике запредельного у Борхеса) / В.Дубин - // Вопросы литературы. 1991. - № 8. - С. 154 - 157.
4. Шавкунов Э.В. Зеркала в магико-религиозных обрядах в древности и средневековье./ Э.В.Шавкунов - Владивосток, 2000г. - 106 с.
5. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки./ В.Я.Пропп - М.: Наука, 1998.-210 С.
6. Литвинский Б.А. Зеркало в верованиях древних народов. // Советская этнография.- 1964.- №3,- с. 96-104.
7. Правдивцев В. Эти таинственные зеркала / В. Правдивцев - // Наука и религия. 1998. - № 1.
8. Интернет - ресурсы
Приложение 1
Произведения, в которых присутствует символика зеркала
№ | ПРОИЗВЕДЕНИЕ | АВТОР |
Миф о Нарциссе | Н.А. Кун | |
Миф о Персее и Медузе Горгоне | Н.А. Кун | |
«Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» | А.С.Пушкин | |
«Таюткино зеркальце» | П.П. Бажов | |
«Зеркало и обезьяна» | И.А.Крылов | |
«Мальчик-звезда» | Оскар Уайльд | |
«Снежная Королева» | Х.К.Андерсен | |
«Алиса в Зазеркалье» | Л.Кэрролл |
Сочини стихи, Машина
Хризантема и Луковица
Астрономический календарь. Март, 2019
Золотой циркуль
Любимое яичко